Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Создание муниципального казенного предприятия

Подраздел 4.1. Порядок создания муниципальных казенных предприятий, назначения руководителя и главного бухгалтера

4.1. Порядок создания муниципальных казенных предприятий,
назначения руководителя и главного бухгалтера

4.1.1. Создание муниципального казенного предприятия осуществляется в следующих в случаях:

— если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования;

— необходимости использования муниципального имущества, приватизация которого запрещена;

— необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным муниципальным ценам в целях решения социальных задач;

— необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

— необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

4.1.2. Глава по предложениям заместителей Главы, руководителей отраслевых органов принимает постановление о мероприятиях по созданию муниципального казенного предприятия, которое содержит в обязательном порядке обоснование создания муниципального казенного предприятия, цели и предмет деятельности муниципального казенного предприятия, при необходимости определяет ведомственную принадлежность муниципального казенного предприятия.

4.1.3. На основании постановления Главы о мероприятиях по созданию муниципального казенного предприятия Комитет принимает решение об учреждении муниципального казенного предприятия и утверждает его устав. При наличии ведомственной подчиненности устав муниципального казенного предприятия согласовывается с отраслевым органом, в ведомственном подчинении которого находится муниципальное казенное предприятие.

4.1.4. Руководитель муниципального казенного предприятия (генеральный директор, директор) назначается и освобождается от должности Главой в соответствии с Положением о порядке назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений, утвержденным решением Новомосковского Муниципального Совета от 25.08.98. N 14-2.

Проект трудового договора с руководителем муниципального казенного предприятия подготавливает Комитет в соответствии с Типовым трудовым договором с руководителем Новомосковского муниципального казенного предприятия (Приложение 6).

Руководитель муниципального казенного предприятия обязан проходить аттестацию в соответствии с Положением об аттестации руководителей Новомосковских муниципальных унитарных, казенных предприятий.

4.1.5. Главный бухгалтер муниципального казенного предприятия назначается руководителем предприятия по согласованию с Комитетом, проект трудового договора с главным бухгалтером подготавливает Комитет в соответствии с Типовым трудовым договором с главным бухгалтером Новомосковского муниципального унитарного, казенного предприятия.

Казенное предприятие — это что за организация? Примеры казенных предприятий

Казенным предприятием считается государственный субъект экономической деятельности, который основан на праве оперативного управления на базе имущества, которое находится в собственности у государства. Главный учредительный документ – его устав, который утверждается Правительством РФ. В фирменном названии такого предприятия должно быть указано, что оно является казенным.

Федеральное казенное предприятие находится в собственности у государства или субъекта РФ.

В отношении закрепленного за таким предприятием имущества оно может осуществлять права пользования, владения и распоряжения, но в тех пределах, которые установлены законами государства и которые соответствуют целям любой его деятельности и назначением такого имущества. Собственник имущества, которое закреплено за казенным унитарным предприятием, вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Отчуждать такое имущество, либо каким-то иным методом им распоряжаться казенное предприятие может только с согласия его собственника.

Государство несет субсидиарную ответственность при недостаче имущества. Данный тип учреждения основан на праве оперативного управления.

Собственником всего имущества казенной организации, помимо всего прочего, определяется порядок необходимого распределения доходов предприятия. Ликвидировано либо реорганизовано казенное предприятие может быть только согласно решению Правительства РФ.

Создание казенных предприятий

Казенное предприятие – это тот тип учреждения, которое может создаваться на основе ликвидированного государственного предприятия. Это относится к совершенно различным отраслям государственной экономики. Однако здесь существуют преобладающие отрасли, к которым относятся сельское хозяйство и промышленность.

Чтобы на базе ликвидированного предприятия было создано казенное, оно должно соответствовать нескольким обязательным критериям:

  • Является предприятием, осуществляющим свою деятельность только для государственных учреждений.
  • Государство является основным потребителем продукции данной организации.
  • Предприятие относится к числу тех, приватизировать которые запрещено законом.

Согласно ст. 296 ГК РФ, казенное предприятие может быть ликвидировано, если:

  1. Выделенные ему из федерального бюджета финансовые средства были использованы не по назначению.
  2. Прибыль от деятельности такого предприятия отсутствует.
  3. Имело место распоряжение недвижимостью без позволения уполномоченного на то госоргана.

Образование на базе ликвидированного предприятия казенной организации порождает появление правопреемства, согласно которому новое предприятие является прямым правопреемником старого. Это значит, что оно несет ответственность по всем его обязательствам, даже тем, которые возникли еще до наступления такого права.

Статус казенного учреждения

Правовой статус казенного унитарного предприятия делится на следующие типы:

  • определяющие общий статус;
  • устанавливающие правовой режим собственности;
  • регламентирующие деятельность организации;
  • определяющие компетенцию всех органов управления;
  • устанавливающие порядок реорганизации или ликвидации казенного предприятия.

Правовой статус казенных предприятий

Правовой статус государственного казенного предприятия означает, что предприятие является юридическим лицом и при этом имеет право на наличие у него расчетного счета в банке. Это предполагает то, что казенные предприятия являются разновидностью коммерческих организаций, имеют фирменное наименование, которое создается с момента госрегистрации данного предприятия. Право на такое наименование – это личное неимущественное право, которое не должен использовать никто, без согласия его владельца. В тех случаях, когда это право нарушено, предприятие может потребовать возмещения убытков, понесенных вследствие незаконного использования его фирменного наименования.

Помимо этого, казенные организации имеют право, согласно ст. 296 ГК РФ, на знак обслуживания и товарный знак, которое также является его личным неимущественным правом. Данные права, как было уже указано, предоставляются казенному предприятию с момента госрегистрации и остаются у него на протяжении десяти лет, по истечению которых их можно продлевать на тот же срок. В случае если нарушены права на товарный знак, защищаются они так же, как и права на фирменное наименование.

Все с разрешения правительства

Казенное предприятие – это хозяйствующее учреждение, то есть коммерческая организация, которое самостоятельно несет ответственность по всем своим обязательствам. Тем не менее оно не является собственником закрепленного за ним имущества.

Поскольку казенные предприятия считаются юридическими лицами, они имеют право осуществлять любую деятельность, которая связана с выполнением работ, производством продукции, либо оказанием каких-либо услуг. Объем такой деятельности определяется правительством РФ.

Правой режим собственности, находящейся в распоряжении казенного предприятия

Государство является собственником всех видов имущества, находящегося во владении казенных предприятий.

Однако учреждению предоставлено право управлять этим имуществом и распоряжаться им согласно своим целям и поставленным перед ним задачам. Государство может изъять у него часть имущества, которое предприятием не используется либо используется не по назначению. Казенное предприятие не имеет права без согласия государства отчуждать такое имущество либо иным образом им распоряжаться. Реализовывать свою продукцию – главное его право.

Имущественную базу казенной организации составляет, как правило, имущество, которое могло остаться после ликвидации того предприятия, на базе которого оно было создано. Все остальные имущественные ресурсы являются его самостоятельным приобретением в следствие своей коммерческой деятельности.

Деятельность казенных предприятий и осуществление ее организации

Деятельность осуществляется казенной организацией на основании её прав как юридического лица, и ее целью является выполнение данным предприятием своих задач по производству, услугам и т. д. Главным вопросом здесь является то, как именно распределяется прибыль, полученная в результате деятельности казенного учреждения. Этот вопрос решается соответственно специфики деятельности конкретного предприятия и на основе его финансирования. Варианты того, как распределяется полученная прибыль, могут быть разными: либо она в полном объеме остается у организации и идет на дальнейшее развитие её деятельности, либо она частично перечисляется в бюджет государства.

Читать еще:  Прохождение диспансеризации муниципальными служащими

Все основные вопросы по организации деятельности казенного предприятия решаются Правительством РФ, например, им устанавливаются цены на продукцию, а при получении кредитов главное, что необходимо, – это гарантия Правительства РФ.

Органы управления

Главные органы управления казенным предприятием – это директор и его заместители. Директор предприятия должен действовать на принципах единоначалия, поскольку он назначается и утверждается на эту должность Правительством РФ. В его компетенцию входит представление в разных сферах деятельности интересы казенного предприятия. Освобождается от должности он также по решению Правительства РФ.

Реорганизация или ликвидация казенного предприятия

Казенное предприятие – это тот тип организаций, деятельность которых может быть прекращена на тех же основаниях, что и деятельность всех коммерческих организаций. Это может происходить путем ликвидации предприятия, либо реорганизации, которая осуществляется, в свою очередь, в различных формах – присоединение, слияние, выделение, разъединение. Однако здесь есть одно отличие – правовой статус казенного предприятия при его реорганизации сохраняется.

Примеры казенных предприятий

Главный пример, который можно здесь привести, это область исследования космоса. Во всем мире существует только одна компания, занимающаяся строительством космических кораблей. Главная часть всей работы этого предприятия проводится государственными структурами.

Более простые примеры – это предприятия, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, оборонной промышленности и т. д. То есть это те отрасли производства, которые должны удовлетворять основные, даже жизненно важные, потребности государства и его населения, поэтому оно активно участвует в их развитии и финансировании.

Решения о каких-либо формах преобразованиях федерального казенного предприятия принимает Правительство Российской Федерации.

Казенное предприятие

Казенное предприятие — одна из организационно-правовых форм коммерческих унитарных организаций.

Разъяснение

Казенное предприятие — это одна из организационно-правовых форм коммерческих унитарных организаций.

Правовое положение казенных предприятий регулируется параграфом 4 главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Казенное предприятие является унитарным предприятием.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ).

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 6 ст. 113 ГК РФ).

В казенном предприятии уставный фонд не формируется (ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления (п. 3 ст. 113 ГК РФ).

Имущество казенного предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ). Так, ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает:

» Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.»

Казенное предприятие может быть создано в случае (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»):

— если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд;

— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

— необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

— необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

— необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

— необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Казенное предприятие учреждается (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»):

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным (п. 4 ст. 113 ГК РФ).

Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен (п. 5 ст. 113 ГК РФ).

Дополнительно

Организационно-правовая форма — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности

Методические рекомендации по созданию муниципальных организаций и передаче им муниципального имущества

ПО СОЗДАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И ПЕРЕДАЧЕ ИМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

(авторы , , ФГНУ «Российский

научный центр государственного и муниципального управления»)

1. Создание муниципальных организаций, основанных на праве хозяйственного ведения

2. Создание муниципальных организаций, основанных на праве оперативного управления

2.2. Муниципальное бюджетное учреждение

2.3. Муниципальное автономное учреждение

1. Создание муниципальных организаций, основанных на праве хозяйственного ведения

При создании муниципальных организаций, основанных на праве хозяйственного ведения (см. подраздел «Муниципальное имущество») сразу же проявляются особенности участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях и распоряжения публичной собственностью: на праве хозяйственного ведения создаются только унитарные предприятия, а в форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия[1]. Поэтому, рассматривая вопрос о таком способе распоряжения муниципальным имуществом, как передача его в хозяйственное ведение, мы, в сущности, говорим о создании муниципальных предприятий и должны оценить целесообразность их создания с точки зрения эффективности этого способа распоряжения муниципальным имуществом.

Читать еще:  Руководитель муниципального казенного учреждения муниципальный служащий

Надо иметь в виду, что после создания муниципального унитарного предприятия и закрепления за ним имущества на праве хозяйственного ведения, органы местного самоуправления утрачивают право распоряжения таким имуществом, хотя и само муниципальное предприятие распорядиться закрепленным имуществом без согласия органов местного самоуправления не может. «Возвращение» органам местного самоуправления права распоряжения имуществом, ранее закрепленным на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием, возможно лишь в случае принятия решения о реорганизации или ликвидации предприятия, но это уже другая проблема.

Вообще говоря, право хозяйственного ведения – очень специфическое право, поскольку ни собственник имущества (муниципальное образование ) ни фактический его владелец (муниципальное предприятие ) самостоятельно распоряжаться закрепленным на этом праве имуществом не могут, даже если в этом есть необходимость, а достижение между ними согласия далеко не всегда возможно. Это еще раз говорит о том, что к вопросу о создании муниципальных предприятий надо подходить очень внимательно.

Основные положения об унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, содержатся непосредственно в Гражданском кодексе[2]. Выделим из них те, которые имеют отношение к нашей теме.

Прежде всего, унитарное предприятие, как и всякое другое предприятие, является коммерческой организацией, то есть имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли[3]. Эта цель, очевидно, не может служить целью деятельности органов местного самоуправления, однако, во-первых, часть прибыли может изыматься в доход местного бюджета; во-вторых, и это главное, органы местного самоуправления несут ответственность не только за предоставление бюджетных услуг, но и за организацию предоставления населению ряда услуг и производство работ по коммерческим ценам (тарифам), в состав которых включается и прибыль, причем с учетом инвестиционной составляющей. Последнее весьма существенно, так как муниципальное образование всегда нуждается в инвестициях в инфраструктуру жизнеобеспечения. К таким услугам можно отнести жилищные и коммунальные услуги, работы по строительству и содержанию дорог и ряд других.

Следовательно, в некоторых случаях создание муниципальных предприятий и закрепление за ними муниципального имущества в хозяйственное ведение могут быть целесообразными и эффективными, но с учетом большого количества негативных сторон такого способа распоряжения муниципальным имуществом создавать муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения имеет смысл только тогда, когда соответствующий сектор рынка не развит.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Это положительный момент, способствующий сохранению имущества в муниципальной собственности. В принципе это и есть суть термина «унитарное предприятие»: один собственник (создатель, учредитель предприятия), неделимое публичное имущество.

Руководитель (директор) унитарного предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом (то есть, органом местного самоуправления) и им подотчетен. Назначение руководителя унитарного предприятия собственником можно отнести к положительным сторонам, но, в общем, оно и очевидно. А подотчетность руководителя муниципального предприятия органам местного самоуправления, на самом деле, не так однозначна. Он является наемным работником и в достаточной мере защищен нормами трудового законодательства. Права на выдачу производственных заданий муниципальному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, у органов местного самоуправления не имеется. Органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль только за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. То есть, для реальной подотчетности руководителя унитарного предприятия назначившему его органу местного самоуправления необходимо заключать с этим руководителем контракт, содержащий подробное описание того, за что несет ответственность руководитель унитарного предприятия и каковы последствия этой ответственности (санкции).

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Более того, хотя собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, в случае если несостоятельность предприятия вызвана собственником имущества (из-за данных собственником указаний или иным образом определившим действия предприятия, которые привели к несостоятельности), на собственника при недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия[4]. Иными словами, имеется большой риск потери муниципального имущества, как закрепленного за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, так и другого, особенно в случаях банкротств муниципальных предприятий, которые в настоящее время достаточно распространены.

Гражданский кодекс, как указано выше, содержит основные положения об унитарных предприятиях. Детальное регулирование соответствующих вопросов отнесено Гражданским кодексом к специальному закону. Таким законом является Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон ). Рассмотрим некоторые положения этого Федерального закона.

В соответствии с ним государственное или муниципальное предприятие может быть создано в следующих случаях[5]:

1) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

2) необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

3) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

4) необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

5) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

6) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Проанализируем эти случаи применительно к муниципальным предприятиям в той же последовательности, что и в Федеральном законе .

Имущество, приватизация которого запрещена, может находиться в муниципальной собственности, поэтому при наличии такого имущества можно рассматривать вопрос о создании муниципального предприятия, хотя имущество может быть использовано и другим способом. Например, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, для исполнения отдельных государственных полномочий, для оказания бюджетных услуг и т. п., и, соответственно, может оставаться в муниципальной казне, закрепляться на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями.

Создание муниципальных предприятий для осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам) весьма сомнительно, так как (мы уже отмечали это) предприятие – организация коммерческая. Может быть, это относится к предоставлению коммунальных услуг по минимальным ценам, но тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и так устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления вне зависимости от формы собственности. Организации и проведение закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства к вопросам местного значения отношения не имеют;

Деятельность по пунктам 3 – 6 муниципальными предприятиями осуществляться не может.

Итак, определяя возможные направления деятельности унитарных предприятий (список «закрыт»), Федеральный закон почти не оставляет возможности для создания муниципальных предприятий, точнее, эта возможность предельно мала и требует серьезных обоснований при принятии решения о создании муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Данный Федеральный закон уточняет и права собственника имущества унитарного предприятия, устанавливая[6], кроме указанного нами ранее, что собственник:

Читать еще:  Положение об оплате труда муниципальных учреждений

— дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

— формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

— заключает, изменяет и прекращает трудовой договор с руководителем предприятия в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

— дает согласие в случаях, предусмотренных федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

— вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законом;

— вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Мы видим, что уточнение, детализация и некоторое расширение по отношению к положениям Гражданского кодекса прав собственника создает определенные механизмы влияния на деятельность муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Это, несомненно, положительно, но не снимает вопроса о задачах, для решения которых может создаваться муниципальное предприятие на праве хозяйственного ведения, не намного снижает риски потери муниципального имущества, не исключает возможного необоснованного доминирования муниципального предприятия при поддержке органов местного самоуправления в соответствующем сегменте рынка и, следовательно, может создавать препятствия для развития малого и среднего предпринимательства в этом сегменте, развития нормальной конкуренции.

Сопоставим сильные и слабые стороны (преимущества и недостатки) передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение создаваемому муниципальному предприятию в табличной форме (табл. 1).

Преимущества и недостатки

передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение

Казенные предприятия. Создание, система управления и финансирования

Казенное предприятие – это юридическое лицо, зарегистрированное и действующее в России в форме унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления.

Сущность и назначение казенных предприятий

Казенные предприятия зачастую называются предпринимательскими учреждениями. Это обусловлено тем, что казенные предприятия предназначены для осуществления коммерческой деятельности, то есть производства определенной продукции, оказания услуг или исполнения работ. Однако специфика казенных предприятий выражается в том, что осуществление деятельности по производству товаров, услуг и работ финансируется за счет средств государственного бюджета. Помимо этого, в качестве заказчиков производимых казенными предприятиями товаров, работ и услуг выступают органы государственного управления.

Казенные предприятия имеют много схожих черт с государственными учреждениями. Посредством и того, и другого государство исполняет свои функции, при этом учреждения действуют в таких сферах как наука, здравоохранение, социальная защита, культура, образование и так далее, а казенные предприятия – в сфере промышленности, в том числе военной.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Казенные предприятия являются унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления. Учредителем казенного предприятия может выступать только один субъект, то есть отдельно Российская Федерация, какой-либо ее регион или муниципальное образование. Не допускается возможности объединения в одном казенном предприятии имущества разных субъектов.

Основу функционирования казенного предприятия может составлять государственное или муниципальное имущество.

Порядок создания казенных предприятий

Создание казенного предприятия осуществляется на основании соответствующего решения Правительства России, органов управления конкретного региона или муниципального образования.

Создание казенного предприятия обеспечивается соответствующим имуществом государства или муниципального образования.

Органы государственного или муниципального управления осуществляют утверждение устава казенного предприятия. Субсидиарная ответственность по обязательствам казенного предприятия возлагается на учредителя в лице России, ее отдельного региона или конкретного муниципального образования.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Решение относительно ликвидации или реорганизации казенного предприятия также принимается учредителем этого предприятия.

Государственное или муниципальное имущество не является собственностью предприятия и не обладает свойством делимости. Не допускается распределение этого имущества по вкладам, в том числе между персоналом казенного предприятия.

Казенное предприятие с момента своего создания наделяется правом приобретения или осуществления имущественных и личных неимущественных прав, несения обязанностей, исполнения роли истца или ответчика в суде. Казенное предприятие находится на самостоятельном балансе.

Обязательным условием создания казенного предприятия является преобладанием доли производимой продукции, работ и услуг, предназначенных для государственных нужд федерального и регионального уровня, а также для муниципальных нужд.

При создании казенного предприятия определяются цель и предметы его деятельности, которые закрепляются в уставе.

Казенное предприятие можно создать одним из трех способов:

  • во-первых, путем его учреждения;
  • во-вторых, посредством реорганизации уже существующего предприятия в форме слияния, разделения или выделения;
  • в-третьих, за счет изменения разновидности унитарного предприятия.

Управление казенным предприятием

Казенное предприятие осуществляет свою деятельность на подведомственной основе, находясь под контролем соответствующих уполномоченных органов государственного или муниципального управления.

С руководством казенного предприятия заключается контракты, основанные на гражданском законодательстве. Эти контракты предусматривают ответственность руководства за ущерб, который оно может нанести казенному предприятию за счет своего бездействия или действий.

В качестве основных органов управления казенным предприятием выступают руководитель этого предприятия и его заместители.

Основу управления казенным предприятием составляет принцип единоначалия, основанием для чего является его назначение и освобождение от должности уполномоченным органом государственного или муниципального управления.

На руководителя казенного предприятия возлагается обязанность представления этого предприятия в различных правоотношениях: трудовых, гражданских и прочих.

Финансовая основа функционирования казенных предприятий

Финансирование казенных предприятий возложено на их собственников. Казенные предприятия самостоятельно отвечают по своим обязательствам как денежными средствами, так и всем предоставленным им имуществом. В результате казенные предприятия признаются самостоятельными участниками хозяйственного оборота. Более того, собственник казенного предприятия не ограничивают свою ответственность выделенным имуществом, при недостаточности последнего на собственника возлагают субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Именно по этой причине формирование уставного фонда у казенных предприятий не осуществляется.

На собственника казенного предприятия возлагается осуществление тотального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

На осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности казенное предприятие получает разрешение уполномоченного органа государственного или муниципального управления. Вся остальная деятельность регламентируется уполномоченным органом государственного и муниципального управления.

Основу самофинансирования казенного предприятия составляет чистая прибыль, неиспользованная часть которой подлежит изъятию в пользу государства или муниципального образования.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector