Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как избежать корректировки таможенной стоимости

Что такое корректировка таможенной стоимости и можно ли ее избежать

Корректировка таможенной стоимости (КТС) — один из методов сбора дополнительных таможенных платежей, который применяют таможенные органы при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров. КТС возникает в случаях, когда статистическая стоимость товара меньше уровня риска. Размер таможенных пошлин и налогов прямо зависит от таможенной стоимости товара

Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года. Таможенную стоимость определяет и заявляет декларант – импортер. Таможня вправе как согласиться с этой стоимостью, так и скорректировать ее. Если при прохождении таможенного контроля проверяющая сторона сомневается в правильности оформленных документов, находит недостоверные данные или возникают другие факторы, затрудняющие принятие решения, таможенным органом проводится дополнительная проверка. В ходе нее, как правило, запрашиваются различные документы, подтверждающие таможенную стоимость товара, а также производится предварительный расчет суммы обеспечения таможенных платежей с учетом КТС.

Если декларант не предоставил документы или они показались таможенному инспектору неубедительными, то у декларанта есть выбор: заплатить сумму обеспечения по КТС или отозвать декларацию на товары (ДТ). Отзыв ДТ не решает проблемы, а только приводит к потере времени.

Система управления рисками и как она влияет на КТС

В процедуре таможенного контроля существует система управления рисками (СУР). Федеральная таможенная служба выпускает профили рисков. Это документы, которые применяются только для служебного пользования и содержат различные индикаторы рисков: страну отправления и происхождения товара, статистическую стоимость за кг, соотношение веса нетто к весу брутто и т.д.

Одно из основных направлений СУР — это контроль уровня таможенной стоимости ввозимых товаров на территорию Таможенного союза. При декларировании товара импортер заявляет таможенную стоимость и вес нетто на каждое наименование. Программа автоматически рассчитает статистическую стоимость товара. Статистическая стоимость товара – это таможенная стоимость товара в пересчете в доллары США. Таможенная стоимость товара — цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар, включающая в себя все расходы, которые понес покупатель для доставки груза до границы Таможенного союза. Например, статистическая стоимость товара получается 1 доллар США за кг, а в профиле риска ФТС на данный товар установлен индикатор контрольной цены – 2 доллара США за кг. В таком случае автоматически срабатывает риск, и таможенный инспектор обязан применить меры по его минимизации. Одной из таких мер является запрос таможенными органами дополнительных документов для подтверждения заявленной стоимости товаров, перечень которых достаточно большой, и участник ВЭД не всегда может предоставить все документы в процессе таможенного оформления. Даже имея большую часть документов и обосновав невозможность предоставления остальных, таможня, как правило, отказывает в принятии таможенной стоимости по заявленной цене и выпускает декларацию на товары под обеспечение таможенных платежей с КТС. То есть импортер платит в бюджет государства определенную денежную сумму, которую рассчитывает таможенный орган.

Формы корректировки таможенной стоимости товаров

КТС бывает условной и окончательной. Понять сразу, какая будет форма КТС, невозможно, она устанавливается в процессе оформления. Таможенный орган в своем решение о КТС перечисляет необходимые документы и указывает сроки их предоставления. Также декларант получает расчет обеспечения таможенных платежей. Импортер может предоставить запрашиваемые документы и ждать решения таможенного органа или написать письмо о согласии на КТС с последующим предоставлением документов в установленный срок. Если декларант не согласен с корректировкой, то таможенный орган не может заставить его заплатить. Декларант имеет право отказаться платить и отозвать декларацию на товары. В таком случае он не может получить товар на своем складе, так как груз будет находиться на таможенном складе до решения вопроса по данной проблеме. Чтобы получить товар и избежать дополнительных расходов по хранению и простою транспорта, участники ВЭД обычно соглашаются на КТС и платят обеспечение таможенных платежей. Максимальный срок хранения на таможенном складе составляет 4 месяца и стоит недешево. Когда товар на складе получателя нужен срочно и могут возникнуть обязанности по оплате простоя транспорта и хранения, то все решения надо принимать с учетом этих факторов. Обычно приоритетом является быстрый выпуск товара в свободное обращение.

При окончательной корректировке деньги сразу списываются со счета участника ВЭД в бюджет страны. Условная КТС подразумевает резервирование денег на счету таможни до окончательного решения. Если после предоставления участником ВЭД запрашиваемых документов по условной КТС таможенный орган принимает решение об окончательной КТС, то насчитываются пени за отсрочку таможенных платежей. Это происходит из-за того, что при резерве деньги не сразу поступают в бюджет государства, а декларант получает отсрочку по уплате. Но не все участники ВЭД знают о подлежащих к оплате пенях после выпуска.

а при наличии хорошего пакета документов таможенные органы выпускали декларации на товары, таможенная стоимость которых была ниже рисков. Ситуация резко изменилась в феврале 2016 года после выхода телетайпограммы ФТС России ТФ-100 от 12.02.2016 об усилении контроля качества принимаемых решений в отношении таможенной стоимости товаров. Вместе с этим вступил в действие приказ ФТС №280 от 16.02.2016 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками». Суть этих документов — усилить проверки по контролю таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками, а также возложить персональную ответственность на должностных лиц таможенных органов РФ за качество и результативность мер по минимизации рисков. Следом за телетайпограммой и приказом ФТС стали выходить новые профили рисков, которые жестко контролировались таможенными органами. После выхода таких документов все товары, статистическая стоимость которых была ниже новых профилей рисков, корректировались до уровня выше контрольной цифры. Уровень устанавливают таможенные органы в соответствии со стоимостью задекларированных аналогичных товаров.

На данный момент гарантировано избежать КТС невозможно

К сожалению, наличие прямого контракта с производителем товара и всех необходимых документов на поставку не являются основанием не корректировать таможенную стоимость ввозимых товаров. Каждый участник ВЭД должен понимать, что если цена поставляемого товара по внешнеторговому контракту ниже риска, то его ждет КТС и вытекающие из этого дополнительные проблемы. Поэтому каждому импортеру, у которого статистическая стоимость ввозимого товара занижена, надо грамотно готовить документы на поставки и готовиться к возможному КТС.

Обжалование решения таможенных органов

Если была условная КТС, то есть вероятность вернуть деньги, оплаченные под обеспечение таможенных платежей, предоставив документы, запрашиваемые таможенным органом в рамках этого решения. Такие случаи встречались в нашей практике, причем в различных таможнях: Владивостокской, Новороссийской, Нижегородской и Московской областной.

Если же КТС была окончательной, то есть два варианта вернуть денежные средства: обжаловать решение о КТС в вышестоящий таможенный орган или подать иск об отмене решения таможни о КТС в суд.

Первый вариант иногда дает результат, но это зависит от ряда факторов и таможенного органа, который рассматривает жалобу. Очень важно, чтобы претензию составлял грамотный таможенный представитель. Можно подключить и юриста компании. Такой вариант возможен, если у декларанта есть хороший пакет документов на оспариваемую поставку для подтверждения таможенной стоимости. Но необходимо понимать, что в случае отрицательного решения декларант теряет время, которое уходит на рассмотрение дела — 30 дней. У нас были случаи отмены решений по КТС в рамках рассмотрения жалоб. В последнее время таможенные органы начали внимательнее относиться к рассмотрению претензий, и положительных решений все больше.

Второй и самый эффективный вариант – судебные разбирательства с таможней. На сайте ФТС есть обзор судебной практики по спорам, связанным с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов при контроле таможенной стоимости товаров. При рассмотрении дел данной категории суды, принимая решения в пользу декларантов, в большинстве случаев указывают на недоказанность со стороны таможенных органов недостоверности или недостаточности документов (сведений), представляемых декларантами. При этом отмечается, что во время помещения товаров под таможенные процедуры, заявителями предоставлялись все необходимые документы, подтверждающие заявленную ими таможенную стоимость. По судебной статистике, дела об оспаривании решений таможни о КТС часто решаются в пользу участников ВЭД. Поэтому при наличии грамотного юриста, таможенного представителя и более или менее полного пакета документов на поставку шансы выиграть у таможенных органов в суде дело о КТС высоки. Но надо понимать, что судебный процесс занимает длительное время: от трех до шести месяцев. Обычно такие дела проходят арбитражный, арбитражный апелляционный и кассационный суды. После вынесения решения суда последней инстанции требуется время на возврат денежных средств из бюджета государства — 30 дней. Возможный минимальный срок возврата средств — два месяца, а максимальный зависит от судебного производства.

Читать еще:  Растаможка товара из россии в днр

Хочется отметить, что все дела в области таможенного законодательства нужно рассматривать индивидуально и привлекать к этому опытных специалистов. Самому участнику ВЭД очень сложно понять, как действовать в определенной ситуации.

Тимур Давиташвили, начальник таможенного отдела логистической компании «ДАКСЕР»

Как избежать ошибок при декларировании таможенной стоимости

Декларирование таможенной стоимости является неотъемлемой частью таможенного оформления и производится для всех ввозимых товаров и для некоторых вывозимых (если размер вывозной пошлины зависит от стоимости товаров).

Правильное определение и достоверное заявление таможенной стоимости очень важно, т.к. таможенная стоимость является залогом эффективного применения мер таможенно-тарифного регулирования, основой для начисления таможенных пошлин и налогов, и её занижение непосредственно ведёт к уменьшению доходов федерального бюджета. Именно поэтому таможенные органы контролируют её с особой тщательностью.

Таможенное законодательство постоянно меняется, в том числе и в части, регулирующей вопросы таможенной стоимости, но основополагающим документом, который регулирует порядок определения таможенной стоимости, является Таможенный кодекс ЕАЭС. Тем не менее, часто у декларантов возникают вопросы, касающиеся определения, заявления и корректировки таможенной стоимости. В этой статье есть ответы на некоторые наиболее распространённые из них.

Когда применяется первый метод определения таможенной стоимости.

Необходимо отметить, что первый метод определения стоимости товаров применяется сегодня в 99% случаях и является приоритетным, то есть стоимость сделки с товарами принимается как таможенная стоимость почти всегда, даже несмотря на взаимосвязь между покупателем и продавцом и прочими обстоятельствами. При этом важно правильно задекларировать все дополнительные расходы покупателя товара или вычеты из цены товара при отдельных условиях поставки. В классическом случае это транспортные расходы до границы ЕАЭС, не включённые в стоимость товаров, страховки, лицензионные и комиссионные платежи, либо включенные в цену товара перевозка по территории Союза, импортные таможенные платежи. Правильный расчет таможенной стоимости может как увеличивать таможенную стоимость, так и вести к ее уменьшению. Важно понимать, что все сведения должны быть достоверными и подтверждены документально.

Что делать, если при декларировании стоимости произошла ошибка.

Конечно, при декларировании таможенной стоимости и произведении арифметических расчетов возможны ошибки. Лучше, если эту ошибку обнаружит сам декларант ещё до выпуска товаров в процессе проверки. В этом случае достаточно отправить инспектору изменённую декларацию. Если же инспектор сам выявил ошибку и направляет требование на корректировку, то необходимо оценить характер этой ошибки и по возможности немедленно отправить письмо о том, что ошибка была технической. В данном случае маловероятно, что последует административная ответственность по статье 16.2 КоАП Российской Федерации, но решение остаётся за инспектором. В любом случае уточняющее письмо не будет лишним и положительно отразится при рассмотрении дела об административном правонарушении. К наиболее типичным ошибкам, допускаемым декларантами при заявлении таможенной стоимости относят:

  • неверное применение валюты контракта, особенно при контрактах с оговоркой, например, когда контракт заключен в евро, а декларант осуществляет расчет в долларах США;
  • неприменение дополнительных начислений к цене или вычетов из цены товара в соответствии с условиями поставки (Инкотермс);
  • отсутствие документов, подтверждающих величину таможенной стоимости и метод ее определения.

Что такое дополнительная проверка.

Даже если таможенная стоимость задекларирована верно, таможенный орган может назначить дополнительную проверку. Это случается при срабатывании определенных профилей риска, когда уровень цены декларируемого товара ниже данных, имеющихся у таможни. В этом случае декларант получает уведомление о проведении дополнительной проверки и расчет обеспечения уплаты таможенных платежей. То есть для выпуска товаров необходимо доплатить указанную в расчёте сумму, которая будет удержана таможней до того момента, когда таможенная стоимость, заявленная декларантом будет доказана и принята. Если сумма незначительная и других поставок этого товара не планируется, то можно сразу согласиться на корректировку и не собирать запрошенный комплект документов, который может быть довольно внушительным (представлен в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии № 42 от 27 марта 2018 года), к тому же не всегда декларанту удается найти некоторые документы, которые могут быть запрошены таможенными органами в подтверждение таможенной стоимости ввозимого товара.

Документы направляются в электронном виде, и досылаются на бумажном носителе. Таможенный орган в срок до 60 календарных дней проводит проверку достоверности заявленной стоимости и либо принимает её (в этом случае сумма внесенного обеспечения возвращается), либо корректирует. В ходе проверки возможны дополнительные запросы.

Проверка стоимости после выпуска товаров.

Необходимо помнить, что в течение трёх лет после выпуска декларации таможенный орган вправе провести контроль таможенной стоимости товаров. При этом для выявления нарушений у таможни имеется очень много эффективных инструментов: детально проверяется бухгалтерия импортёра, а также все банковские операции с иностранными контрагентами, запрашивается информация из налоговых органов. В случае обнаружения признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости декларант привлекается к административной ответственности по статье 16.2 КоАП России, по выпущенной декларации начисляются дополнительные налоги и сборы с учётом пеней.

Наши услуги

А мы сегодня же ответим как быстрее его перевезти

Корректировка таможенной стоимости (КТС)

При пересечении границы любого государства груз подвергается процедуре таможенного контроля. . В декларации, которая подается в таможенный орган при оформлении импорта/экспорта, указывается такой параметр, как таможенная стоимость. На основании этой величины рассчитывается размер таможенных пошлин и иных сборов.

Таможенный орган неустанно бдит за тем, чтобы таможенная стоимость не занижалась (ведь это прямиком влияет на объем собранных для бюджета платежей). Однако даже когда декларант указывает настоящую, а не заниженную стоимость, таможенный орган может усомниться в справедливости цены и произвести корректировку таможенной стоимости.

Методы, применяемые для определения таможенной стоимости

У таможенных органов существует несколько методов определения таможенной стоимости товаров:

  • По стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  • Расчет цены по идентичным товарам;
  • Определение стоимости по однородным товарам;
  • Метод вычитания;
  • Метод сложения;
  • Резервный способ.

Фактически таможенные органы используют первые три метода. Первый – по стоимости сделки – предполагает расчет стоимости товара в зависимости от уплаченной или подлежащей уплате суммы по контракту, включая дополнительные расход (например, за транспортировку, страховку и пр.)

Также таможенная стоимость может рассчитываться по однородным (схожим) или идентичным (таким же) товарам. Причем учитывается груз, сходный по всем показателям, в том числе условиями поставки и связанными с ними расходами.

Против лома нет приема?

Корректировка таможенной стоимости − довольно частое явление и от нее не застрахован никто. Представители таможенной службы, отталкиваясь от контрольных величин для того или иного товара, увеличивают заявленную участником ВЭД стоимость. Не всегда такие решения справедливы и говорят о неблаговидных намерениях декларанта.

Если декларант не смог достаточно убедительно с точки зрения таможенного органа доказать свою стоимость, и при этом он не согласен с корректировкой таможенной стоимости, то ему остается одна дорога – в арбитражный суд. Однако на период разбирательств ему придется предоставить таможенному органу залог, в котором будут учтены насчитанные таможней пошлины.

Корректировка стоимости – это не редко встречающаяся на практике процедура. Чтобы избежать возможных неприятностей, постарайтесь предусмотреть все и имейте при себе подтверждающую указанную вами величину документацию. При этом в нее должно включаться все, что так или иначе связано с товаром. Таможенный представитель «КВТ» поможет вам подготовить необходимые документы, чтобы ваша стоимость не подверглась корректировке таможенным органом. Мы привыкли отстаивать интересы своих клиентов перед таможней до самого конца и оправдывать возложенное на нас доверие.

Как снизить риски корректировки таможенной стоимости

Таможенное оформление — непростая задача как для начинающего, так и для опытного предпринимателя. Неправильная оценка таможенной стоимости товара, ошибки при заполнении документов — все это может привести к корректировке таможенной стоимости (КТС). Последняя способна негативно отразиться на любом бизнесе: сорвет сроки поставки груза и повлечет за собой дополнительные финансовые издержки. Как правильно действовать в такой ситуации? И как снизить риск корректировки таможенной стоимости?

Правильное таможенное оформление — основа успешной внешнеэкономической деятельности компании-экспортера или импортера. Ошибки, недочеты и упущения, совершенные при подготовке таможенной документации, в большинстве случаев приводят к корректировке таможенной стоимости товара. Доначисление таможенных пошлин и налогов после пересчета таможенной стоимости товаров увеличит финансовые издержки. А длительные сроки рассмотрения документов не только задержат поставку грузов, но и сорвут договоренности с партнерами и клиентами. Все эти обстоятельства грозят серьезными репутационными потерями.

Методы определения таможенной стоимости

Размер таможенных пошлин и налогов исчисляется с учетом таможенной стоимости товара. Она, в свою очередь, определяется в соответствии с международным договором между странами-участницами Таможенного союза, регулирующим это вопрос.

Читать еще:  Ввозные таможенные пошлины 2020

Для определения таможенной стоимости используются шесть методов, основанных на различных способах расчета. Первый метод является основным, но если он по каким-либо причинам не подходит, то обращаются к одному из последующих пяти способов расчета:

  • по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  • по стоимости сделки с идентичными товарами;
  • по стоимости сделки с однородными товарами;
  • метод вычитания стоимости;
  • метод сложения стоимости;
  • резервный метод.

При определении таможенной стоимости учитывают не только цену покупки, продажи или создания товара, но и другие понесенные бизнесом расходы:

  • транспортные;
  • брокерские;
  • комиссионные;
  • экспедиторские;
  • страхование;
  • лицензирование и т.п.

Для подтверждения таможенной стоимости перечисленные расходы необходимо документально обосновать.

Когда и по чьей инициативе таможенная стоимость товара может быть подвергнута корректировке?

Контроль таможенной стоимости проводит таможенный инспектор и в случае выявления неверно указанных сведений в предоставленной декларации назначает процедуру корректировки. Практика корректировки таможенной стоимости — это, по сути, пересчет ранее определенной стоимости товаров. В каких ситуациях предприниматель может столкнуться с данной процедурой?

  • Несоответствие сведений, заявленных в декларации, фактическим данным.
  • Несоответствие величины таможенной стоимости и ее составляющих предъявленным документам.
  • Выявление технических ошибок.
  • Поступление новых документов, изменяющих стоимость товара или дополняющих его характеристики.
  • Некорректный выбор метода для исчисления таможенной стоимости.

После проведения контроля сотрудники таможни информируют о принятии таможенной стоимости или сообщают о ее корректировке. Также процедура корректировки может быть проведена по инициативе декларанта, если необходимо добавить в документы новые сведения. В обоих случаях участник ВЭД обязан самостоятельно провести перерасчет стоимости с учетом выявленных недостатков и передать его таможенному органу. Все расчеты необходимо подкрепить доказательствами.

Перечень товаров, к которым обычно применяются меры дополнительного таможенного контроля, достаточно обширный. Сюда входят:

  • мясо крупного рогатого скота;
  • орехи и сухофрукты;
  • цветы;
  • морепродукты;
  • корм для кошек и собак;
  • транспортные средства;
  • различная аппаратура;
  • цифровая техника.

Именно эти группы товаров позволяют недобросовестным игрокам с легкостью манипулировать кодами ТН ВЭД. Речь идет об элементарном подлоге, когда владелец груза или его законный представитель выдает, предположим, охлажденное мясо за замороженное. Последнее, как известно, дешевле, а значит пошлины и налоги будут ниже. Выявить такой подлог можно только путем внимательно осмотра груза, что в последнее время и делают сотрудники таможенных служб.

Порядок процедуры КТС

При сомнениях в подлинности или наличии неточностей в предоставленных документах, выявлении технических ошибок или недостоверных данных, а также иных проблемах, затрудняющих принятие решения, таможенным органом проводится дополнительная проверка , а товары выпускают под обеспечительный платеж (если выпуск не произошел до начала проверки).

Дополнительная проверка, по сути, является подготовкой к процедуре КТС: таможенный орган указывает на недостатки, выявленные в декларации, приводит примерную стоимость товара по оценке должностных лиц и размер обеспечительного платежа для выпуска товара. Также таможня может запросить дополнительные документы для проверки стоимости груза — они в значительной степени повлияют на итоговое решение. Как правило, компании передают следующий перечень бумаг:

  • договор поставки;
  • экспортную декларацию страны-производителя;
  • документы, подтверждающие предоплату;
  • прайс-лист на товары;
  • ценовую информацию о товаре на рынке РФ;
  • договор на доставку товара;
  • техническую информацию о товаре;
  • ценовую информацию о товаре на рынке производителя.

После проверки органы выносят окончательное решение о корректировке с указанием оснований для этой процедуры, уточненной стоимости товаров, окончательного размера пошлины и налога, а также суммы, подлежащей возврату компании из обеспечительного платежа.

Если проверка и корректировка происходят по инициативе таможенных органов, то бланки заполняет таможенный инспектор, если инициатором выступает фирма — все документы и доказательства готовит ее представитель.

После корректировки стоимости товара возможны два исхода:

  • возникает задолженность декларанта по таможенным пошлинам. Погашение задолженности происходит с обеспечительного платежа, а при нехватке средств (или их отсутствии, когда КТС прошла после выпуска товара) — выставляется требование на доплату;
  • участник ВЭД получает право требовать возврата излишне уплаченных средств.

Сроки принятия решения и порядок возврата таможенных платежей

Согласно законодательству выпуск товара должен быть осуществлен в течение одного дня с момента регистрации таможенной декларации. Если таможенный орган не согласен с заявленной стоимостью, он выносит решение о корректировке стоимости или проведении дополнительной проверки. Декларант должен предоставить необходимые для проверки документы в течение 60-ти дней. После этого у таможенных органов есть три дня, чтобы решить, каким образом будет скорректирована стоимость.

После принятия решения о проведении КТС декларант обязан уплатить пошлину и налог в течение одного дня. Аналогичный порядок предусмотрен в тех случаях, когда компания требует возврата излишне уплаченных средств, однако отсчет срока в этом случае начинается с момента поступления заявления о возврате.

Следует помнить, что процедура КТС может быть проведена и после выпуска товара — законодатель разрешает проверку в течение трех лет, по инициативе компании или таможенных органов. В этом случае обеспечительный платеж уже не вносится.

Можно ли оспорить корректировку таможенной стоимости

В соответствии с Таможенным кодексом ТС декларант самостоятельно рассчитывает таможенную стоимость товаров, но таможенные органы сверяют эти данные со своей информацией и при заниженной стоимости проводят корректировку. Рассмотрим, всегда ли такие действия правомерны, как и в какие сроки можно оспорить корректировку таможенной стоимости.

При несогласии с решением таможенного органа декларант может обжаловать его в судебном порядке в течение трех месяцев. Для этого необходимо обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения таможенного органа незаконным. В заявлении указывают:

  • наименование органа, принявшего решение;
  • название, номер и дату принятия оспариваемого решения;
  • права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым решением;
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемое решение;
  • требование заявителя о признании решений незаконным.

К заявлению необходимо приложить доказательства, которые подтверждают обоснованность требований декларанта. Такими доказательствами могут быть все документы, которые отражают затраты на сделку. Это транспортные, платежные и иные документы, в которых указана цена товара, его наименование, характеристики, условия оплаты и доставки (договор поставки, упаковочный лист, спецификации и т.д.).

Информация в базах данных таможенных органов носит статистический характер и не всегда может быть использована как основа для определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными или однородными товарами. Такой метод может быть применен сотрудниками таможни только в том случае, если у декларанта недостаточно документов для подтверждения указанных данных. Правомерность действий учитывает арбитражный суд при рассмотрении иска.

Кроме того, декларанты, доказавшие незаконность корректировки таможенной стоимости в судебном порядке, имеют право требовать возмещения убытков (при предоставлении подтверждающих документов).

Как видно, корректировку таможенной стоимости вполне можно признать незаконной и потребовать возврата таможенных платежей. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за первое полугодие 2015 года в 76% случаев судебные решения были приняты в пользу импортеров. Приведем пример из судебной практики.

ООО “Кубанские вина” обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни от 11.08.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров. Компания задекларировала товар — вино виноградное натуральное ординарное столовое — и определила его таможенную стоимость по методу сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение таможенной стоимости были предоставлены документы:

  • контракт с дополнительными соглашениями;
  • спецификация к контракту;
  • товаросопроводительные документы (CMR, TIR);
  • экспортный прайс-лист на 2011 год;
  • экспортная декларация;
  • договор международной транспортной экспедиции;
  • счета, выставленные за транспортные услуги;
  • договор хранения товаров на таможенном складе;
  • счет, выставленный за складские услуги.

Центральная акцизная таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, поскольку посчитала представленные компанией документы недостоверными. Суд установил, что компания представила в таможенный орган все документы, которые были необходимы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по первому методу. В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу, что у таможенного органа нет правовых оснований для корректировки таможенной стоимости.

В свя­зи с об­ост­рен­ной гео­по­ли­ти­чес­кой си­ту­а­ци­ей та­мож­ня осо­бен­но тща­тель­но под­хо­дит к про­вер­ке до­ку­мен­тов им­пор­ти­ру­е­мых в на­шу стра­ну то­ва­ров. Что­бы сни­зить рис­ки КТС, за­пом­ни­те не­сколь­ко пра­вил: нуж­но за­ра­нее под­го­то­вить бух­гал­тер­ские до­ку­мен­ты по пре­ды­ду­щим по­став­кам, обо­рот­но-саль­до­вые ве­до­мос­ти, то­вар­но-транс­порт­ные на­клад­ные, под­тверж­да­ю­щие ре­а­ли­за­цию то­ва­ра на внут­ри­рос­сий­ском рын­ке, экс­порт­ную на­клад­ную и ин­войс. Все до­ку­мен­ты долж­ны быть на рус­ском язы­ке (на язы­ке стра­ны та­мо­жен­но­го пунк­та).

Корректировка таможенной стоимости и как ее можно избежать

Общеизвестно, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, проходят процедуру таможенного контроля. При этом их таможенная стоимость в итоге может существенно изменяться, конечно же, не в пользу получателя товара, в результате так называемой процедуры корректировки. Причем корректировка таможенной стоимости (или по-другому КТС) давно уже не удивляет никого. И брокеры, и иностранные партнеры, и уж тем более таможенники, да и сами участники внешнеэкономической деятельности не только давно уже смирились с этой процедурой, но и под час считают ее чем-то почти обязательным в процессе оформления ввозимых товаров. А между тем мало кто знает, что во многих случаях (ну, если таможенная стоимость товара, конечно же, не была занижена и заявлялась верно) корректировка таможенной стоимости проводится с нарушениями действующего законодательства. Как правило, этим пользуются недобросовестные таможенники, видя, что сами участники внешнеэкономической деятельности попросту не хотят вникнуть в таможенное законодательство.

Читать еще:  Заполнение грузовой таможенной декларации

Между тем существует «Закон о таможенном тарифе», в котором не только довольно четко прописан сам порядок определения таможенной стоимости экспортируемых товаров, но и достаточно подробно в последовательном порядке приведены возможные методы (их, кстати, всего шесть), указан алгоритм расчета и условия его применения. Правда, как показывает практика, в жизни нашли применение только два метода из шести описанных в законе. По не вполне понятным причинам это первый и шестой методы, на них то и нужно, пожалуй, остановиться поподробнее.

Итак, статья девятнадцатая «Закона о таможенном тарифе» описывает первый из методов определения таможенной стоимости, его еще называют методом по цене сделки. Если четко следовать букве закона, то в большинстве случаев именно по этому первому методу и должна определяться таможенная стоимость товаров ввозимых на территорию Российской Федерации. Однако на практике таможенные работники под различными благовидными предлогами просто отказывают получателю товара в применении именно этого метода. И происходит это очень часто опять же из-за банальной правовой неграмотности участников внешнеэкономической деятельности. А между тем именно в этой девятнадцатой статье закона четко определены четыре случая, когда сам декларант может применить первый метод расчета таможенной стоимости товара. Остальные же случаи, не поименованные в этой статье, не могут являться основанием в отказе использования первого метода, и вот об этом нужно просто знать.

Теперь немного подробнее про этот самый первый метод. В случае, когда по закону участник внешнеэкономической деятельности имеет право воспользоваться первым методом расчета таможенной стоимости товара, то есть условия сделки таковы, что позволяют это сделать, то, прежде всего, в данном случае стоит внимательно изучить само понятие таможенной стоимости, а именно что в нее входит. А это не только стоимость самого товара, но и различные расходы, которые были понесены в результате проведения данной сделки. Сюда могут входить расходы по транспортировке до границ Российской Федерации, расходы, связанные с погрузкой, разгрузкой, упаковкой, маркировкой товара, кроме того, различные агентские и комиссионные выплаты, а также многие другие расходы. Так вот, таможенная стоимость товара может считаться недоказанной и работники таможни могут отказать в праве использования первого метода расчета таможенной стоимости, если декларантом не будут предоставлены документы, подтверждающие все эти расходы. А потому участник внешнеэкономической деятельности должен заранее позаботиться о необходимых документах, чтобы все эти расходы, которые имели место в результате исполнения сделки, не просто были бы задекларированы, но и имели документальное подтверждение.

Но, допустим, по каким-либо причинам импортеру отказано в применении первого метода расчета таможенной стоимости. Казалось бы, логичнее всего будет предположить, что таможенники перейдут ко второму методу и попытаются определить таможенную стоимость импортируемого товара, сообразуясь со стоимостью аналогичных ввозимых товаров, так, по крайней мере, предписывает им «Закон о таможенном тарифе». Но не тут то было.

Все дело в том, что для этого доблестным работникам таможни придется перелопатить просто гору различных данных. Ведь речь идет не просто о ценовой информации по такому же товару, еще отслеживается, чтобы этот товар был ввезен примерно в то же время, и по возможности на тех же условиях, а это и объем, и условия оплаты, и условия инкотермс. А потом еще нужно будет взять на себя ответственность в том, что найденная информация действительно похожа на оформляемый случай. Короче говоря, российская таможня, как правило, не хочет терять время и брать на себя ответственность. И в результате отказ в первом методе определения таможенной стоимости на практике означает автоматический отказ и во втором, и в третьем, и в четвертом, и в пятом методах.

При этом стандартная формулировка причины отказа «Отсутствие у таможенных органов необходимой информации» должна якобы все объяснить. Но можно только догадываться о настоящих мотивах. Или же банальная лень инспекторов, которые не хотят просто заглянуть в созданную ими же самими базу данных, или сознательное выведение >участника внешнеэкономической деятельности на корректировку таможенной стоимости. Проверить это невозможно. Так или иначе, однако, методы определения таможенной стоимости со второго по пятый включительно существуют только в теории, и на практике не используются.

И в итоге, даже при оформлении обычной какой-нибудь незначительной сделки в случае непринятия таможенными органами декларируемой цены (пусть даже и правильной), участнику внешнеэкономической деятельности сразу же рекомендуется определять таможенную стоимость по шестому (кстати сказать, резервному) методу закона. То есть сразу проводить корректировку таможенной стоимости, именуемую по-другому КТС. Как правило, спорить с таможней никто не решается (им же должно быть виднее), и немного повздыхав о том, что жизнь – это тяжелая штука, соглашаются с той таможенной стоимостью, которую и навязывает им сама таможня. И невдомек таким участникам внешнеэкономической деятельности, что они также нарушают закон, что и таможенники, которые им все это предлагают.

И дело не в том, что по халатности или по какой-либо другой причине пропустили целых четыре пункта закона и перешли сразу к самому последнему. Сама процедура расчета проводится с грубыми нарушениями. А объясняется все просто. Согласно «Закону о таможенном тарифе» шестой метод расчета таможенной стоимости представляет собой расширенный второй или третий методы, с той лишь разницей, что ценовая информация по аналогичным или однородным товарам должна браться не за указанный в этих методах период, а за целый год, к примеру. Либо могут отличаться условия поставок, размеры партий и т.д. Шестой метод расчета очень хорошо прописан в двадцать четвертой статье закона.

А что же получается на практике? А на практике таможня проводит расчет исходя из так называемых профилей риска, и ни к какой ценовой информации, которая должна быть у них в базе данных, даже близко не подходят. А ведь в законе черным по белому написано, что никакие там фиктивные показатели, либо какие-либо индикативные (а профили риска именно ими и являются) не могут приниматься за таможенную стоимость. Да, профили риска существуют, но они даются таможенным инспекторам в качестве некоего индикатора для работы. Такая своеобразная черта, за которую нельзя переходить. Другими словами если таможенная цена товара будет ниже риска, то это значит, что нужно более тщательно перепроверить поданные документы. Но на практике таможенники сразу предлагают такую стоимость, причем с завидным постоянством, чтобы не проводить более сложных аналитических расчетов, хотя это и является их прямыми обязанностями. В результате импортеры регулярно сталкиваются именно с такой корректировкой таможенной стоимости, то есть с постоянным нарушением закона, в чем собственно они же сами и участвуют. При этом руководство таможенных инспекторов прекрасно осведомлено о сложившейся ситуации, то есть о нарушении закона. Но это их вполне устраивает, так как, кроме всего прочего, существует еще и план сбора таможенных пошлин, который тоже должен выполняться. А это как раз способствует выполнению плана.

Конечно, зная всю эту ситуацию, становится не намного легче работать с таможней. Но, как говориться, кто предупрежден, тот вооружен. И хотя сами по себе такого рода знания никоим образом не гарантируют участникам внешнеэкономической деятельности избавления от попыток таможенных органов применить в отношении них корректировку таможенной стоимости, тем не менее, есть вполне реальная возможность провести эту процедуру согласно букве закона. В одних случаях это поможет настоять на применении первого метода расчета, когда будет попытка отказать в нем, в других – использовать шестой метод без ссылок на профили риска.

Другими словами, не стоит сразу соглашаться с предложением таможни на корректировку таможенной стоимости и уж тем более делать ее самим. В противном случае участники внешнеэкономической деятельности лишаются возможности обращаться в вышестоящие органы или в арбитражный суд по поводу обжалования действий конкретного таможенного инспектора. Но это, конечно же, только в крайнем случае. Изначально же, нужно до последнего использовать все методы убеждения инспектора (разумеется, в рамках закона) и настаивать на применении первого метода расчета >таможенной стоимости товара.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector