Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налог на имущество казны муниципального образования

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2012 г. N 03-05-04-01/15 О налогообложении налогом на имущество организаций имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну

Вопрос: Комитет по управлению муниципальным имуществом просит разъяснить следующий вопрос:

Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Налогового Кодекса.

В соответствии с Единым планом счетов бюджетного учета, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 г. N 157н, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 года, объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев учитываются на соответствующих счетах аналитического учета.

В отношении имущества муниципальной казны в Едином плане счетов бюджетного учета предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего муниципальную казну, на балансовом счете «Нефинансовые активы имущества казны».

При этом в соответствии со структурой плана счетов бюджетного учета имущество, составляющее муниципальную казну, являясь нефинансовым активом, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.

Следовательно, имущество муниципальной казны с 1 января 2011 года не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Просим подтвердить правомерность нашей позиции.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом по вопросу налогообложения имущества, составляющего муниципальную казну, и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

На основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), действие которой распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, объекты основных средств учитывались на счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000-010109000).

Инструкцией по бюджетному учету N 148н в отношении имущества государственной (муниципальной) казны был предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом в соответствии со структурой плана счетов бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, являясь нефинансовыми активами, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относилось.

Поэтому имущество государственной (муниципальной) казны не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2009 года.

Инструкция по бюджетному учету утратила свое действие в связи с вступлением в силу с 1 января 2010 года приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н, которым утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению.

В то же время требования по признанию основных средств в целях бюджетного учета и обособленного учета нефинансовых активов имущества казны не изменились, в связи с чем имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.

Обзор документа

Разъяснения касаются налога на имущество организаций.

Согласно НК РФ им облагается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

По правилам бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не относится к основным средствам. Оно отражается на балансовом счете «Нефинансовые активы имущества казны».

В связи с этим имущество казны не облагается налогом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Налог на имущество казны муниципального образования

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 15 июля 2011 года N ЗН-4-11/11479@

[О порядке уплаты налога на имущество организаций, составляющее муниципальную казну]

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке уплаты налога на имущество, составляющее муниципальную казну, и сообщает следующее.

Государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципального образования составляет в соответствии со ст.ст.214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

В соответствии ст.374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст.378, 378.1 Налогового кодекса.

Особенности ведения бухгалтерского учета имущества казны до 2009 года были установлены Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее — Инструкция N 25н), являющейся в соответствии со ст.264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) стандартом бюджетного учета.

Объекты основных средств, составляющих государственную (муниципальную) казну, учитывались согласно Инструкции N 25н (утратила силу) на счете бухгалтерского учета 010100000 «Основные средства» и, следовательно, подлежали налогообложению налогом на имущество организаций.

До 2009 года налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны признавался балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны в составе основных средств.

Бюджетные ассигнования на уплату налога на имущество организаций главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете на соответствующий год. Аналогичный порядок предусматривается и в отношении имущества казны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если региональными законами о налоге на имущество организаций не были установлены льготы по налогу на имущество организаций в отношении данного имущества или бюджетных учреждений, на балансе которых оно учитывалось.

Читать еще:  Прием на работу муниципального служащего

Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), вступившим в силу с 1 января 2009 года, предусмотрен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».

При этом в соответствии со структурой Плана счетов бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, являясь нефинансовыми активами, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.

Реализация требований Инструкции N 148н является обязательной для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Являющиеся объектом налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств учитываются согласно Инструкции N 148н на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000 — 010109000) с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000-010409000.

Имущество государственной (муниципальной) казны, в соответствии с Инструкцией N 148н, учитывается в составе нефинансовых активов. При этом с 1 января 2009 года введен обособленный учет объектов имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010410410, 010411410, 010412420).

Таким образом, до 2009 года в бюджете муниципального образования предусматривались бюджетные ассигнования на уплату налога на имущество организаций и имущество муниципальной казны подлежало обложению налогом.

С 1 января 2009 года объекты государственного (муниципального) имущества учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Н.С.Завилова

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

Налог на имущество казны муниципального образования

В апреле и мае текущего года специалисты Минфина России выпустили целый ряд писем, посвященных вопросу налогообложения имущества, составляющего государственную или муниципальную казну.
Данный вопрос весьма актуален, так как новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее – Инструкция № 148н), действие которой распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2009 года, предусматривает обособленный учет имущества государственной и муниципальной казны в составе нефинансовых активов, но не на счете 010100000 «Основные средства» (как это было в прошлые годы), а на отдельном счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны». Соответственно, и суммы амортизации имущества казны учитываются на отдельных аналитических счетах счета 010400000 «Амортизация» (а именно, на счетах 010410000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», 010411000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны» и 010412000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»).
Это изменение имеет принципиальное значение для исчисления налога на имущество. Ведь, согласно статье 374 НК РФ, объектом налогообложения по данному налогу для российских организаций (включая и бюджетные учреждения) является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. А бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регламентируется прежде всего Инструкцией по бюджетному учету.
Следовательно, исходя из положений старой Инструкции по бюджетному учету № 25н получалось, что имущество казны – это те же основные средства, поэтому оно включалось в расчет налоговой базы по налогу на имущество. О правомерности такого подхода – в частности, о том, что положение, предусматривающее необходимость ведения бюджетного учета имущественных объектов государственной казны соответствующего бюджета (публично-правового образования), установленное Инструкцией № 25н, со всеми вытекающими из этого налоговыми последствиями, соответствует требованиям законодательства РФ – было сказано в Решении Верховного Суда РФ от 10.11.2008 по делу № ГКПИ 08-1879.
Однако, как мы уже отметили, в 2009 году, учитывая новые нормы Инструкции № 148н, имущество казны отражается в бюджетном учете отдельно от основных средств. Иными словами, новая Инструкция обособляет объекты государственного и муниципального имущества, составляющего казну публично-правового образования, тем самым исключая их из состава объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса.
Значит, уже начиная с расчетов по налогу на имущество за I квартал 2009 года (то есть с 1 января 2009 года) объекты имущества казны не подлежат налогообложению данным налогом, поскольку не входят в состав основных средств в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.
Обоснование данной позиции дано в следующих письмах Минфина России: от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32, от 22.04.2009 № 03-05-04-01/26, от 22.04.2009 № 03-05-04-01/25, от 22.04.2009 № 03-05-04-01/23.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Налогообложение операций с имуществом казны

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 7

По правилам бюджетного учета имущество казны с 1 января 2009 г. учитывается обособленно от имущества, которым бюджетные учреждения владеют на праве оперативного управления. Среди имущества казны выделяются недвижимое и движимое имущество, нематериальные и непроизведенные активы и материальные запасы. Такая классификация предусмотрена Инструкцией N 148н . Интересен тот факт, что акции и иные формы участия в капитале согласно правилам указанной Инструкции учитываются как финансовые вложения. По сути своей они (акции и иные формы участия в капитале) также являются имуществом казны. Должны ли юридические лица, на балансе которых стоят перечисленные выше объекты учета, платить какие-либо налоги с операций владения, распоряжения, мы выясним в этой статье.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций в отличие от налога на прибыль определяется на основании данных бухгалтерского учета. Так, в соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Читать еще:  Руководитель исполнительного комитета зеленодольского муниципального района

До 2009 г. по правилам бюджетного учета имущество казны подлежало учету на счете 101 00 000 «Основные средства», а значит, оно являлось объектом налогообложения (Письмо Минфина России от 22.04.2009 N 03-05-04-01/25).

Ситуация изменилась с 1 января 2009 г., с момента введения в действие Инструкции N 148н. Указанной Инструкцией предусмотрен учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Между тем основные средства бюджетных учреждений подлежат учету на счете 0 101 00 000 «Основные средства». И тот, и другой счет входят в состав разд. I «Нефинансовые активы» Плана счетов бюджетного учета. Здесь в целях сравнения можно сказать, что такая категория объектов учета, как «Нефинансовые активы», существует только в бюджетном учете. Она соответствует взятым в совокупности категориям учета коммерческого Плана счетов «Внеоборотные активы», «Производственные запасы» и «Готовая продукция и товары». Основные средства коммерческих организаций включены в раздел «Внеоборотные активы».

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Примечание. Имущество казны является наряду с основными средствами нефинансовыми активами учреждения. Отсюда, имущество государственной (муниципальной) казны не признается объектом обложения налогом на имущество организаций начиная с расчетов за I квартал 2009 г. Подробные разъяснения даны в Письмах Минфина России от 22.04.2009 N N 03-05-04-01/24, 03-05-04-01/25.

Налог на прибыль организаций Сдача имущества казны в аренду

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. В соответствии с п. 89 Инструкции N 148н имущество казны учитывается на балансе федеральных органов, уполномоченных управлять им, а также на балансе субъектов РФ и муниципальных образований.

Процесс управления имуществом предполагает в том числе и операции по сдаче имущества в аренду. Облагается ли доход, полученный от сдачи имущества казны в аренду, налогом на прибыль организаций?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно выяснить, являются ли субъекты РФ и муниципальные образования плательщиками налога на прибыль.

Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ субъекты РФ и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, поименованным в указанном пункте, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не следует из закона или особенностей данных субъектов.

Президиум ВАС РФ Информационным письмом от 22.12.2005 N 98 установил, что Российская Федерация, ее субъекты, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 246 НК РФ. Отсюда, доходы от сдачи в аренду имущества казны не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль (Письмо Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29).

Указанный вывод вытекает также из разъяснений Минфина, данных в Письме от 03.11.2006 N 03-03-04/4/174. Так, при решении вопроса об обложении налогом на прибыль доходов, полученных от использования и продажи государственного имущества, следует определить, являются они доходами исполнительного органа государственной власти — бюджетного учреждения или доходами казны.

Если доходы получены от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности и закрепленного за бюджетным учреждением — исполнительным органом государственной власти на праве оперативного управления для ведения этим органом его деятельности, они являются доходами данного бюджетного учреждения и, следовательно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Если доходы получены от использования или продажи имущества государственной казны, то есть государственного имущества, в отношении которого исполнительный орган государственной власти осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, такие доходы являются доходами казны и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций не возникает.

Дивиденды по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, установлен ст. 275 НК РФ. В соответствии с п. 2 указанной статьи, в случае если источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом. В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ на налоговых агентов возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Таким образом, если плательщик налога на прибыль организаций получает доход в виде дивидендов от российской организации, обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на прибыль с указанного дохода возложена на организацию, выплачивающую налогоплательщику дивиденды.

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Дивиденды по акциям, долям хозяйственных обществ, находящимся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ и являющимся имуществом государственной казны Российской Федерации или казны субъекта РФ, не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль организаций, в силу того, что указанные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль организаций.

Отсюда следует, что обязанности налогового агента по удержанию налога на прибыль с доходов в виде дивидендов по акциям, являющимся имуществом государственной казны Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, не предусмотрены НК РФ. Такие разъяснения дает Минфин в ряде Писем . При этом он обращает внимание, что указанное положение действует только в случае, если указанные дивиденды поступают непосредственно в соответствующий бюджет.

Письма Минфина России от 02.04.2008 N N 03-03-06/1/247, 03-03-06/1/246, от 14.12.2007 N 03-03-06/1/866.

Налог на добавленную стоимость

Федеральным законом N 224-ФЗ ст. 161 НК РФ, регулирующая особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами, дополнена новыми положениями в отношении реализации государственного имущества. Пунктом 3 ст. 161 НК РФ в новой редакции установлено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В таком случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) данного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Читать еще:  Муниципалитет города ярославля

Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с тем следует различать реализацию имущества казны и ценных бумаг. Реализация последних на территории Российской Федерации на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).

Согласно ст. 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Принимая во внимание указанные положения, реализация на территории Российской Федерации ценных бумаг, составляющих государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, в том числе акций, поступивших в казну, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).

При этом налоговым агентам следует иметь в виду, что при исчислении суммы налога в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ счета-фактуры составляются в порядке, установленном п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ. Указанные правила закреплены в п. 3 ст. 168 НК РФ. При этом согласно п. 5 данной статьи при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. На указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Такие рекомендации даны в Письме ФНС России от 17.04.2009 N ШС-22-3/302@.

Налог на имущество в учреждениях госсектора: какое имущество освобождается от налога?

Статья 374 Налогового кодекса РФ гласит, что объектами налогообложения признаются основные средства организации, по которым ведется учет по счету 101.00, согласно Инструкции №157н. В то же время для учреждений госсектора существуют определенные льготы.

В новой статье мы подробно разберем тему имущества учреждений госсектора, освобожденного от налогообложения.

Какое имущество освобождается от налога на имущество?

Возвращаясь к вышеупомянутой статье 374 НК РФ, обозначим список полностью освобожденного от уплаты налога имущества.

По закону объектами налогообложения не признаются:

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
  • объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, используемые для научных целей. Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств.

Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом. Cогласно статьям 214 и 215 ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи 374 и 375 НК РФ).

Не стоит забывать и утвержденный список налоговых льготников. К ним относятся учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов, производители фармацевтики и иные организации. Все они признаны налогоплательщиками, но в то же время некоторые объекты их имущества не облагаются налогом. Более подробно с этим можно ознакомиться в статье 381 НК РФ.

Налог на имущество в регионах

Стоит отметить, что налог на имущество является региональным. Поэтому наряду с НК РФ в отношении этого налога применяются законы субъектов РФ, которые могут предусматривать дополнительные льготы.

Приведем пример: согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 №64 «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы, а также внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Однако эта льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду (часть 3 статьи 4 Закона №64)

Налог на имущество, полученное от учредителя

В 2015 году появились новые льготы, освобождающие учреждения госсектора от имущественного налога. Согласно пункту 25 вышеупомянутой статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет как основное средство в 2013 году.

В этом правиле есть и исключение. Налогом облагаются движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передаче между взаимозависимыми лицами.

В связи с этими правилами некоторые бухгалтеры задаются вопросом, освобождается ли от налога движимое имущество, полученное от учредителя. Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами.

Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 105.1 НК РФ прямое и (или) косвенное участие государства, субъектов РФ и муниципальных образований в российских организациях не приравнивается к взаимозависимости. Следовательно, движимое имущество, полученное от учредителя, освобождается от налога.

Чтобы выяснить, какое имущество освобождается от налога на имущество, всегда изучайте льготные возможности организации, а также определяйте характер основных средств учреждения.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Статья подготовлена

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×