Sofin-credit.ru

Деньги и работа
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушение технического регламента таможенного союза ответственность

Об ответственности за нарушения законодательства о техническом регулировании

Общие правовые положения, касающиеся ответственности за несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, определены в статье 9 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования от 18 ноября 2010 года, в том числе:

3. Стороны гармонизируют законодательство каждой Стороны в области установления ответственности за нарушение требований технических регламентов Таможенного союза, а также при проведении процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.

В системе действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования общие подходы к установлению ответственности за несоответствие продукции и связанных с ней процессов требованиям технических регламентов, к порядку информирования о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, к обязанностям изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), а также связанные с правами органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям техническим регламентам определены в Федеральном законе от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями) (статьи 36 — 42 ФЗ), в том числе:

Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов

Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

Статья 39. Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

Статья 40. Принудительный отзыв продукции

Статья 41. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации

Статья 42. Ответственность аккредитованной испытательной лаборатории (центра)

Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов установлена в статье 36 Федерального закона № 184-ФЗ:

1. За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение обязательных требований в сфере технического регулирования предусмотрена в соответствии с КоАП Российской Федерации:

Статья 14.43. (части 1, 2 и 3). Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.

Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствие.

Статья 14.45. (части 1, 2 и 3) Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Статья 14.43 КоАП РФ. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (действующая редакция)

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 — 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации

Содержание

Правовые основы обязательной сертификации

В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ответственность за несоблюдение правил и требований технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС), а также за недостоверную (необоснованную) сертификацию устанавливается национальным нормативно-правовыми актами стран-членов Союза.

На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности, а также некоторые обязанности сторон закреплены в технических регламентах Таможенного союза/Евразийского экономического союза (на середину 2017 года принято уже 42 регламента). Более детально права и обязанности заявителей и органов по сертификации содержатся, как и было сказано выше, в нормативно-правовых актах стран-членов ЕАЭС.

В Российской Федерации права и обязанности сторон в области сертификации установлены прежде всего Федеральным законом №184-ФЗ «О техническом регулировании». Данным законом также установлены виды разрешительных документов, подтверждающих соответствие качества и безопасности продукции (Сертификат, Декларация).

Наличие Сертификата соответствия или Декларации о соответствии либо иного документа, подтверждающего безопасность и качество продукции — обязательное требование для всех производителей, продавцов, поставщиков, желающих реализовать свой товар на территории России. Отсутствие таких документов при выпуске товаров в обращение грозит нарушителям административной или уголовной ответственностью в соответствии Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовным кодексом (УК) РФ.

Читать еще:  Решение комиссии таможенного союза 28

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия регламентированы в статье 28 Федерального закона «О техническом регулировании».
Так, заявитель вправе:

  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия;
  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации;
  • использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
  • обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  • выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
  • указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
  • предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено [1] ;
  • извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
  • приостанавливать производство продукции, которая не соответствует требованиям технических регламентов.

Важно также помнить, что при ввозе товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, на территорию России в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявитель (уполномоченное заявителем лицом) обязан предоставить декларацию о соответствии или сертификат соответствия, а в сопроводительной документации на продукцию должен быть указан номер сертификата/декларации.

В Технических регламентах Таможенного союза/ЕАЭС также устанавливаются некоторые обязанности заявителя (изготовителя) такие, как хранение протоколов испытания, технических условий на товар (при наличии), эксплуатационных документов, контракта (договора на поставку) или иную товаросопроводительную документацию. Так, например, при сертификации партии средств индивидуальной защиты согласно ТР ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» [2] документы должны храниться у импортера (поставщика) в течение не менее 10 лет со дня реализации последнего изделия из партии, а при сертификации продукции легкой промышленности согласно ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» [3] — в течение не менее 5 лет со дня реализации последнего изделия из партии. Данные документы могут быть затребованы органам государственного контроля (таможня, налоговая).

Права и обязанности аккредитованных органов (лабораторий) по сертификации

Прежде всего в задачи аккредитованных органов по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции,проведение испытаний продукции и т.д.

Специалисты таких органов проверяют:

  • правильности всех документов, предоставляемых заявителем (в том числе регистрационные и учредительные документы);
  • соблюдения требований, установленных в технических регламентах;
  • правильности подобранных кодов ТН ВЭД ЕАЭС товаров;
  • достоверности результатов испытаний образцов продукции;
  • и т.д.

Аккредитованные органы по сертификации и должностные лица (эксперты) таких органов, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской.

Ответственность сторон

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), а также органы по сертификации и испытательные лаборатории несут ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Глава 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» [4] посвящена степени ответственности и видам наказания в области предпринимательской деятельности, в том числе связанной с процессом сертификации продукции:

  • Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
  • 14.43.1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту
  • Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции
  • Статья 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46.1. Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы
  • Статья 14.46.2. Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов

Ниже представлена общая таблица правонарушениями сторон в области сертификации и видами наказаний (максимальные) за них.

  • на граждан – штраф до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;
  • на должностных лиц – штраф до сорока тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – штраф до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц – штраф до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения
  • на юридических лиц — штраф до 3 процентов суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение с конфискацией предметов административного правонарушения/ административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
  • на должностных лиц – штраф до пятидесяти тысяч рублей
  • на юридических лиц – штраф до одного миллиона рублей
  • на должностных лиц – штраф до сорока тысяч рубле
  • на юридических лиц – штраф до трехсот тысяч рублей
  • на должностных лиц штраф – до пятидесяти тысяч рублей
  • на юридических лиц – до одного миллиона рублей
  • на индивидуальных предпринимателей штраф – до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой
  • на юридических лиц – штраф до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой
  • на индивидуальных предпринимателей штраф – до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц – штраф до пятисот тысяч рублей.

При повторном совершение административного правонарушения:

  • на индивидуальных предпринимателей — штраф до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц — штраф до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Административная ответственность аккредитованного сертификационного органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 14.47 КоАП РФ. Так, за необоснованную выдачу органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании или с нарушением установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия в большинстве случаев взимается штраф как с должностных лиц сертификационного органа, так и с самого юридического лица.

Ответственность испытательных лабораторий за представление недостоверных результатов исследований (испытаний) установлена в статье 14.48 КоАП РФ (должностному лицу грозит штраф или дисквалификация, юридическому лицу – штраф).

Кроме того, в Уголовном кодексе РФ (ст. 238) [5] установлена уголовная ответственность за неправомерную выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ и услуг требованиям безопасности. По субъектами ответственности являются работники органов по сертификации, а также сотрудники юридических лиц-заявителей.

Наказание по данной статье предусмотрено в виде штрафа (до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет), либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы до 10 лет.

При ввозе товаров, подлежащих обязательной сертификации и декларированию, без представления в таможенные органы информации об этих документах равно как представление недействительных документов в соответствии со статьей 16.2 п.3 КоАП РФ [6] влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Читать еще:  Реэкспорт это таможенная процедура при которой

Ответственность руководителей за нарушения техрегламентов и декларирований соответствия

Федеральным законом от 18.07.2011 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Федеральный закон № 237-ФЗ) регламентированы очередные поправки в административное законодательство. О том, что этот закон привнес в процесс регулирования ответственности за нарушение требований технических регламентов и декларирования соответствия,читайте в статье.

Как проходит декларирование

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 22.07.2011).

В часть статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) внесены изменения, в основном касающиеся повышения штрафных санкций за совершенные правонарушения и введения в квалифицированные составы нарушений таких наказаний, как дисквалификация и конфискация некачественных товаров.

Некоторые составы уже имеющихся в КоАП РФ нарушений расширены и трансформированы в несколько самостоятельных составов. Помимо прочего глава 14 КоАП РФ, закрепляющая ответственность за нарушения в области предпринимательской деятельности, дополнена ст. 14.43–14.49, регламентирующими ответственность:

  • за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43);
  • недостоверное декларирование соответствия продукции (ст. 14.44);
  • нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45);
  • нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46);
  • нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47);
  • представление недостоверных результатов исследований (испытаний) (ст. 14.48);
  • нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) (ст. 14.49).

Рассмотрим основные изменения Федерального закона № 237-ФЗ, касающиеся ответственности за нарушения технических регламентов и декларирования соответствия.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 06.12.2011, с изм. и доп., далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) технический регламент — это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента, или постановлением Правительства, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

К объектам технического регулирования относится продукция, в том числе здания, строения и сооружения или связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Это важно! В соответствии со ст. 24 Федерального закона №184-ФЗ декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Штрафы повышены

Итак, в результате изменений Федерального закона № 237-ФЗ значительно повышены штрафы за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг (ст. 14.4 КоАП РФ).

Если до изменений за такое нарушение предусматривалось наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, то после изменений санкция ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ выглядит следующим образом:

  • для граждан — административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • для должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Помимо этого ст. 14.4 КоАП РФ приобрела квалифицированный состав такого нарушения, квалифицирующим признаком выступает факт повторного его совершения в течение года, что влечет наказание с повышенными размерами штрафа. Для должностных лиц в альтернативе предусмотрено наказание в виде дисквалификации, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц дополнительным к штрафу наказанием может выступать конфискация предметов административного правонарушения.

Статья 14.43 КоАП РФ, вновь введенная Федеральным законом № 237-ФЗ, устанавливает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.

В силу ст. 14.44 КоАП РФ недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, — это состав ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

К сведению. Согласно ст. 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.

Единый знак обращения

Статья 14.46 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Так, маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, теперь является самостоятельным административным составом.

При этом в примечании к указанной статье сказано, что под знаком обращения продукции на рынке следует понимать знак обращения на рынке Российской Федерации, единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза и единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ЕврАзЭС.

В соответствии со ст. 14.47 КоАП РФ нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 14.48 КоАП РФ определяет ответственность за представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Читать еще:  Регламент таможенного союза 021 2011

Нарушение изготовителем, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и объектов, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения, связанных с обязательными требованиями в отношении указанной продукции и объектов, установленными в соответствии с законодательством о техническом регулировании, в том числе государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей (ст. 14.49 КоАП РФ).

Также отмечаем, что ст. 19.33 КоАП РФ согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 237-ФЗ, установила ответственность за непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя, продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

Техрегламенты. Как обезопасить компанию от штрафов?

  • Дата 12 мая 2018 г.
  • Автор Олег Харькин
  • Категория Гражданское право

Когда техрегламенты обязательны?

Обязана ли использовать компания технические регламенты, зависит от вида бизнеса, которым она занимается. Чтобы обезопасить компанию, прочитайте общий перечень действующих техрегламентов и определите, какие из них к вам применимы и в какой части. Чаще всего фирмы нарушают три техрегламента: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» и ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Список применимых регламентов доведите до руководства. Затем со всеми отделами компании определите, кто какие действия выполняет.

Что будет за нарушение трехгламентов?

По общему правилу за нарушение регламентов наказывают по статье 14.43 КоАП. Например, если на товаре неправильная маркировка, то компанию оштрафуют на 100–300 тыс. руб., ИП — на 20–30 тыс. руб., а должностное лицо заплатит от 10 до 20 тыс. руб. Если нарушение создавало угрозу жизни или здоровью людей, наказание строже — к примеру, организация заплатит от 300 до 600 тыс. руб., а весь товар, не соответствующий регламентам, могут конфисковать. Часто в качестве такого нарушения расценивают продажу продуктов с истекшим сроком годности.

В КоАП есть специальные нормы об ответственности за нарушение отдельных технических регламентов. Некоторые нормы перечислены в части 2 статьи 14.43 КоАП, а другие выводятся путем толкования других статей. Например, ответственность за нарушение техрегламентов в сфере безопасности гидротехнических сооружений определяется статьей 9.2 КоАП, а противопожарной безопасности — статьей 20.4 КоАП. По разграничению составов также есть разъяснения Роспотребнадзора.

Специальные составы за нарушение техрегламентов постоянно расширяются. Например, с 29 января 2018 года к специальным составам отнесли ответственность за соблюдение требований техрегламентов в торговле горюче-смазочными материалами.

Кто отвечает за нарушение?

Ответственность за нарушение техрегламентов несут как изготовители и исполнители, которые выполняют функции иностранного изготовителя, так и продавцы. Раньше большинство судов привлекали к ответственности продавцов, если Роспотребнадзор, Россельхознадзор или прокуратура при проверках находили товар, который не соответствовал регламенту. Например, если в партии сыра от поставщика обнаружили недостаточную жирность.

Но в 2017 году судебная практика на уровне высшей судебной инстанции начала меняться. Верховный суд указал, что организация не отвечает за внутритарное состояние продуктов, если не могла проследить, что находится внутри упаковки, и не нарушила другие требования регламента. Но если продавец мог убедиться, что находится внутри упаковки, например, при продаже товаров с просроченным сроком годности или с ненадлежащей маркировкой, он понесет ответственность.

Контролирующие органы могут не только составить протокол, но и применить иные меры производства по делу об административном правонарушении. Например, наложить арест на товары, обратиться в суд с требованием прекратить деятельность, которая нарушает требования техрегламентов, либо воспользоваться отраслевым законодательством и издать предписание об уничтожении товаров за счет нарушителя.

Роспотребнадзор может составить протокол о правонарушении за каждое обнаруженное нарушение, так как оно образует отдельный состав. Но практика применения различается в зависимости от субъекта Федерации: в некоторых случаях составляют один протокол за несколько нарушений, в некоторых — по протоколу за каждое нарушение.

Например, в одном деле в отношении юридического лица вынесли семь постановлений о нарушении ветеринарных норм и пять — о нарушении требований техрегламентов.

Как избежать ответсвенности

Чтобы компанию не наказали, докажите, что предприняли все меры, чтобы соблюсти требования техрегламентов. Например, в сфере качества и безопасности пищевых продуктов организация обязана подтвердить следующие обстоятельства.

  1. В компании утверждена и соблюдается программа производственного контроля. В частности, фирма заключила договоры с аккредитованными лабораториями, проводила в сроки лабораторные исследования продукции, вела температурные журналы и контролировала температуру поверенными приборами.
  2. Определены должностные лица, которые отвечают за соблюдение техрегламентов, и в их должностных инструкциях указан перечень регламентов. Например, в инструкции контролера торгового зала нужно указать, что он обязан не допускать наличие на прилавке товара с истекшим сроком годности, ежедневно проверять, есть ли такие товары на полках. Общих фраз, вроде «обязан соблюдать требования законодательства РФ в части, его касающейся», в должностной инструкции недостаточно.
  3. Компания ознакомила работников с образцами правильной маркировки, провела занятия по определению маркировки, вывесила соответствующие плакаты в местах приемки товаров. В зависимости от размера компании этим занимается отдел обучения при дирекции управления персоналом или отдел контроля качества при дирекции безопасности. В небольших компаниях эту обязанность берет на себя юрист.

В суде докажите, что юридическое лицо только по вине конкретных работников не смогло исполнить соответствующие нормы в полном объеме. Но если суд увидит системную ошибку, например принтер термоэтикеток не печатает буквы «ЕАС» или ему не хватает места разместить сведения на этикетке, то отвечать будет компания.

Что указать в договоре с поставщиками?

Условие, что товар должен соответствовать требованиям технических регламентов, можно не включать в договор поставки, так как это вытекает из общих норм ГК о качестве поставляемого товара. В договоре не получится полностью установить, кто и на каком этапе отвечает за то, что поставляемый товар соответствует требованиям техрегламентов. Но укажите, как будут разрешаться претензии и утилизироваться товар, который не соответствует требованиям, чтобы снизить расходы на хранение товара.

Пропишите в договоре, что поставщик компенсирует покупателю суммы штрафов, которые взыщут с него административные или судебные органы. Сейчас практика по взысканию с поставщиков административных штрафов как убытков различается.

Некоторые суды взыскивают штраф с поставщиков в полном объеме, а другие — отказывают в этом. Многое зависит от степени вины продавца и от того, что указано в договоре поставки.

Если не сделаете это, работники компании потратят слишком много времени, чтобы нанести на каждый товар буквы «ЕАС». Или еще хуже — компании придется уничтожить всю партию товара, которая нарушает технические регламенты. Лучше сразу согласуйте с поставщиком маркировку, которую он обязан нанести на товар, и сообщите ему, какие технические регламенты и ГОСТы надо применять.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector