Sofin-credit.ru

Деньги и работа
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платежи за пользование недрами

Платежи за пользование недрами

В данном материале рассматривается природа публично-правовых платежей за пользование источниками недр, их признаки, условия взимания и расчёта, роль в механизме государственного управления

Основные характеристики платежей за пользование недрами

В рамках российского законодательства выделяется две основные системы платежей, предусматривающих пополнение государственной казны за счёт средств, поступающих от частных лиц и организаций:

  • первая из них представлена налогами и сборами, порядок уплаты которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ;
  • другая включает совокупность «условно неналоговых», требования к перечислению которых предусмотрены правовыми документами, разными по содержанию и юридической силе.

Платежи за недра относятся ко второй группе. Юридическая природа этих неналоговых платежей постоянно пересматривается с учётом нормативного регулирования на разных уровнях. Вырабатываются принципы и подходы к установлению единых правил взимания средств за пользование природными источниками в рамках сборов, не вошедших в систему НК РФ. Тем более, что их взыскание осуществляется как на регулярной, так и разовой основе.

Признак публичности платы за недра выражается в следующих характеристиках:

  • требование по внесению содержится в законе;
  • субъектами, обязательно вносящими средства, являются физические и юридические лица, которым земельные наделы предоставляются с правом распоряжения как собственникам или на праве иного владения;
  • цель – пополнения бюджетов разных уровней Российской Федерации за счет неналоговых платежей.

Уплата регулярных и разовых платежей за пользование недрами

Порядок перечисления средств предусмотрен Законом РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах». Их выплаты предусмотрены обычно при наступлении определенных обстоятельств, указанных в лицензии. К примеру, при изменении границ земельных участков для добычи недр.

Обязательность внесения средств в доход государства выявляется при системном анализе положений статей 9, 12, 22, 39, 40, 42 и 43 Закона РФ №2395-1. В частности, п.10 ч.2 ст.22 указанного акта установлено, что субъекты земельных правоотношений обязаны в заявленные сроки и правильно вносить плату. Таковое требование предъявляется с момента внесения сведений о выдаче лицензии по общему правилу. Исходя из смысла этих норм следует, что стороной публичных отношений в этих ситуациях выступает субъект предпринимательской деятельности, обладающий правом или получившим лицензию на выполнение определенных работ на специально выделенных земельных участках.

К иной категории платежей относятся сборы, вносимые для участия в конкурсе на право использования определенными участками недр.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что уплата платежей за использование источниками недр не является актом свободного волеизъявления участника семейных отношений, а реализация требований по соблюдению законодательства об условиях получения лицензии и использованию недр.

Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.

Платежи на недра не внесены в НК РФ, но правильность и соблюдение сроков их внесения контролируется органами налоговой системы на основании требований бюджетного законодательства. Очевидно, что плата за пользование природными ресурсами не относится к налогам, в доказательство этого можно привести случай, когда разовые платежи за пользование недрами были отменены. В 2002 году на смену им пришел налог на добычу ископаемых. Такой подход законодателя к изменению природы неналогового платежа подтверждает нестабильность позиции по отношению к этому юридическому понятию.

Назначением и отличительной особенностью разовых выплат за пользование недрами является создание фискальной системы, обеспечивающей беспрерывный контроль использования земельных ресурсов субъектами предпринимательской деятельности. В связи с этим, под условно неналоговым платежом подразумевается выплата, имеющая публично-правовую природу. Реализацией этого права является получение лицензии на ведение определенных видов работ на выделенных для этих целей земельных наделах. Таким видится содержание о том, что собой представляют разовые платежи за пользование недрами.

Регулярные платежи делятся на две подкатегории:

  1. Вносимые за проведение геологоразведочных работ на выделенном земельном участке в обозначенных границах (основанием платежа является в этом случае является площадь надела, выделенного для обработки земли с целью использования недр);
  2. Перечисляемые при обеспечении хранения ископаемых в специальные сооружения под землей. В этом случае сбор рассчитывается исходя из объёма содержимого, исчисляемого по объему или весу.

Контроль платежей по недрам

Регулярность и правильность внесения средств администрируется с помощью мер государственного принуждения. В качестве таковых используется прекращение права и отзыв лицензии на использование недр, а также в виде наложения штрафа. Таким образом проявляется регулирующая функция, характерная для выплат, посредством которых участники хозяйственных отношений стремятся к неукоснительному выполнению требований закона и условий взимания сборов за осуществление определенной деятельности на земельных участках.

За нарушением таких требований следует санкция. Это связано с защитой полезных ископаемых, являющихся собственностью государства, которое предоставляет право на эксплуатацию земли с целью получения прибыли. Меры негативного воздействия направлены на изъятие участков, незаконно переданным предпринимателям, с целью защиты публичных интересов при передачи объектов в частное пользование.

Платежи за использование земли не относятся ни к категории налогов, ни акциз. Их правовая природа близка к арендным платежам, предусмотренным за использование природных ресурсов при соблюдении правил о недопущении ущерба окружающей среде. У сбора за использование недр отсутствует компенсационная функция, поскольку таковая предусмотрена платой за негативное воздействие на окружающую среду.

По сути такие платежи предусматривают компенсацию государству за использование природных источников, как собственнику недр.

В заключение можно сказать о специфике подобных выплат. Среди недостатков правового регулирования можно выделить отсутствие чёткого регламента процедуры установления платежей, отсутствие определений и её содержания. Также присутствие огромного количества норм на уровне Правительства РФ и подзаконного порядка – от Минприроды РФ. Из-за этого на практике возникают проблемы с расчетом платежей при отсутствии экономически-подтвержденных обоснований, разнятся установленные на разных уровнях коэффициенты и показатели для определения базы. В противоречие вступают акты разной юридической силы. Вследствие этого требуется упорядочение, систематизация нормативных актов, приведение в соответствие положений о налогах в связи с разной правовой природой этих понятий.

Расчет регулярных платежей за пользование недрами

Помимо налогов некоторые компании уплачивают так называемые неналоговые платежи. Разновидностью таких платежей являются регулярные платежи за пользование недрами. Кто и куда их обязан платить, расскажем ниже.

Платежи за пользование недрами

Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).

Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).

К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.

Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация:

  • ищет и оценивает месторождения полезных ископаемых;
  • производит разведку полезных ископаемых;
  • изучает и оценивает пригодность участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строит и эксплуатирует подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • разрабатывает технологии геологического изучения и добычи трудноизвлекаемых ископаемых;
  • разрабатывает технологии изучения и разведки ископаемых по совмещенной лицензии при пользовании недрами.
Читать еще:  Срок платежа налога на имущество организаций

Предоставление недр в пользование происходит на основании специальной лицензии. Платить нужно регулярно в течение всего срока действия лицензии, даже если работы временно не ведутся.

Порядок расчета

Платеж зависит от разных факторов, в том числе от вида работ, от вида полезного ископаемого, размера участка, степени риска и т.д.

РПН = S1 — S2, где

РПН — регулярный платеж,

S1 — используемая площадь участка недр,

S2 — площадь возвращенной части лицензионного участка.

Ставки платежа

В законе о недрах даны минимальные и максимальные размеры ставок. Точный размер ставки определяют федеральные органы и субъекты РФ.

Ставка также зависит от цели использования полученных недр (ст. 43 Закона о недрах).

Например, при использовании недр в целях поиска драгметаллов минимальная ставка установлена в размере 90 рублей за квадратный метр участка. Если целью является разведка драгметаллов, минимальная ставка составит 3 000 рублей за квадратный метр участка.

Порядок уплаты регулярных платежей и представления отчетности

Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями каждые три месяца.

Заплатить платеж за пользование недрами нужно до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если день выпадает на выходной, то срок переносится на следующий рабочий. Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами в 2020 году нужно:

за I квартал — до 30 апреля включительно;

за II квартал — до 31 июля включительно;

за III квартал — до 2 ноября включительно;

за IV квартал — до 1 февраля включительно.

Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.

Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.

Пример заполнения расчета

ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2018. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.

Годовой платеж равен 97 200 рублей (240 х 405).

Квартальный платеж составляет 24 300 рублей (97 200: 4). Эту сумму нужно указать в строке 030 раздела 1 расчета.

Особенности уплаты регулярных платежей за пользование недрами

Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).

Плательщики и платежи

Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

  • периодические (регулярные);
  • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
  • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Не предусмотрена регулярная оплата за:

  1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
    • процедур по их геологическому изучению;
    • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
  2. Разведывание полезных ископаемых:
    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.

Расчет платежа

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Вид и периодичность внесения платы

Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.

Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.

К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.

Учет платежей регулярного типа

По бухгалтерскому учету расчеты по оплате за использование государственными недрами отражаются на 76 счете («Расчеты с кредиторами прочими») с открытием отдельных субсчетов для расчетов по каждому типу оплаты (единоразовой, регулярной).

Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.

Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:

  • Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
  • Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.
Читать еще:  Просим уточнить платежное поручение

Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).

При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).

К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.

Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.

При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).

Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.

При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).

Система и виды платежей за пользование недрами;

В данном разделе рассмотрены основные виды платежей при пользовании участками недр, размеры платежей и методика определения ставок регулярных платежей за пользование недрами.

Пользование недрами в Российской Федерации осуществляется на платной основе. Статья 39 ФЗ РФ «О недрах» устанавливает платежи за пользование участками недр двух видов. Это платежи, которые зависят от вида недропользования, и платежи, не зависящие от вида пользования недрами.

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

2. регулярные платежи за пользование недрами;

3. плата за геологическую информацию о недрах;

4. сбор за участие в конкурсе (аукционе);

5. сбор за выдачу лицензий;

6. другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ (акцизы, таможенная пошлина и др.)

Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Такими событиями могут быть: открытие месторождения, подпи­сание соглашения, достижение определенного уровня добычи и т.п. Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользова­ние недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса:

Ставка (рублей за 1 кв. км участка недр)

1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

Углеводородное сырье 120 360

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых

Углеводородное сырье 5000 20000

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата

(рублей за 1 тонну) 3,5 5

Хранение природного газа и гелия

(рублей за 1 000 куб. м) 0,2 0,25

При получении лицензии на геологическое изучение недропользователь платит только сбор за выдачу лицензии, который идет в федеральный бюджет. Однако в лицензионном соглашении прописываются ежегодные регулярные платежи за право геологического изучения недр. Согласно закону «О недрах» такая плата может составлять от 120 до 360 рублей за 1 км 2 . Как правило, при установлении суммы регулярных платежей Роснедра определяют за первый год изучения участка минимальную ставку в размере 120 рублей. В последующие годы плата постепенно увеличивается.

Если недропользователь в течение 5 лет не успевает завершить геологическое изучение, то законом «О недрах» предусмотрено, что в случае выполнения условий лицензионного соглашения право пользования недрами с целью завершения работ по геологическому изучению может быть продлено. При этом недропользователю устанавливаются регулярные платежи, как правило, по максимальной ставке.

В соответствии с Федеральными Законами N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 мая 2002 г.» и «О недрах» размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются следующими факторами:

1. Экономико-географические условия.

2. Размер участка недр.

3. Вид полезного ископаемого.

4. Продолжительность работ.

5. Степень геологической изученности территории.

6. Степень риска.

Методика определения ставок регулярных платежей за

Расчет конкретных размеров ставок регулярного платежа за пользование недрами производится по формуле:

Пк = Пмин + К х (Пмакс — Пмин), (1)

Пк — размер ставки регулярного платежа за пользование недрами (руб.);

Пмакс — максимальный установленный размер ставки регулярного платежа (руб.);

Пмин — минимальный установленный размер ставки регулярного платежа (руб.);

К — поправочный коэффициент (может принимать значения от 0 до 1).

Максимальный (Пмакс) и минимальный (Пмин) размер ставки регулярного платежа по формуле (1) определяется в зависимости от видов работ и полезных ископаемых.

Поправочный коэффициент (К) в формуле (1) определяется как сумма поправочных коэффициентов влияния различных факторов на условия проведения геологоразведочных работ и строительства и эксплуатации подземных сооружений из таблиц 1 — 3 по формуле:

K1 = SUM поправочных коэффициентов (2)

На стадии поисков и оценки степень риска обратно пропорциональна геологической изученности перспективной площади (объекта): чем она выше, тем меньше степень риска; на разведочной стадии степень риска прямо пропорциональна группе сложности месторождения, являющейся интегрированным показателем, основанным на сочетании главных геологических характеристик месторождения — масштабе запасов, морфологии тел полезных ископаемых, их тектонической нарушенности, мощности, распределении сохранений полезных компонентов и др. (Табл. 3).

Таблица 1 — Поправочные коэффициенты, учитывающие экономико-географические условия проведения геологоразведочных работ

Таблица 2 — Поправочные коэффициенты, учитывающие продолжительность геологоразведочных работ

Таблица 3 — Поправочные коэффициенты, учитывающие степень геологической изученности и степень риска проведения геологоразведочных работ

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

Читать еще:  Код в платежном поручении

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

За геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации. Плата за геологическую информацию поступает в доход федерального бюджета.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов. Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии. Суммы сборов за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на пользование недрами поступают в доход федерального бюджета.

  1. Платежи за право пользования недрами.
  2. Разовые платежи при пользовании недрами.
  3. Регулярные платежи при пользовании недрами.
  4. Факторы, определяющие размеры регулярных платежей за пользование недрами.
  5. Методика определения ставок регулярных платежей за пользование недрами.

Платежи за пользование недрами

Л.В.Любомирская
Заместитель начальника отдела налогов
и доходов от использования
природных ресурсов
Минфина РФ

Платежи при пользовании недрами

Платежи при пользовании недрами

В 1967 году в Советском Союзе были введены отчисления на покрытие затрат государства на геологоразведочные работы. Эти отчисления предприятия вносили в бюджет по установленным специфическим ставкам с единицы добытого полезного ископаемого.

С 1 января 1975 года в целях более полного использования предприятиями добытого полезного ископаемого, а также недопущения сверхнормативных потерь при добыче этого полезного ископаемого суммы возмещения затрат на геологоразведочные работы по твердым полезным ископаемым были установлены на 1 тонну погашенных в недрах запасов. Погашенные запасы представляют сумму добытых из недр и потерянных при добыче полезных ископаемых.

Средние ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы были установлены по отдельным видам полезных ископаемых- по нефти, газу, газовому конденсату, углю, рудам черных и цветных металлов, неметаллическим рудам и т.д. За сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых были установлены повышенные ставки. Ставки рассчитывались исходя из общесоюзных затрат на поисковые и разведочные работы по конкретному виду полезного ископаемого. Среднеотраслевые ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы дифференцировались как по территориальному признаку, так и в соответствии с качеством добытого полезного ископаемого.

Отчисления в бюджет на возмещение затрат на геологоразведочные работы вносили производственные объединения и горнодобывающие предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Зачислялись отчисления в союзный бюджет.

В 1992 году Законом Российской Федерации “О недрах” (далее — Закон о недрах) была введена система платежей при недропользовании. Были установлены следующие виды платежей при пользовании недрами:

— сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

— платежи за пользование недрами;

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

— акцизы на отдельные видов минерального сырья, включая акцизов на нефть, стабилизированный газовый конденсат и природный газ;

— плата за договорную акваторию и участок дна территориального моря;

— плата за геологическую информацию о недрах.

Из вышеперечисленных платежей только отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и плата за пользование недрами, включающая платежи за поиск, оценку и разведку месторождений, а также полежи за добычу полезных ископаемых, были признаны налоговыми платежами и взимались на основании подпункта «и) платежи за пользование природными ресурсами» статьи 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Остальные платежи носили неналоговый характер.

Раздел платности пользования недрами, предусмотренный действовавшим в 1992 — 2001 г.г. законодательством Российской Федерации о недрах, носил рамочный характер и не давал достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.

Вместе с тем, согласно статье 17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.

Указанной главой Кодекса в налоговую систему Российской Федерации взамен трех действовавших ранее специальных налогов при недропользовании (плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и стабильный газовый конденсат) введен новый налог — налог на добычу полезных ископаемых.

Таким образом с 1 января 2002 года система обязательных неналоговых платежей при пользовании недрами в соответствии со статьей 39 Закона о недрах включает:

— разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

— регулярные платежи за пользование недрами;

— плату за геологическую информацию о недрах;

— сбор за участие в конкурсе (аукционе);

— сбор за выдачу лицензий.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии

Порядок определения и уплаты в бюджет разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее — разовые платежи), установлен статьей 40 Закона о недрах. Разовые платежи могут взиматься при наступлении таких событий, как открытие месторождения полезных ископаемых, подписание лицензионного соглашения, начало коммерческой добычи, достижение определенного уровня добычи и т.п.

Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные размеры платежей устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами. Платеж может быть внесен единовременно при выдаче лицензии либо по установленным в лицензии срокам определенными долями.

Следует отметить, что действующим законодательством о недрах (статья 10.1 Закона о недрах) установлено, что факт открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, является основанием для предоставления данному недропользователю соответствующего участка недр для разведки и добычи на бесконкурсной (безаукционной) основе. В таком случае разовый платеж при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, может быть установлен на минимальном уровне.

Разовые платежи зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При реализации соглашений о разделе продукции размеры разовых платежей, а также порядок их уплаты устанавливаются в таких соглашениях.

Плата за геологическую информацию о недрах

Плата за геологическую информацию о недрах взимается за

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector