Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передача муниципального имущества в концессию

Аренда муниципального имущества или концессия: что выбрать инвестору или муниципальным органам власти

Получить более подробную информацию по услугам в сфере концессий и заключения концессионных соглашений Вы можете здесь.

Ж.Р. Нигматуллина, старший консультант консалтинговой группы «Лекс»

Региональные власти и органы местного самоуправления озабочены выбором правовой формы использования муниципального имущества, относящегося к объектам коммунальной инфраструктуры. Знание принципиальных различий между арендой и концессией поможет органам местного самоуправления принять решение о делегировании частному бизнесу функции управления предприятием ЖКХ.

Несмотря на многообразие форм государственно-частного партнерства, Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде со­ действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон № 185-ФЗ) предусматривает наличие на территории муниципального образования коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более 25%. Они должны осуществлять производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению.

Модель полной приватизации объектов коммунальной инфраструктуры представляется невыгодной для органов местного самоуправления, поскольку таит угрозу потери их влияния на ситуацию в этой сфере. Отношения с частным бизнесом, привлекаемым к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, в свете Федерального закона № 185-ФЗ строятся на базе договоров долго- или краткосрочной аренды. В редких случаях используются концессионные соглашения.

Рассматриваемые договоры заключаются для разных целей. Договор аренды применяется для передачи имущества во временное владение и пользование либо только во временное пользование. При этом арендатор временно нуждается в имуществе или не имеет возможности приобрести его в собственность. Арендодателю, в свою очередь, это имущество не нужно, либо он желает извлечь прибыль из его передачи во временное пользование другому лицу. При этом объект окупается и возвращается собственнику в натуральной форме.

Концессионное соглашение заключается ради эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям; создания и реконструкции объектов за счет средств частного инвестора.

Следующим критерием различия между договорами аренды и концессии является субъектный состав. Статьей 608 ГК РФ за креплено общее правило, в соответствии с которым арендодателями могут быть собственник имущества либо лицо, управомоченное законом или уполномоченное собственником на сдачу имущества в аренду.

Заключать договоры аренды могут как соответствующий орган по управлению муниципальным имуществом (чаще всего по результатам конкурса), так и унитарные предприятия, наделенные правом хозяйственного ведения, а также муниципальные учреждения. Таким образом, аренда не предполагает обязательного участия соответствующих органов управления в качестве стороны до говора аренды муниципального имущества, которое относится к объектам коммунальной инфраструктуры, и представляет собой форму опосредованного участия муниципалитета в гражданских правоотношениях.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) сторонами концессионного соглашения являются концедент концессионер, т. е. концессионное соглашение всегда имеет особый субъектный состав. В качестве концедента выступает публичный собственник — муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Это позволяет говорить о непосредственном участии муниципального образования в гражданском обороте. Более того, со 2 июля 2008 г. отдельные права и обязанности концедента могут реализовывать органы и юридические лица, уполномоченные концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. В качестве концессионера могут выступать только определенные субъекты правоотношений.

Объектом договора аренды может быть не только недвижимое имущество, которое относится к категориям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, но и любое другое неупотребляемое имущество, запрет или ограничения, на аренду которого не установлены законом (ст. 607 ГК РФ).

Интересна такая особенность концессионного соглашения, как обозначение в качестве объекта соглашения еще не существующего (будущего) имущества, которое концессионеру предстоит создать и за качество которого он отвечает. В связи с этим очевидна невозможность закрепления в концессионном соглашении обязанности концессионера вернуть имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормаль­ного износа, предусмотренного для арендатора ст. 622 ГК РФ. Договор аренды состоит в передаче арендатору во владение и (или) пользование уже существующего имущества. Однако в отношении последнего нет однозначного запрета изменять арендованное имущество. Статьей 622 ГК РФ закреплена возможность возврата имущества в том состоянии, которое обусловлено договором.

Статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ предпола­гает, что имущество, пере­данное по концессионному соглашению или созданное в процессе его реализации, в любом случае «принадлежит или будет принадлежать» концеденту, что гарантирует сохранение права собственности на муниципальное имущество за муниципальным образованием и реализацию интересов населения соответствующей территории. По общему правилу аренда допускает возможность выкупа арендованного имущества, за исключением случаев, когда закон запрещает такой выкуп (ст. 624 ГК РФ).

Период действия концессионного соглашения определяется в интересах и концессионера, и концедента с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Статья 610 ГК РФ, относящаяся к сроку договора аренды, не содержит ссылок на какие-либо ориентиры при его определении, срок устанавливается соглашением сторон.

Между концессионным соглашением и договором аренды имеются и иные, не менее важные, отличия. Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий (п. 1 ст. 615 ГК РФ). При отсутствии условий подобного рода арендатор должен использовать имущество в соответствии с его назначением.

Кроме того, в отличие от концессионного соглашения аренда не обязывает арендатора осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, что не дает возможности эффективно реализовывать публичные интересы, так как хозяйственная деятельность арендатора (при отсутствии дополнительных условий в договоре) полностью зависит от его воли и заинтересованности в извлечении прибыли. Исходя из очевидной социально значимой мотивации концессионных отношении в сравнении с арендой муниципального имущества, закон стремится к исключению коллизий прав концессионера с правами третьих лиц на имущество, переданное в концессию. Поэтому концессионеру в принципе не может быть передан объект, обремененный правами третьих лиц, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Сущность концессии состоит в создании и (или) реконструкции недвижимого имуще­ства за счет концессионера, возложении на него расходов на исполнение соответствующих обязательств и, соответственно, обязанности по проведению текущего и капиталь­ного ремонта. Таким образом, деятельность концессионера, в частности соблюдение сроков выполнения обязательств, не ставится в зависимость от соответствующих действий концедента, что в некоторой степени повышает ответственность первого по взятым на себя обязательствам и в то же время позволяет выполнять их в соответствии ее своими экономическими интересами.

Пункт 1 ст. 616 ГК РФ возлагает обязанность по проведению капитального ремонт; на арендодателя, если иное не предусмотрено договором. Если же под капитальным ремонтом понимать восстановление частей (конструктивных элементов) арендованного имущества, без которого это имущество нельзя использовать по назначению, то можно предположить, что выполнение данного ре­монта арендодателем значительно повлияет на условия пользования арендованным имуществом и поставит их в зависимость от действий арендодателя, сроков и качества выполнения работ.

Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение.

На договор аренды распространяется правило ст. 211 ГК РФ, в соответствии с которым риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не установлено в законе или договоре. Федеральный закон № 185-ФЗ в качестве общего правила закрепляет, что соответствующие риски лежат не на собственнике имущества, а на концессионере (п. 8 ст. 3). Это обусловлено более широкими полномочиями концессионера в отношении концессионного объекта, длительным сроком пребывания имущества в его пользовании.

Есть и еще одна обязанность концессионера, гарантирующая выполнение им условий соглашения. Это ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта соглашения (п. 14 ст. 3), с которым также связывается появление у концессионера права на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования или перевода долга с согласия концедента (п. 2 ст. 5 Федерального закона). В соответствии же с п. 2 ст. 615 ГК РФ возможен перенаем, т. е. арендатор с согласия арендодателя вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу. Если предположить, что договор аренды был заключен с согласованием обязанностей арендатора по улучшению, модернизации муниципального имущества, то отсутствие обязанности по введению новых объектов в эксплуатацию и возможность передачи прав и обязанностей по договору создает дополнительные возможности для нарушения прав муниципалитета и потребительских коммунальных услуг

Также необходимо отметить, что концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 185-ФЗ) в отличие от арендатора, имеющего также возможность вносить арендные права в качестве вкладов в уставный капитал (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Это не создает дополнительных оснований для соблюдения баланса частных и публичных интересов, которые могут быть поставлены в зависимость от выполнения арендатором своих обязательств перед третьими лицами.

Концессионное соглашение и договор аренды муниципального имущества, относя­щегося к объектам коммунальной инфраструктуры, могут иметь определенное сходство в том случае, если арендная плата устанавливается в виде возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества (п. 2 ст. 614 ГК РФ). Однако из текста этой статьи следует, что такие затраты могут полностью покрывать размер арендной платы, т. е. заменять ее.

Читать еще:  Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих

Объект, обремененный правами третьих лиц, в принципе не может быть передан концессионеру, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

Аренда имущества допускает возложение на арендатора затрат как форму арендной платы, а не как его самостоятельное обязательство перед арендодателем. Это означает, что возложение затрат может выступать как единственный вид арендной платы и не предполагать других платежей, сочетаться с иными видами платы либо вообще отсутствовать ввиду согласования сторонами иных форм оплаты по договору. Концессия же предполагает возложение соответствующих затрат на концессионера вне всякой зависимости, в т.ч. независимо от наличия закрепленной в договоре концессионной платы, которая не может заменить вложение капитала в объект недвижимости. Арендатор вносит плату за пользование имуществом в установленные сроки независимо от эффективности своей деятельности и от того, осуществляет ли он реальное использование вещи. Концессионер, исходя из толкования ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, может не вносить концессионную плату в период создания и (или) реконструкции объекта до начала концессионной деятельности.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что концессионное соглашение в отличие от договора аренды в большей степени позволяет учитывать частные интересы концессионера и публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг. В связи с этим концессионное соглашение представляется более эффективной формой управления коммунальным имуществом муниципальных образований.

Что такое концессия в сфере ЖКХ? Определение и примеры

Все чаще звучат призывы к участию в концессионных соглашениях в сфере ЖКХ.

Что это такое, в чем суть концессии, какие есть достоинства и недостатки у этого явления в экономике коммунального хозяйства, чего ждать от внедрения этого процесса?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Концессия в сфере ЖКХ – что это?

Концессией называется форма партнерства государства с инвесторами. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

При этом партнер-инвестор обязуется вложить серьезные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход.

Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), признанное наиболее удачным выходом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам.

ГЧП регламентируется такими законодательными актами:

Передавая в концессию объекты водо- и теплоснабжения, водоотведения, государство на законодательном уровне закрепило за собой право выступать (в лице субъекта РФ) стороной концессионного соглашения.

В коммунальной сфере концессионные соглашения возможны при таких условиях:

  • долгосрочность действия контрактов;
  • наличие четко очерченного круга задач и обязательств, подлежащих безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов;
  • инвестиции имеют верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать средства;
  • показатели, которых должен достичь концессионер, среди которых – энергоэффективность, качество, надежность;
  • алгоритм возврата средств, истраченных инвестором (если к конечной дате концессионного соглашения возмещение прошло не в полной мере).

Разумеется, ГЧП не является стопроцентно беспроигрышным вариантом, есть и негативные стороны.

Плюсы и минусы

К плюсам концессионных соглашений для государства можно отнести:

  • возможность усовершенствовать (реконструировать, модернизировать) объекты ЖКХ, не расходуя бюджетные средства;
  • переданное во временное пользование частникам, имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Минус концессии также в том, что готового вложить огромные суммы инвестора не так просто найти, чаще всего на партнерство выражают желание представители малого бизнеса или бывшие МУП (унитарные предприятия), не располагающие необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, направление усилий концессионеров при этом должно концентрироваться на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тыс. жителей).

Обеспечение финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ предполагается на таких условиях: вкладывают средства инвестор, местный и региональный бюджеты в размере не меньше 40% от общей цены мероприятий, при этом доля инвестора должна составлять минимум 20%. Фонд может субсидировать реализацию проекта, но предел его помощи ограничен 300 млн. руб.

Если концессионер не сумел выполнить в обусловленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и допустил существенную задолженность Фонду, то данный проект можно отнести к неудавшимся.

При этом не стоит обвинять во всем только концессионера: многие сети тепло- и водоснабжения настолько изношены, что потери энергоносителей не удается покрыть тарифными ставками, а проводить реконструкцию и получать доход при таких условиях нереально трудно, при этом еще и отдавая долги Фонду и иным кредиторам.

Порядок заключения концессионного соглашения

Потенциальный инвестор, решившийся стать партнером государства в возрождении коммунального хозяйства, должен выбрать объект, который устроит его в масштабе, характере перестройки, объемах вложений и пр., к примеру — котельную. После этого он должен заявить в орган местной власти о своем намерении.

Субъектом РФ подготовлены проекты, выполнена работа по проведению конкурса. Если претендентов несколько, то конкурс состоится, и по итогам изучения документации каждого участника будет выбран партнер.

Если претендент остался в единственном числе, то ему и поручат важнейшую миссию инвестора без проведения торгов (ст. 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях»). Избраннику могут предъявить требования по корректировке его программы, особо удачные варианты могут быть приняты без изменений.

Концессионное соглашение – своего рода договор, содержащий такие пункты:

  1. описание объекта, в отношении которого заключается соглашение;
  2. срок действия;
  3. концессионную плату – ее размеры, форма платежей, их периодичность;
  4. плату концедента – размеры, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ и его использование;
  5. условия досрочного расторжения;
  6. методы и средства разрешения противоречий;
  7. гарантии банка;
  8. реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Также должна быть обусловлена передача документации и в натуре объектов ЖКХ, принимаемых в распоряжение инвестором.

Когда передача объектов ЖКХ частным инвесторам затруднена?

Для передачи в концессию необходимо, чтобы сети, котельные, подстанции и пр. объекты ЖКХ были официально оформлены в право собственности муниципалитета или государства, тогда можно права делегировать.

Выходит, что эти объекты будут эксплуатироваться компанией, не имеющей прав владения, а только пользования в течение времени, обусловленного трехсторонним соглашением. Поэтому на все переходящие под концессию недвижимое имущество сферы ЖКХ должно быть оформлено обременение в виде передачи прав пользования.

В этом вопросе возникает масса сложностей:

  • далеко не все трассы, сети, строения оформлены, как положено, и на них зарегистрированы права собственности;
  • часть объектов, на которые вся документация в порядке, имеют задолженность по оплате.

Правительством принимаются меры по урегулированию всех подобных проблем на законодательном уровне. Статистика показывает, что в 2017 г. концессии в сфере ЖКХ растут по объемам инвестиций и по числу успешных проектов с обнадеживающими результатами.

Порядок передачи в концессию имущества, находящегося в собственности муниципального образования

Порядок передачи в концессию имущества, находящегося в собственности муниципального образования

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон) с целью установления порядка передачи в концессию имущества, находящегося в собственности муниципальных образования Алтайского края.

1.2. В настоящем Порядке используются следующие определения:

1) сторонами концессионного соглашения являются:

концедент — муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица;

2) объект концессионного соглашения – недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, находящееся в собственности муниципального образования, свободное от прав третьих лиц, которое может быть объектом концессионных соглашений в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В целях настоящего Порядка под объектом концессионного соглашения понимается — системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо — и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

3) концессионная плата — предусмотренная концессионным соглашением плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

4) концессионное соглашение — соглашение о создании и (или) реконструкции объекта муниципальной собственности муниципального образования, разрабатываемое на основе утвержденных Правительством Российской Федерации типовых концессионных соглашений и в соответствии с Федеральным законом.

5) реконструкция объекта концессионного соглашения – мероприятия по переустройству объекта концессионного соглашения на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (осуществление отделимых и неотделимых улучшений объекта концессионного соглашения).

Читать еще:  Порядок аренды муниципальной земли

1.3. Если объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), концессионное соглашение не может быть заключено в отношении нескольких объектов.

1.4 Передача объекта концессионного соглашения в концессию производится следующими этапами:

1. Утверждение уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень утверждается каждый год до 1 февраля текущего календарного года и после его утверждения подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями п. 3 ст. 4 Федерального закона.

2. Объекты концессионного соглашения, а также земельные участки, на которых расположены эти объекты, должны быть оформлены и зарегистрированы надлежащим образом в соответствии с законодательством.

3. Для заключения концессионного соглашения, объектами которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, муниципальное образование должно иметь утвержденные схемы теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов, на основании которых формируется задание, которое устанавливается решением концедента о заключении концессионного соглашения в соответствии со ст. 21 Федерального закона.

4. Проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, передача имущества которых планируется в концессию, на предмет наличия признаков банкротства. Проведение технического обследования объектов, вошедших в перечень, утвержденный органом местного самоуправления.

5. Получение от регулирующего органа значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения);

Установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого концессионного соглашения и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Проведение конкурса на заключение концессионного соглашения в соответствии с главой 3 Федерального закона, заключение концессионного соглашения с победителем конкурса либо заключение концессионного соглашения без проведения конкурса на основаниях, указанных в статье 37 Федерального закона.

1.5. Концессионером осуществляется ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.6. Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру во владение и в пользование, принадлежащим концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента в соответствии с положениями пунктов 9 и 15 ст. 3 Федерального закона.

1.7. Передача Концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.

1.8. Концессионная плата, установленная в виде платежей, подлежит перечислению плательщиком в бюджет муниципального образования в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, условиями концессионного соглашения. Реквизиты платежа указываются в концессионном соглашении.

1.9. Концедент заключает с концессионером договор аренды земельного участка, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением в порядке, предусмотренном ст. 11 Федерального закона и иным законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования и концессионным соглашением.

1.10. Финансирование расходов на организацию соответствующих мероприятий и подготовку заключения концессионных соглашений, контроль исполнения концессионных соглашений осуществляется за счет ассигнований бюджета муниципального образования, выделяемых в установленном порядке на осуществление органами местного самоуправления полномочий собственника муниципального имущества.

1.11 Инвестиционные программы концессионера должны содержать мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии со ст. 22 Федерального закона. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ концессионера, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.

Концессионное соглашение

Специфической формой взаимодействия государства и частных лиц в области эффективного использования недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности, является концессионное соглашение, заключаемое на основании Федерального закона «О концессионных соглашениях».

Понятие концессионного соглашения

Концессионное соглашение представляет собой один из видов государственно-частного партнерства, которое направлено на привлечение инвестиций в создание или реконструкцию объектов недвижимости.

Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, которые возникают в связи с разработкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, провозглашает права, обязанности, а также гарантии прав и интересов сторон соглашения.

Согласно концессионному соглашению, концессионер — хозяйствующий субъект обязуется за собственные средства возвести или реконструировать объект недвижимого имущества, а в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет создан или реконструирован, получить его на определенный срок во владение и пользование от концедента с условием внесения ему соответствующих платежей — концессионной платы.

Данный договор является смешанным, то есть он содержит в себе элементы других договоров, например, элементы договора строительного подряда и аренды.

Таким образом, концессионное соглашение содержит в себе несколько сделок, которые осуществляются в определенной последовательности.

На первом этапе концедент предоставляет концессионеру недвижимое имущество – земельный участок или объект строительства (здание или сооружение). В зависимости от вида предоставленного недвижимого имущества и условий договора, концессионер обязуется возвести на земельном участке здание или сооружение либо реконструкцию уже имеющегося объекта строительства.

На следующем этапе концессионер использует возведенный или реконструированный объект недвижимости в своих целях в течение всего срока, установленного соглашением.

По своей юридической природе концессионное соглашение является:

  1. Консенсуальным – вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания.
  2. Срочным – всегда заключается на определенный срок.
  3. Взаимным — обе стороны имеют права и несут обязанности.
  4. Возмездным – наличие материальной выгоды в результате исполнения соглашения у каждой из сторон.
  5. Двусторонним – наличие прав и обязанностей двух равноправных сторон, а также необходимость выражения согласованной воли обеих сторон для его заключения.

Типовые формы концессионных соглашений для различных видов деятельности устанавливаются Правительством РФ, однако, в отношении гидротехнических сооружений, аэродромов и других особых отраслей приведены в соответствующих законах.

Существенные условия концессионного соглашения

Для концессионных соглашений законодательством предусмотрены определенные условия, по которым должно быть достигнуто согласие сторон, при отсутствии которых договор не может считаться заключенным. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» называет такие условия существенными и относит к ним следующие условия:

  • Предмет концессионного соглашения;
  • Обязанности сторон по осуществлению деятельности, которая предусмотрена соглашением;
  • Срок концессионного соглашения;
  • Объект концессионного соглашения (его описание и состав);
  • Порядок предоставления концессионеру недвижимого имущества, которое предназначено для осуществления деятельности, определенной соглашением сторон.
  • Цели и срок использования объекта соглашения.
  • Иные существенные условия, предусмотренные законодательством.

Перечень существенных условий является открытым, поскольку концессионные соглашения в отдельных отраслях деятельности, помимо Федерального закона «О концессионных соглашениях», регулируются специальным законодательством, в котором предусмотрены дополнительные условия, присущие конкретному виду деятельности.

Помимо существенных, законодательство устанавливает иные условия концессионного соглашения, которые в большинстве случаев предусмотрены соглашением. Такой перечень условий не является исчерпывающим, это означает, что стороны концессионного соглашения по своей воле могут включить в концессионное соглашение и иные условия. К ним относятся:

  • Объемы оказания услуг, выполнения работ, производства товаров при осуществлении деятельности, которая предусмотрена соглашением.
  • Порядок установления и изменения цен на выполненные работы, оказанные услуги и произведенные товары.
  • Объем денежных средств, инвестированных в создание либо реконструкцию объекта соглашения.
  • Срок сдачи в эксплуатацию объекта концессионного соглашения, с предусмотренными в договоре техническими и экономическими показателями.
  • Обязанности концессионера по реализации выполненных работ, оказанных услуг, произведенных товаров на внутреннем рынке в течение срока, предусмотренного соглашением сторон, а также другим условием.

Стороны концессионного соглашения

Сторонами концессионного соглашения, в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», признаются концедент и концессионер.

Обладателем права собственности на объект такого соглашения является концедент, в качестве которого могут выступать:

  • Государство, от имени которого действует Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен на то Правительством, в случае если соглашение заключено в отношении объектов, право собственности на которые принадлежит государству или в отношении объектов соглашения, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности государства.
  • Субъект РФ, интересы которого представляет орган государственной власти субъекта РФ, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ.
  • Муниципальное образование, от имени которого действует орган местного самоуправления, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Концессионером признается организация, индивидуальный предприниматель либо, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества, два и более юридических лица. При этом, концессионер может как являться резидентом РФ, так и не быть таковым.

Исходя из положений законодательства, стороны концессионного соглашения должны обладать общей правоспособностью.

В науке выделены некоторые проблемы относительно субъектов концессионного соглашения. Например, на стороне концедента могут выступать Российская Федерация, ее субъекты либо муниципальные образования. Однако, полномочия различных органов власти не конкретизированы законодательством. Также множественность лиц на стороне концедента недопустима, но несмотря на это договор может затрагивать одновременно интересы как муниципального образования, так и Российской Федерации или ее субъектов.

Читать еще:  Собрание представителей переславского муниципального района

Срок концессионного соглашения

Концессионное соглашение является срочным договором. Такой признак вытекает из определения концессионного соглашения, которое предусматривает предоставление концессионеру прав владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный концессионным соглашением. Исходя из этого срок действия соглашения признается его существенным условием.

Срок действия концессионного соглашения определяется соглашением сторон, с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, а также объема денежных вкладов в создание или реконструкцию такого объекта. Помимо этого, учитывается срок окупаемости таких денежных вкладов и других обязательств сторон по концессионному соглашению.

Как правило, концессионные соглашения являются продолжительными – обычно 25 лет. Мировая практика основывается на таких же принципах, что и национальная. Например, в большинстве стран Европы обычный срок концессионного соглашения составляет 30-50 лет.

Российское законодательство же не содержит конкретных требований к максимальному сроку концессионного соглашения. Поэтому срок концессионного соглашения определяется сторонами.

Ответственность сторон концессионного соглашения

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» предусматривает положения, касающиеся ответственности субъектов договора. Ответственность концессионера за качество объекта соглашения предусмотрена статьей 12 вышеуказанного закона.

Концессионер ответственен перед концедентом за допущенное при возведении либо реконструкции объекта соглашения нарушение требований, предусмотренных договором, или требований проектной документации, технических регламентов, иных обязательных требований.

При нарушении установленных соглашением требований, концедент имеет право требовать от концессионера устранения такого нарушения безвозмездно в установленные концедентом сроки. Концедент имеет право требовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок, а также, если такие нарушения являются существенными.

Ответственность за качество предоставленного объекта концессионер несет перед концедентом в течение срока, предусмотренного концессионным соглашением. В случае, если такой срок не предусмотрен, то в течение 5 лет со момента передачи объекта.

Передача в концессию напоминает приватизацию

Мно­гие объ­ек­ты (здра­во­охра­не­ния, обра­зо­ва­ния, нау­ки, авто­мо­биль­ные и желез­ные доро­ги, поез­да, мор­ские и реч­ные суда и др.) пред­став­ля­ют боль­шую соци­аль­ную зна­чи­мость. Они при­над­ле­жат госу­дар­ству и не могут быть при­ва­ти­зи­ро­ва­ны. Тем не менее госу­дар­ство с целью при­вле­че­ния денеж­ных средств для стро­и­тель­ства, ремон­та, рекон­струк­ции дан­ных объ­ек­тов может заклю­чить дого­вор с част­ны­ми парт­не­ра­ми — кон­цес­сию. В реаль­но­сти же под кон­цес­сию на тер­ри­то­рии быв­ше­го Сою­за часто мас­ки­ро­ва­лась про­да­жа госу­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти оли­гар­хам. Кон­цес­сия — что это такое про­сты­ми сло­ва­ми?

Концессионные соглашения — что это такое?

Рас­смот­рим вна­ча­ле при­мер:

Допу­стим, субъ­ект РФ решил постро­ить плат­ный ско­рост­ной авто­бан, исполь­зуя инве­сти­ци­он­ные вло­же­ния. В объ­ем стро­и­тель­ства вхо­дят так­же все необ­хо­ди­мые дорож­ные соору­же­ния и объ­ек­ты для экс­плу­а­та­ции, обслу­жи­ва­ния и ремон­та доро­ги. Авто­бан вме­сте со все­ми вхо­дя­щи­ми в него объ­ек­та­ми дол­жен остать­ся в госу­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти. Меж­ду субъ­ек­том и инве­сто­ром заклю­ча­ет­ся согла­ше­ние, при кото­ром:

  • инве­стор обя­зу­ет­ся осу­ще­ствить стро­и­тель­ство доро­ги, вовре­мя её ремон­ти­ро­вать, под­дер­жи­вать в рабо­чем состо­я­нии в зим­ний и лет­ний пери­о­ды;
  • субъ­ект со сво­ей сто­ро­ны даёт пра­во инве­сто­ру на про­тя­же­нии опре­де­лен­но­го сро­ка вла­деть и поль­зо­вать­ся доро­гой, полу­чая от ее экс­плу­а­та­ции доход. По исте­че­нии сро­ка дого­во­ра, инве­стор утра­чи­ва­ет пра­ва вла­де­ния и поль­зо­ва­ния объ­ек­том.

Таким обра­зом, кон­цес­сия про­сты­ми сло­ва­ми — это пере­да­ча за день­ги вре­мен­ных или посто­ян­ных прав вла­де­ния и поль­зо­ва­ния иму­ще­ством, при­над­ле­жа­ще­го госу­дар­ству, част­но­му лицу.

Иму­ще­ство может быть толь­ко недви­жи­мым, или недви­жи­мым и дви­жи­мым (если дви­жи­мые объ­ек­ты необ­хо­ди­мы для обес­пе­че­ния экс­плу­а­та­ции недви­жи­мо­го иму­ще­ства).

Стороны концессии

  • Сто­ро­на-пра­во­об­ла­да­тель, пере­да­ю­щая пра­ва вла­де­ния и поль­зо­ва­ния иму­ще­ством дру­гой сто­роне за денеж­ное воз­на­граж­де­ние, назы­ва­ет­ся кон­це­ден­том. В роли кон­це­ден­та высту­па­ет госу­дар­ство, субъ­ект РФ или муни­ци­паль­ное обра­зо­ва­ние.
  • При­ни­ма­ю­щая сто­ро­на (ИП, ком­мер­че­ская орга­ни­за­ция) — это кон­цес­си­о­нер, кото­рый создав, рекон­стру­и­ро­вав, вве­дя в экс­плу­а­та­цию объ­ект, реги­стри­ру­ет пра­ва управ­ле­ния им с целью воз­ме­ще­ния вло­жен­ных средств.

Типы концессии в международном праве

В мире суще­ству­ют пять раз­ных схем кон­цес­сии:

  • Стро­и­тель­ство (Build) Управ­ле­ние (Operate) Пере­да­ча (Transfer) (аббре­ви­а­ту­ра по пер­вым бук­вам ВОТ): кон­цес­си­о­нер стро­ит объ­ект и на вре­мя полу­ча­ет воз­мож­ность управ­лять им на пра­вах соб­ствен­ни­ка, после чего пере­да­ет его обрат­но кон­це­ден­ту.
  • Стро­и­тель­ство (Build) Пере­да­ча (Transfer) Управ­ле­ние (Operate) (ВТО): постро­ив объ­ект, кон­цес­си­о­нер сра­зу пере­да­ет его кон­це­ден­ту, тот реги­стри­ру­ет пра­ва соб­ствен­но­сти и пере­да­ет иму­ще­ство обрат­но инве­сто­ру в управ­ле­ние.
  • Стро­и­тель­ство (Build) Вла­де­ние (Own) Управ­ле­ние (Operate) (ВОО): по завер­ше­нию стр-ва объ­ек­та кон­цес­си­о­нер вла­де­ет им и управ­ля­ет неогра­ни­чен­ный пери­од вре­ме­ни (хотя соб­ствен­ни­ком явля­ет­ся госу­дар­ство).
  • Стро­и­тель­ство (Build) Вла­де­ние (Own) Управ­ле­ние (Operate) Пере­да­ча (Transfer) (ВООТ): то же, что и в схе­ме выше, но пра­во вла­де­ния и управ­ле­ния уста­нав­ли­ва­ет­ся на какой-то срок, после чего про­ис­хо­дит транс­фер объ­ек­та госу­дар­ству.
  • Покуп­ка (Buy) Стро­и­тель­ство (Build) Управ­ле­ние (Operate) (ВВО): част­ное юри­ди­че­ское лицо (кон­цес­си­о­нер) поку­па­ет объ­ект у госу­дар­ства, совер­шен­ству­ет, рекон­стру­и­ру­ет его и затем управ­ля­ет им. Фак­ти­че­ски — это уза­ко­нен­ная фор­ма про­да­жи госу­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти част­ным лицам.

Передача в концессию: основные положения и регулирующие законы в РФ

Опре­де­ле­ние кон­цес­си­он­но­му согла­ше­нию дает ФЗ № 115 в ст. 3:

Кон­цес­сия в Рос­сий­ской Феде­ра­ции зако­но­да­тель­но воз­мож­на толь­ко по схе­ме ВОТ: то есть после созда­ния (рекон­струк­ции) недви­жи­мо­го (и свя­зан­но­го с ним дви­жи­мо­го) иму­ще­ства, кон­цес­си­о­нер полу­ча­ет вре­мен­ное пра­во вла­деть и управ­лять им, а по исте­че­нии сро­ка кон­цес­сии пере­да­ет его обрат­но госу­дар­ству.

Одна­ко на прак­ти­ке кон­цес­сия в Рос­сии осу­ществ­ля­ет­ся по вто­рой схе­ме (ВТО): объ­ект стро­ит­ся кон­цес­си­о­не­ром, пере­да­ет­ся вре­мен­но госу­дар­ству для реги­стра­ции, а потом воз­вра­ща­ет­ся в инвес­тор­ское управ­ле­ние.

  • Кон­цес­сия явля­ет­ся фор­мой обре­ме­не­ния для иму­ще­ства пра­во­об­ла­да­те­ля.
  • Кон­цес­си­о­нер не име­ет пра­во отдать при­над­ле­жа­щий ему по дого­во­ру кон­цес­сии объ­ект в залог или про­из­ве­сти его отчуж­де­ние в поль­зу тре­тьих лиц.
  • Кон­цес­си­он­ные согла­ше­ния заклю­ча­ют­ся на кон­курс­ной осно­ве, при этом инфор­ма­ция о кон­кур­се, начи­ная с 2014 г., долж­на быть раз­ме­ще­на на офи­ци­аль­ном инфор­ма­ци­он­ном сай­те РФ о про­ве­де­нии тор­гов.
  • К рекон­струк­ции объ­ек­та отно­сит­ся:
    • улуч­ше­ние кон­струк­ции;
    • моди­фи­ка­ция;
    • заме­на уста­рев­ше­го обо­ру­до­ва­ния;
    • внед­ре­ние новых тех­но­ло­гий;
    • изме­не­ние функ­ций частей объ­ек­та и т.д.
  • Целе­вое назна­че­ние объ­ек­та, пере­дан­но­го в кон­цес­сию, изме­нить нель­зя.
  • Кон­цес­си­о­нер несет ответ­ствен­ность за слу­чай­ное уни­что­же­ние или повре­жде­ние объ­ек­та.
  • Создан­ное в про­цес­се кон­цес­си­он­ной дея­тель­но­сти дви­жи­мое иму­ще­ство при­над­ле­жит кон­цес­си­о­не­ру.
  • Одна­ко пло­ды интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, если иных усло­вий нет в согла­ше­нии, при­над­ле­жат кон­це­ден­ту.
  • Кон­це­дент и кон­цес­си­о­нер могут нести сов­мест­ные рас­хо­ды при стро­и­тель­стве или рекон­струк­ции объ­ек­та.
  • Дохо­ды от дея­тель­но­сти по дого­во­ру кон­цес­сии могут при­над­ле­жать не толь­ко кон­цес­си­о­не­ру, но и госу­дар­ству-кон­це­ден­ту: в этом слу­чае послед­ний рас­счи­ты­ва­ет­ся с кон­цес­си­о­не­ром госу­дар­ствен­ны­ми суб­си­ди­я­ми.

Объекты концессии

Ст. 4 ФЗ № 115 опре­де­ля­ет объ­ек­ты, пере­да­ва­е­мые по кон­цес­си­он­но­му согла­ше­нию:

  • авто­мо­биль­ные доро­ги и при­вя­зан­ные к ним объ­ек­ты;
  • желез­но­до­рож­ный, мор­ской и реч­ной транс­порт;
  • мор­ские (реч­ные) суда;
  • аэро­пор­ты и аэро­дро­мы;
  • мет­ро и обще­ствен­ный транс­порт;
  • тру­бо­про­вод­ный транс­порт;
  • элек­тро­стан­ции и ЛЭП;
  • гид­ро­тех­ни­че­ские объ­ек­ты;
  • объ­ек­ты теп­ло- и водо­снаб­же­ния, водо­от­ве­де­ния;
  • обра­зо­ва­тель­ные, соци­аль­ные, куль­тур­ные, спор­тив­ные, тури­сти­че­ские и иные объ­ек­ты;
  • учре­жде­ния здра­во­охра­не­ния, сана­то­рии и курор­ты;
  • воен­ные скла­ды;
  • мусо­ро­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щие заво­ды;
  • ком­му­наль­ные объ­ек­ты;
  • ком­пью­тер­ные про­грам­мы, базы дан­ных. инфор­ма­ци­он­ные сай­ты (либо объ­ек­ты инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий);
  • иные объ­ек­ты.

Концессия для объектов ИТ

Пра­ви­ла кон­цес­си­он­ных согла­ше­ний для объ­ек­тов инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий регу­ли­ру­ют­ся отдель­ной гла­вой зако­на 4.1:

Кон­це­дент при­об­ре­та­ет исклю­чи­тель­ные пра­ва на исполь­зо­ва­ние резуль­та­тов интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, кото­рые явля­ют­ся частью объ­ек­та кон­цес­сии, соглас­но дого­во­ру. При этом в момент заклю­че­ния согла­ше­ния о моди­фи­ка­ции объ­ек­та ИТ у само­го кон­це­ден­та долж­ны быть исклю­чи­тель­ные пра­ва, и если тре­бу­ет­ся, согла­сие обла­да­те­ля автор­ских прав (ст. 53.1 № 155-ФЗ).

Кон­цес­си­о­нер может исполь­зо­вать рез-ты интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти толь­ко в том слу­чае, если он обла­да­ет исклю­чи­тель­ны­ми пра­ва­ми на них при заклю­че­нии дого­во­ра кон­цес­сии.

Концессия для инженерных коммуникаций

Ряд линей­ных объ­ек­тов (ТЭЦ, систе­мы горя­че­го и холод­но­го водо­снаб­же­ния, кана­ли­за­ци­он­ные линии сда­ют­ся в кон­цес­сию, по пра­ви­лам, уста­нов­лен­ным гл. 4 дан­но­го феде­раль­но­го зако­на:

  • в кон­цес­сии обя­за­тель­но при­ни­ма­ет уча­стие субъ­ект РФ, в тер­ри­то­ри­аль­ных пре­де­лах кото­рых нахо­дят­ся дан­ные объ­ек­ты;
  • реа­ли­за­ция това­ров, работ и услуг про­из­во­дят­ся кон­цес­си­о­не­ром по уста­нов­лен­ным тари­фам и рас­цен­кам;
  • госу­дар­ствен­ное или муни­ци­паль­ное уни­тар­ное учре­жде­ние, пере­дав­шее инже­нер­ные ком­му­ни­ка­ци­он­ные объ­ек­ты по дого­во­ру кон­цес­сии, в тече­ние года после под­пи­са­ния согла­ше­ния долж­но вне­сти в свой устав изме­не­ния, каса­тель­но сво­ей дея­тель­но­сти
  • (ст. 39 № 115-ФЗ).

Коммерческая концессия

При ком­мер­че­ской кон­цес­сии воз­мож­на пере­да­ча от кон­це­ден­та кон­цес­си­о­не­ру исклю­чи­тель­ных прав (тор­го­вых марок, зна­ков, ноу-хау и пр.) на опре­де­лен­ный срок или бес­сроч­но.

  • Пра­во­об­ла­да­тель может раз­ре­шить исполь­зо­вать свой ком­мер­че­ский опыт и дело­вую репу­та­цию, ука­зав объ­ем это­го исполь­зо­ва­ния, тер­ри­то­рию и сфе­ру дея­тель­но­сти.
  • Обе­и­ми сто­ро­на­ми ком­мер­че­ско­го кон­цес­си­он­но­го согла­ше­ния, в отли­чие от госу­дар­ствен­но­го, могут быть КО и отдель­ные граж­дан­ские лица, заре­ги­стри­ро­ван­ные как ИП.
  • Дого­вор ком­мер­че­ской кон­цес­сии заклю­ча­ет­ся по пра­ви­лам лицен­зи­он­ных дого­во­ров (ст. 1027 ГК РФ)
  • Кон­цес­си­о­нер может пере­дать все свои исклю­чи­тель­ные пра­ва (или их часть) дру­гим поль­зо­ва­те­лям по дого­во­ру суб­кон­цес­сии (ст. 1029 ГК).
  • Денеж­ное воз­на­граж­де­ние, кото­рое кон­цес­си­о­нер выпла­чи­ва­ет кон­це­ден­ту, может быть в виде:
    • фик­си­ро­ван­ных пла­те­жей;
    • про­цен­тов от выруч­ки;
    • раз­ни­цы меж­ду роз­нич­ной и опто­вой ценой про­дук­ции, по кото­рой она про­да­ет­ся пра­во­об­ла­да­те­лю (ст. 1030 ГК).

Расторжение концессионного договора

Согла­ше­ние может быть рас­торг­ну­то в слу­чае:

  • неис­пол­не­ния кон­цес­си­о­не­ром сво­их обя­зан­но­стей по дого­во­ру;
  • нару­ше­ния им сро­ков созда­ния и рекон­струк­ции объ­ек­тов;
  • изме­не­нии основ­но­го назна­че­ния объ­ек­та;
  • при­чи­не­ния боль­шо­го мате­ри­аль­но­го ущер­ба кон­це­ден­ту;
  • пере­да­чи объ­ек­та, не соот­вет­ству­ю­ще­го по сво­им харак­те­ри­сти­кам тре­бо­ва­ни­ям согла­ше­ния;
  • пре­кра­ще­ния кон­цес­си­о­не­ром в одно­сто­рон­нем поряд­ке дея­тель­но­сти без согла­сия пра­во­об­ла­да­те­ля и т.д.

(Про­честь пол­но­стью усло­вия рас­тор­же­ния дого­во­ра мож­но в ст. 15).

Кон­цес­сия, арен­да и при­ва­ти­за­ция

Что­бы окон­ча­тель­но понять, что такое кон­цес­сия, мож­но вспом­нить ком­мер­че­скую арен­ду: недви­жи­мый объ­ект при арен­де так­же предо­став­ля­ет­ся во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние. Одна­ко кон­цес­си­о­нер еще и созда­ет (стро­ит) этот объ­ект, либо про­во­дит его рекон­струк­цию. Таких обя­за­тельств у арен­да­то­ра нет.

Пере­да­ча в кон­цес­сию госу­дар­ствен­но­го объ­ек­та част­ной ком­па­нии явля­ет­ся скры­той фор­мой при­ва­ти­за­ции.

Подроб­но­сти в видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector