Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Непоступление валютной выручки ответственность

Ответственность экспортеров перед таможенными органами при непоступлении либо задержке поступления валютной выручки от экспорта товаров

Данная статья появилась вследствие
желания автора поделиться своей практикой и
своими наработками в области непоступления
валютной выручки от экспорта товаров. Автор
надеется, что предложенные советы и рекомендации
помогут уменьшить либо вообще освободиться от
ответственности за нарушения законодательства
связанные с непоступлением валютной выручки от
экспорта товаров.

В соответствии с требованиями ст.5 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» «иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным Банком Российской Федерации».

Во исполнение Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и Таможенного Кодекса РФ (далее — ТК РФ), Банком России и ГТК России была утверждена Инструкция от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (Перед этим действовала другая Инструкция, N19)

Пунктом 2.1. Инструкции определено: «Экспортер обязан зачислить Выручку от экспорта товаров на свой рублевый и/или валютные в Банке, подписавшем ПС (паспорт сделки . А.Б.) по соответствующему Контракту, если иное не разрешено Банком России».

Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» явно указал таможенным органам кого и за что нужно привлекать к ответственности. Так, в п.7. Указа содержится следующее положение: «. зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено настоящим Указом и иными актами законодательства Российской Федерации) является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Российской Федерации».

Названые нормативные акты и устанавливают на сегодняшний день правовой механизм контроля и привлечения таможенными органами экспортеров к ответственности за непоступление валютной выручки.

Резюмируя вышесказанное, можно указать следующие основания для привлечения экспортеров к ответственности за непоступление валютной выручки от экспорта товаров:

  1. Валютная выручка в целом или в части не поступила на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке.
  2. Валютная выручка поступила на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке, но с нарушением срока совершения текущих валютных операций . т.е. по истечении 90 дней с момента таможенного оформления экспортируемых товаров.

В случае выявления таможенными органами указанных оснований, ими заводятся дела о нарушении таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена ст.273 ТК РФ . «неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими». Указанная статья предусматривает следующие санкции: наложение штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.

Под непосредственными объектами правонарушения при этом понимаются товары (часть товаров), за которые не поступила валютная выручка. (Это подтверждает и сам ГТК в п.2 своего приказа от 24.7.95 N 467 «О порядке применения нормы права, установленной статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации»).

Очевидно, что санкции, содержащиеся в указанной статье, весьма жестоки и будучи применены в полном объеме, способны «посадить на мель» даже крупное предприятие.

Сведения о непоступлении либо задержке поступления валютной выручки от экспорта товаров попадают в таможенный орган следующими путями:

  1. Уполномоченный банк, в котором экспортер открыл паспорт сделки, в соответствии с Инструкцией ЦБ и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» передает в таможенный орган информацию о том, что за товар, отправленный на экспорт по грузовой таможенной декларации, валютная выручка на транзитный валютный счет экспортера не поступила, либо поступила не в полном объеме в срок, установленный для осуществления текущих валютных операций Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
  2. Таможенный орган при проведении выездной проверки участников внешнеэкономической деятельности самостоятельно выявляет информацию, свидетельствующую о непоступлении либо о задержке поступления валютной выручки.

На основании полученной информации, должностное лицо таможенного органа заводит дело о нарушении таможенных правил. Протокол о допущенном нарушении направляется экспортеру с предложением предоставить недостающие документы и явится в таможенный орган для дачи объяснений.

Именно на этом этапе следует предпринять определенные шаги с тем, чтобы снизить либо вообще устранить ответственность экспортера за нарушение таможенных правил.

Для начала необходимо определиться, имеются ли документально подтвержденные обстоятельства, исключающие привлечение экспортера к ответственности за непоступление валютной выручки, например такие как:

— возврат в сроки исполнения текущих валютных операций ранее вывезенного в таможенном режиме экспорта товара в Российскую Федерацию;

— поступление экспортной валютной выручки в другой уполномоченный банк (при условии идентификации таким банком поступивших средств применительно к экспортным поставкам товаров, за которым осуществляется валютный контроль);

— уменьшение стоимости товара из-за несоответствия качества поставленного товара условиям контракта — при наличии письменного подтверждения Минэкономразвития (бывшее МВЭС) России или уполномоченных Минэкономразвития России органов, либо ТПП России (далее — уполномоченные органы). При этом если качество товара ухудшилось при транспортировке, то уменьшение цены товара может быть признано только в том случае, если риск повреждения товара нес экспортер в соответствии с базисными условиями поставки товара, определенными контрактом;

— несоответствие количества товара, указанного в ГТД, количеству, указанному в товаросопроводительных документах, подтверждаемое коммерческими актами транспортных организаций. Если потери товара предусматриваются условиями транспортировки (выветривание, усушка и т.д.), то незачисление валютной выручки должно соответствовать объему убыли, определяемому действующими в Российской Федерации нормами (ГОСТами, стандартами, ТУ и т.д.) для соответствующего товара;

— несоответствие стоимости, указанной в ГТД, фактически уплаченной цене товара, из-за изменения стоимости товара на международных биржах после его таможенного оформления, если такое изменение предусматривалось условиями контракта;

— оплата банковских расходов и комиссий;

— невывоз, либо задержка вывоза товара или его части с таможенной территории Российской Федерации после завершения таможенного оформления — при подтверждении данного факта таможенными органами;

— оплата транспортных и иных расходов, связанных с изменением базисных условий поставок, — при наличии дополнения к контракту и документов, подтверждающих факт оплаты.

При наличии указанных выше обстоятельств, в случае, если они подтверждены документально и могут быть проверены таможенным органом, производство по делу о нарушении таможенных правил не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению на основании ст.291 ТК РФ.

В случае если экспортер не успел предоставить документы, подтверждающие указанные выше обстоятельства, и по делу о нарушении таможенных правил было вынесено постановление о привлечении экспортера к ответственности, указанное постановление подлежит отмене вышестоящим таможенным органом по жалобе экспортера, с приложением документов, подтверждающих обстоятельства, исключающие производство по делу. Напомним, что обжалование постановлений о нарушении таможенных правил, в соответствии со ст.370 ТК РФ, может быть осуществлено в течение 20 дней с момента вынесения такого постановления.

Хорошо, если у экспортера, привлекаемого к ответственности, валютная выручка непоступила по одной из указанных выше причин и их удалось доказать. Но ведь бывают и другие причины, гораздо более распространенные . недобросовестность контрагента, элементарная его неплатежеспособность, например. Валютная выручка в таких случаях либо вообще не поступает на транзитный валютный счет экспортера, либо поступает с опозданием. В этом случае законным путем доказать отсутствие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 273 ТК РФ, вряд ли удастся, и тогда остается только предпринять все меры к тому, чтобы уменьшить размер этой самой ответственности.

В этой ситуации необходимо использовать обстоятельства, которые, в соответствии со ст.236 ТК РФ, смягчают ответственность за нарушение таможенных правил, и в нашем случае можно использовать следующие:

1) активное способствование разрешению дела (т.е. экспортер вовремя предоставлял требуемые таможенным органом документы, давал объяснения и т.п.);

2) добровольное устранение вредных последствий правонарушения (можно использовать в случае, если валютная выручка за экспортированный товар пусть с опозданием, но поступила).

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим — должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать смягчающими ответственность и обстоятельства, не указанные в статье 236 ТК РФ. В случае с непоступлением либо задержкой поступления валютной выручки, можно просить таможенный орган признать смягчающими следующие обстоятельства:

1) ведение активной претензионной работы с контрагентом по факту неоплаты либо задержки в оплате за поставленный товар;

Читать еще:  21100 код валютной операции что означает

2) обращение в суд, в арбитраж (в зависимости от условий контракта) с иском о взыскании задолженности . для таможенного органа иногда бывает достаточно показать исковое заявление и доказательство его отправки;

3) тяжелое материальное положение экспортера . привлечение его к ответственности может повлечь банкротство предприятия, что негативно отразится на работниках предприятия, на возможности уплатить налоги, и, как следствие, пострадают экономические интересы РФ;

4) обращение в территориальное учреждение Банка России за получением разрешения на отсрочку получения платежа за экспортированные товары (предоставление товарного кредита) на срок свыше 90 дней с даты пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации (завершения таможенного оформления), если подлежащая зачислению сумма валютной выручки не превышает сумму, эквивалентную 10 (десяти) миллионам долларов США в соответствии с заключенным контрактом;

5) обращение в уполномоченные органы (Минэкономразвития России) за получением заключения об обоснованности незачисления экспортной валютной выручки (обращение происходит на основании инструкции, утвержденной Приказом по МВЭС России от 24 октября 1997 г. N 547).

В зависимости от каждой конкретной ситуации, можно использовать в качестве смягчающих и другие обстоятельства. В случае грамотного использования смягчающих обстоятельств, зачастую удается добиться снижения ответственности до 1-5 процентов от стоимости товара, за который не поступила валютная выручка, либо таможенный орган и вовсе может ограничиться предупреждением.

Судебная практика по делам о нарушении таможенных правил в последнее время подтверждает правомерность действий таможенных органов по привлечению экспортеров, допустивших непоступление либо задержку поступления валютной выручки от экспорта товаров, за нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст.273 ТК РФ, поэтому шансов на признание постановления таможенного органа арбитражным судом недействительным крайне мало, за исключением случаев, когда таможенный орган нарушил процессуальные сроки привлечения к ответственности, либо неправильно исчислил сумму штрафа.

В заключение хотелось бы отметить, что часть указанных принципов снижения либо устранения ответственности при непоступлении валютной выручки от экспорта товаров, может быть использована и при производстве по делам о нарушениях таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена другими статьями ТК РФ.

Аркадий Берещук, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Аркадий Берещук, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Невозврат валютной и рублевой выручки по внешнеторговому контракту: суть правонарушения и правовые последствия.

Если российская компания заключила внешнеторговый контракт, то она отвечает за то, чтобы денежные средства от иностранного контрагента в РФ поступили вовремя и в полном объеме. Эта мера необходима для предотвращения утечки капиталов и предусмотрены достаточно жесткие санкции за нарушение порядка репатриации (возврата) валюты.

В каких случаях возникает ответственность за невозврат валютной выручки?
Состав правонарушения образуют как активные действия, так и бездействие российской стороны внешнеторгового контракта, в результате которого произошло:
Неполучение (или просрочка получения) на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные иностранным контрагентам товары, работы или услуги;
Невозврат в РФ в установленный контрактом срок авансов, уплаченных нерезидентам.

Каков размер административной ответственности за невозврат валюты по контракту ВЭД?
Согласно ст. 15.25 КоАП РФ на сегодняшний день за неисполнение обязанности по возврату средств по контракту ВЭД резиденту грозит штраф:
— за просрочку получения оплаты, возврата авансов: в размере 1/150 от ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств за каждый день просрочки. Данный штраф применяется, если на момент обнаружения правонарушения денежные средства возвращены, но с просрочкой;
— за неполучение оплаты, невозврат авансов в Россию: в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в Россию. Эта мера ответственности применяется, если на момент обнаружения правонарушения денежные средства не возвращены в полном объеме.

Когда наступает уголовная ответственность за невозврат валютной выручки?
Уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации установлена статьей 193 УК РФ.
Лица, по вине которых произошел невозврат (незачисление) выручки по внешнеторговым контрактам, могут быть привлечены к уголовной ответственности, если общая сумма невозвращенной выручки (в совокупности по всем контрактам ВЭД) в течение года превысит девять миллионов рублей.
Отягчающими обстоятельствами являются:
— совершение правонарушения группой лиц;
-невозврат выручки в сумме более 45 миллионов рублей;
-использование фиктивных документов;
— использование специально созданного фиктивного юридического лица.
За такие правонарушения предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей. При отсутствии отягчающих обстоятельств: штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Читайте подробности об уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ>>>

Что делать, если нарушения сроков возврата валютной выручки не избежать?
Коммерческая деятельность, в том числе внешнеторговая, всегда сопряжена с предпринимательским риском. Поэтому могут ситуации, когда своевременное исполнение иностранным контрагентом своих обязательств по контракту невозможно.
По общему правилу, сегодня в РФ действует правило о презумпции вины российской стороны контракта в невозврате выручки. Т.е. именно эта сторона должна доказать, что предприняла все необходимые меры с целью обеспечения возврата валюты.
Рекомендуем придерживаться нижеизложенных правил.

Правило № 1. Заблаговременно договориться об изменении сроков. Если стало известно, что обязательства не будут исполнены иностранным контрагентом вовремя, следует согласовать с ним новый срок и подписать соответствующее дополнительное соглашение. Крайне важно, чтобы дополнительное соглашение было заключено до наступления просрочки. В случаях, когда контракт зарегистрирован в банке, до наступления просрочки следует предоставить соглашение об изменении сроков в банк. Если такая информация в банк не поступит до просрочки, в дальнейшем организация может быть привлечена к административной ответственности, даже если покажет при проверке соглашение об изменении сроков.

Правило № 2. Своевременное принятие мер по досудебному урегулированию спора. Как только возникла просрочка, в этот же день, нужно составить претензию в строгом соответствии с контрактом и направить ее в адрес иностранного контрагента. Претензия должна отправляться по адресу, указанному в контракте, с документальным подтверждением получения. Отправки по факсу, электронной почте, как правило, недостаточно. В претензии истребовать неустойку, предусмотренную контрактом.

Правило №3. По истечении срока досудебного урегулирования незамедлительно подавать в суд. Это необходимо, даже если ведется переписка об отсрочке. Или есть информация о том, что иностранный контрагент пропал, прекратил деятельность и т.п. Иначе штрафа избежать не удастся.
Подавать в суд не нужно, если:
— оформлено дополнительное соглашение об изменении сроков;
— имеются апостилированные документы о прекращении деятельности контрагента без правопреемства.

Обращаем внимание, что приведенная в данной статье информация носит обобщенный характер и в каждом конкретном случае требуется индивидуальная оценка документов и обстоятельств.

Практика «ВЭД Legal» специализируется на правовом сопровождении контрактов ВЭД. Юристы со статусом адвоката, специализирующиеся в сфере ВЭД, помогут составить контракт и организовать работу в сфере ВЭД. По выявленным правонарушениям адвокаты сопровождают административные и уголовные дела, связанные с невозвратом валютной выручки.

Контактный телефон: +7 (495) 133-85-88

Таблица нарушений валютного законодательства. Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018)

Таблица нарушений валютного законодательства

Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018) (скачать таблицу в формате jpg)

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос эксперту. (Задать вопрос)

Осуществление незаконных валютных операций

· купля-продажа иностранной валюты и чеков минуя банки;

· осуществление валютных операций (расчетов) минуя счета в банках;

· осуществление валютных операций (расчетов) через счета в зарубежных банках, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

· на граждан, ИП и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции;

· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.

подачи уведомления в ФНС РФ:

· об открытии (закрытии) счета (вклада) в зарубежном банке

· об изменении реквизитов счета (вклада) в зарубежном банке

· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб.;

· на должностных лиц – от 5.000 до 10.000 руб.;

· на юридических лиц –от 50.000 до 100.000 руб.

Непредставление в ФНС РФ уведомления

· об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке

· об изменении реквизитов счета в зарубежном банке

· на граждан в размере от 4.000 до 5.000 руб.;

· на должностных лиц –от 40.000 до 50.000 руб.;

· на юридических лиц –от 800.000 до 1.000.000 руб.

Неполучение резидентом в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом, договором займа), на свои банковские счета в РФ (или на счета финансового агента (фактора)-резидента) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, за товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, втом числе исключительные права на них и т.д. переданные нерезиденту

Читать еще:  Тест по валютному контролю

Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, кроме договоров, существенные условия которых изменены после указанной даты.

· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств

в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в банках.

· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.

· на ИП и юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб. ;

· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;

Невозврат (невыполнение обязанности по возврату) в установленный срок в РФ предоплаты за не ввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них

· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1. и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

· на срок от 6 месяцев до 3-х лет

· правил и сроков оформления,

· нарушение сроков хранения: документов валютного контроля, подтверждающих документов, форм учета, отчетов и информации по валютным операциям.

· неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) — резидентом, резидента, являющегося лицом, передающим нерезиденту товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, или о последующей уступке денежного требования по внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

· на граждан в размере от 2.000 до 3.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб.;

· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

не более чем на 10 дней.

Предупреждение или наложение штрафа

· на граждан в размере от 300 до 500 руб.;

· на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 руб.;

· на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней.

· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб;

· на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 руб;

· на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

более чем на 30 дней.

· на граждан в размере от 2.500 до 3.000 руб;

· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб;

· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за исключением случаев несоблюдения установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов

· на граждан в размере 10.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 12.000 до 15.000 руб.;

· на юридических лиц — от 120.000 до 150.000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов

· на граждан в размере 20.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.;

· на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 руб.

· Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу ЦБ РФ.

· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, при возврате в РФ соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

Подданные валютного контроля: долгий путь от расстрелов до штрафов

Валютное регулирование существовало еще с ХV века, политика царской России сменялась с либерального подхода до полного запрета на осуществление валютных операций. С 1917 года регулирование характеризуется государственной валютной монополией, которая отменяется только в 1991 году.

Смысл репатриации (возврата выручки в страну) – поддержание финансовой и макроэкономической стабильности в стране. Например, фермерское хозяйство, которое продало партию яблок в другую страну, обязано завести полученную выручку на банковские российские счета. Другая задача – контроль за движением капитала и управление трансграничными потоками денежных средств, борьба с серым рынком и отмыванием. Для современной России репатриация – еще и один из инструментов для поддержания ликвидности российских банков. В ряде стран от валютного контроля (в том числе репатриации) отказались полностью или частично, считая это малоэффективным механизмом для борьбы с «обналичкой».

Статья 88 УК РСФСР

Ян Рокотов, самый известный советский валютчик, окончил свой путь в 1961 году в Бутырской тюрьме. Схема работы Рокотова и его команды была простая: после приезда на территорию СССР зарубежных туристов, у особенно предприимчивых граждан появился доступ к валюте и иностранным товарам. Так называемые фарцовщики покупали и перепродавали дефицитные импортные товары, которые не были доступны «рядовым» гражданам. Рокотов, а также Владислав Файбишенко и Дмитрий Яковлев, его сообщники, придумали схему по скупке валюты и товаров. Рокотову удавалось довольно долго избегать наказания, так как он был осведомителем отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности. КГБ раскрыл фарцовщиков в 1960 году.

С. Довлатов «Чемодан»

В итоге при обыске у Рокотова изъяли $1,5 млн, а всего оборот их компании составлял около 20 млн руб. (в переводе на нынешние деньги). Дело должно было стать показательным и обозначить намерения правительства всему черному рынку. Сначала каждому назначили по восемь лет тюрьмы, после срок изменился до 15 лет. По разным источникам, «слишком мягкий» приговор стал причиной отстранения председателя Мосгорсуда Леонида Громова. На фоне его дела был выпущен закон «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил валютных операций». Случай был исключительным: команду судили по закону, принятому уже после совершения деяния. Срок для Рокотова и других членов его банды сменился смертным приговором, который привели в исполнение. Расстрелы валютчиков не стали массовыми, но с момента смерти Рокотова до полной отмены ст. 88 УК РСФСР оставалось 33 года.

После 1994 года: смягчение контроля

«По непроверенным данным, поступившим из неофициальных источников, в органах прокуратуры рассматривается вопрос об отмене ст. 88 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей уголовную ответственность за незаконные валютные операции», – пишет «Коммерсант» 26 марта 1990 года. В 1990 году ее только смягчают, полностью убирают статью в 1994 году.

Далее меры валютного контроля продолжают использоваться, особенно в период экономического кризиса 1998 года, рассказывается в докладе Центра стратегического развития. В 2000-х отменяют требования об использовании спецсчетов для проведения валютных операций, а также положения об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке. Основной документ – ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» – принимают в 2003 году, тогда же на его базе формулируется ст. 193 УК РФ («Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»). Преступление средней тяжести, по которой руководителям компаний грозило до трех лет. Статья значительно преобразуется в 2013 году, а в формулировке появляется слово «репатриация» – термин, который классически использовался для военнопленных и эмигрантов. По ст. 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ» вводятся штрафы от 200 000 до 500 000 руб., среди самых строгих санкций – лишение свободы на срок до трех лет. Всего за незаконные действия с валютными ценностями в российском законодательстве есть еще несколько статей: ст. 191 («Незаконный оборот драгоценных металлов и камней»), ст. 192 («Нарушение сдачи государству драгметаллов и камней»), сама ст. 193 («Уклонение от репатриации») и ст. 193.1 («Валютные операции по подложным документам»).

Читать еще:  Покупка валюты физ лицами

Число уголовных дел по статьям сравнительно невелико. В 2017 году Федеральная таможенная служба возбудила 173 дела по ст. 193 УК, еще 116 дел возбуждено по ст. 193.1 УК («Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов»). Ответственность за такие нарушения предусмотрена и в КоАП – ст. 15.25 («Нарушение валютного законодательства»). Только за 2017 год ФТС возбудила 1463 дела (сумма штрафов за этот период не указана). В 2016 году за 11 месяцев по этой статье было возбуждено около 5000 дел на общую сумму 150 млрд руб.

Стремление правительства и желание бизнеса валютное регулирование минимизировать (об этом заявляли замминистра финансов Алексей Моисеев, а также глава Минфина Антон Силуанов). С недавнего времени оформление валютных сделок несколько упростилось, но по ст. 15.25 КоАП санкции усилились: теперь штрафы могут достигать всей суммы сделки, а самих руководителей могут штрафовать на 20 000–30 000 руб., при этом при повторных нарушениях руководителя могут отстранить от должности на срок от полугода до трёх лет.

Что дальше?

В марте 2018 года ЦСР выпускает доклад, в котором говорит о необходимости отменить закон «О валютном контроле» (173-ФЗ). В России обязательная продажа валютной выручки не закреплена, но при этом введена обязательная репатриация капитала. Часть норм предлагается закрепить в ГК и законе «О рынке ценных бумаг» ( 39-ФЗ), а саму репатриацию ликвидировать, вместо этого ввести территориальный принцип (в РФ расчет проведут в рублях, а за рубежом – в валюте).

Правительственная инициатива в части либерализации мер ответственности за нарушение валютного законодательства была внесена в Думу в конце июля 2018 года. «Российские компании-экспортеры и индивидуальные предприниматели подпадают под штрафные санкции за любые нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке, которые в значительном количестве случаев происходят по вине контрагента-нерезидента и на которые резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев не может. В итоге российские компании и индивидуальные предприниматели вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговорные процессы с иностранными контрагентами, оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на «мелкие просрочки» (менее 30 дней), предоставлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета», – сообщается в пояснительной записке. В законопроекте предложили ограничить штрафы за просроченные перечисления в размере от 5 до 30% от неперечисленных средств.

Позже Минфин и Центробанк договорились об отмене репатриации валютной выручки по контрактам, заключенным в рублях к 2024 году. При этом регулятор заявил, что полностью отменить репатриацию не получится. «Отмена репатриации рублей к 2024 году вряд ли может считаться серьёзной уступкой, учитывая, что валюта платежей по внешнеторговым контрактам – это вопрос договорённости и желания двух сторон, а не только российской стороны контракта», – комментирует ведущий юрист Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Налоговое консультирование группа Налоговые споры группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Банкротство группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное/Наследственное право группа ТМТ группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика × Пётр Попов.

Банк России категорически против более широкой отмены репатриации, ссылаясь на риски «серых» валютных операций и отсутствие альтернативных механизмов борьбы с ними. Репатриация вошла в привычку, а в некоторой степени даже помогает российским банкам в поддержании ликвидности, хотя такой способ поддержки отечественных банков, при всей к ним симпатии, не каждый будет готов признать рыночным и конкурентным.

Владимир Чикин, партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование группа ТМТ группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Финансовое/Банковское право группа Банкротство 3 место По выручке 3 место По количеству юристов 3 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) Профайл компании × , обращает внимание, что в проекте правительства предлагается установить разное наказание для лиц в зависимости от их статуса. Для так называемых профессиональных участников ВЭД наказание может ограничиваться предупреждением, а для обычных – административным штрафом.

Скрепно наказывать дворян покаянием, а крестьян поркой за одинаковый проступок, но неконституционно, поскольку нарушает принцип равенства граждан перед законом. КоАП подтверждает принцип равенства перед законом: юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Чикин считает, что требование о репатриации создает конкурентное преимущество для иностранных участников ВЭД по отношению к отечественным. «Разумно было бы устранить этот барьер полностью, отменив ст. 19 закона о валютном регулировании. В результате не будут применяться ни ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП, ни ст. 193 УК. Предлагаемая мера – снижение размера штрафов – выглядит паллиативной, она не устранит это конкурентное преимущество участников ВЭД из стран, где требований о репатриации нет», – комментирует Чикин.

Попов при этом отмечает, что репатриация как инструмент против сомнительных списаний из страны за границу работает слабо. «Репатриация лишь слегка увеличивает издержки махинаторов на создание правдоподобного комплекта документов «под платёж» с последующим исчезновением плательщика из видимости государственных проверяющих ведомств. Чтобы бороться с «серыми» трансграничными платежами, нужно, наоборот, отменить сплошной валютный контроль и перенести акцент на противодействие отмыванию, выработать критерии риска подозрительных операций и «придушить» сомнительные платежи не через сплошной контроль, а через внезапные для клиента выборочные запросы банков на основе автоматизированной выборки», – резюмирует он.

Законопроект о смягчении штрафов ждет поправок до 9 января 2019 года, тогда к нему добавятся ключевые изменения. В первом чтении документ приняли 12 декабря 2018 года, во втором чтении он все еще не рассматривался. С февраля этого года у валютной либерализации появился еще один сильный аргумент – поддержка президента Владимира Путина. «Если у вас есть предложения по поводу того, как можно либерализовать этот вид деятельности, не подвергая угрозам интересы государства, то давайте подумаем. Я согласен», – заявил он на на пленарном заседании форума «Деловая Россия» (6 февраля, цитата по «Коммерсанту»).

Бизнес ждать не может: 18 марта четыре ассоциации – Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия» и «Опора России» – направили письмо Дмитрию Медведеву с просьбой отменить уголовную ответственность за валютные нарушения, рассказывают «Ведомости». За отказ не репатриировать выручку можно получить до пяти лет тюрьмы, а уголовная ответственность наступает за невозврат более чем 9 млн руб., что не так много в условиях даже среднего бизнеса. В Центробанке заверили, что сейчас корректировки в Уголовный кодекс прорабатываются. А бизнес констатирует: при нынешнем законодательстве в сфере валютного регулирования некоторым компаниям проще вообще не выходить на внешние рынки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector