Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Режим иностранных инвестиций

Правовой режим иностранных инвестиций

Одним из наиболее значимых факторов (если не самым важным), влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.

По заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест.

Для развития экономики любого государства, иностранные инвестиции приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами. Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.

Законодательное урегулирование зарубежного инвестирования

Законодательная база и актуальная правовая доктрина в России подразумевает регулировку иностранных инвестиций и на межгосударственном, и на внутригосударственном уровне.

Учитывая главные положения действующей Конституции, высшую юридическую силу имеют имплементированные международные акты. Следовательно, обзор законодательной базы логично начинать именно с международных соглашений и конвенций.

Наибольшую практическую ценность для иностранных инвесторов в Российской Федерации содержат две конвенции — Сеульская (или МИГА), участницей таковой Россия является с 1992 года, а также Вашингтонская, которая подписана представителями от Российской Федерации, но до сих пор не является ратифицированной. Помимо этих двух основополагающих конвенций, существует огромное множество межправительственных соглашений и актов, которые направлены на двустороннее управление иностранных инвестиций как в России, так и в другом государстве, некое и является второй стороной соглашения.

Вашингтонская конвенция была создана для обеспечения защиты частных инвесторов от государства-реципиента (того, в законодательном поле которого производится инвестирование). Сама конвенция предполагает подсудность инвестиционных споров не внутреннему законодательству страны, не национальным судам, а особому созданному международному органу, который был создан под управлением МБРР. Конвенцию в РФ подписали в 1993 году, но на сегодняшний день не ратифицирована. Данная конвенция является своеобразной гарантией для инвесторов, которая обеспечивает беспристрастное, незаангажированное и всестороннее рассмотрение инвестиционного спора в случае возникновения такового.

Сеульская конвенция была создана для того, чтобы защитить частных инвесторов от возможных некоммерческих рисков (в частности, политических). Благодаря данной конвенции была создана специальная международная организация, которая занимается страхованием возможных рисков при инвестировании (Международное агентство гарантии инвестиций). Гарантии дают в тех случаях, если будет доказана обоснованность и коммерческая целесообразность капиталовложения. Агентство предусматривает покрытие нескольких видов рисков, среди которых — гражданские беспорядки, военные действия, экспроприация или подобные тому ситуации. Состоянием на 2013 год, в мире насчитывается более 170 стран-участниц Сеульской конвенции.

В СНГ было принято соглашение, выступающее гарантией инвестиций. В 1997 году в Москве была подписана Конвенция о защите прав инвестора.

Не будем углубляться в отдельные подробности законодательства, а только отметим, что суть конвенции — объединение в себе общих принципов двух вышеперечисленных конвенций с учетом законодательства стран СНГ. Отметим, что с 2007 года РФ не является страной-участницей данной конвенции ввиду того, что все существующие правоотношения с иностранными инвесторами регулируются в порядке двусторонних соглашений с каждым отдельным государством.

В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами. Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений. Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.

Законодательная база РФ по иностранным инвестициям

Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности», а также ФЗ «Об иностранных инвестициях», которые были приняты в 1999 году.

Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.

Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.

Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.

Читать еще:  Эффективность инвестиций определяется по формуле

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно — необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.

Правовые гарантии для зарубежных инвесторов в РФ

Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:

  • Возможность использования разных форм осуществления инвестирования на территории государства. Под данным определением понимаются любые формы, которые прямо не запрещены действующим законодательством.
  • Возможность перехода комплекса прав и обязанностей от одного субъекта к другому. При условии следования положениям, закрепленных в договоре, иностранный инвестор вправе использовать уступку права требования (цессию) или перевести существующий собственный долг. Также возможно выполнение данных действий по решению национального суда или в соответствии с другими условиями, закрепленными гражданским законодательством.
  • Возможность компенсации имущества или его стоимости в случае национализации или реквизиции. Законодателем закрепляется невозможность принудительно изъять имущество у иностранного инвестора, кроме тех пунктов, которые прямо предусмотрены законодательством.
  • Гарантии от негативных изменений в действующем законодательстве для частного инвестора. Реализация инвестиционного проекта возможна только в случае стабильности всех существенных условий. В законе закреплены положения, которые дают право иностранному инвестору пользоваться благоприятным законодательством в течение всего срока окупаемости проекта капиталовложения (в течение 7 лет). Другими словами, инвестор в течение семи лет может не беспокоиться о том, что новое законодательство разрушит инвестиционный проект.
  • Возможность использования полученных доходов на территории государства, а также возможность перевода денежных сумм за пределы государства. Ст. 11 обозначенного закона предусматривает возможность вывода всех возможных денежных сумм, а также возможность их оборота внутри страны для дальнейшего реинвестирования.
  • Возможность вывоза за пределы государства не только денежных средств, но также собственных разработок, документации, а также возможной информации на любом носителе учитывая первоначальный ввоз данной информации в качестве инвестиционного объекта.
  • Возможность покупки различных бумаг и акций. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг.
  • Возможность иностранного инвестора совершать приватизацию имущества. Инвестор может выкупать акции и права на владения государственной собственности, путем покупки долей (пропорциональных вкладов) в уставном капитале.
  • Возможность приобретения любого недвижимого имущества. Инвестор может приобрести любую недвижимость, которую считает необходимой и нужной для себя.

Вывод: на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций. Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.

Законодательство, инвестиционная деятельность и иностранные инвесторы.

Из чего состоит инвестиционный вычет, его суть и типы.

Правовой режим иностранных инвестиций.

Одной из наиболее характерных черт современной международной экономики является повсеместный рост иностранных инвестиций связанный с деятельностью ТНК и интернационализацией общественного производства.

В зависимости от экономического положения страны, тех или иных конкретных целей хозяйственной политики или интересов отдельных ФПГы, государство, используя самые разнообразные средства стремится:

1. привлекать капиталы извне, следя за тем, чтобы они направлялись по возможности в те отрасли экономики и районы, развитие которых представляется целесообразным,

2. дать возможность национальным фирмам производить инвестиции за границей в пределах, обеспечиваемых платежным балансом и не наносящих ущерба потребностям внутреннего финансирования.

Оценивая состояние мирового рынка инвестиционных капиталов, следует отметить, что потребности формирования глобальной системы международного производства активно вовлекают в процесс инвестирования капиталов за границей все более широкий круг участников. К этому их побуждают современные законы конкурентной борьбы, т. е. стремление обеспечить себе преимущественные конкурентные позиции в мировой экономике и сбыте своей продукции.

Анализ объемов и направлений прямых инвестиций обнаруживает следующую закономерность: преобладающую роль во всех этих процессах наиболее развитых индустриальных стран, причем не только в качестве доноров, но и в качестве реципиентов. Чем более развита в экономическом отношении та или иная страна, тем активнее участвует она в международном финансовом обмене на сбалансированной основе. Менее развитые страны в меньшей мере «притягивают» иностранный капитал и еще меньше служат источником таких инвестиций.

Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм.

Существующие на сегодняшний день «режимы» для иностранных инвесторов могут предусматривать:

1) национальный режим — режим межгосударственных экономических отношений, при котором на правах взаимности одно государство предоставляет на своей территории другому государству такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются ее собственным физическим и юридическим лицам.

2) режим наибольшего благоприятствования — закрепленное в международных торговых соглашениях условие, предусматривающее предоставление договаривающимися государствами друг другу преимуществ и льгот в отношении пошлин, налогов и сборов.

3) справедливый и равноправный режим.

Если первые два режима не вызывают особых вопросов, поскольку в теории и практике международного права являются устоявшимися, общепризнанными категориями, то насчет последнего единой точки зрения нет. Данный режим охватывает всю систему международно-правовых принципов, в том числе принцип недискриминации, обязанность защищать иностранную собственность и международный минимальный стандарт.

Читать еще:  Адресная инвестиционная программа что это

Стандарт справедливого и равного режима не определяет материальные нормы в сфере международно-правового регулирования, так как это нереально с точки зрения государственного суверенитета. Стандарт справедливого и равного режима выполняет не прямую, а опосредованную функцию: он позволяет оценивать соответствие международному праву национальных норм, определенных государством, на территории которого осуществляются инвестиции, в том, что касается статуса международных инвестиций.

Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранными инвесторами признаются: иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, а также лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ, а также международные организации, которые вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ, и иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым ФЗ.

Иностранные инвестиции могут быть прямыми, ссудными и портфельными.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем аналогичный правовой режим, предоставленный российским инвесторам. Возможны изъятия как стимулирующего, так и ограничительного характера.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Споры о возмещении убытков разрешаются в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Федерального закона.

К числу основных гарантий прав иностранных инвесторов относятся следующие гарантии: правовой защиты деятельности; возмещения убытков, причиненных иностранному инвестору в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц; использования различных форм осуществления инвестиций; перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (добровольно — по договору, обязанность может возникнуть на основании закона или решения суда); компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора; от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ; ряд иных гарантий.

Иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах. СРФ и ОМСУ в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов СРФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

1. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» №39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. (последняя редакция 2011 год)

2. Федеральный закон от N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.12.2011).

3. Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Режим в отношении иностранных инвестиций

При этом следует учитывать, что возможна двоякая трактовка принципа НР: •

Читать еще:  Произвести инвестиционные затраты

предоставление режима, равного тому, который действует в отношении национальных предприятий и организаций, являющихся субъектами предпринимательской деятельности; •

предоставление иностранному инвестору режима, не менее благоприятного, чем тот, которым пользуются указанные субъекты национального права (такая трактовка допускает возможность наделения иностранного инвестора дополнительными гарантиями и льготами по сравнению с субъектами национального права).

Российское законодательство в основном приняло второй вариант толкования рассматриваемого принципа, предусмотрев возможность изъятий из него, допускаемых на основе федерального законодательства (ст. 4 закона). Существует два типа подобных изъятий — ограничительного и стимулирующего характера. Этот подход дает российской стороне большую степень свободы при предоставлении НР.

НР деятельности иностранных инвесторов и для «использования полученной от инвестиций прибыли» «за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами», не учитывает международную практику и заинтересованность России в привлечении иностранных инвестиций. Во-первых, отсылки в таком важном для инвесторов вопросе, как НР, к другим национальным законам, тем более к тем, которые еще не существуют, а только могут быть приняты в будущем, препятствуют созданию стабильности и предсказуемости закона, регулирующего режим ПИИ. По этой причине имеет смысл сохранить формулировку закона об иностранных инвестициях 1991 г., предусматривающего предоставление иностранному инвестору прибыли, полученной от инвестиций, НР за изъятиями, установленными настоящим законом.

Во-вторых, в ряде случаев международная практика предусматривает предоставление иностранному инвестору право выбора между НР и PH Б в зависимости от того, какой из этих двух режимов сочтен инвестором наиболее благоприятным. Именно такая формулировка используется в ДЭХ и СПС, подписанных Россией, и в 36 из более 50 заключенных Россией соглашении о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

В-третьих, объектом правового режима по закону установлена деятельность иностранных инвесторов, тогда как в общепринятой мировой практике принято фиксировать положения о правовом режиме иностранных инвестиций, а также отдельно деятельности иностранных инвесторов или «капиталовложений» и «деятельности в связи с капиталовложениями» (ДЭХ, положения отдельных двусторонних инвестиционных соглашений о содействии и защите инвестиций, Типовое соглашение России по заключению двусторонних соглашений о содействии и защите инвестиций).

В-четвертых, необходимо, как это принято в международных документах, привести определение «деятельности в связи с капиталовложениями».

Ст. 4. п. 2 гласит, что «изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Эта формулировка, дословно заимствованная из текста ст. 55 о правах и свободах человека и гражданина Конституции Российской Федерации, может вызвать следующие вопросы у инвесторов.

Во-первых, стоит вопрос о правомерности применения норм Конституции, касающихся прав и свобод человека и гражданина, к нормам, устанавливаемым законом об иностранных инвестициях в отношении инвестиций, хозяйственной деятельности.

Во-вторых, непонятно, кто относится к категории других лиц, права и законные интересы которых призваны защищать такие изъятия. При отсутствии соответствующих разъяснений не ясно также, каким образом можно применить изъятие в отношении НР для иностранного инвестора и получения им прибыли к вопросам нравственности и основ конституционного строя. С другой стороны, в законе отсутствует широко применяемое изъятие, связанное с нарушением экологических норм.

В-третьих, наличие в законе положения о том, что изъятия из НР могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в перечисленных в законе целях, ставит под сомнение легитимность изъятий из НР, уже принятых Россией, часть из которых не связана с установленными в законе критериями.

Представляется, что в целях привлечения иностранного капитала последнему можно было бы предоставить более широкий выбор в вопросе применяемого к его инвестициям режима, заменив существующую формулировку о предоставлении НР на формулировку о предоставлении двух режимов — НР как режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый капиталовложениям и деятельности в связи с капиталовложениями собственных инвесторов и(или) инвесторов любого третьего государства (т.е. РНБ). При этом РНБ должен будет предусматривать изъятия в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе, а также на основе соглашения об устранении двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения (возможно добавление специального положения о приграничной торговле).

При дальнейшем совершенствовании российского законодательства целесообразно учесть набор изъятий, принятый в международной практике. Рекомендации Всемирного банка по НР отмечают изъятия по требованиям национальной безопасности, возможность установления изъятий в отношении отдельных секторов экономики, зарезервированных законодательством для деятельности своих граждан в целях экономического развития или по причине крайней необходимости в национальных интересах, по причинам общественного здоровья и защиты окружающей среды.

Согласно ДЭХ (ст. 24) к изъятиям относятся меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, меры, направленные на оказание помощи инвесторам, которые принадлежат к представителям коренных народов или к незащищенным в социальном или экономическом отношении лицам, меры для защиты важных интересов безопасности страны, меры, связанные с осуществлением национальной политики в области нераспространения ядерного оружия, меры для поддержания общественного порядка.

В ст. 4 п. 4 необоснованно дискриминируются дочерние и зависимые организации с иностранными инвестициями по сравнению с филиалами иностранного юридического лица (их лишают правовой защиты, гарантий и льгот по закону). Это положение противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, который в ст. 105 и 106 относит их к числу юридических лиц, не оговаривая каких-либо изъятий. Более того, СПС ст. 26 (пп. 2 и 3) предоставляет дочерним компаниям России и ЕС НР или РНБ в зависимости от того, какой из них лучше.

Закон не распространяется на создание и деятельность иностранных банков и страховых компаний. Насколько такой подход оправдан, остается предметом дискуссий43.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector