Sofin-credit.ru

Деньги и работа
19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Открытие валютного счета бюджетным учреждением

Может ли бюджетное или казенное учреждение, например школа искусств или детский сад, открыть расчетный счет в каком-либо банке?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетные и казенные учреждения не вправе открывать расчетные счета в кредитных организациях, за исключением случаев, определенных законодательством РФ.

Обоснование вывода:
Исходя из прямых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) казенные и бюджетные учреждения не могут открывать расчетные счета в кредитных организациях. В то же время законодательством предусмотрены ряд исключений, предполагающих наличие у организации государственного сектора таких счетов.
Согласно п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, бюджетные учреждения осуществляют операции с денежными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в силу положений Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение не вправе открывать счета, размещать средства на депозитах в кредитных организациях, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Вместе с тем нормативными актами предусмотрены исключения, позволяющие в некоторых случаях открывать банковские счета, например:
— получение средств плательщиков при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей;
— осуществление операций в соответствии с валютным законодательством;
— исполнение обязанностей опекунов (попечителей);
— учреждение является головным исполнителем (исполнителем) в рамках контрактов по гособоронзаказу и осуществляет расчеты по этим контрактам с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках;
— для расчетов в случае, если учреждение находится за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
Казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (п. 4 ст. 161, 220.1 БК РФ). Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов.
Вместе с тем в исключительных ситуациях получатели бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством также могут осуществлять операции с бюджетными средствами на счете, открытом в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации. Так, случаи привлечения кредитных организаций к осуществлению отдельных операций со средствами бюджета перечислены в ст. 156 БК РФ.
Кроме того, казенные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях в соответствии с валютным законодательством, а также в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами (смотрите, в частности, ст. 38.2 БК РФ; п.п. 2.5, 4.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н). Учреждения, находящиеся за пределами РФ, субъекта РФ, муниципального образования, могут осуществлять операции со средствами на счетах, открытых им в учреждениях банков (смотрите, в частности, п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22.12.2016 N 240н).
Основанием для осуществления операций через банковские счета является нормативный правовой акт уполномоченного органа государственной власти (местного самоуправления) (смотрите, например, постановление Правительства Архангельской области от 25.08.2009 N 61-пп).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

22 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Открытие валютного счета бюджетным учреждением

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И РАСЧЕТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ

Российское законодательство позволяет бюджетным учреждениям осуществлять денежные расчеты в иностранной валюте. Между тем, законным платежным средством на территории Российской Федерации является рубль и учет активов и обязательств учреждения обязаны осуществлять именно в этой валюте.
Об особенностях учета операций в иностранной валюте в бюджетных учреждениях мы и поговорим в настоящей статье.

Прежде чем начать разговор о нюансах бухгалтерского учета операций в иностранной валюте, напомним читателю основные аспекты валютного законодательства, для чего обратимся к Федеральному закону от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ), устанавливающему правовые аспекты валютных отношений между участниками хозяйственной деятельности в Российской Федерации.
Валютные операции между резидентами запрещены, но при этом есть целый ряд исключений, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ. Такими исключениями, в частности, являются:
— операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества) (подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ);
— операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой (подпункт 9 пункта 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ);
— операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (подпункт 10 пункта 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ);
— и иные.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (статья 6 Закона N 173-ФЗ). Таким образом, если учреждение, например, приобретает товары (работы, услуги) за иностранную валюту, то речь идет о сделке между резидентом и нерезидентом.
Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте, если иное не установлено Законом N 173-ФЗ, то есть расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, установленных названных законом (пункты 1 и 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ).
Напомним читателю, что под уполномоченными банками понимаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального Банка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ).

Читать еще:  Покупка валюты проводки рб 2020

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Открытие валютного счета бюджетным учреждением

Валютные операции всех федеральных государственных учреждений будут централизованно проводиться через Казначейство России, следует из пояснительной записки (есть у РБК) к законопроекту о поправках в федеральный бюджет на 2018 год. Такое решение Минфин принял «в связи с поступающими обращениями главных распорядителей средств федерального бюджета вследствие усиления санкций», говорится в пояснительной записке.

По действующему закону о бюджете счета Казначейства в иностранных валютах обслуживают Сбербанк и ВТБ. Эти счета предназначены для валютных операций с бюджетными средствами, а также средствами внебюджетных фондов (ПФР, ФОМС, ФСС), госпредприятий и ГУПов, лицевые счета которым открыты в органах Казначейства. А поправками предлагается также разрешить проводить валютные операции через счета Казначейства, во-первых, со средствами, «поступающими во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, в том числе изъятых в рамках уголовных дел», а во-вторых, со средствами в иностранной валюте федеральных бюджетных и автономных учреждений, «полученными от приносящей доход деятельности».

В России на середину 2013 года (более поздних данных Минфин не публиковал) было почти 7 тыс. федеральных госучреждений (казенные, бюджетные, автономные). Такие учреждения, как правило, вправе получать доход от платных услуг, в том числе в иностранной валюте. При этом валютное законодательство не содержит особых норм для учреждений государственного сектора, указывает методолог отдела контроля качества услуг компании «Интеркомп» Ирина Баринова, то есть они должны проводить валютные расчеты с нерезидентами через счета в российских банках, как и другие юрлица; обязаны репатриировать валютную выручку. Впрочем, валютные операции встречаются в практике госучреждений нечасто, говорит Баринова.

Казначейство в ответе РБК подтвердило «заинтересованность практически всех главных распорядителей средств федерального бюджета» в расширении операций через валютные счета Казначейства, но не стало комментировать вопрос о санкциях. Высокопоставленный чиновник Казначейства и вовсе опроверг связь вносимых поправок с усилением западных санкций. Но эксперты, опрошенные РБК, считают, что предложенная мера хотя бы отчасти направлена на защиту валютных средств госучреждений от санкций.

«Революция» в счетах

Казначейство внедряет Единый валютный счет, который предполагает централизованное проведение валютных операций клиентов Казначейства через счета, открытые ведомству в кредитных организациях, сообщили РБК в пресс-службе Казначейства. Единый валютный счет призван решить несколько задач: обеспечить контроль за расходами бюджета, избавить бюджетные учреждения от необходимости открывать счета в банках, сократить время проведения валютных операций, следует из ответа Казначейства.

Поправки призваны совершить с валютными счетами «ту же революцию, что произошла по рублевым счетам» (ранее министр финансов Антон Силуанов анонсировал переход Казначейства в статус «централизованной бухгалтерии» для органов власти. — РБК), они дадут возможность полноценно управлять ликвидностью, утверждает чиновник Казначейства. Поправки позволят Казначейству предоставлять полный спектр расчетно-казначейского обслуживания бюджетных учреждений: ведомство получит право открывать не только рублевые, но и валютные счета организаций госсектора. ​На эти счета в том числе можно будет зачислять валюту, конфискованную в рамках уголовных дел, или осуществлять внешнеэкономические сделки, например покупки иностранного оборудования, пояснил собеседник РБК.

Мера позволит «размыть» средства организаций, попавших под санкции, в общей массе бюджетных счетов, считает управляющий партнер «УК Право и Бизнес» Александр Пахомов. «Главной целью такой инициативы является размывание средств организаций, в отношении которых уже введены ограничения, чреватые заморозкой средств в иностранных юрисдикциях, либо находящихся в зоне санкционных рисков, в общей массе средств, управляемых Казначейством. Таким образом, принадлежность средств будет невозможно установить и, как следствие, блокировать их оборот», — предполагает юрист.

Казначейство невозможно заставить раскрыть происхождение средств, которыми оно распоряжается, поскольку оно действует от лица государства, что служит достаточно высокой степенью защиты, добавляет Пахомов.

Некоторые федеральные госучреждения находятся под санкциями США: например, это ФАУ «Главгосэкспертиза», которое осуществляет государственную экспертизу проектной документации. Это автономное учреждение получает доход от платных видов деятельности, следует из его отчетов. В октябре 2016 года президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко говорил, что с «Главгосэкспертизой» взаимодействуют «крупнейшие международные корпорации с американскими корнями».

Открытие счетов для учета средств бюджетных и автономных учреждений

Для учета средств бюджетных и автономных учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса, территориальным органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований открываются банковские счета на балансовых счетах 40501, 40601, 40701

Положения Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ предусматривают возможность открытия лицевых счетов бюджетным и автономным учреждениям, не являющимся участниками бюджетного процесса, в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Читать еще:  Непоступление валютной выручки ответственность

Для учета средств бюджетных и автономных учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса, территориальному органу Федерального казначейства, финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) открывается отдельный счет в учреждении банка.

В соответствии с указаниями Центрального Банка России от 24.12.2010 № 2547-У для учета средств автономных и бюджетных учреждений в подразделениях расчетной сети Банка России или в кредитных организациях (филиалах) применяются следующие балансовые счета:

40501 – для федеральных автономных и бюджетных учреждений;

40601 – для автономных и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации;

40701 – для автономных и бюджетных учреждений муниципальных образований.

При этом финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) будет открываться счет на балансовом счете № 40601 (40701) с отличительным признаком «3» в четырнадцатом разряде для учета средств автономных и бюджетных учреждений.

Лицевые счета бюджетных учреждений

В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии с частями 2-4 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ лицевые счета, открываемые бюджетным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Приказом Федерального казначейства от 23.08.2010 г. № 7н были внесены соответствующие изменения в Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами». При этом лицевые счета бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений) открываются и ведутся территориальным органом Федерального казначейства на основании соглашения, заключенного с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования).

Лицевые счета, открываемые бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждениям) в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях, территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

В соответствии с частями 3-3.4 статьи 2 ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ) автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Банковские счета автономных учреждений

В соответствии с указаниями Центрального Банка России от 24.12.2010 № 2547-У автономным учреждениям в кредитных организациях (филиалах) будет открываться счет на соответствующем балансовом счете:

40501 – для автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

40601 – для автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации;

40701 – для автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

При этом в четырнадцатом разряде номера лицевого счета, открываемого автономному учреждению, указывается отличительный признак «4».

Лицевые счета автономных учреждений

Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями этих учреждений с территориальными органами Федерального казначейства (приказ Федерального казначейства от 7.10.2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» в редакции приказа Федерального казначейства от 23.08.2010 г. № 7н). При этом лицевые счета автономных учреждений открываются и ведутся территориальным органом Федерального казначейства на основании соглашения, заключенного с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Разъяснения Минфина России о порядке выдачи бюджетными организациями иностранной валюты на командировочные расходы сотрудникам, выезжающим за рубеж.

Минфин России письмом от 10.12.2013 года № 02-06-007/54200 в адреса Главных распорядителей средств федерального бюджета и финансовых органов субъектов Российской Федерации дал разъяснения по порядку выдачи бюджетными организациями иностранной валюты на командировочные расходы сотрудникам, выезжающим за рубеж.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, направляющих работников в служебные командировки на территории иностранных государств, размеры суточных в иностранной валюте определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 года № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

При этом, указанным Постановлением предусмотрены суточные в иностранной валюте той страны, в которую работник направляется в командировку.

Для проведения операций с иностранной валютой бюджетному учреждению необходимо открыть в банке валютный счет. Выдача учреждением аванса работникам, выезжающим в командировку за рубеж, производиться в иностранной валюте через кассу учреждения путем снятия валюты с валютного счета или покупки учреждением валюты в банке. При этом покупка валюты через банк, также предполагает наличие у бюджетного учреждения валютного счета.

Читать еще:  Валютные счета проводки в бухучете

Учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет.

Однако, при возврате сотрудником неизрасходованных подотчетных сумм в иностранной валюте они отражаются в бухгалтерском учете в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату внесения денежных средств в кассу.

Департамент бюджетной методологии ведомства так мотивирует свои выводы:

Гарантии при направлении работников в служебные командировки устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК России). Согласно статье 168 ТК России в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы, связанные со служебной командировкой.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, направляющих работников в служебные командировки на территории иностранных государств, размеры суточных в иностранной валюте определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее – Постановление № 812). При этом указанным Постановлением предусмотрены суточные в иностранной валюте той страны, в которую работник направляется в командировку.

Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

При этом согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте, если иное не установлено данным законом.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона № 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа, является валютной операцией.

Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 9 Закона № 173-ФЗ разрешено проведение между резидентами валютных операций, связанных с оплатой и (или) возмещением расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой, что, по мнению Департамента, подтверждает право работодателя выдать аванс работнику в иностранной валюте через кассу учреждения, при условии открытия валютного счета.

С учетом изложенного, для проведения операций с иностранной валютой бюджетному учреждению необходимо открыть в банке валютный счет. Выдача учреждением аванса работникам, выезжающим в командировку за рубеж, производиться в иностранной валюте через кассу учреждения путем снятия валюты с валютного счета или покупки учреждением валюты в банке. При этом покупка валюты через банк, также предполагает наличие у бюджетного учреждения валютного счета.

При этом осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 13 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н) бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется на русском языке. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

При этом согласно пункту 215 Инструкции № 157н учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет.

Однако стоит учитывать, что при возврате сотрудником неизрасходованных подотчетных сумм в иностранной валюте они отражаются в бухгалтерском учете в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату внесения денежных средств в кассу (пункт 154 Инструкции № 157н).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector