Sofin-credit.ru

Деньги и работа
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционная привлекательность российских регионов

Рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности

В июне этого года на Петербургском международном форуме был представлен рейтинг регионов России-2019, который показал все преимущества и недостатки бизнес-среды субъектов для отечественных и иностранных инвесторов. Были также озвучены наиболее эффективные практики повышения показателя и шаги по улучшению инвестиционного климата конкретных регионов. Однако полную картину можно получить, проанализировав показатели не только текущего года, но и прошлых лет.

Под инвестиционной привлекательностью субъекта понимают определенное количество факторов, которые отличают регион от других и в полной мере характеризуют его инвестиционный климат. Данный показатель определяется двумя параметрами:

  1. Инвестиционный потенциал — насколько субъект готов к инвестиционным вливаниям и может ли он обеспечить гарантии всем участникам рынка. В этот параметр включаются так называемые частные потенциалы, среди которых ресурсы и сырье, образовательный и производственный уровень, инфраструктурные показатели, особенности оказания институционных услуг, развитие науки и техники, прибыльность основных отраслей экономики, объем налогов и прочее.
  2. Инвестиционный риск — включает финансовые, экономические, социальные, политические, криминальные и экологические риски. Данный параметр снижает индекс инвестиционной привлекательности, заставляя предпринимать определенные шаги по улучшению бизнес-ситуации в регионе.

Тщательный анализ инвестиционной привлекательности субъектов РФ прошедшего 2018 и текущего года позволяет не только сформировать позитивное мнение инвесторов о том или ином регионе, но также выявить причины, способствующие снижению показателей и своевременно предпринять шаги по улучшению инвестиционного климата (подробнеее здесь).

Исходной информацией для оценки привлекательности инвестиций в конкретный субъект выступают законодательные акты, региональные исследования, публикации и опросы. Но самыми важными источниками для оценки являются статистические данные по развитию регионов, которые собираются уполномоченными органами. На основании полученных данных компания Эксперт РА составляет рейтинги, которые позволяют потенциальным инвесторам получить максимум информации по интересующему субъекту.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2018–2019 года

Существует множество методик оценки показателя бизнес-привлекательности субъектов Федерации. Они различаются между собой позициями в методологическом расчете и самими методами проведения расчетов. Национальный рейтинг субъектов Федерации базируется на официальной информации, которая собирается Росстатом и уполномоченными федеральными ведомствами. Среди них — Министерство экономического развития РФ.

За последние четыре года явно виден рост привлекательности некоторых регионов для успешной и долговременной инвестиционной деятельности. Однако в определенные периоды показатель лидирующих субъектов снижался. По данным прошлых лет, почти 80% всех иностранных инвестиционных вливаний получают лишь 16 регионов.

Инвестиционная привлекательность субъектов РФ в 2019 году

На лидирующих позициях в рейтинге 2019 года оказались мощные регионы с большим ресурсно-сырьевым потенциалом. Анализ показал падение бизнес-привлекательности субъектов-аутсайдеров. Исключением является Калужская область, власти которой приложили усилия для разработки выгодных условий для инвестиционных вложений, направленных на инновационные и технологичные отрасли.

Что же касается субъектов по отдельности, то национальный рейтинг регионов России 2019 года охватил всех участников и отображает следующие результаты:

  • Два региона (Москва и Республика Татарстан) обладают отличным потенциалом и характеризуются минимальным риском для инвесторов.
  • Три субъекта (Санкт-Петербург, Тюменская и Калужская области) демонстрируют умеренные риски и высокий инвестиционный потенциал.
  • Оценка шести регионов, среди которых Ленинградская и Московская области, показала некоторое снижение инвестиционной привлекательности и минимальные риски.
  • В четырех регионах наблюдается низкий показатель и риск на экстремальном уровне.
  • Средний потенциал и высокий риск показали 10 субъектов.
  • Незначительным потенциалом с высокими рисками отличились 12 регионов.
  • У одиннадцати регионов оценка инвестиционной привлекательности выявила незначительный потенциал и риск на умеренном уровне.
  • Оставшиеся субъекты показали снижение потенциала, но умеренные риски.

На снижение показателей субъектов-аутсайдеров повлияли низкие темпы развития инфраструктуры, слабая экономика, отрицательные данные по притоку инвестиций, разработка неэффективных бюджетов и внушительная долговая нагрузка. В качестве метода создания приемлемых условий для инвесторов, регионам рекомендовано усилить государственную поддержку и расширить возможности бюджетов в данном направлении.

Специалистами Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив была разработана обширная «дорожная карта» по улучшению инвестиционного климата — как субъектов в отдельности, так и страны в целом. Её реализация стала одной из приоритетных задач, поставленных перед государством. Таким образом, рейтинг регионов России 2019 внушает инвестиционный оптимизм, о чем свидетельствуют уже проведенные оценки.

АСИ: рейтинг инвестиционной привлекательности 2019 года

Являясь совместным проектом АСИ (Агентства стратегических инициатив), Торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников, а также других деловых объединений, рейтинг дает оценку предпринимаемым шагам региональных властей по улучшению инвестиционного климата субъектов. В процессе оценивания выявляются эффективные практики, а результаты рейтинга выполняют важную цель — создание конкурентоспособной инвестиционной среды и стимулирование регионов к борьбе за инвестиции.

В этом году на Петербургском международном экономическом форуме был представлен национальный рейтинг регионов России 2019 от АСИ. В оценке полученных данных важное место занимал не только анализ инвестиционного климата по традиционным показателям, но также критерии качества оказания различных государственных услуг. Здесь речь идет о выдаче разрешений и лицензий, регистрации юридических лиц, поддержке малого бизнеса и прочее.

По традиции последних лет была озвучена первая двадцатка лидеров, но специалисты отметили, что многие субъекты улучшили свои показатели благодаря ранее разработанной «дорожной карте» и предпринимаемым экономическим усилиям региональных и местных властей.

Двадцатка лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (2019 год)

Первые двадцать мест в рейтинге расположились следующим образом:

  • Москва продемонстрировала рост на один показатель и получила первое место.
  • С первого на третье место переместилась Тюменская область. Татарстан стал вторым.
  • Настоящий прорыв по улучшению привлекательности бизнес-среды для инвестиций совершила Калужская область (+9 позиций, 4 место).
  • Санкт-Петербург снизил свои позиции и стал пятым в рейтинге.
  • В десятке лучших также оказались Тульская, Московская, Белгородская, Ленинградская и Ульяновская области.
Читать еще:  Финансовые вложения это инвестиции

Экспертами также был отмечен отличный результат Новгородской и Смоленской области, которые заняли 14 и 20 места соответственно в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Инвестиционная привлекательность регионов России

Инвестирование стало достаточно часто встречаться в нашей стране как род финансовой деятельности человека.

Благодаря переходу Российской Федерации от плановой модели экономики к рыночной, каждый обычный человек теперь может осуществлять вложения и зарабатывать на финансовых биржах. Единственный критерий, который важен скорее для самого инвестора, так как определяет его уровень дохода, это определенные знания и умения, необходимые для инвестиционной деятельности.

Что такое инвестиционная привлекательность региона

Заработок посредством вложений может обеспечить достаточно высокий и постоянный уровень дохода для инвестора, если правильно выбрать проект для инвестирования. Критерии выбора разнообразны: нужно оценить риски, связанные с инвестированием в эту отрасль или конкретный объект, осведомиться о доходе от операции и тому подобное. Главное, что нужно сделать грамотному инвестору – это в первую очередь оценить инвестиционную привлекательность региона России.

Данный показатель отображает степень экономического, законодательного, политического, социального и финансового развития области инвестирования. Эту привлекательность определяет направление потоков инвестиций (куда больше идет вкладов – в регион или из него), движения интеллектуальных ресурсов (то есть обмен человеческими ресурсами, которые обладают нужными знаниями для какой-то отрасли), уровень инфляции, а также многие другие экономические факторы инвестиционной привлекательности.

То есть, проще говоря, этот показатель отображает выгодность или невыгодность вложения денежных средств в данный экономический район, сопровождающие этот процесс риски и возможные перспективы развития того объекта, чью инвестиционную привлекательность оценивают. Ее можно определять, как для конкретного объекта, так и для разных масштабов территории – области, региона, страны.

Составляющие инвестиционной привлекательности

Данное понятие является комплексным, собирательным, поэтому логично, что его можно разделить на составляющие. Такими составными частями являются инвестиционный потенциал и риск вложения денег в регион. Потенциал края – это возможность его развития при наличии достаточного объема инвестиций. Он показывает, готов ли регион принять инвестиции, сохраняться эти денежные средства и принесут ли доход инвестору. Включает в себя различные виды потенциалов, которые отражают его уровень развития.Риск при вложении финансов – это возможность утраты денежных средств, вложенных в какой-то объект в пределах территориального образования. Также является совокупностью многих видов рисков, в том числе законодательного, политического, социального, экологического и прочих.

Инвестиционная политика

Регион уже стал практически самостоятельной экономической частью страны, что определяется ее федеративным укладом. Такой уклад дает некоторую автономность отдельно взятым экономическим районам.

Инвестиционная политика региона направлена на улучшение его развития в экономической сфере, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, проведение модернизации. На государственном уровне формируется перспективная региональная инвестиционная политика, которая бы адекватно отвечала состоянию финансовых рынков, потребностям национального хозяйства, уровню спроса на ту или иную продукцию, а также структуре рыночной экономики в целом.

Разработка поэтапной реализации политики по инвестированию именуется инвестиционной стратегией региона. Именно этот параметр отвечает за воплощение всех тех экономических, финансовых и социальных преобразований, запланированных во время формирования политики вкладов.

Инвестиционный климат

Инвестиционный климат – это условия для денежных вложений в области региона, прежде всего иностранных. Этот показатель как раз оценивает риски, связанные с вложениями.

Важная составляющая климата региона – предоставление вкладчикам гарантий относительно их сбережений и капиталовложений. При современном положении вещей этот фактор является крайне важным. Все инвесторы хотят обезопасить себя и свои деньги.

Также одним из факторов, который помогает создать благоприятный климат для вложений в пределах экономического района, является законодательная база (налоговая). Этот пункт обеспечивает честность и прозрачность всех финансовых операций региона.

Привлекательность муниципального образования для вложения в него денег инвесторами

Стоит начать с того, что инвестиционная политика муниципального образования может несколько отличаться от таковой для большего территориального образования.

Само по себе муниципальное образование – это часть территории нашей страны, где наблюдается местное самоуправление для решения локальных вопросов. Их инвестиционная привлекательность рассчитывается так же, как и для края. Чтобы лучше понять, что это такое, представьте матрешку – меньшие муниципальные образования входят в большие, и так до государственного уровня.

Рейтинг регионов РФ по их инвестиционной привлекательности

Все регионы России можно разделить в зависимости от их привлекательности для инвесторов. Оценка инвестиционной привлекательности региона особенно важна, если вы хотите сделать крупное вложение, которое имеет национальное значение.

При оценивании привлекательности края используются показатели ВРП – валового регионального продукта. Он является локальным аналогом ВНП.

На основании этого показателя составляется инвестиционный рейтинг регионов России, который в 2015 году возглавил Татарстан. Также в тройку вошли Калужская область и Белгородская.

19 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Петербуржском Международном форуме в экономической сфере был представлен ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Было отмечено, что она выросла по сравнению с прошлым годом.

Читать еще:  Инвестиционный климат в современной россии

Показатели эффективности и привлекательности инвестиционных проектов.

Виды финансирования, разработка и инструкции по составлению.

Инвестиционная привлекательность предприятия, методы оценки и привлечения инвесторов.

Законодательство, инвестиционная деятельность и иностранные инвесторы.

Национальный рейтинг

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЙТИНГА

В 2019 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ состоится 7 июня на площадке Петербургского международного экономического форума.

  • По группам
  • По федеральным округам

Методология

Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.

Структура рейтинга

Система показателей Рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.

Рейтинг Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям:

  • Регуляторная
    среда
  • Институты
    для бизнеса
  • Инфраструктура
    и ресурсы
  • Поддержка малого
    предпринимательства
  • Показатели
    вне Рейтинга

Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

Вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.

Сбор и первичная
обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

  • Показатели, оцениваемые
    путем экспертной оценки
  • Показатели, оцениваемые путем
    опроса предпринимателей из общей
    генеральной совокупности
  • Показатели, оцениваемые путем
    опроса предпринимателей из специальных
    генеральных совокупностей

Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.

Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.

Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.

Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии — например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.

Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).

Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Методика
расчета результатов

  • Уровни представления
    результатов рейтинга
  • Агрегирование

После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:

Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Читать еще:  В какой проект инвестировать деньги

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

  • В них могут быть выбросы;
  • Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).

Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:

  • 0 – самый плохой, 100 – самый хороший;
  • В случаях, когда для показателя требовалось нормирование с использованием восстановленной плотности, ни один регион может не получить значения 0 или 100.

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

Обработка выбросов в исходных данных

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных «опрос-числовые параметры». К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

Расчет показателей

После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных

Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для расчета Рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Возможны четыре типа восстановлений: 1) по наихудшему значению для данного показателя по всем регионам, 2) по средней перцентиле данного региона по всем показателям, 3) с использованием данных по прошлому году для данной пары регион-показатель, 4) для парных показателей «среднее время – среднее количество процедур» пропущенное значение восстанавливается по наихудшему значению группы парного показателя, если оно имеется. Тип восстановления задается экспертно.

Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).

Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование

если показатель является возрастающим , и преобразование

если показатель является убывающим . Обычно данное преобразование применяется к показателям типа «опрос-удовлетворенность» и «экспертная оценка».

Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование

x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является возрастающим , и преобразование

x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является убывающим.

Здесь minX и maxX — выборочные минимум и максимум значений показателя (по всем регионам), а ▁x и ¯x – значения оцененной функции распределения показателя в точках minX и maxX соответственно. Данное преобразование обычно применяется для показателей типа «опрос — числовые параметры» и для статистических показателей

Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector