Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Купля продажа валютных ценностей

Энциклопедия решений. Купля-продажа иностранной валюты

Купля-продажа иностранной валюты

Иностранная валюта относится к категории валютных ценностей, поэтому купля-продажа иностранной валюты является валютной операцией (п. 5 и п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее — Закон о валютном контроле).

К иностранной валюте относятся:

— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

— средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее — Закон о валютном контроле).

К купле-продаже валюты применяются общие положения о купле-продаже (параграф первый главы 30 ГК РФ), если законом не установлены специальные правила ее купли-продажи (п. 2 ст. 454 ГК РФ).

Сделки по приобретению или продаже валюты по своей правовой природе отличаются от обычных сделок купли-продажи. Если речь идет о покупке и продаже наличной валюты валютные ценности можно охарактеризовать одновременно как вещь (товар) и как денежную сумму, которая уплачивается за этот товар (п. 1 ст. 454 ГК РФ). Если валюта продается или покупается в безналичной форме, товар в буквальном значении этого термина и вовсе отсутствует. В правоприменительной практике используются также понятия «обмен валюты» или «конверсионные операции» применительно к сделкам, обязательством по которым является передача одной валюты в обмен на другую. По существу все эти понятия являются равнозначными. В судебной практике такие сделки уже длительное время рассматриваются как подпадающие под правовое регулирование норм ГК РФ о купле-продаже (см., например, постановления ФАС Московского округа от 03.06.1998 N КГ-А40/1131-98, от 18.01.2001 N КГ-А40/6298-00).

Применимость правил гражданского законодательства о купле-продаже к договорам купли-продажи иностранной валюты означает, что для того, чтобы такой договор считался заключенным, стороны должны согласовать его существенные условия . Существенным условием любого гражданско-правового договора является его предмет (п. 1 ст. 432 ГК РФ), что в отношении договора купли-продажи определяется как наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ). С учетом специфики валютных операций, для достижения согласия относительно условия о товаре в сделках купли-продажи иностранной валюты стороны должны согласовать не только вид валюты (доллары США, евро и т. д.) и ее количество (сумму), но и курс, по которому будет произведена конвертация одной валюты в другую (например, рублей в доллары США). При недостижении согласия по такому условию договор не может признаваться заключенным (апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 05.10.2015 по делу N 33-10159/2015, см. также постановление ФАС Московского округа от 11.09.2012 N Ф05-9499/12).

В практической ситуации согласование сторонами курса обмена валюты может подтверждаться, например, заявлением о продаже иностранной валюты с отметкой сотрудника банка о курсе, по которому производится операция (апелляционное определение Московского городского суда от 30.06.2014 N 33-24245/14).

На практике возможно такое согласование сторонами курса валютной операции, при котором этот курс увязывается не с моментом, когда покупатель (клиент банка) непосредственно получил валютные ценности, а с более поздним моментом, когда банк отражает конверсионную операцию по счету клиента. В частности, речь идет о снятии через банкомат наличных денежных средств в валюте, отличной от валюты счета клиента. Чтобы избежать последующих разногласий, важно внимательно изучать условия предлагаемого банком договора об открытии «карточного» счета (см., например, определение Московского городского суда от 06.11.2015 N 4г-11458/15, апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2015 N 33-37502/15).

Куплю-продажу иностранной валюты следует отличать от сделок, в рамках которых совершаются конверсионные операции в связи с изменением котировок валют, не сопровождающиеся реальной передачей валюты покупателю, в частности, от сделок на рынке Форекс. Такие сделки направлены на получение выгоды от изменения курсов валют по отношению друг к другу, а не на приобретение валюты как таковое. Положения ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», регламентирующие деятельность форекс-дилеров, не применяются к купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной формах, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ о банках и банковской деятельности, о валютном регулировании и валютном контроле (см. п. 27 этой статьи).

Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме в Российской Федерации относится к банковским операциям и производится только через уполномоченные банки (п. 6 части первой ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности», ч. 1 ст. 11 Закона о валютном контроле). При этом уполномоченный банк — это кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном контроле). Совершение такой валютной операции минуя уполномоченный банк (например, обмен наличной валюты «с рук») является незаконным и влечет административную ответственность (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, решение Приморского краевого суда от 03.10.2016 по делу N 21-1289/2016).

Физические лица, являющиеся гражданами РФ, имеют право покупать и продавать как наличную, так и безналичную валюту через уполномоченные банки (п. 5 ч. 3 ст. 9 и ч. 3 ст. 14 Закона о валютном контроле).

Юридические лица вправе покупать и продавать только безналичную иностранную валюту через банковские счета в уполномоченных банках (ч. 2 ст. 14 Закона о валютном контроле). В то же время в части 2 ст. 14 Закона о валютном контроле приведен перечень операций, по которым резиденты — юридические лица могут осуществлять расчеты с физическими лицами — резидентами без использования счетов в уполномоченных банках.

К сведению: В этом перечне не поименована операция, совершаемая при выдаче юридическим лицом — резидентом сотруднику, направляемому в служебную командировку за пределы Российской Федерации, наличных денежных средств в иностранной валюте на командировочные расходы. Вместе с тем, как указал Президиум ВАС России в постановлении от 18.03.2008 N 10840/07, выдавая сотруднику на командировочные расходы средства в наличной иностранной валюте, организация не осуществляет запрещенную валютным законодательством операцию.

Валютные ценности

К валютным ценностям относятся деньги иностранных государств, а также ценные бумаги, эмитентами которых являются зарубежные субъекты.

В число вещей ГК РФ включает денежные средства. Однако закон выделяет валютные ценности как объекты гражданских прав в отдельную категорию. Предоставляя право на их защиту, ст. 141 ГК РФ отсылает к законодательству о валютном контроле. В основном оно концентрируется на ограничениях. Однако в нем установлена необходимая терминология и предусмотрен порядок совершения сделок с этими объектами (валютные операции).

Понятие валютных ценностей как особого объекта гражданских прав

Если говорить о понятии валютных ценностей в рамках гражданского права, то под ними следует понимать предусмотренный законом «о валютном регулировании и валютном контроле» набор благ. Их характеристика полностью находится в сфере регулирования указанного акта.

Читать еще:  Как вести валютный счет

Ст. 1 этого закона определяет эти объекты методом перечисления их видов.

К валютным ценностям относятся деньги иностранных государств, а также ценные бумаги, эмитентами которых являются зарубежные субъекты.

Что такое иностранная валюта?

Соответствующее понятие также содержится в законодательстве России. Согласно нему, иностранные денежные средства – это имеющие свободное обращение на территории одного или групп государств бумажные банкноты, монеты, а также казначейские билеты. Кроме того, в эту категорию включаются деньги на банковских счетах или вкладах, номинированные в соответствующих единицах.

Дополнительно к иностранной валюте отнесены наличные денежные средства иностранных государств или их объединений хотя и изъятые из оборота, но подлежащие обмену на актуальные, согласно правилам, которыми предусмотрена переоценка.

В качестве примера последних можно привести денежные средства, номинированные в национальной валюте государств, вошедших в зону евро. Они обменивались на общеевропейскую валюту в течение нескольких лет. По прошествии этих сроков, такие монеты или банкноты перестают относиться к валютным ценностям.

Что такое внешняя ценная бумага?

Закон определяет внешние ценные бумаги методом от противного. Согласно нему, к таким объектам гражданских прав относятся все, не являющиеся внутренними.

Этот порядок предусматривает наличие одного из следующих признаков:

  • если бумаги эмиссионного типа номинированы в валюте России и их выпуск был зарегистрирован в РФ;
  • если иные ценные бумаги удостоверяют право на получение валюты РФ и выпущены на территории России.

Это означает, что к внешним ценным бумагам относятся все те, переоценка которых предусмотрена в иностранной валюте, либо те, что номинированы в рублях, но выпущены не на территории РФ.

Валютные операции и их состав

Законодательство, определяющее валютный контроль в РФ дает такое понятие, как валютные операции. Под ними понимаются сделки, предметом которых выступают валютные ценности. Закон устанавливает особый правовой режим их регулирования.

В ст. 1 указанного документа перечисляются виды валютных операций:

  • Купля-продажа валютных ценностей между резидентами, в том числе, гражданами и организациями, а также их использование в качестве средств платежей по иным сделкам.
  • Валютные операции, предусматривающие куплю-продажу валютных ценностей совершаемую между резидентами России и нерезидентами, а также ситуации, когда они выступают в качестве средств платежей по другим сделкам.
  • Валютные операции, при которых денежные средства, номинированные в валюте РФ, приобретаются нерезидентами у нерезидентов, либо их передача связана с приобретением иных объектов гражданских прав.
  • Валютные операции, связанные с пересечением границ России лицами, имеющими при себе валютные ценности, и (или) деньги, номинированные в рублях.
  • Сделки, связанные с трансграничным переводом денежных средств, номинированных как в российских рублях, так и в иностранной валюте, а также любых ценных бумаг, осуществляемые между счетами одного субъекта.
  • Переводы между российскими счетами нерезидентов.
  • Валютные операции, которые осуществляются путем переводов между счетами резидентов, один из которых открыт за рубежом.
  • Валютные операции осуществляемые резидентами России путем совершения платежей с иностранного счета на иностранный.
  • Валютные операции, подразумевающие переводы между иностранными счетами одного резидента.

Указанные виды валютных операций составляют исчерпывающий перечень. Внесение в него новых позиций потребует изменения закона.

Основное правило валютного регулирования

Основное правило, устанавливающее режим оборота этих объектов гражданских прав, определено в ст. 9 закона. Оно запрещает валютные операции между резидентами. Однако число исключений из него достаточно большое. Его введение обусловлено стремлением наделить национальные деньги большей стабильностью, снизив давление спроса на иностранную валюту на соответствующих рынках.

Что касается расчетов между нерезидентами, то их возможности гораздо шире. Они могут осуществлять валютные операции в безналичном порядке, когда номиналом являются как российские денежные средства, так и иностранные деньги.

Правовой режим регулирования операций, совершаемых с участием как резидентов, так и нерезидентов не устанавливает ограничений.

Специальный режим валютных ценностей

Денежные средства, выпущенные иностранными государствами, подпадают под особые правила оборота.

Произошедшая переоценка связана с безопасностью национальной экономики. Специальный правовой режим регулирования обращения валютных ценностей связан с необходимостью обеспечить устойчивость финансовой системы страны.

Деньги и входящее в состав таких ценностей имущество можно реализовать только через банки, обладающие соответствующими лицензиями (ст. 11 закона). Это предполагает и особое оформление таких операций. Кредитное учреждение выдает соответствующую справку.

Кроме того, оформление понадобится при пересечении границ, при въезде и выезде из страны, в отдельных случаях, должно осуществляться декларирование валютных ценностей.

Купля продажа валютных ценностей

Предлагаемые валютные консультации основываются в особенности на неявных аспектах конкретных вопросов, ситуаций, имеющих существенное значение для их разрешения. Такие неявные аспекты выявляются в особенности углубленным и (или) расширенным правовым анализом. Это могут быть применимые к вопросам и (или) ситуации, но фактически (пока) неработающие валютно-правовые нормы. Пробелы в валютном законодательстве. Возможности разных толкований валютно-правовых норм и в особенности совокупности обстоятельств по вопросам и ситуациям. По иностранным документам — языковые, лингвистические возможности разных вариантов перевода на русский язык. Человеческий фактор в практике по валютным делам в виде субъективных требований, упущений, ошибок, неосведомленности инспекторов валютного контроля, внутренних убеждений судей, незнания норм валютного законодательства РФ партнерами и иностранными контрагентами. «Политический» фактор при принятии судебных решений по валютным правонарушениям. Особенности судебной практики по конкретным категориям валютных дел. Особые, исключительные обстоятельства по конкретным ситуациям в целях прекращения производства по делу, освобождения от ответственности, снижения штрафов, благоприятные моменты для тех или иных действий по ситуации и др., но в любом случае в рамках добросовестной практики.

В ряде ситуаций такие неявные возможности для правовых решений могут иметь место уже на теоретическом уровне в силу запутанности и неоднозначности многих норм действующего валютного законодательства. В практических целях, неявные возможности для разрешения ситуации, как правило, могут быть выявлены посредством правового анализа и сопоставления обстоятельств и различных нюансов ситуации с валютно-правовым регулированием и практикой валютного контроля. С другой стороны, неявные варианты правовых решений по одним ситуациям могут быть определены методом «по аналогии» из практики разрешения других ситуаций со схожими признаками или обстоятельствами, причем не только в валютно-правовой сфере. В некоторых случаях более благоприятные правовые последствия предусматриваются вступившими в силу новыми законами по валютному регулированию и (или) международными договорами РФ. В плане развития конкретной ситуации или будущих правовых решений определенные валютно-правовые возможности могут вытекать из законопроектов в особенности в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также в смежных сферах правового регулирования. Новые возможности для правовых решений также могут возникать из прецедентных решений и разъяснений высших судов и складывающихся закономерностей судебной практики по валютным делам.

В связи с рассматриваемыми вопросами, указание валютным консультантом правовых ссылок на конкретные нормы валютного законодательства и валютно-правовых актов ЦБ, ФНС, ФТС. Также на нормы других законов РФ, применяемых в силу валютного законодательства. Ключевые извлечения из относящихся к вопросам правовых норм, судебных решений по валютным делам, разъяснений и правовых позиций высших судов. Пояснение терминов и понятий валютного законодательства. Логические цепочки правовых выводов. По нюансам , неявным возможностям понятное для клиентов восполнение недостающих смысловых элементов в логических цепочках выводов для их нормального понимания.

Читать еще:  1с переоценка валютных средств

Указание рисков, выгод, общих валютно-правовых последствий конкретного варианта. При не­об­хо­ди­мос­ти, расширенно с принятием во внимание сопутствующих рисков, льгот, правовых последствий по сомнительным операциям в банках, налогообложению в РФ, компаниям КИК, таможенному оформлению в РФ, коммерческим сделкам и контрактам с иностранными партнерами. И (или) углубленно в узком формате специализации консультаций на валютном законодательстве и валютном контроле. Сравнение возможных вариантов правовых решений по ключевым критериям. По ситуации, рекомендация наиболее предпочтительного варианта и его аргументация.

Валютный рынок. С экономической точки зрения, валютный рынок – это сфера экономических отношений по поводу сделок купли-продажи валютных ценностей;

С экономической точки зрения, валютный рынок – это сфера экономических отношений по поводу сделок купли-продажи валютных ценностей, инвестирования в валюте и т.д.

С функциональной точки зрения, совокупность операций на валютном рынке, в том числе страхование валютный рисков.

С институциональной точки зрения, совокупность институциональных участников рынка.

С организационно-технической стороны, совокупность электронных, телеграфных, коммуникационных систем, связывающих участников валютного рынка.

Функции валютного рынка:

1. Обеспечение своевременное международных расчетов.

2. Страхование валютных рисков.

3. Диверсификация валютных резеров.

4. Спекулятивные операции.

Объектом купли-продаж на рынке являются валютные ценности (иностранная валюты и внешние ценные бумаги). Внешними называют ЦБ, выпущенные иностранными эмитентами, в том числе бездокументарные, имеющие номинал в иностранной валюте и не относящиеся к внутренним. К внутренним ЦБ относят: эмиссионные ЦБ, номинированные в валюте РФ, выпуск которых зарегистрирован в России; иные ЦБ, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенной на территории России.

К субъектам валютного рынка относят:

1. По статусу (индивидуальные и институциональные).

2. По сторонам сделки (покупатель и продавец, посредник).

3. По отношению к валютному риску (предприниматели, инвесторы, спекулянты, игроки).

4. Роли на валютном рынке (пассивные участники, активные участники market-maker).

Инфраструктура рынка: совокупность таких элементов как система биржевой торговли, система внебиржевой торговли, расчетно-торговая система, информационные агентства-сети и так далее.

Внебиржевой рынок включает межбанковский валютный рынок, клиентский рынок.

Преимущества внебиржевого рынка: условия сделок являются коммерческой тайной, как правило более высокая точность расчетов и более низкие издержки.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ

Виды валютных рынков:

1. Сфера распространения: международный, национальный.

2. Степень организации: биржевой и внебиржевой.

3. По отношению к валютным ограничениям: свободный, несвободный.

4. По режимам валютных курсов: с одним режимом валютного курса, с двойным режимом.

5. По составу участников: прямой (без посредников), брокерский.

6. По срокам совершения сделок с валютной: наличный (обменные операции – спот, при этом поставка валюты — в течение 2-х рабочих дней, следующих за днем заключения сделки – межбанковский рынок; на клиентском — немедленно), срочный (на определенный срок).

7. По торгуемой валюте: евро, доллар, рубль и т.п.

Срочный рынок – фьючерсный, форвардный, опционный и т.д.

Валютный форвард – это соглашение о поставки валюты на будущую дату по заранее оговоренной цене (не биржевая; обязательство).

Валютный фьючерс – это срочная биржевая операция представляющая собой куплю-продажу валюты по зафиксированной в момент заключения сделки цене.

Отличие форварда и фьючерса:

1. Форвардные сделки всегда внебиржевые, фьючерсные – только биржевые.

2. Форвардные сделки не стандартизированы, т.е. условия определяются индивидуально по каждому контракту. Фьючерсный контракт стандартизирован.

3. Форвардные контракты не перепродаются, а фьючерсные – перепродаются.

4. Форварды более рискованны, чем фьючерсы, т.к. при биржевом контракте покупатель и продавец заключают договор с биржей, которая берет на себя риск неисполнения сделки другой стороной.

По торгуемым контрактам, которые дают право купить или продать, либо обязательство. В зависимости от того, право это или обязательство, различают рынки опционные и фьючерсные рынки.

Валютный опцион – право купить (call) или продать (put) по фиксированной цене валюту на какую-то дату в будущем.

Валютный фьючерс — обязанность купить (call) или продать (put) по фиксированной цене валюту на какую-то дату в будущем.

Разница фьючерса и опциона:

1. Опционы – как на бирже, так и вне бирки. Фьючерсы – только биржа.

2. Валютные опционы могут быть стандартизированными и не стандартизированными.

3. Опционные контракты для покупателя являют не обязательными, а для продавца обязательны. Фьючерсные контракты обязательны для обеих сторон.

4. И те и другие контракты могут перепродаваться.

Валютные операции – должна содержать один из иностранных элементов (контрагент, актив, пересечение границы).

Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

По экономическому содержанию все операции с валютой можно разделить на 4 основных группы:

1. Операции, связанные с переводом валютных средств.

2. Операции, связанные с движением капитала в валюте с целью его прироста (вклады, факторинг, форфейтинг).

3. Спекулятивные операции (форвард, фьючерс).

4. Операции, которые связаны со страхованием валютных рисков (форвард, опцион).

— американский (может быть исполнен в любое время до определенного срока);

— европейский (исполняется в определенный срок).

В общем случае опционы могут быть с поставкой актива, без фактической поставки, а с исполнением наличными.

1. Цена опциона – это премия, уплачиваемая покупателем опциона его продавцу за право в будущем отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.

2. Цена исполнения контракта – strike-цена, по которой покупать опциона получает право исполнить сделка.

3. Рыночная цена актива в момент исполнения сделки – spot-цена.

Чистый финансовый результат владельца опциона может быть отрицательным даже при исполнении сделки, если уплаченная им премия превысит разницу между ценами контракта и рыночной ценой.

В любом случае потери владельца опциона не могут превысить размера уплаченной премии.

4. Внутренняя цена опциона – разница между ценой исполнения и рыночной ценой актива.

5. Срочная (временная) цена опциона – разница между премией и внутренней ценой (=чистому убытку).

Позиция покупателя опциона – длинная позиция, позиция продавца – короткая позиция.

Пример: Цена исполнения — 35, цена рыночная -34 , премия-4.

1. Длинная по кол — -4

2. Короткая по кол – 4

3. Длинная по пут — -3

4. Короткая по пут – 3

Банки можно классифицировать по разным признакам:

1. По форме собственности на капитал: государственные, частные банки, смешанные.

2. По организационно-правовой форме: АО, ООО.

3. По функциональному назначению: депозитные, коммерческие.

4. По степени специализации: универсальный, специализированный (отрасль, функциональная).

5. По размеру капитала: крупные, средние, мелкие.

5. По размеру территории обслуживания: национальные, региональные, международные, транснациональные.

6. По количеству филиалов: однофилиальными, безфилиальными, многофилиальными.

7. По степени самостоятельности: самостоятельные, филиалы. Филиал банка за границей – резидент, филиалы иностранных банков у нас – не резиденты, консорциальные, уполномоченные (банки, которые будут финансировать какие-то программы на определенной территории по заданию правительства; который получает валютную лицензию), карманные банки (сателлит – основные учредители – основные клиенты).

Читать еще:  Форвардная сделка на покупку валюты

Одним из элементов банковской инфраструктуры является законодательство. Банковская деятельности регулируются на федеральном уровне (ФЗ, З) или нормативными актами ЦБ. 3 группы: законы всеобщего действия (ГК РФ, Закон о рекламе), специальные законы, которые регулируют только банковскую деятельность (Закон о ЦБ, О банках и банковской деятельности), нормативные акты, которые регулируют параллельно действующие институты, при этом относящиеся в том числе и к банкам (Закон о рынке ЦБ).

1. По форме собственности: государственные, частые.

В своей деятельности ЦБ должен быть относительно самостоятельным. Вопрос о степени самостоятельности ЦБ и ее влияния на макроэкономические показатели стран изучался в рамках исследования, проводимым Всемирным банком. Степень зависимости банка можно оценить по следующим критериям: степень государства участия в капитале, процедура назначения руководства, степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ, права государства на вмешательство в ДКП, правила, определяющие возможность регулирования государством расходов ЦБ. Чем ниже степени зависимости ЦБ, тем лучше как правило макроэкономические показатели.

Направлены на решение триединой задачи: обеспечение устойчивости, эффективности, функционирования:

— банковской системы страны;

— платежной системы страны.

Основные 5 функций:

1. Монопольная эмиссия банкнот;

2. Денежно-кредитное регулирование;

4. Банк Правительства;

5. Внешнеэкономическая функция.

Монопольная эмиссия банкнот

Эмиссия банкнот относится к пассивной операции ЦБ. Банкноты – это обязательства ЦБ. Банкноты фидуциарные – не обеспеченные золотом.

Часть социально-экономической политики государства, во всех странах проводится через ЦБ. Связана с регулированием денежной массы, формированием спроса, предложения денег и кредита.

Инструменты, предоставляемые ЦБ законодательно. Классификация инструментов ДКП:

1. Прямые и косвенные (опосредованно влияют на денежную массу: ставка резервирования).

2. Экономические и административные (директивные). Самый рыночный – политика открытого рынка (операции с ЦБ).

1. Резервная политика: манипулирование нормой обязательного резервирования. Административный. Россия: максимум 20%, может быть дифференцирована, сейчас не дифференцируема. В большинстве стран дифференцируется по сроку привлечения.

2. Политика открытого рынка: операции с ЦБ коммерческих банков.

3. Курсовая политика: манипулирование валютным курсом. Чаще всего валютные интервенции.

4. Депозитная политика ЦБ – новый инструмент после 98 г. – срочные счета в ЦБ с выплатой дохода по ним. Сокращение денежной массы.

5. Прямые количественные ограничения. В частности, установление максимальной ставки по кредиту. Ограничение объема кредитования.

6. Таргетирование – установление целевых ориентиров изменения показателей денежной массы.

7. Согласования – глав ЦБ с руководителями КБ.

Дефляционная политика – сокращение денежной массы (борьба с инфляцией).

Политика конкурентного стимулирования – стимулирование производителя на увеличение выпуска (борьба с инфляцией).

Кредитная экспансия – увеличение объемов кредитования, повышение деловой активности

Кредитная рестрикция – наоборот

Кредитор последней инстанции. Переучет векселя, прямое кредитование

Нормативно-правовое регулирование валютного рынка

— покупку, хранение и продажу драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей;

— выставление чеков и векселей в любой валюте.

Главная задача Банка России как основного органа валютного регулирования состоит в разработке нормативно-правовой базы, определяющей порядок осуществления юридическими и физическими лицами валютных операций, полномочия и функции уполномоченных банков как агентов валютного контроля, ответственность за нарушения валютного законодательства, а также взаимодействие органов валютного контроля. Её требования обязательны для всех участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. Полномочия Центрального Банка России сводятся, в основном, к установлению резервных требований и требований по использованию специальных счетов по определённым видам валютных операций [6, с.75].

Так, ЦБ РФ вправе издавать нормативные акты, устанавливающие:

— порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой;

— единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления;

— требование об использование специального счета и требование о резервировании при осуществлении валютных операций движения капитала;

— порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет;

— порядок осуществления нерезидентами между собой валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории РФ;

— требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

— порядок купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами;

— порядок открытия резидентами счетов в банках за пределами РФ (п.3 ст.12 Закона) и порядок перевода ими на такие счета средств со своих счетов в уполномоченных банках, в том числе и такими резидентами как уполномоченные банки и валютные биржи;

— порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов и вкладов нерезидентов;

— порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом — резидентом валютных средств из РФ и в РФ без открытия банковского счета;

— порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для нерезидентов;

— порядок резервирования и возврата суммы резервирования;

— критерии, которым должен удовлетворять банк за пределами территории РФ для целей обеспечения обязательств;

— единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами;

— обязательный размер продажи части валютной выручки резидентов и перечень валюты, подлежащий обязательной продаже; перечень операций, расходы и платежи по которым уменьшают размер подлежащей обязательной продаже части валютной выручки.

Не являются органами валютного регулирования и контроля, но обладают определенными полномочиями в указанной сфере некоторые государственные органы. В частности, Министерство экономического развития Российской Федерации обладает полномочиями по осуществлению правового регулирования по вопросам: торгово-экономических отношений с иностранными государствами; торгово-экономических отношений и экономической интеграции Российской Федерации с государствами — участниками СНГ; экономических отношений Российской Федерации с иностранными государствами, их союзами и международными организациями [13, с.29].

Одной из основных задач Министерства финансов Российской Федерации является выработка единой государственной финансовой (включая валютную сферу, сферу государственного долга), денежной и кредитной политики. В соответствии с указанными задачами Министерство разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам валютной политики; управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации; контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере [13, с.30].

Валютное регулирование операций, связанных с кредитами и займами, предполагает, что [13, 47]:

— Резиденты вправе проводить операции по получению у уполномоченных банков кредитов и займов в иностранной валюте, возврату таких кредитов и займов, уплате сумм процентов и штрафных санкций по ним (п. 3 ст. 9 ФЗ № 173-ФЗ).

— Предоставление резидентом кредитов (займов) в иностранной валюте резиденту, не являющемуся уполномоченным банком, не допускается.

— Операции по получению и предоставлению кредитов и займов в иностранной валюте и валюте РФ между резидентами и нерезидентами в сумме, составляющей в эквиваленте более 5 000 долл. США требуют оформления паспорта сделки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector