Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гражданская ответственность муниципальных служащих

Ответственность муниципальных служащих

Как и все граждане, муниципальные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время муниципальные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с муниципальной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Под юридической ответственностью муниципальных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение муниципальных служащим правонарушения (см. рис.2.1). Основанием для применения таких мер является нарушение муниципальным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности муниципальных служащих относятся:

-в ряде случаев — повышенная ответственность;

-специфические санкции, применяемые только в отношении муниципальных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к муниципальным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная; административная; дисциплинарная; гражданско-правовая;

Рис.2.1 Виды ответственности муниципальных служащих

Один из ведущих специалистов в области служебного права профессор Ю.Н. Старилов отмечает, что основным видом ответственности муниципальных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение трудовой (служебной дисциплины) и укрепление государственной дисциплины являются одной из важнейших обязанностей служащего.

Дисциплинарная ответственность устанавливается за должностной проступок, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей. Статья 27 Федерального закона о муниципальной службе предписывает органам местного самоуправления в своих правовых актах руководствоваться тем перечнем дисциплинарных взысканий, который провозглашен в федеральных законах и законах субъектов РФ. В настоящее время это положение находится в противоречии с нормой, содержащейся в статье 192 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления дисциплинарных взысканий законами субъектов РФ: «Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине». Поскольку в упоминаемых здесь федеральных актах отсутствует упоминание о конкретных дисциплинарных взысканиях, на муниципального служащего распространяются только те их виды, которые закреплены в статье 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Следовательно, только эти виды взысканий должны предусматриваться муниципальными правовыми актами.

Ряд субъектов РФ в законодательном порядке ввели нормы, согласно которым муниципальный служащий, совершивший должностной проступок, нарушение трудовой дисциплины, допустивший превышение должностных полномочий, а также за –несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. В случае же появления информации о нарушении муниципальным служащим федеральных законов, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления либо о допущенных им злоупотреблениях руководитель органа муниципальной власти (либо его структурного подразделения) может назначить служебное расследование.

Порядок обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается законодательством субъектов РФ, муниципальными правовым актами в соответствии с нормами трудового законодательства.

Административная ответственность муниципального служащего возникает за совершенное им административное правонарушение, т.е. за посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Последнее состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Специфика административной ответственности, во-первых, состоит в том, что в качестве муниципальных служащих (а не на общих основаниях) они несут ее лишь за те административные проступки, которые совершены ими при исполнении должностных обязанностей. Во – вторых, муниципальные служащие несут административную ответственность не перед органами местного самоуправления, где они состоят на службе, а перед судьями и органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (например, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, налоговыми органами, таможенными органами и т.д.).

К числу основных административных наказаний относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация. Причем к должностным лицам местного самоуправления (как специальным субъектам ответственности) могут быть применены только предупреждения и штраф – в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материальная ответственность муниципальных служащих регулируется нормами трудового права и возникает за ущерб, причиненный ими органу местного самоуправления в результате виновного противоправного поведения. Материальная ответственность служащего перед работодателем (органом местного самоуправления) ограничена его средним месячным заработком либо вообще исключается в случаях возникновения ущерба вследствие: непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения органами местного самоуправления обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного муниципальному служащему, поскольку во всех перечисленных случаях отсутствует противоправность в действиях работника.

Муниципальные служащие могут быть привлечены и к уголовной ответственности за совершение преступления, т.е. виновного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Если преступление совершено не при исполнении должностных обязанностей, т.е. вне связи с муниципальной службой, то совершившее его лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях, а не в качестве муниципального служащего.

Читать еще:  Организация транспортного обслуживания населения муниципального образования

Преступления, связанные с использованием муниципальными служащими своего служебного положения, предусмотрены, главным образом, 30-й главой Уголовного кодекса РФ, включающей преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К их числу отнесены: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность. К муниципальным служащим могут быть применены и другие статьи УК РФ, охватывающие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. При этом в уголовном законодательстве четко различаются составы преступлений, которые могут быть совершены должностными лицами и рядовыми служащими органов государственной власти и местного самоуправления.

К числу принципов уголовной ответственности отнесены: законность (исключающая применение уголовного закона по аналогии), равенство граждан перед законом, вина лица, совершившего преступление, справедливость наказания и иных мер уголовно-правового характера, гуманизм, ориентирующий уголовное законодательство РФ на обеспечение безопасности человека.

Статья 33. Ответственность государственных гражданских служащих и муниципальных служащих

1. Служащий несет дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

2. Под дисциплинарной ответственностью понимается применение к служащему мер дисциплинарного воздействия (взыскания) за виновное, противоправное поведение, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (совершение дисциплинарного проступка).

3. Дисциплинарное взыскание на служащего налагается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления или уполномоченным должностным лицом лишь в случаях установления или подтверждения факта совершения дисциплинарного проступка.

4. Для установления или подтверждения факта совершения дисциплинарного проступка может быть проведено служебное расследование, назначаемое руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, уполномоченным должностным лицом по собственной инициативе, по представлению комиссии по этике или по инициативе самого служащего.

5. Служебное расследование может быть проведено на основании обращений физических и юридических лиц, в случаях публикации в средствах массовой информации сообщения о совершении служащим должностного (дисциплинарного) проступка.

6. Служебное расследование проводится органом, в котором служащий работает, с участием представителей комиссии по этике.

7. Служебное расследование прекращается либо не проводится в случаях:

1) чистосердечного признания служащим своей вины в совершенном проступке — в случае соответствия фактов с действительностью;

2) истечения сроков привлечения к дисциплинарной ответственности;

3) если в совершенном проступке обнаруживаются признаки состава уголовного преступления или административного проступка, с передачей материалов в соответствующий государственный орган.

8. Порядок проведения служебного расследования определяется Правительством.

Статья 34. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственного гражданского служащего и муниципального служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных обязанностей, несоблюдение этических норм, нарушение законодательства о конфликте интересов на него налагаются следующие виды дисциплинарных взысканий:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) понижение в классном чине;

6) понижение в должности;

7) освобождение от занимаемой должности.

2. Дисциплинарные взыскания применяются непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее 6 месяцев со дня его совершения. За каждое неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

3. Служащий не может быть повышен в должности в период действия наложенного на него дисциплинарного взыскания.

4. Дисциплинарное взыскание налагается с учетом тяжести и характера совершенного проступка, а также обстоятельств, при которых совершен проступок. Тяжесть и характер совершенного проступка, а также другие обстоятельства определяются дисциплинарной комиссией, образуемой в государственных органах и органах местного самоуправления, результатом деятельности которой является внесение руководителю государственного органа, органа местного самоуправления или уполномоченному должностному лицу предложения о применении конкретного вида взыскания.

5. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться все обстоятельства служебной деятельности до совершения проступка.

6. До применения дисциплинарного взыскания от служащего должно быть затребовано письменное объяснение. Отказ представить такое объяснение оформляется актом, который подлежит регистрации службой управления персоналом, и не может служить препятствием для применения взыскания.

7. Приказ (распоряжение, постановление) о применении дисциплинарного взыскания объявляется служащему под расписку в течение 3 рабочих дней со дня его издания. В случае отказа служащего подписать указанный приказ (распоряжение, постановление) составляется соответствующий акт.

8. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения. Если в течение этого срока служащий не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

9. Руководитель государственного органа, органа местного самоуправления или уполномоченное должностное лицо вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения срока, указанного в части 8 настоящей статьи, но не ранее чем через 6 месяцев со дня наложения взыскания, а также по результатам оценки.

Статья 35. Обжалование решений по дисциплинарным взысканиям

1. Решение о применении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано служащим в уполномоченном государственном органе, а в случае несогласия с решением уполномоченного государственного органа — в суде, в течение 2 месяцев со дня ознакомления с решением.

Читать еще:  Комитет по распоряжению муниципальной собственностью балаково

2. Заверенная копия решения государственного органа, органа местного самоуправления о применении дисциплинарного взыскания выдается служащему в течение 3 рабочих дней после его принятия.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Формы ответственности государственных и муниципальных служащих.

Ответственность — многоаспектное явление, наступающее за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисциплины, за нарушение законности и правопорядка и по иным установленным законом основаниям.

Уголовная ответственность наступает в результате совершения преступления, административная и дисциплинарная — за совершение соответственно административного или дисциплинарного проступка, гражданско-правовая — применяется для восстановления незаконно нарушенных прав или принуждения к исполнению невыполненной обязанности.

Основным видом для муницип. и гос.служащих является дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, наступающей за нарушение служебной дисциплины, обязанность государственных служащих претерпеть негативные последствия за совершение дисциплинарного проступка.

Дисциплинарный проступок – виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

На государственного служащего могут налагаться органом или руководителем следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном служебном соответствии; 4) увольнение.

За дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Применять/ не применять дисциплинарное взыскание – право, а не обязанность представителя нанимателя.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1месяца со дня обнаружения дисциплинарного взыскания. Не может быть наложено на человека, если он на больничном, в отпуске или отсутствует на службе по др.уважительным причинам.

Административная ответственность – вид юр.ответственности к которой привлекается гос.служащий в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Виды административной ответственности:

3.Дисквалификация на определенный срок (судом)

Административная ответственность государственных служащих сопровождается материальными убытками для нарушителя в виде штрафа, как преобладающего вида административных наказаний. Кроме того административная ответственность фиксируется или обязана быть фиксируема в государственных органах, но крайней мере, ее применивших, так как административная ответственность предполагает рецидив, и при повторном в течение года совершении аналогичного административного проступка нарушитель несет повышенную административную ответственность или даже уголовную.

Уголовная ответственность. Уголовные преступления госслужащих – это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.

Уголовная ответственность является наиболее тяжелой ответственностью в российском законодательстве, так как в большом числе своих составов предусматривает лишение свободы, штрафы очень большие, а исполнение ответственности оставляет порочащее свойство для индивида в виде судимости. Судимость в некоторых законодательно определенных случаях ограничивает возможности гражданина пользоваться некоторыми нравами человека и гражданина.

Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Виды преступлений против интересов ГС: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность, провокация взятки либо коммерческого подкупа.

Гражданско – правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей.

Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы.

Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего.

Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии с ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие. Госслужащие, действиями которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут. В отношении пострадавших государственный орган несет ответственность непосредственно своими бюджетными средствами, при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несут РФ или субъект РФ как собственник, финансирующий соответствующий государственный орган. Ответственность государства является объективной ответственностью, которая не определяется виной сотрудников или должностных лиц.

Материальная ответственность может быть отдельно или в совокупности с др. видами ответственности.

Уголовная ответственность гражданских и муниципальных служащих

Уголовная ответственность гражданских и муниципальных служащих наступает, если они при исполнении своих служебных обязанностей противоправно и виновно совершили деяния, квалифицируемые как преступления.

Охарактеризуем отдельные виды служебных преступлений.

Злоупотреблением должностными полномочиями закон (ст. 285 УК РФ[246]) признает использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства. Данное деяние относится к числу преступлений средней тяжести (или тяжким — ч. 2, 3 ст. 285 УК РФ).

Читать еще:  Выкуп здания находящегося в муниципальной собственности

Непосредственным объектом преступления является нормальная деятельность соответствующего государственного органа (органа местного самоуправления), а также права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства и др.

Объективная сторона включает в себя три обязательных признака:

1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, выражавшееся в соответствующих действиях или бездействии субъекта;

2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества, государства;

3) причинную связь между деянием и последствием.

Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо, совершающее его с прямым или косвенным умыслом.

Уголовным преступлением является:

— нецелевое расходование бюджетных средств в крупном, особо крупном размерах или группой лиц (ст. 285.1 УК РФ);

— внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ).

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. В судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий признаются следующие:

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого лица;

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе (например, применение оружия или специальных средств);

3) совершение должностным лицом действий, на которые вообще законом ни одно лицо, ни при каких обстоятельствах не управомочивается.

Признается преступлением неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию (ст. 287 УК РФ).

Преступлением является присвоение государственным или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст. 288 УК РФ). Под присвоением полномочий должностного лица имеются в виду объявление себя должностным лицом, использование в связи с этим подложных документов, форменной одежды и совершение на этом основании соответствующих полномочий должностного лица.

Государственный служащий не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, если он нарушает данный запрет и использует свое положение в интересах этой деятельности (льготы, преимущества, покровительство), то совершает преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ.

Признаются преступлением как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо он в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе в отношении взяткодателя (ст. 290 УК РФ), так и дача взятки должностному лицу лично или через посредника (ст. 291 УК РФ). Гражданский или муниципальный служащий может выступить в качестве посредника во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), когда он осуществляет какое-либо способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении или даче взятки.

Государственный служащий будет нести уголовную ответственность за служебный подлог, т. е. за внесение в официальные документы заведомо ложные сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание (ст. 292 УК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе может повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества ли государства (причинение материального ущерба или иного существенного вреда). Лицо, совершившее данное деяние, подлежит уголовной ответственности в соответствии со ст. 293 УК РФ.

Анализ российского уголовного законодательства показывает, что, с одной стороны, законы нередко формулируются весьма широко, что позволяет должностным лицам произвольно, по своему усмотрению не только толковать, но и применять их. А с другой — уголовная ответственность за злоупотребления должностными полномочиями минимизирована посредством как принятия специальных норм (по отношению к общей норме, содержащейся в ч. 1 ст. 285 УК РФ), предусматривающих привилегированные составы преступлений, так и казуистического определения составов ряда должностных преступлений. В результате соответствующие статьи Особенной части УК РФ не применяются.

Весьма широкие рамки уголовного закона отчетливо проявляются, например, в альтернативных санкциях статей УК РФ, а также в относительно определенных санкциях ряда этих статей с амплитудой сроков лишения свободы в три, пять лет и более. Наличие таких санкций позволяет недобросовестным судьям использовать правомочия по определению вида и размера наказания для личного обогащения путем получения взяток.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector