Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установление арендной платы за муниципальное имущество

Приложение N 9. Порядок определения арендной платы за муниципальное имущество

Приложение N 9
к Положениюо порядке управления и распоряжения имуществом,
находящимся в собственности муниципального
образования — Путятинский муниципальный район
Рязанской области

Порядок
определения арендной платы за муниципальное имущество

1. Арендная плата за муниципальное недвижимое имущество

1.1 Размер арендной платы за муниципальное недвижимое имущество в расчете на год определяется по формуле:

Апп = Аон + НДС, где:

а) Апп — годовой размер арендной платы за недвижимое имущество;

б) Аон — величина арендной платы в год (руб.);

в) НДС — налог на добавленную стоимость.

1.2. Величина арендной платы в год определяется последующей формуле:

Аон = Бан х S х Кз х Кк х Кд х Км х Кто х Киз х Ктп, где:

а) Бан — базовая ставка арендной платы за один кв. м площади в год, устанавливается решением Путятинской районной Думы и пересматривается ежегодно;

б) S — площадь арендуемого помещения, кв. м;

в) Кз — зональный коэффициент по месту расположения арендуемого объекта — 1,0

г) Кк — коэффициент категории арендуемого объекта, применяется на основании данных технической инвентаризации:

— отдельно стоящее здание — 1,2;

— встроенно-пристроенное помещение — 1,0;

— подвал, полуподвал, чердак, мансарда — 0,75;

— навес, открытая благоустроенная площадка — 0.3.

д) Кд — коэффициент вида деятельности, применяется в случае использования арендуемого объекта для осуществления такой деятельности;

Коэффициенты вида деятельности арендатора

Наименование вида деятельности арендатора, субарендатора или категории (типы) организаций или организации (предприятия)

Коэффициенты вида деятельности

Банковская, биржевая деятельность; посреднические услуги, игорный бизнес, гостиничное хозяйство, административная деятельность по управлению предприятиями, учреждениями (офис)

Общественное питание с реализацией спиртных напитков (закусочная, бар, столовая, кафе, ресторан), торговля с продажей спиртных напитков

Производственные предприятия, учреждения, ведущие научно-исследовательские работы, торговля, кроме специализированной торговли | (п. 2 и 4), а также прочие виды деятельности не вошедшие в настоящий перечень

— Общественное питание без реализации спиртных напитков;

— специализированная розничная торговля хлебобулочной, молочной, плодоовощной продукцией:

— бытовые услуги (кроме автосервиса).

— Индивидуальные предприниматели и малые

предприятия, независимо от: вида деятельности, производство собственной продукции которых составляет не менее 75% от общего объема реализуемых ими товаров и услуг,

— Учреждения, финансируемые из федерального и областного бюджета

— Отделения Российского Союза ветеранов Афганистана;

— Деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере народных художественных промыслов.

— Органы милиции, суда, прокуратуры, военный комиссариат;

— Общественные организации инвалидов;

— Учреждения, финансируемые из местного бюджета.

— Муниципальные унитарные предприятия

— Предприятия жилищно-коммунального хозяйства независимо от форм собственности.

В случае осуществления арендатором нескольких видов деятельности годовой размер арендной платы недвижимого имущества определяется, как сумма арендных платежей, рассчитанных отдельно за площади, используемые под каждый вид деятельности.

е) Км — коэффициент качества строительного материала, кирпич, железобетон — 1.0, — все другие материалы — 0,8; дерево — 0,6,

ж) Кто — коэффициент, учитывающий техническое обустройство здания, в котором расположен арендуемый объект:

Кто = 1,0; при отсутствии в здании водоснабжения, канализации, отопления, горячей воды, электричества значение данного коэффициента снижается на 0,1 за каждый отсутствующий вид обустройства;

з) Киз — коэффициент износа до 60% равен 1,0 , процент износа превышает 60% — 0,5;

и) Кти — коэффициент типа площадей: основная площадь — 1,0, вспомогательная площадь — 0,75.

1.3. Дополнительный льготный коэффициент (Кл) в размере от 0,01 до 0,9 может устанавливаться соответствующим решением Путятинской районной Думы для организаций, деятельность которых жизненно необходима для развития инфраструктуры района, а также направлена на удовлетворение потребностей наименее защищенных слоев населения и в других исключительных случаях.

1.4. Арендатор перечисляет:

— на счет местного бюджета сумму, рассчитанную в соответствии с пунктом 1.1 настоящего положения (Аон);

— на счет, определенный налоговой инспекцией по месту регистрации и представления отчетности арендатора, сумму налога на добавленную стоимость (НДС).

Исчисление, удержание из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплата в бюджет соответствующих сумм налога на добавленную стоимость являются обязанностью арендатора.

2. Арендная плата за муниципальное движимое имущество и имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо — и водоснабжения

2.1. Арендная плата за пользование движимым имуществом и имуществом, предназначенным для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения состоит из:

— платы за пользование основными средствами (оборудование, транспорт и т.д.);

— платы за пользование оборотными средствами (малоценные и быстро изнашивающиеся предметы (МБП), материалы, нематериальные активы и т.д.).

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

5.2. Размер арендной платы за пользование движимым имуществом и имуществом, предназначенным для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения в расчете на год производится по формуле:

АПд = (Сос х П1 + Соб х П2) х Кд (руб.),

АПд — размер арендной платы за пользование движимым имуществом в год (руб.);

Сос — стоимость основных средств (движимая часть основных фондов оборудование, транспорт и т.д.) (руб.), принимается для расчета арендной платы:

— с износом до 90% используется остаточная стоимость основных фондов;

— с износом 90% и более процентов, в том числе с полным нормативным износом (отсутствует остаточная стоимость, однако основные средства продолжают функционировать и участвовать в производственном процессе) используется стоимость основных фондов в размере 10% их восстановительной (первоначальная с учетом переоценок) стоимости;

П1 — арендный процент, равный 15% от остаточной стоимости основных средств; для основных средств с полным нормативным износом применяется в размере 1% от восстановительной стоимости;

Соб — стоимость оборотных средств, сдаваемых в аренду (руб.);

П2 — арендный процент, определяется в размере, устанавливаемом Центральным Банком Российской Федерации ставки рефинансирования;

Кд — коэффициент вида деятельности арендатора, определяется в соответствии с указанной выше таблицей.

Арендный процент для газовых и электрических сетей, иного движимою имущества используемого для организации деятельности по эксплуатации и осуществлению передачи и распределения электрической энергии потребителям, устанавливается в размере 3,5%.

Арендный процент за сооружения, оборудование, транспортные средства, арендатором которых являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства установить в размере 0,3%.

3. Зачет затрат на проведение капитального ремонта и реконструкцию арендуемого имущества в счет арендной платы

6.1. Капитальный ремонт или реконструкция арендованного имущества проводится арендатором только с письменною разрешения арендодателя по согласованию с балансодержателем на основании обращения арендатора. Стоимость необходимых затрат может быть полностью или частично возмещена арендатору в порядке и на условиях, определенных настоящим Положением.

Необходимость проведения капитального ремонта определяется арендодателем с учетом физического износа, не связанного с изменением основных технико-экономических показателей имущества, с заменой конструктивных элементов и систем инженерного оборудовании. Проведение реконструкции определяется необходимостью осуществления комплекса строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.

6.2. Возмещение затрат производится путем применения коэффициента капитального ремонта при расчете арендной платы и оформляется соглашением к договору на основании следующих документов:

а) сметы затрат согласованной с балансодержателем имущества, строительным отделом муниципальной — образования Путятинский муниципальный район Рязанской области и отделом архитектуры и градостроительства муниципального образования — Путятинский муниципальный район Рязанской области в случае проведения реконструкции;

б) акта приемки выполненных работ;

в) других документов по необходимости.

6.3. В соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 Положения возмещению в счет арендной платы может подлежать стоимость следующих работ:

— ремонт и замена электропроводки и силового кабеля;

— ремонт и замена электрощитов, счетчиков и пультов распределительных коробок;

— ремонт и замена труб, задвижек, вентилей;

— ремонт и замена системы отопления, в том числе газового и электрического;

— замена или монтаж новой сантехники;

— ремонт и замена системы вентиляции;

— ремонт и замена дверных блоков;

— ремонт и замена оконных блоков;

— ремонт и замена полов;

— ремонт и замена перекрытий;

— ремонт стен, перегородок;

— ремонт крыш для отдельно стоящих зданий и пристроенных помещений;

— ремонт и покраска фасада здания;

— благоустройство прилегающей территории (планировка территории, гравийные подсыпки, асфальтирование, устройство фонтанов, детских площадок, спортивных городков, скверов, озеленение).

6.4. Стоимость работ произведенных арендатором без письменного разрешения арендодателя, возмещению не подлежит.

4. Заключительные положения

7.1. Договоры аренды, заключенные в нарушение установленного настоящим Положением порядка, признаются недействительными в соответствии с действующим законодательством.

7.2. Размер арендной платы за пользование муниципальным имуществом пересматривается в случаях, когда происходит:

— изменение состава арендуемого имущества; -изменение базовой ставки арендной платы за 1 кв. м в год;

— изменение значений коэффициентов, установленных настоящим Положением;

— изменение формулы расчета величины арендной платы.

Особенности аренды муниципального имущества

Считается, что предприниматели больше всего денежных средств расходуют именно на аренду помещения. Поэтому им приходится рассматривать разные варианты, позволяющие максимально сэкономить на этом. Одним из способов является заключение сделки на съем имущества, относящегося к муниципальному. Порой его стоимость ниже других коммерческих предложений, иногда – такая же, но расположение более удобное. А это очень важно, если предприниматель занимается торговлей или работает в сфере услуг. В данной статье рассмотрим, каким образом оформляется аренда муниципального имущества. Процесс этот считается достаточно трудоемким и времязатратным, но выгодным.

Читать еще:  Трудоустройство муниципального служащего после увольнения

Какое имущество считается муниципальным

Гражданский Кодекс РФ в статье 215 дает дефиницию муниципальной собственности. Так, к ней относится то имущество, владельцем которого выступает:

  • сельское или городское поселение;
  • иные муниципальные структуры.

Непосредственно к имуществу относятся:

  • земельные участки;
  • природные объекты;
  • здания, сооружения и их части;
  • оборудование и транспорт;
  • любые так называемые непотребляемые предметы, то есть те, которые в процессе использования не теряют своих характеристик.

Органы местного самоуправления (далее – МСУ) имеют право приобретать в собственность новые площади, вести деятельность от имени муниципальных структур, представлять их интересы в суде, а также выполнять вмененные им обязанности, входящие в компетенцию, установленную законодательно.

В основном считается, что целью сдачи в аренду муниципального имущества является оказание услуг населению, проживающему на территории данного поселения. А также, чтобы пополнить денежными средствами местный бюджет.

Оформление арендных отношений

Особенности оформления арендных отношений, если дело касается муниципального имущества, регулируются специальным нормативно-правовым актом, действующим на федеральном уровне. Речь идет о ФЗ №135 «О защите конкуренции». Его статья 17.1 говорит о том, что для найма подобного помещения обязательно заключается договор в письменной форме. Однако чтобы получить право на совершение такой сделки, необходимо сначала провести торги. Впрочем, иногда законодатель делает исключение. Это касается имущества, использующегося:

  • организациями почтовой связи;
  • медицинскими и образовательными учреждениями;
  • конторами, оказывающими нотариальные и адвокатские услуги;
  • религиозными движениями и политическими партиями.

Данный перечень не является исчерпывающим, все остальные исключения перечислены в уже упомянутой статье 17.1.

Итак, опишем порядок действия предпринимателя, который хочет претендовать на аренду муниципального имущества. Прежде всего, он обращается в учреждение или управляющую организацию, которая является владельцем интересующего его помещения. Чаще всего со списком всех свободных площадей можно ознакомиться на сайте соответствующего органа или структуры, а заявление отправить в электронном виде. Однако если нужные сведения отсутствуют, рекомендуется обратиться с ходатайством лично.

Проведение торгов

Как было сказано выше, предоставить муниципальную площадь в аренду можно лишь после проведения торгов. Они проходят как в «удаленном» режиме, так и в виде отдельного официального мероприятия. Форма определяется ГК РФ в статье 448, а проведение имеет следующий порядок:

  • оповещение о проведении конкурса;
  • разработка и подготовка документов;
  • подача заявок претендентами;
  • непосредственно проведение;
  • определение победителя, с которым заключается сделка.

Непосредственным предметом таких торгов считается право заключения договора аренды. В извещении о проведении конкурса должна быть обязательно указана начальная цена лота: ею признается либо минимальная величина арендной платы, либо минимальная стоимость права подписания соглашения. Правила торгов никаким образом не регулируют порядок определения указанных цен. Это делает сам организатор, ориентируясь на законодательные акты в области оценки имущества.

Претендентом может быть гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо) или предприниматель.

Обратите внимание! Если есть только один участник конкурса, претендующий на указанное помещение (или иное муниципальное имущество), то договор будет заключен с ним без проведения торгов. Это правило идет вразрез со стандартными требованиями гражданского законодательства. Ст. 447 ГК РФ, например, говорит о том, что торги, в которых участвует лишь один претендент, считаются несостоявшимися.

Указанная выше ремарка, однако, не касается проведения торгов по поводу муниципальных земельных и водных участков. Поскольку вопросы, связанные с ними, регулируются Земельным и Водным Кодексом соответственно.

По смыслу понятно, что если участников торгов несколько, победителем будет признан тот, кто предложить самую большую цену либо за заключение договора, либо за аренду. Кстати, если после трехкратного объявления текущей начальной стоимости никто не соглашается, организатор обязан снизить ее на 0,5 процента.

Заключение сделки

После того, как конкурс в виде торгов состоялся, собственник муниципального имущества подписывает протокол, в котором зафиксированы результаты, с победителем. Затем оформляется непосредственно соглашение в виде типового, стандартного договора. Правила и порядок заключения определяются статьей 447 ГК РФ.

Обратите внимание! Требование гражданского законодательства таково, что если помещение снято на срок, превышающий 12 месяцев, договор должен быть зарегистрирован в государственных органах власти. На данный момент уполномоченным является Комитет по управлению имуществом.

В договоре должны быть указаны все важные условия, четко и недвусмысленно определены права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение пунктов письменного соглашения. Так, обычно отмечается, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, проводить текущий ремонт за счет собственных средств. Однако если речь идет о капитальном ремонте, то он должен производиться органом МСУ (то есть собственником), разумеется, когда иное не указано в тексте договора.

Кроме того, нужно понимать, что назначить арендную плату ниже той, что была определена на торгах, нельзя ни в коем случае. Это может быть оспорено в судебном порядке, если на муниципальное имущество были другие претенденты. Однако документы о конкурсе порой содержат порядок, через который производится пересчет цены в большую сторону. Разумеется, претенденты должна быть ознакомлены с ним, так как происходит это по согласию сторон.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Расторжение договора

Варианты прекращения договорных отношений по аренде муниципального имущества установлены в законодательной форме. Так, это может происходить:

  • по обоюдному соглашению сторон сделки;
  • если один из партнеров нарушил условия договора, и этим был нанесен значительный вред другой стороне;
  • в иных случаях, прямо определенных правовыми актами, например, окончание срока найма или если стороны договорились досрочно расторгнуть сделку.

Моментом завершения арендных отношений считается день подписания письменного соглашения об этом. Нужно помнить, что поскольку первоначальный договор на срок более 1 года подлежал обязательной государственной регистрации, сделка о расторжении также должна быть оформлена подобным образом.

Обратите внимание! Оба партнера обязаны направить в регистрирующий орган добровольное согласие о прекращении арендных отношений. Если одна из сторон не согласна с этим, то другая вправе обратиться в суд за разрешением сложившейся ситуации.

Продление сделки

Если помещение полностью устраивает предпринимателя, а срок аренды подходит к концу, можно договориться о продлении договора. По общему правилу, это также осуществляется через проведение торгов, однако имеются исключения. Так, если организация или лицо-арендатор выполняли свои обязанности, указанные в соглашении, точно, не допускали просрочек по оплате, у них есть право перезаключить договор на новый срок, минуя стадию конкурса. Однако требуется соблюдение нескольких требований:

  • новое соглашение должно действовать не менее 3 лет, однако срок может быть уменьшен, если об этом в письменной форме просит арендатор;
  • величина ежемесячной арендной платы определяется только после определения рыночной цены самого объекта. Оценка должна полностью соответствовать требованиям законодательства, касающегося данного мероприятия.

Таким образом, реализуется право арендатора на преимущественное заключение соглашения на новый срок.

Кроме того, есть особенное положение, которое действует лишь для тех, кто первый раз вступил в арендные отношения по поводу определенного помещения до июля 2008 года. Они вправе просто продолжать пользоваться муниципальным имуществом после истечения срока договора, в течение неопределенного периода, если арендодатель не протестует против этого.

Выводы

В последнее время аренда именно муниципального имущества становится все более популярной. Причина, скорее всего, заключается в том, что законодательная база регулирования постепенно совершенствуется, а сами сделки отличаются стабильностью, если сравнивать со съемом помещения у коммерческой организации.

Предприниматель может заключить подобную сделку, если знает о всех тонкостях и хитростях данного договора. Вариант этот представляется достаточно выгодным, поскольку обычно муниципальные площади сдаются по приемлемой цене.

Позиция ФАС России и Минэкономразвития России по вопросу об определении размера арендной платы при заключении на новый срок договора аренды государственного или муниципального имущества с отдельными категориями арендаторов.

Позиция ФАС России и Минэкономразвития России по вопросу об определении размера арендной платы при заключении на новый срок договора аренды государственного или муниципального имущества с отдельными категориями арендаторов.

В связи с поступающими обращениями о применении положений Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) об определении размера арендной платы при заключении на новый срок договоров аренды государственного и муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированными некоммерческими организациями (далее — НКО) Минэкономразвития России и ФАС России сообщают.

Читать еще:  Размер материальной помощи муниципальным служащим

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены требования к порядку передачи прав владения и (или) пользования (в том числе права аренды) в отношении государственного и муниципального имущества. Указанной нормой предусмотрена возможность передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества по общему правилу только по результатам проведения торгов (конкурса или аукциона).

В то же время в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции закреплены случаи, когда передача права аренды в отношении государственного и муниципального имущества возможна без проведения процедуры торгов.

Статья 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) требует обязательного проведения оценки объектов оценки при вовлечении в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, при определении стоимости объектов оценки в целях их передачи в аренду. При этом в силу статьи 5 Закона об оценочной деятельности право аренды является объектом оценки.

Вместе с тем, согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 92, если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной.

Также в соответствии с указанным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта оценки), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы.

Таким образом, по общему правилу органы власти и местного самоуправления при передаче государственного и муниципального имущества в аренду вправе устанавливать размер ставки арендной платы, отличающийся от рыночной стоимости, определенной оценщиком (ниже или выше ее уровня). Для случаев заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества на торгах органы власти и местного самоуправления по собственному усмотрению устанавливают в качестве начальной (минимальной) цены договора арендную плату или плату за заключение договора, размер которых определяется в ходе проведения конкурса или аукциона.

Пунктом 1 части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции предусмотрено, что размер арендной платы по заключаемому на новый срок договору аренды государственного или муниципального имущества определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии МСП) органы власти и местного самоуправления оказывают имущественную поддержку субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Такая поддержка осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными, региональными или муниципальными программами развития субъектов МСП.

В силу статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон об НКО) органы власти и местного самоуправления вправе оказывать имущественную поддержку социально ориентированным НКО путем передачи государственного или муниципального имущества (в том числе по льготным ставкам арендной платы).

Таким образом, Законом о развитии МСП и Законом об НКО установлены особые условия предоставления государственного и муниципального имущества субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированным НКО. В частности, указанным категориям лиц государственное или муниципальное имущество может быть передано, в том числе на новый срок, по льготным (отличным от рыночных) ставкам арендной платы.

В связи с изложенным при заключении на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества с субъектами МСП, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированными НКО в рамках предусмотренной Законом о развитии МСП и Законом об НКО поддержки указанных лиц размер арендной платы может определяться в том числе без учета оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

Особенности аренды муниципального имущества

Аренда муниципального имущества считается довольно распространенным вариантом получения помещения во временное пользование. И это вовсе не удивительно, потому как такой способ имеет ряд преимуществ. В частности, в отношении платы за эксплуатируемую площадь. Правда заключению договора с муниципалитетом предшествуют торги и конкурсы, по итогам которых и выявляется будущий арендатор.

В целом же процесс признается довольно трудоемким, поэтому прежде чем подавать заявку, стоит тщательно подготовиться и изучить материалы, каким-либо образом касающихся процедуры.

Суть и выгода аренды муниципальной собственности

Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

Что входит в муниципальное имущество

Статья 215 ГК РФ поясняет, что под муниципальным имуществом понимают объекты нежилого либо жилого типа, принадлежащие тому или иному субъекту Российской Федерации на основании права собственности. В частности, владельцем и распорядителем может выступить любая административно-территориальная единица страны – город, поселок, деревня и любое другое образование, а точнее, его орган власти. Главное, чтобы на уровне субъекта осуществлялось местное самоуправление.

При этом муниципальное имущество может быть закреплено за отдельными предприятиями и организациями, которые получают право владеть и распоряжаться объектом. Если же подобного не происходит, недвижимость включается в муниципальную казну субъекта РФ.

Обычно сведения об объектах, предоставляемых в аренду, размещаются на специализированных интернет-площадках, в частности, на сайтах местных органов власти. Если подобная информация по каким-то причинам отсутствует, любой желающий может направить соответствующий запрос в местную администрацию. Данные должны быть представлены по первому требованию, причем на бесплатной основе.

Стоит уточнить, что помимо муниципального имущества допускается арендовать и объекты государственной собственности. Принципиальных различий здесь практически не имеется, потому как оба процесса регулируются одними и теми же законами.

Кто может стать арендатором

В качестве арендатора муниципальной собственности обычно выступают владельцы малого бизнеса. Под последним подразумевают ведение предпринимательской деятельности в рамках небольших предприятий и фирм, не являющихся при этом объединениями.

Субъектами среднего бизнеса признают:

  • индивидуальных предпринимателей (ИП);
  • различные виды кооперативов (потребительские, производственные, сельскохозяйственные);
  • крестьянские и фермерские хозяйства;
  • партнерства либо сообщества хозяйственного типа.

В большинстве случаев целью потенциальных арендаторов выступает использование муниципального помещения под магазин, офис, склад. Не возбраняется подать заявку на аренду и обычному гражданину.

Договорное сопровождение сделки

Предоставление площади в арендное пользование всегда сопровождается заключением соответствующего соглашения. Эксплуатация муниципальных помещений исключением не считается.

В юридическом смысле арендный договор закрепляет факт перехода собственности во временное распоряжение третьего лица (арендатора). Содержание документа в обязательном порядке включает условия сделки, размер платы, сроки взносов и прочие моменты. Причем реальную силу такое соглашение обретает только после подписания его обеими сторонами – собственником имущества и непосредственно арендатором.

И вот здесь стоит обозначить существующие виды договоров аренды муниципальной собственности. Выделяют:

  1. соглашение с возможностью последующего выкупа помещения;
  2. договор долгосрочной аренды, когда период действия документа составляет несколько лет;
  3. соглашение текущей аренды, предполагающее временное пользование помещением;
  4. договор безвозмездного пользования, когда плата за аренду не предусмотрена, но вторая сторона обязуется вернуть объект с учетом допустимого износа либо на условиях, прописанных в соглашении;
  5. контракт на доверительное управление имуществом, подразумевающий передачу предприятию какого-либо помещения на неопределенный период на условиях распоряжения собственностью с учетом интересов изначального владельца (муниципалитета);
  6. договор хранения и одновременной эксплуатации имущества.
Читать еще:  Муниципалитет города ярославля

Несмотря на то, что вариантов арендных соглашений существует немало, обычно используется стандартный контракт. Правда органы самоуправления конкретного субъекта РФ вправе корректировать и устанавливать собственный порядок проведения таких сделок. Главное, чтобы действия административных органов не противоречили законодательству.

Специфика аренды

Правовой акт № 135-ФЗ определяет, что, если собственность не закреплена как хозяйственное владение за субъектом на уровне местной власти, она может быть сдана предпринимателю исключительно на конкурсной основе.

Аналогичный порядок будет действовать если помещение находится во владении:

  • муниципального унитарного предприятия;
  • автономного госучреждения;
  • муниципального органа, при условии оперативного управления.

Словом, в большинстве случаев получить муниципальный объект в аренду допускается только после проведения конкурса либо аукциона. Первый вариант предполагает полную конфиденциальность информации о конкурентах. Торги же подразумевают публичную подачу заявки. То есть заинтересованные лица могут предварительно изучить условия предложений от других претендентов и сформировать более выгодный вариант.

Порядок проведения торгов изложен в Приказе ФАС России под № 67. Здесь же указан перечень имущественных объектов, в отношении которых проведение конкурса считается обязательным. Однако положения приказа могут быть дополнены нормативными актами, изданными на уровне местных муниципалитетов. Обычно порядок и сопутствующие корректировки находятся в открытом доступе на сайтах администрации населенных пунктов.

Сведения по объектам, а также информация, касающаяся таковых, публикуется на сайте torgi.gov.ru. Здесь можно посмотреть сведения об актуальных предложениях, основные условия аренды и размер оплаты.

Порядок аренды на конкурсной основе

Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

Типовой список бумаг включает:

  1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
  2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
  3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
  4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия.

Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

Допустима ли аренда без проведения конкурса

Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

Список включает следующие случаи:

  1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
  2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
  3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
  4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
  5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

  • религиозные организации;
  • профсоюзы;
  • политические партии;
  • общественные фонды;
  • адвокатские и нотариальные конторы;
  • медицинские и образовательные учреждения;
  • отделения связи, почта.

А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

Льготы

В 2020 году для владельцев малого бизнеса предусмотрены преференции при аренде муниципальной собственности. Федеральный закон № 209 в статье 18 раскрывает суть таких привилегий. Прежде всего, органы власти могут предоставить в пользование помещение или иной объект на безвозмездной основе либо на льготных условиях.

Местное самоуправление может самостоятельно регулировать порядок особых программ аренды, однако обычно преференции заключаются в сдаче объекта предприятию на срок 5 лет и более с возможностью последующего выкупа. Причем списки объектов имущества, подлежащих передаче в найм на льготных условиях, должны быть доступны всем желающим. Например, размещены в интернете, печатных изданиях, на инфо-стендах и оглашены на ТВ.

Налогообложение

Еще один момент, о котором не стоит забывать – вычисление НДС при аренде. Субъектом здесь выступает фирма-арендатор.

Сумма налога исчисляется путем суммирования стоимости аренды по каждому недвижимому объекту. Счет-фактура должна быть подготовлена в течение 5 дней с момента проведения оплаты. Еще одна обязанность арендатора – передача декларации по НДС в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Аренда муниципальной собственности – процедура не простая, однако для владельцев малого бизнеса такой вариант наиболее оптимален, потому как расход за использование помещения в этом случае будет несколько ниже, чем, например, при найме объекта у коммерческого лица. К тому же для предпринимателей существует ряд преференций и льгот. Главное, не стоит забывать, что соглашение об аренде любого типа подлежит обязательной фиксации в Росреестре. Только после проведения процедуры договор обретет юридическую силу и объект можно будет эксплуатировать по своему усмотрению.

Установление арендной платы за муниципальное имущество

Зарегистрирован: 23/08/2011 17:01:28
Сообщений: 513
Оффлайн

FKI_SGS wrote: Добрый день!

Обращается к вам за помощью Фонд имущества г.Симферополя.
Подскажите как устанавливается и рассчитывается стоимость 1 кв.м. за нежилое недвижимое имущество муниципальной собственности?
Как производится расчет арендной платы недвижимости муниципальной собственности?
Просим дать ссылки на нормативные документы-базу в этой сфере.
Применяете ли вы расчет арендной платы от целевого использования имущества?

Также просим указать нормативный документ, которым утверждена форма типового договора аренды государственного или муниципального имущества РФ ?

Заранее благодарны за сотрудничество!

коллеги, добрый день!

расчет арендной платы в отношении как государственного, так и муниципального имущества осуществляется на основе требований ФЗ «Об оценочной деятельности», текст есть на сайте торгов по ссылке http://torgi.gov.ru/docview/fdcDocViewPage.html?section=law&id=522813. Также по поводу оценки есть интересные и полезные разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ, письмо Президиума от 30 мая 2005 г. № 92. Ссылку дать не могу, но если пришлете адрес электронной почты, могу скинуть по электронке.

в целом вопросы сдачи муниципального имущества в аренду регламентируются в РФ двумя основными актами — ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статья 17.1, и приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. № 67. эти акты можно найти на сайте торгов по ссылке http://torgi.gov.ru/lawInfo.html?c=2. При этом у нас нет типовой формы договора аренды гос или мун имущества. в 67 приказе есть только обязательные требования к договору.

коллеги, готовы помогать, подсказывать! если возникают вопросы — пишите!
можете также писать на torgi@economy.gov.ru

Зарегистрирован: 18/02/2011 14:50:57
Сообщений: 1061
Оффлайн

FKI_SGS wrote: Добрый день!

Изначально — расчет арендной платы за пользование мун имуществом — это прерогатива самого муниципального образования.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 2. Основные термины и понятия
…..
вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
….
Статья 16. Вопросы местного значения городского округа
1. К вопросам местного значения городского округа относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Этими НПА органов местного самоуправления и являются Решения представительных органов (как правило – Совета муниципального образования) 1.) о порядке распоряжения муниципальным имуществом и 2.) об определении размера платы за пользование муниципальным имуществом.
Т.о. решение вопроса о порядке распоряжения муниципальным имуществом (в т.ч. передачи его в аренду) и определения размера платы за его пользование (в т.ч. арендной платы) находится в ведении муниципального образования, ну то есть в Вашем ведении.

Случай с ФЗ «Об оценочной деятельности», тоже имеет место быть, но он вторичен.
Изначально муниципалитет решает, как и за сколько он что-то кому-то будет передавать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector