Sofin-credit.ru

Деньги и работа
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оплата аренды муниципального имущества

Оплата аренды муниципального имущества

О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Какое имущество вы арендуете?

Выполнять функции налогового агента придется в случае, когда вы арендуете:

Напомним, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) (ст. 214 Гражданского кодекса РФ).
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ).
Если вы арендуете иное имущество, то выполнять функции налогового агента вам не придется.
Обратите внимание! Если вы арендуете земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендная плата не подлежит обложению НДС, поскольку она относится к платежам в бюджет за право пользования природными ресурсами (земельными участками) (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ; письма Минфина России от 04.03.2016 № 03-07-07/12728, от 18.10.2012 № 03-07-11/436).

У кого вы арендуете госимущество?

Выполнять функции налогового агента по НДС необходимо, если арендодателем является орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления), который предоставляет в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную или муниципальную казну (например, Комитет по управлению государственным или муниципальным имуществом). Такой вывод сделан в письме ФНС России от 14.12.2017 № СД-4-3/25449@ на основании Определений Верховного Суда РФ от 15.11.2017 № 309-КГ17-16472, от 27.09.2017 № 301-КГ17-13104, от 26.03.2015 № 310-КГ15-1150;
Если арендодателем госимущества является государственное унитарное предприятие (ГУП), муниципальное унитарное предприятие (МУП), федеральное государственное учреждение (бюджетное или автономное), то налоговым агентом вы не являетесь. Дело в том, что за указанными организациями имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Аренда муниципального имущества и НДС 2018 — 2019

Организация или ИП может выступать налоговым агентом по НДС в нескольких случаях. Один из них – это аренда на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества у органов госвласти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ). Причем обязанности налогового агента возникают, только если такие органы выступают именно в качестве арендодателей.

Соответственно, арендатору не придется исполнять обязанности налогового агента, если арендодателем будет:

  • казенное учреждение, поскольку в этом случае объекта обложения НДС не возникает (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина от 24.03.2013 № 03-07-15/12713 );
  • балансодержатель имущества (не орган власти или управления). Тогда сам балансодержатель должен исчислять НДС с сумм арендной платы, полученных от арендатора (Письмо Минфина от 28.12.2012 № 03-07-14/121 ).

Не понадобится платить НДС и в случае аренды у государства земельных участков. Арендная плата за пользование ими обложению НДС не подлежит (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 ).

Кстати, арендованное муниципальное имущество может быть передано арендатором в субаренду. Но при этом обязанности налогового агента с него не снимаются (Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436 ).

Исчисление НДС

НДС при аренде муниципального имущества считается по традиционной формуле: посредством умножения налоговой базы на ставку. Если в договоре сумма НДС не выделена и указано, что налог включен в арендную плату, то налоговая база определяется на дату ее перечисления так:

Кстати, база считается отдельно по каждому арендованному объекту.

Если имела места задержка с оплатой аренды и в связи с этим арендатор обязан уплатить неустойку, штраф и т.д., то в сумму налоговой базы такие санкции не включаются (Письмо Минфина от 04.03.2013 № 03-07-15/6333 ).

Напомним, что ставка НДС с 01.01.2019 повышена с 18% до 20%. Соответственно, и расчетная ставка в 2019 году будет применяться не 18/118, а 20/120.

Составление счета-фактуры

Налоговый агент в течение 5 календарных дней со дня перечисления арендной платы арендодателю должен составить счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Хотя прямо этот срок для налоговых агентов в НК не прописан, в одном из своих писем ФНС рекомендовала ориентироваться на общеустановленный срок для выставления счетов-фактур (Письмо ФНС от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@ ).

Уплата исчисленного НДС агентом

Налоговый агент должен удержать исчисленный НДС из суммы арендной платы и перечислить его в бюджет (п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). При аренде муниципального имущества НДС в 2018 — 2019 годах уплачивается 3-мя равными частями не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, следующих за отчетным периодом, вместе с налогом по другим операциям (п. 1, 3 ст. 174 НК РФ, Письмо ФНС от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814@ ). То есть сроки для налоговых агентов установлены такие же, как и для налогоплательщиков.

Принятие к вычету уплаченного в бюджет НДС

Если налоговый агент является плательщиком НДС, то он вправе принять уплаченный в бюджет НДС к вычету (при применении спецрежимов или освобождения от уплаты налога по ст. 145 НК РФ вычеты не положены). Для этого должны выполняться несколько условий (п. 3 ст. 171 НК РФ):

  • арендованное имущество используется в облагаемой НДС деятельности;
  • у арендатора есть платежные документы, подтверждающие перечисление НДС в бюджет, и счет-фактура;
  • услуги по аренде приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если все условия соблюдены, то право заявить НДС к вычету появляется у арендатора в том квартале, в котором этот налог был уплачен (Письмо Минфина от 26.01.2015 № 03-07-11/2136 ). При этом необходимо зарегистрировать счет-фактуру на арендную плату в книге покупок.

Представление декларации

Налоговый агент должен представить декларацию по НДС в свою ИФНС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Сведения об исчисленном НДС при аренде госимущества отражаются в разделе 2 декларации. В отношении каждого такого арендодателя заполняется свой раздел 2, если арендуется несколько объектов у разных госорганов.

Как учесть аренду имущества у государства?

Некоторые компании арендуют государственное или муниципальное имущество. Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО «АКФ “МИАН”», рассказал об учете и налогообложении офисов и земельных участков, взятых во временное пользование.

Арендованный объект ОС учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды имущества (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). По взятому во временное пользование ОС компания амортизацию не начисляет (п. 50 Методических указаний). А по окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета «Арендованные основные средства».

Плата за аренду помещения под офис признается расходами по обычным видам деятельности, как траты, связанные с управлением, и принимается к бухгалтерскому учету ежемесячно в сумме, установленной в подписанном контракте (без учета НДС) (п. п. 5, 6, 7, 16, 18 ПБУ 10/99). Расходы по арендной плате относятся на общехозяйственные траты (в дебет одноименного счета 26) или на расходы на продажу (в дебет одноименного счета 44) в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет «Расчеты с арендодателем по арендной плате».

НДС при аренде офиса

Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87). При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.

Читать еще:  Деятельность государственных муниципальных образовательных

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

  • если сумма НДС не выделена, и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;
  • если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
  • если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Примеры расчета налога приведены в Таблице 1.

Расчет НДС. Организация арендует два помещения: одно у муниципалитета, а другое – у субъекта РФ

При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру. Срок ее формирования Налоговым кодексом не установлен, однако ФНС рекомендует применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур налогоплательщиками НДС, – 5 календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами заполнения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137, при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент. Составленный документ указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

НДС с арендной платы следует перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ): или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (письмо ФНС от 13 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14814@), или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

При этом в платежном поручении должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент). Это правило касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченную в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС aрендатор имеет право принять к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно абзацу 3 пункту 3 статьи 171 Налогового кодекса применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены фирмой для осуществления облагаемых налогом на добавленную стоимость операций, и при их приобретении она удержал и уплатила НДС. Таким образом, в квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, компания принимает НДС к вычету (письма Минфина от 26 января 2015 г. № 03-07-11/2136, ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы.

Налог на прибыль при аренде офиса

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Фирма на УСН, даже не будучи плательщиком НДС, тем не менее должна исчислить налог, удержать его из арендной платы и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина от 24 сентября 2015 г. № 03-07-11/54577). На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС необходимо составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, уплаченный в бюджет НДС учитывается организацией в расходах при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и указывается в книге доходов и расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Книга продаж и декларация по НДС

Организация на УСН, не являющаяся налогоплательщиком НДС, но являющаяся налоговым агентом по НДС в связи с арендой госимущества, обязана вести книгу продаж и раздел 9 налоговой декларации по НДС. Налоговый агент – организация на УСН обязана представить в ИФНС России по месту своего нахождения декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была оплачена аренда госимущества (п. 3 ст. 161, п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация может быть представлена на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. 2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, письма ФНС России от 30 января 2015 г. № ОА-4-17/1350@, от 8 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5880@).

Аренда земельных участков

Теперь поговорим об учете земельных участков. По общему правилу траты по аренде такой собственности учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России от 2 декабря 2011 года № 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. п. 6, 6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета. А платежи в бюджеты за право пользования такими ресурсами не облагаются НДС.

Плата за аренду участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость здания (п. 1.7 Приложения № 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, п. п. 4.78, 4.85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную цену здания как объекта ОС. Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость будущего сооружения. После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как траты по обычным видам деятельности.

НДС при аренде участка

По общему правилу, исходя из нормы пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса, арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ст. 41, ст. 42, 62 Бюджетного кодекса РФ). Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ. У организации не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных пунктом 3 статьи 161 НК РФ.

Налог на прибыль организаций при аренде участка

В общем случае платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом, если арендованный земельный участок используется для строительства объекта основных средств, который будет учтен в качестве амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), то расходы по арендной плате за участок, осуществляемые в период подготовки и ведения строительства, должны рассматриваться как траты, непосредственно связанные со строительством ОС.

Такие расходы прямо в целях налогообложения не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), а формируют первоначальную стоимость строящегося объекта (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ), которая в дальнейшем подлежит списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ (см., например, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-00-08/65). Имеются судебные акты, поддерживающие данную позицию (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2013 г. по делу № А27-21660/2012).

Читать еще:  Оплата труда главы муниципального района

Учет аренды федерального (муниципального) имущества арендодателем

Статьей 28 Федерального закона от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» установлено, что в 2004 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям федеральной почтовой связи Минсвязи России, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.

Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм основного финансирования.

Порядок учета арендной платы в доходах федерального бюджета определен постановлением Правительства РФ от 24.06.1999 № 689. Хотя срок действия этого документа истек, порядок учета, изложенный в нем, не изменился.

Согласно пункту 4 постановления № 689 арендная плата перечисляется арендатором посредством платежных поручений с указанием лицевого счета арендодателя на доходные счета, открытые на балансовом счете 40102 «Доходы федерального бюджета», и затем установленным порядком полученные средства используются на дополнительное финансирование основной деятельности бюджетного учреждения.

Эти средства в бухгалтерском учете учитываются как дополнительное финансирование на расходы учреждения на субсчете 141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения».

Расчеты по аренде отражаются арендодателями на счете 175 «Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения» (п. 143 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н).

В «Бухгалтерии для бюджетных организаций» для отражения арендодателем расчетов по аренде используются счета:

  • 175.1 «Средства от арендной платы»;
  • 173.20.1 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
  • 141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения»;
  • 091.Д «Доп. средства федерального бюджета на расходы учреждения»;
  • 201 «Расходы за счет дополнительных источников бюджетного финансирования».

Арендодатель не является налоговым агентом

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость может быть как арендатор федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, так и арендодатель.

Арендатор становится налоговым агентом, если заключается:

  • трехсторонний договор аренды между арендатором, балансодержателем (учреждение, относящееся к перечню, приведенному в ст. 28 закона о бюджете на 2004 г.) и органом государственной власти (местного самоуправления, например, комитетом по управлению имуществом);
  • двухсторонний договор — между арендатором и органом государственной власти (местного самоуправления).

В этих случаях сумма арендной платы, перечисляемой арендатором арендодателю, не включает в себя НДС. Сумма НДС перечисляется арендатором непосредственно в бюджет.

В соответствии с пунктом 106 Приложения № 2 к Инструкции № 107н в бухгалтерском учете операции по начислению и поступлению сумм арендной платы (без НДС) по указанным договорам отражаются арендодателем следующими записями (условно примем сумму арендной платы равной 10 000 руб.):

Дебет 175 Кредит 173 — 10000 руб. Начисление арендной платы Дебет 091 Кредит 141 — 10000 руб. Поступление средств по арендной плате на лицевой счет в ОФК Дебет 173 Кредит 175 — 10000 руб. Погашена задолженность перед бюджетом по арендной плате (вторая запись) Дебет 201 Кредит соответствующих субсчетов — списание фактических расходов в течение года; Дебет 141 Кредит 201 (141.1, 201.1) — списание в последний день декабря фактических расходов

В конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций» для «1С:Предприятия 7.7» для начисления задолженности по арендной плате используется документ «Оказание услуг (Акт об оказании услуг)» (Журнал «Услуги оказанные»), в котором следует выбрать корреспонденцию «Д-т 175.1, К-т 173.20.1 Бюджет. Аренда федерального имущества».

В табличной части перечисляются услуги по аренде — элементы справочника «Номенклатура». В реквизите «Количество» указывается количество в соответствии с ценой и периодом, установленными договором. Например, если арендатор должен ежемесячно перечислять 10000 руб., то в документе следует указать «Количество» = 1: «Цена» = 10000 (см. рис. 1)

В справочнике «Номенклатура» (см. рис. 2) для каждого договора аренды следует ввести элементы, в которых указывается тип «Услуга», соответствующий вид деятельности. «Стоимость услуг без налогов» должна быть равна «Стоимости услуг с налогом», поскольку арендодатель не является налоговым агентом. Для этого в реквизите «Ставка НДС» следует выбрать значение «0 (Без налога (НДС)».

Поступление средств по арендной плате на лицевой счет в органах казначейства оформляется на основании выписки из лицевого счета документом «Финансирование», в котором указываются корреспондирующие счета 091.Д (Счет денежных средств) и 141.1 (Счет финансирования), в табличной части сумма детализируется по кодам функциональной и экономической классификаций.

Вторую запись по погашению задолженности перед бюджетом по арендной плате (Дебет 173.20.1 Кредит 175.1) следует ввести вручную.

И первую, и вторую запись по зачислению дополнительного финансирования на лицевой счет арендодателя также можно ввести в документе «Поступление на счет».

Произведенные фактические расходы отражаются соответствующими документами по приобретению продукции, работ, услуг в корреспонденции со счетом 201.1.

Списание в последний день декабря фактических расходов Дебет 141.1 Кредит 201.1 оформляется документом «Закрытие расходов по бюджету» (Документы — Регламент).

Арендодатель — налоговый агент

Если договор аренды заключен между арендатором и балансодержателем — бюджетным учреждением без органа государственной власти и управления (органа местного самоуправления), то в соответствии с п. 17 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, уплату налога в бюджет осуществляет учреждение — арендодатель.

Налоговая база в данном случае определяется как величина арендной платы без учета налога, а НДС исчисляется по ставке 18 %.

В этом случае для начисления задолженности по арендной плате также используется документ «Оказание услуг (Акт об оказании услуг)» (Журнал «Услуги оказанные»), в котором следует выбрать корреспонденцию «Д-т 175.1, К-т 173.20.1 Бюджет. Аренда федерального имущества». Документ оформляется на сумму арендной платы без НДС (в нашем примере — 10000 руб).

Оплата арендатором НДС зачисляется на внебюджетный счет арендодателя, поэтому для начисления задолженности арендатора по НДС следует использовать счет 175.2.1 «Средства от оказания услуг». Проводку по начислению НДС с арендной платы (по тому же контрагенту и основанию расчетов) следует ввести вручную:

Дебет 175.2.1 Кредит 173.05 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость ПД» — на сумму НДС (в нашем примере — 1800 руб.) Дебет 111.2 Кредит 175.2.1. — на основании выписки из лицевого счета о поступлении оплаты НДС документом «Поступление на лицевой счет»

Перечисление налога на добавленную стоимость в бюджет (Дебет 173.05 Кредит 111.2) регистрируется документом «Списание с лицевого счета», который вводится на основании документа «Платежное поручение» на уплату налога.

Особенности аренды муниципального имущества

Считается, что предприниматели больше всего денежных средств расходуют именно на аренду помещения. Поэтому им приходится рассматривать разные варианты, позволяющие максимально сэкономить на этом. Одним из способов является заключение сделки на съем имущества, относящегося к муниципальному. Порой его стоимость ниже других коммерческих предложений, иногда – такая же, но расположение более удобное. А это очень важно, если предприниматель занимается торговлей или работает в сфере услуг. В данной статье рассмотрим, каким образом оформляется аренда муниципального имущества. Процесс этот считается достаточно трудоемким и времязатратным, но выгодным.

Читать еще:  Продажа муниципального движимого имущества

Какое имущество считается муниципальным

Гражданский Кодекс РФ в статье 215 дает дефиницию муниципальной собственности. Так, к ней относится то имущество, владельцем которого выступает:

  • сельское или городское поселение;
  • иные муниципальные структуры.

Непосредственно к имуществу относятся:

  • земельные участки;
  • природные объекты;
  • здания, сооружения и их части;
  • оборудование и транспорт;
  • любые так называемые непотребляемые предметы, то есть те, которые в процессе использования не теряют своих характеристик.

Органы местного самоуправления (далее – МСУ) имеют право приобретать в собственность новые площади, вести деятельность от имени муниципальных структур, представлять их интересы в суде, а также выполнять вмененные им обязанности, входящие в компетенцию, установленную законодательно.

В основном считается, что целью сдачи в аренду муниципального имущества является оказание услуг населению, проживающему на территории данного поселения. А также, чтобы пополнить денежными средствами местный бюджет.

Оформление арендных отношений

Особенности оформления арендных отношений, если дело касается муниципального имущества, регулируются специальным нормативно-правовым актом, действующим на федеральном уровне. Речь идет о ФЗ №135 «О защите конкуренции». Его статья 17.1 говорит о том, что для найма подобного помещения обязательно заключается договор в письменной форме. Однако чтобы получить право на совершение такой сделки, необходимо сначала провести торги. Впрочем, иногда законодатель делает исключение. Это касается имущества, использующегося:

  • организациями почтовой связи;
  • медицинскими и образовательными учреждениями;
  • конторами, оказывающими нотариальные и адвокатские услуги;
  • религиозными движениями и политическими партиями.

Данный перечень не является исчерпывающим, все остальные исключения перечислены в уже упомянутой статье 17.1.

Итак, опишем порядок действия предпринимателя, который хочет претендовать на аренду муниципального имущества. Прежде всего, он обращается в учреждение или управляющую организацию, которая является владельцем интересующего его помещения. Чаще всего со списком всех свободных площадей можно ознакомиться на сайте соответствующего органа или структуры, а заявление отправить в электронном виде. Однако если нужные сведения отсутствуют, рекомендуется обратиться с ходатайством лично.

Проведение торгов

Как было сказано выше, предоставить муниципальную площадь в аренду можно лишь после проведения торгов. Они проходят как в «удаленном» режиме, так и в виде отдельного официального мероприятия. Форма определяется ГК РФ в статье 448, а проведение имеет следующий порядок:

  • оповещение о проведении конкурса;
  • разработка и подготовка документов;
  • подача заявок претендентами;
  • непосредственно проведение;
  • определение победителя, с которым заключается сделка.

Непосредственным предметом таких торгов считается право заключения договора аренды. В извещении о проведении конкурса должна быть обязательно указана начальная цена лота: ею признается либо минимальная величина арендной платы, либо минимальная стоимость права подписания соглашения. Правила торгов никаким образом не регулируют порядок определения указанных цен. Это делает сам организатор, ориентируясь на законодательные акты в области оценки имущества.

Претендентом может быть гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо) или предприниматель.

Обратите внимание! Если есть только один участник конкурса, претендующий на указанное помещение (или иное муниципальное имущество), то договор будет заключен с ним без проведения торгов. Это правило идет вразрез со стандартными требованиями гражданского законодательства. Ст. 447 ГК РФ, например, говорит о том, что торги, в которых участвует лишь один претендент, считаются несостоявшимися.

Указанная выше ремарка, однако, не касается проведения торгов по поводу муниципальных земельных и водных участков. Поскольку вопросы, связанные с ними, регулируются Земельным и Водным Кодексом соответственно.

По смыслу понятно, что если участников торгов несколько, победителем будет признан тот, кто предложить самую большую цену либо за заключение договора, либо за аренду. Кстати, если после трехкратного объявления текущей начальной стоимости никто не соглашается, организатор обязан снизить ее на 0,5 процента.

Заключение сделки

После того, как конкурс в виде торгов состоялся, собственник муниципального имущества подписывает протокол, в котором зафиксированы результаты, с победителем. Затем оформляется непосредственно соглашение в виде типового, стандартного договора. Правила и порядок заключения определяются статьей 447 ГК РФ.

Обратите внимание! Требование гражданского законодательства таково, что если помещение снято на срок, превышающий 12 месяцев, договор должен быть зарегистрирован в государственных органах власти. На данный момент уполномоченным является Комитет по управлению имуществом.

В договоре должны быть указаны все важные условия, четко и недвусмысленно определены права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение пунктов письменного соглашения. Так, обычно отмечается, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, проводить текущий ремонт за счет собственных средств. Однако если речь идет о капитальном ремонте, то он должен производиться органом МСУ (то есть собственником), разумеется, когда иное не указано в тексте договора.

Кроме того, нужно понимать, что назначить арендную плату ниже той, что была определена на торгах, нельзя ни в коем случае. Это может быть оспорено в судебном порядке, если на муниципальное имущество были другие претенденты. Однако документы о конкурсе порой содержат порядок, через который производится пересчет цены в большую сторону. Разумеется, претенденты должна быть ознакомлены с ним, так как происходит это по согласию сторон.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Расторжение договора

Варианты прекращения договорных отношений по аренде муниципального имущества установлены в законодательной форме. Так, это может происходить:

  • по обоюдному соглашению сторон сделки;
  • если один из партнеров нарушил условия договора, и этим был нанесен значительный вред другой стороне;
  • в иных случаях, прямо определенных правовыми актами, например, окончание срока найма или если стороны договорились досрочно расторгнуть сделку.

Моментом завершения арендных отношений считается день подписания письменного соглашения об этом. Нужно помнить, что поскольку первоначальный договор на срок более 1 года подлежал обязательной государственной регистрации, сделка о расторжении также должна быть оформлена подобным образом.

Обратите внимание! Оба партнера обязаны направить в регистрирующий орган добровольное согласие о прекращении арендных отношений. Если одна из сторон не согласна с этим, то другая вправе обратиться в суд за разрешением сложившейся ситуации.

Продление сделки

Если помещение полностью устраивает предпринимателя, а срок аренды подходит к концу, можно договориться о продлении договора. По общему правилу, это также осуществляется через проведение торгов, однако имеются исключения. Так, если организация или лицо-арендатор выполняли свои обязанности, указанные в соглашении, точно, не допускали просрочек по оплате, у них есть право перезаключить договор на новый срок, минуя стадию конкурса. Однако требуется соблюдение нескольких требований:

  • новое соглашение должно действовать не менее 3 лет, однако срок может быть уменьшен, если об этом в письменной форме просит арендатор;
  • величина ежемесячной арендной платы определяется только после определения рыночной цены самого объекта. Оценка должна полностью соответствовать требованиям законодательства, касающегося данного мероприятия.

Таким образом, реализуется право арендатора на преимущественное заключение соглашения на новый срок.

Кроме того, есть особенное положение, которое действует лишь для тех, кто первый раз вступил в арендные отношения по поводу определенного помещения до июля 2008 года. Они вправе просто продолжать пользоваться муниципальным имуществом после истечения срока договора, в течение неопределенного периода, если арендодатель не протестует против этого.

Выводы

В последнее время аренда именно муниципального имущества становится все более популярной. Причина, скорее всего, заключается в том, что законодательная база регулирования постепенно совершенствуется, а сами сделки отличаются стабильностью, если сравнивать со съемом помещения у коммерческой организации.

Предприниматель может заключить подобную сделку, если знает о всех тонкостях и хитростях данного договора. Вариант этот представляется достаточно выгодным, поскольку обычно муниципальные площади сдаются по приемлемой цене.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector