Sofin-credit.ru

Деньги и работа
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статистика рынка такси

«Яндекс.Такси», «Ситимобил» и другие — как развивается рынок такси в России

Как изменился рынок такси в крупных городах страны с выходом на него онлайн-агрегаторов? Как сегодня взаимодействуют участники – агрегаторы, таксопарки, таксисты? Какие проблемы возникли, что необходимо для их решения и за счет чего возможен рост рынка?

Два крупных игрока на полмиллиона машин

Говоря о рынке услуг такси, стоит сразу отметить: речь идет об очень быстро растущем секторе экономики. И темпы роста этого рынка напрямую зависят от степени цифровизации, которую и обеспечивают агрегаторы. При этом данный сектор, как и большинство секторов российского рынка услуг, склонен к олигополизации (типу рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Ответьте всего на 10 вопросов и получите лучшее инвестиционное решение.

В секторе наблюдается борьба двух крупных игроков – «Яндекс.Такси» и «Ситимобил». Им принадлежит больше половины рынка таксомоторных услуг. Далее следует небольшой ряд мелких игроков: контролируемый «Яндексом» Uber и самостоятельные Gett, Rutaxi, Maxim-taxi и «Таксовичков». Важно также отметить, что большинство таксистов в городах-миллионниках, к числу которых относится Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск и т.д., собирают заказы от нескольких агрегаторов одновременно.

При этом согласно результатам исследования, проведенного в феврале 2018 года Аналитическим центром при Правительстве РФ, количество активных разрешений на таксомоторную деятельность в России на конец 2017 года составляло 466 683 штуки.

В разрезе по федеральным округам, по данным того же исследования, наибольшая доля разрешений зарегистрирована в ЦФО – 144 тыс. штук, второе место по объему разрешений держит Приволжский федеральный округ, там зарегистрировано 78 тыс. разрешений, третье место занимает Северо-западный федеральный округ с 54 тыс. разрешений. Замыкает список Северо-Кавказский федеральный округ с 14 тыс. разрешений.

Из приведенной статистики можно сделать вывод, что основная масса разрешений на таксомоторную деятельность сосредоточена в европейской части России, где максимально высокая плотность населения и самое большее количество городов-миллионников.

Легализация без ответственности?

Основным преимуществом агрегаторов такси должна была стать легализация данного сектора рынка перевозок. В большинстве своем сделать это удалось, хотя и не на сто процентов. Ведь к услугам агрегаторов в качестве перевозчика может прибегать не только официально зарегистрированный таксомоторный парк, имеющий всю инфраструктуру для отслеживания состояния водителя и машины, но и любой автовладелец, имеющий смартфон.

Оборотная сторона медали такого бизнеса в том, что деятельность таксомоторных парков (в отличие от городского общественного транспорта) почти никак не регулируется. Водители таксомоторных парков зачастую плохо знают город, так как являются гастарбайтерами из республик бывшего СССР. Они могут с трудом говорить на русском языке, но при этом работать по 12-15 часов в сутки, отдавая агрегаторам определенный процент за информационные услуги.

Есть еще один аспект, о котором необходимо упомянуть: агрегаторы такси почти не несут ответственности за действия водителей, которые пользуются их информационными услугами. Это особенно актуально в случаях, когда водители такси становятся виновниками ДТП.

Рост рынка при падении цен

Говоря о динамике роста численности работников сферы таксомоторных услуг, следует снова обратиться к данным исследования Аналитического центра при Правительстве РФ. Согласно ему, на конец 2017 года количество постоянно работающих в сфере такси составляло 584 тыс чел., а доля временно занятых – еще 117 тыс. чел. Это означает, что среднегодовой темп роста составил 25%. По данному показателю сектор услуг такси опережает многие сферы малого и среднего предпринимательства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Покупайте доллары, евро, юани и швейцарские франки на валютном рынке Московской биржи по выгодному курсу. Комиссия от 0,00275% от оборота.

Приведенная статистика позволяет сделать вывод, что сфера таксомоторных перевозок является самой быстро растущей сферой рынка услуг в России.

Это обусловливает и определенное снижение цен на перевозки. Так, если два года назад поездка по центру Москвы на расстояние 9-10 км продолжительностью примерно 10-17 минут могла обойтись в сумму не менее 500-600 рублей, то сегодня за подобную поездку можно потратить не более 300-380 рублей. Результат конкуренции! Но очень часто агрегаторы необоснованно завышают цены, при этом сам процесс ценообразования остается непрозрачным, а, следовательно, и не регулируемым.

С другой стороны, сами агрегаторы стараются сгладить указанные диспропорции, вводя различные механизмы лояльности, бонусов и скидок, основным условием действия которых являются конечно количество поездок. Первопроходцем в этом плане является Gett, который первым предложил программу лояльности своим клиентам.

Как решить проблемы

Темпы роста рынка таксомоторных услуг свидетельствуют о необходимости усиления государственного контроля за деятельностью агрегаторов.

Так, очевидной является необходимость принятия законодательных мер, которые обяжут агрегаторов принять на себя ответственность за организацию перевозок, а не только за оказание информационного обеспечения водителей. Это, безусловно, будет на руку крупным игрокам рынка – мелкие вряд ли смогут выполнить в полной мере подобные условия. Но это точно будет способствовать повышению качества оказываемых услуг и снижению аварийности на российских дорогах с участием такси.

Читать еще:  Сколько получают в яндекс такси в москве

Другая важная задача – принятие закона о деятельности электронных платформ агрегаторов такси, что позволит усилить надзор со стороны государства и определить четкие правила игры для участников рынка. Как показывает практика зарубежных стран, такие меры могут дать хороший эффект.

Еще одним важным аспектом должны стать меры, которые обяжут агрегаторов выступать налоговыми агентами водителей, которые пользуются их услугами, а также контролировать состояние автомобилей и здоровье самих водителей, что также будет способствовать снижению аварийности и повышению безопасности на российских дорогах.

Очевидно, что при условии введения вышеприведенных мер мы можем получить как дальнейший рост рынка такси (особенно в регионах сравнимыми с нынешними темпами 20-25%), так и рост качества услуг, что в современных условиях является более значимым для отрасли.

Разумеется, рост рынка возможен только при условии расширения проникновения телекоммуникации и интернета в российских регионах – без этого основной рост рынка такси будет сфокусирован на европейской части России. Несмотря на имеющиеся ресурсы, масштабы роста рынка такси в этой части страны уже в значительной степени ограничены.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Кто рулит на российском рынке такси

экс-редактор раздела «Технологии» на Rusbase

Отечественный рынок такси всегда был сложным и закрытым. Эксперты крайне неохотно соглашаются давать ему оценку и говорить о распределении долей между игроками. Rusbase попытался выяснить, как устроен этот рынок, куда он движется и кто командует парадом.

Всего за несколько лет мобильные технологии произвели революцию в нише такси, обострив конкуренцию до предела. Это изрядно облегчило жизнь пассажирам: время подачи машины сократилось в несколько раз, поездки стали куда дешевле.

Ноябрьский опрос ВЦИОМа показал, что жители крупных городов стали вдвое чаще ездить на такси — они довольны ценой и качеством услуги (быстрота подачи, вежливость водителей, возможность оплаты картой). По данным аналитиков, за три года приложения для заказа такси сократили долю «бомбил» на рынке с 80% до 30%. Кроме того, рост популярности такси снижает нагрузку на городскую инфраструктуру и улучшает экологию. Словом, мобилизация рынка такси принесла выгоду городу, пользователям, посредникам — всем, кроме самих водителей, которым из-за демпинга приходится работать больше за меньшие деньги.

Объем рынка такси

Демократизация цен на такси привела к росту рынка, который к 2015 году составил $9 млрд (это ноябрьская оценка аналитической компании Merku). Член правления Ассоциации диспетчерских служб такси Оксана Серебрякова с этой цифрой не согласна. По ее расчетам, объем рынка составляет не более $6 млрд, или около 420 млрд в рублях. Из-за кризиса количество заказов упало у разных перевозчиков на 40-50%, убеждена Серебрякова, и в этом году точно не будет расти.

«Объем рынка очень сложно исчислить, — признает основатель компании «Таксилёт» Михаил Виноградов. — Мы в своих расчетах ориентируемся на 1 поездку в сутки на 10 жителей городов-миллионников. То есть в Москве можно говорить примерно о миллионе перемещений в сутки».

Никто из игроков не хочет делиться данными о своих объемах. Рынок по большей части состоит из нелегализованных и никак не фиксируемых перевозок и участников. Из своего опыта работы в регионах мы вывели формулу: обычно суточный объем перевозок составляет 10% от населения города. Средний чек зависит уровня жизни и присутствия в городе сетевика (крупной сети диспетчерских — ред.). В миллионниках это 100-150 рублей, в городках — 60-80 рублей. Поэтому берем 15 млн поездок по стране в сутки, умножаем их на 100 рублей среднего чека и получаем 1,5 млрд рублей оборота в сутки. Примерно 20% этой суммы получают диспетчерские, примерно 1% — поставщики софта для такси. Это очень грубые цифры, но они могут служить опорой для понимания рынка, который невозможно точно оценить.

Основатель такси-сервиса Gett Шахар Вайсер прогнозировал, что в ближайшие 3-4 года российский рынок такси вырастет до $15-20 млрд, причем произойдет это за счет онлайн-сервисов. Другой участник рынка убежден, что эта цифра не отражает нынешних реалий и была озвучена Gett специально для инвесторов, чтобы показать потенциал и привлечь очередной раунд.

А руководитель Cat Taxi Геннадий Котов считает некорректным оценивать российский рынок такси в долларах из-за колебаний курса и того, что стоимость перевозок абсолютно не привязана к валюте. При этом он отмечает, что для Gett и Uber падение рубля крайне выгодно: внешние инвестиции дают им дополнительные возможности для демпинга в России.

Читать еще:  Новые услуги на рынке 2020

Количество таксистов

В октябре 2015 года в России официально работало более 180 тысяч машин такси (собеседники Rusbase предполагают, что эта цифра охватывает только легальных водителей). В одной только Москве, по данным городского департамента транспорта, лицензировано около 55 тысяч водителей такси. Причем многие водители сотрудничают сразу с несколькими сервисами.

По оценке основателя «Таксилёта» Михаила Виноградова, в столице работает еще около 100 тысяч такси без лицензий, работающих по договорам фрахтования

Рынку легального такси предсказали замедление

Легальный рынок такси в России в 2019 году достигнет 709 млрд руб., что выше показателя 2018 года на 5,6%. Такой прогноз содержится в поступившем в РБК исследовании Аналитического центра при правительстве. Но в ближайшие годы темпы роста рынка будут постепенно замедляться: если в 2018 году этот показатель составил 8,6%, то в 2020 году он может упасть до 3,7–4%, а в дальнейшем стабилизируется на уровне, превышающем рост экономики примерно на 2 процентных пункта.

Резкий рост рынка, произошедший в предыдущие годы на фоне появления агрегаторов такси, снижения стоимости поездки и увеличения численности пассажиров, подходит к концу, констатируют авторы исследования.

Аналитический центр попытался оценить и долю нелегальных перевозчиков. Объем серого сегмента по итогам 2019 года может достичь 101 млрд руб., что на 6,3% больше, чем в 2018 году. На нелегальное такси приходится 12% от общего объема рынка такси. При этом в 21 регионе России 25% поездок на такси совершаются водителями без разрешений на таксомоторные перевозки, а в 13 регионах — 50%, указано в исследовании.

В числе других выводов центра:

  • В 2019 году агрегаторы занимают порядка 60% легального рынка такси. Лидер — «Яндекс.Такси» — с долей в 27%. Еще 12% перевозок приходится на сервис «Везет», 9% — такси «Максим», 5% — Gett и 1% — «Ситимобил». На остальные агрегаторы — 6%. Позиции сервисов отличаются в зависимости от размера города. В городах размером свыше 500 тыс. жителей относительно большую долю занимает «Яндекс.Такси», а в городах с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек доля этой компании сопоставима с долями «Везет» и «Максим». В небольших городах работают в основном «Везет» и «Максим».
  • Доля «Яндекс.Такси» на всем рынке такси может вырасти до 40% после покупки активов «Везет». Об этих планах компании объявили в июле 2019 года, а до 11 октября ФАС должна проанализировать сделку и вынести по ней решение.
  • В июле 2019 года Mail.Ru Group объявила о создании совместного предприятия со Сбербанком в сфере такси и еды стоимостью свыше 100 млрд руб. Согласно условиям сделки, Mail.Ru Group внесет в СП сервис доставки еды Delivery Club и сервис такси «Ситимобил». Сбербанк — долю в Foodplex и деньги на развитие. В исследовании указывается, что эта сделка «будет способствовать увеличению географии присутствия существующих сервиса такси «Ситимобил» и доставки еды Delivery Club».

Участники рынка более оптимистичны

Представитель «Яндекс.Такси» не согласен с выводом о том, что рынок такси достиг насыщения, он считает, что темпы роста будут выше, чем ожидают авторы исследования. «Кроме того, рынок будет расти за счет его обеления. Сейчас в России более полутора миллионов водителей такси, но многие из них официально не зарегистрированы. Решить эту проблему позволит статус самозанятых для таксистов. Уже сейчас в четырех регионах эксперимента каждый пятый самозанятый — водитель такси», — отметил представитель сервиса.

По мнению директора Gett в России Максима Жаворонкова, сейчас рынок может получить дополнительный импульс к развитию за счет инвестиций партнерства Сбербанка и Mail.Ru Group, хотя он сомневается, что рост будет таким же, как это было на протяжении нескольких последних лет.

Представитель «Ситимобил» считает, что вывод о насыщении сейчас справедлив не для всего рынка, а для отдельных городов. «На уровне регионов такси только преодолевает процессы развития и выхода из тени. И все это происходит параллельно с проникновением интернета в регионы. По нашим оценкам, до всеобщей стабилизации не менее трех лет», — сказал он. По мнению представителя «Ситимобил», бизнес-модель заказа такси через приложение будет расти быстрее рынка в целом.

По прогнозу старшего аналитика Сбербанка по телекоммуникационному сектору и Media/ИТ Светланы Сухановой, к 2025 году целевой рынок городского транспорта совместного использования (включая такси и каршэринг) в России достигнет примерно 2 трлн руб. В 2018 году этот рынок составил 748 млрд руб. и будет расти в среднем на 15% в год.

Читать еще:  Посадочная страница услуга

Она также отмечает рост популярности агрегаторов. «Согласно данным нашего декабрьского опроса, ими пользуются 33% респондентов (что на 7 п.п. больше, чем годом ранее). На этом фоне доля тех, кто регулярно совершает поездки на такси, выросла на 4 п.п., до 71%», — говорит Суханова.

Самый значительный рост охвата услугами такси через смартфон зафиксирован в городах с населением 300–500 тыс. человек: здесь доля тех, кто пользуется такими услугами, увеличилась с 27% в декабре 2017 года до 43% в декабре 2018 года. «Мы полагаем, что небольшие российские города еще не исчерпали потенциал роста данного показателя и вполне могут нагнать города с населением свыше 1 млн человек, где доля клиентов такси, размещающих заказы онлайн, составляет 54%», — заключила Светлана Суханова.

Анализ рынка такси в России

В ноябре 2016 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка такси (таксомоторных перевозок) в России. В настоящее время рынок такси (таксомоторных перевозок) в России является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка пассажирских перевозок.

По оценкам DISCOVERY Research Group объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в России в 2016 г. увеличится на 14,3 млрд. руб. (+4,4%) по сравнению с 2015 г. и достигнет 339 млрд. руб. В 2015 г. он составлял 324,7 млрд. руб.

Аналитический центр при Правительств РФ оценил объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Москве и Московской области в 2015 году в 181 млрд. рублей. Предположим, что средняя стоимость поездки на такси в Москве составляет 400 руб. Тогда количество совершенных поездок на такси при рассчитанном аналитическим центром объеме составляет 1 млн. 240 тыс. в день. Если учесть тот факт, что за одну поездку такси в среднем перевозит более одного пассажира, предположим 1,5 пассажира, то среднесуточный пассажиропоток получится равен 1,9 млн. человек при численности населения Москвы 12,3-14,5 млн. человек. Аналитики Discovery Research Group считают, что данная оценка является завышенной. Для сравнения такси Нью-Йорка (численность населения всех районов города порядка 8,5 млн. человек) в сутки перевозит порядка 600 тыс. пассажиров. В Нью-Йорке жители значительно чаще прибегают к услугам такси, нежели в Москве. Также отметим, что московский метрополитен в день перевозит 8-9 млн. человек в сутки. Получаем, что в Нью-Йорке коэффициент отношение численности перевезенных пассажиров к численности жителей города равен 0,07, а в Москве 0,14, что на наш взгляд исключено. Равенство коэффициентов для Москвы и Нью-Йорка достигается при средней цене поездки в Москве на уровне 800 руб., что, по мнению аналитиков Discovery Research Group , также исключено. Следует иметь ввиду, что для расчетов коэффициентов мы не учитывали Московскую область, объем рынка которой оценивается, примерно, как 1/6 часть от Москвы. В любом случае включение МО в анализ существенным образом не влияет на рассматриваемые коэффициенты.

Средний годовой доход, приносимый одним пассажиром такси в России в 2016 г., достигнет показателя 2914 руб., увеличившись на 123 руб. по сравнению с 2015 г.

Среди федеральных округов наибольшую долю рынка такси в России в 2016 г. займет Центральный федеральный округ – 162,6 млрд. руб., за ним следует Приволжский федеральный округ – 49,2 млрд. руб., а далее – Северо-Западный федеральный округ с выручкой 40,8 млрд. руб. Средний доход, приносимый одним пассажиром, будет наиболее высок в Центральном федеральном округе – 5041 руб., а самый низкий будет наблюдаться в Северо-Кавказском федеральном округе – 1068 руб.

Среди субъектов Российской Федерации наибольшие доли рынка в 2016 г. займут: г. Москва – 117,7 млрд. руб., г. Санкт-Петербург – 33 млрд. руб., Московская область – 21,5 млрд. руб., Свердловская область – 8,2 млрд. руб., Самарская область – 8,1 млрд. руб., Республика Татарстан – 7,9 млрд. руб.

Теневой сектор рынка такси (таксомоторных перевозок) в России в 2016 г. сократится на 7,5% и составит 105,1 млрд. руб. В то же время доля легального рынка вырастет на 10,8% и достигнет показателя 233,9 млрд. руб.

Крупнейшими игроками на рынке такси (таксомоторных перевозок) в городах России являются диспетчерские «Везет», «Сатурн» и «Максим». Они занимают 11%, 9% и 7% рынка, соответственно. На мобильных агрегаторов («Яндекс.Такси», GettTaxi , Uber и др.) приходится 5% рынка России. В перспективе рынок такси (таксомоторных перевозок) в России продолжит расти, что связано с отсутствием жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемым сокращением доли теневого сектора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×