Sofin-credit.ru

Деньги и работа
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиции в экономику региона

Инвестиции в экономику региона

Одной из главных проблем инвестиционной политики для регионов является поиск источников финансирования. В настоящее время существует много вариантов привлечения инвестиций в региональные проекты. Инвестиционный потенциал региона является одним из главных показателей, характеризующих привлекательность территории.

Региональный инвестиционный потенциал – это возможность собственных и привлечённых в регион финансовых ресурсов обеспечивать инвестиционную деятельность в масштабах, определённых экономической политикой региона.

Данная тема в настоящее время является актуальной, т.к. привлечение инвестиций и создание благоприятной инвестиционной среды является залогом поступательного комплексного развития экономики региона.

Воронежская область, образованная 13 июня 1934 года, является центром Черноземья. Для обеспечения жителей города и области рабочими местами, предоставления социальных гарантий и создания условий для жизни необходимы значительные инвестиции. Правительство Воронежской области разработало основные направления инвестиционного развития региона, которые определены в «Инвестиционной стратегии Воронежской области на период до 2020 года» [1].

С 2008 года по 2009 год, среднегодовой объём инвестиций увеличился на 122 млрд. рублей. В данном периоде область заняла лидирующее место среди регионов по темпам роста привлекаемых инвестиций.

Таким образом, в сопоставимой оценке инвестиции в экономику области в 2013 году к уровню 2008 года увеличились в 1,8 раза (в РФ на 8,6%) [2].

В рамках Программы социально-экономического развития области в период с 2009 года на территории Воронежской области было запущено более 55 производств. К 2014 году благодаря поддержке правительства области активно реализуются более 70 проектов. Объём инвестиций в 2013 году превысил объём инвестиций 2008 года в 4,5 раза. В настоящее время инвесторами вложено более 175 млрд. рублей на реализацию данных проектов.

Ежегодно в области дается старт от 15 до 20 проектам. Реализуемые проекты связаны с новыми производствами в ведущих отраслях экономики. При этом необходимо подчеркнуть государственную поддержку, которая за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджет за 2009-2013 гг. составила 8 млрд. рублей, что превысило общий объём областной поддержки более чем в 2 раза.

Важным шагом для области стал проект по производству стейкового (мраморного) мяса. Он позволит создать самовоспроизводящуюся систему производства высококлассного мяса говядины как для экспорта, так и для импорта. Наряду с этим проектом, был запущен уникальный для России проект по производству цемента, не имеющий аналогов ни в России, ни в странах СНГ. На предприятии применены современные технологии цементной промышленности, позволяющие повысить производительность труда до 3,5 раз и снизить потребление топлива в 1,5 раза по сравнению с заводом, работающим по традиционному способу производства. Выбросы в экологическую среду данного производства снижены в 2,5 раза и соответствуют самым высоким экологическим стандартам. Также реализуются и проекты по модернизации крупных промышленных предприятий: «Воронежсинтезкаучук», «Воронежский шинный завод» и других.

По данным рейтингового агентства «Эксперт-РА», по итогам 2013 года область заняла 6 место среди регионов в номинации «Регионы с минимальными рисками инвестирования», улучшив свои позиции в рейтинге на 17 пунктов [3].

Регионы с минимальными рисками инвестирования по итогам 2013 г.

Помимо финансовых льгот, для устойчивого экономического роста на территории Воронежской области, правительство оказывает организационную поддержку – снижает минимальный объём инвестиций для признания проекта особо значимым, проводит PR-кампании в СМИ, привлекает крупные компании для реализации инвестиционных проектов.

В целях создания благоприятной инвестиционной среды на территории Воронежской области определены и реализуются следующие инициативы.

Первая инициатива – реализация Прогноза научно-технического развития Воронежской области. Реализуемая Стратегия социально-экономического развития Воронежской области признана одной из лучших экспертным сообществом и Министерством регионального развития на международном форуме в г. Санкт-Петербурге в 2011 и 2012 годах. По результатам конкурса область заняла соответственно 2-е и 3-е места. В 2013 году на региональном уровне впервые разработан Прогноз научно-технического развития, позволяющий решать задачи формирования направлений развития региональной науки, разработать новый подход к определению областей науки и инноваций.

Вторая инициатива – разработка Генеральной схемы развития и размещения производительных сил Воронежской области. Данная схема взаимоувязывает планы развития и размещения отраслей экономики, межотраслевые комплексы, схемы территориального планирования и планы социально-экономического развития региона.

Третья инициатива – внедрение Стандарта деятельности исполнительных органов власти Воронежской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Обязательным условием реализации Стандарта является экспертная оценка бизнес-сообществом региона результативности данных мероприятий. Для этого сформирована экспертная группа, в которую вошли представители общероссийских общественных организаций «Деловая Россия», «Опора России», «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Торгово-промышленная палата», иных заинтересованных организаций [4].

Четвертая инициатива – развитие инноваций. На территории области созданы 4 технопарка: «Содружество», «Митэм», «Калининский» и «Космос-Нефть-Газ», а также функционируют 3 бизнес-инкубатора: «Авиационный», «Восток» и бизнес-инкубатор на базе ВУЗа – «ВГАСУ».

Предприятиям предоставляются производственные и офисные площади, льготы по аренде помещений, налогам на имущество и налогам на прибыль.

Пятая инициатива – сокращение отдельных процедур, а также оптимизация процессов оформления разрешительной и согласовательной документации при реализации инвестиционных проектов. Эта работа соответствует целям, поставленным Президентом РФ по вхождению России в число стран с наиболее привлекательным инвестиционным климатом.

Шестая инициатива – создание новых механизмов привлечения частного капитала. В Воронежской области завершена разработка нормативно-правовой базы в сфере государственно-частного партнерства и заключено первое в Российской Федерации концессионное соглашение в области водоснабжения населения.

Седьмая инициатива – разработка региональной программы повышения производительности труда и создание высокопроизводительных рабочих мест.

Реализация инвестиционных проектов сопровождается работой по улучшению механизмов взаимодействия власти и бизнеса. Для повышения инвестиционной активности власти Воронежской области оказывают содействие в выделении земельных участков, совершенствуют региональную налоговую базу и оказывают поддержку хозяйствующим субъектам.

Приоритетным направлением для привлечения инвестиций в Воронежскую область является существование конкурентных преимуществ региона, а также целевая направленность на модернизацию традиционных и развитие новых видов экономической деятельности. Правительство области осуществляет формирование максимально комфортных условий для инвесторов. Для повышения инвестиционной активности правительство Воронежской области оказывает содействие в выделении земельных участков под строительство производственных объектов, координирует опережающее развитие энергосистем, постоянно ведет работу по развитию инженерной инфраструктуры, совершенствованию регионального налогового законодательства, оказанию государственной поддержки хозяйствующим субъектам.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПОЛИСОВ

Осуществление инвестиций является источником развития воспроизводственной базы страны и помогает успешно реализовать стратегические социальные и экономические цели Российской Федерации. В условиях теории поляризованного развития инвестиции могут выступать как один из основных факторов позитивного изменения экономики страны с сохранением индивидуальных особенностей хозяйствования каждого из экономических субъектов внутри ее территории, чего можно добиться за счет капиталовложений именно в те области хозяйствования региона, где выявлен наибольший потенциал.

Подтверждением значения инвестирования также является тот факт, что инвестиции на сегодняшний день концентрируются в крупных мегаполисах, с хорошо развитой инфраструктурой, и богатых природными ресурсами регионах тем самым улучшая социально-экономическое положение в них.

В настоящее время значение процесса инвестирования возросло как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и отдельных предприятий, поскольку благодаря осуществлению вложений на уровне страны, конкретного региона или предприятия, появляется возможность развития производства и инфраструктуры, создания новых рабочих мест, что является одним из основополагающих факторов улучшения качества жизни жителей региона и страны в целом.

Инвестирование имеет важное значение в функционировании и развитии экономики, поскольку оно представляет собой процесс перераспределения финансовых средств от субъектов, владеющих ими, к нуждающимся.

Инвестиции оказывают влияние на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться эффективно, с учетом научно-технического прогресса, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не даст положительного экономического эффекта. Рациональное использование инвестиций часто способствует активному движению ресурсов, росту объемов производимой продукции.

Эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту.

В настоящее время значение процесса инвестирования для отдельных регионов значительно возросло, обусловлено тем, что благодаря инвестиционным вложениям на уровне конкретного региона дают возможность развития экономики и социальной сферы региона, создания новых рабочих мест, а также улучшения качества жизни жителей.

Инвестиционная политика является элементом экономической политики государства и представляет собой важный механизм воздействия на экономику страны в целом и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

В качестве инвестиционной политики государства рассматривается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию условий, благоприятных для всех хозяйствующих субъектов с целью интенсификации инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения уровня эффективности производства и решения задач социального характера.

Главная задача инвестиционной политики состоит в создании оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Читать еще:  Расчет инвестиционной стоимости

Целесообразно сначала научиться эффективно использовать свои собственные средства, и лишь после этого заниматься привлечением иностранного капитала в национальную экономику.

Перспективы для инвесторов в России на сегодняшний день весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

Однако иностранные инвесторы не очень активно вкладывают свои средства в российские предприятия, основными причинами чего являются:

— неустойчивость экономической ситуации;

— несовершенство и противоречивость законодательной базы;

— неясность в определении прав собственности;

— отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;

— нестабильность курса рубля по отношению к другим национальным валютам;

— невозможность предугадать изменения в налоговой системе и др.

Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно разделить в две группы. К первой относятся действия, по снижению темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Во вторую входят мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.

Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации, который включает в себя:

— выбор источников и методов финансирования инвестиций;

— определение сроков реализации;

— выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

— создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;

— создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Важным элементом государственной инвестиционной политики является региональная инвестиционная политика.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены:

— экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

— величиной имеющегося производственного потенциала;

— оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;

— географическим местонахождением и геополитическим положением;

— состоянием окружающей среды;

— привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Привлечение инвестиций на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих мер:

на основе оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;

формирования и реализации стратегии регионального развития;

разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион;

формирования банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;

разработки программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;

формирования бизнес-профилей по отдельным отраслям и предприятиям.

В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:

совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

концентрация инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;

активизация деятельности предприятий по инвестированию в их развитие их собственных средств;

осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

Региональные инвестиции

Какие существуют цели регионального инвестирования, чем представлены основные показатели привлекательности региона для инвестирования и какие меры должны быть направлены для притока капиталовложений?

Региональные инвестиции — это общее количество затрат всех субъектов предпринимательской деятельности, населения региона и управленческих структур, направленных на долгосрочные капиталовложения в определенные отрасли экономической деятельности в обозначенном регионе. Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.

Цели и особенности регионального инвестирования

В рамках региона инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:

  • Получение максимально возможного дохода или прибыли;
  • Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
  • Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
  • Улучшение существующей структуры производства;
  • Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
  • Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.

Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства (будь-то федеративная или унитарная республика). Поэтому инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:

  • Выравнивание уровня социально-экономического развития всех регионов;
  • Решение ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
  • Устранение существующих деформаций между соседними регионами;
  • Улучшение экономического и социального положения государства в целом.

Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников.

Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.

Реализация регионального инвестирования

На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами — огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов — имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.

К сожалению, в Российской Федерации инвестирование в регионы развито очень слабо. Примером тому могут послужить статистические показатели разницы в уровне жизни и доходах населения крупных территориальных единиц и более мелких, отдаленных от привычных центров бизнес-деятельности. Причин тому множество — несовершенство федеральной политики, явная цель сосредоточить все управление в своих руках местными властями, создание непреодолимых бюрократических барьеров как для иностранных инвесторов, так и для отечественных. Необходимо отметить и наличие недобросовестной конкуренции среди компаний, занимающих монопольное положение в регионе, а также отсутствие контроля за таковой конкуренцией со стороны властей.

Как определить инвестиционную привлекательность региона?

Для того, чтобы потенциальный инвестор мог определить целесообразность инвестирования в определенный регион, необходимо обращать внимание на различные макроэкономические показатели, свидетельствующие об эффективности функционирования экономики в территориальной единице. К таким показателям относятся: уровень жизни населения, потребительских цен, безработицы, среднемесячной заработной платы и обеспеченности населения, количество выпускаемого внутреннего продукта и внешний товарооборот, объем производства, который приходится на душу населения.

Оценка предусматривает включение в себя и учет всех вышеперечисленных факторов. Отметим невозможность комплексной и правдивой оценки экономической привлекательности региона только по нескольким показателям, поскольку все они взаимосвязаны между собой.

Необходимо учитывать и два важных момента, которые четко определяют привлекательность территориальной единицы для частного инвестора:

  1. Экономические возможности и привлекательность региона. Помимо вышеперечисленных факторов, необходимо учитывать и местную законодательную базу, существующие ставки муниципального налогообложения, открытость региона и властей в частности для инвестиционной деятельности, уровень защиты от инвестиционных рисков.
  2. Экономические возможности и привлекательность выбранного объекта. На данном этапе необходимо провести оценку возможностей отрасли, в которую собирается вкладывать средства инвестор, а также состояние субъектов хозяйственной деятельности в избранной сфере.

Читайте так же про инвестиционную привлекательность Российской Федерации. .

1.

Иностранные (международные) инвестиции в России.

Как формируется инвестиционный портфель и что такое портфельные инвестиции.

Что такое альтернативные инвестиции.

Что такое инвестиционная привлекательность региона и их составляющие.

Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов

Инвестиционный климат регионов РФ

В текущем году рейтинг инвестиционной привлекательности впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке.

От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.

Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.

Инвестиционная политика региона

Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.

Читать еще:  Инвестиционный проект это система организационно правовых

Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:

  • увеличение доходности;
  • повышение продуктивности субъектов рынка;
  • открытие новых и расширение действующих производств;
  • увеличение занятости населения;
  • усиление экономической состоятельности и автономности территории;
  • формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.

Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.

Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:

  • сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
  • финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
  • производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
  • трудового;
  • инновационного (степени развития науки и техники);
  • инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
  • институционального (наличия основных экономических институтов);
  • потребительского (покупательной способности населения).

Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.

В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.

Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.

Инвестиционный климат регионов России

Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.

В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.

Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).

В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.

Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.

Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.

Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.

Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.

Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд

Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:

  1. Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
  2. Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.

Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.

Реестр участников региональных инвестиционных проектов

Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:

  • Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
  • Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
  • На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
  • Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
  • Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
  • Каждый объект ведется одним участником.

Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:

  • информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
  • реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
  • информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).

Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.

Компания, центр и корпорация регионального развития

Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:

  1. Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
  2. Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
  3. Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.

Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.

Виды инвестиций по региональному признаку

Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.

Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).

Привлечение инвестиций в регион

Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.

ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Уразаев Р.А.,Иванова Е.В.,Хазипова Г.А.

Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

инвестиции, экономический рост, инвестиционный климат, investment, economic growth, investment climate

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье представлены результаты исследования динамики и структуры инвестиций в экономику России и Республики Башкортостан, выявлены взаимосвязи объемов инвестиций и экономического потенциала.

Текст научной статьи

Одной из актуальных проблем и основой деятельности любой социально-экономической системы является инвестиционная деятельность. Она необходима для эффективного и динамического развития. Для оживления экономики страны необходим значительный приток средств частных инвесторов, и прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств. Структура использования инвестиций влияет на результаты хозяйствования на всех уровнях экономической системы, на состояние и перспективы развития, а так же на конкурентоспособность национального хозяйства. Высокая инвестиционная активность достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Важнейшим условием обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе. Инвестиции в России осуществляются за счет внутреннего и внешнего притока средств. В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность, в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. Однако, несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Негативные тенденции 1990-х гг., связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сказываться на экономике. 2014 г. стал для России одним из самых трудных, поскольку позиция государства в конфликте с Украиной вызвала отрицательную реакцию политиков многих стран мира, особенно, поддерживаемых США, что привело к введению политических и экономических санкций против России. Данная ситуация привела к отрицательному воздействию на инвестиционную привлекательность страны. Объем прямых иностранных инвестиций в Россию за три квартала в 2014 г. сократился в 2,6 раза по сравнению с аналогичным показателем за 2013 г. — до 23,6 млрд. долл. США. По данным ЦБ РФ, наибольший объем прямых иностранных инвестиций в РФ отмечался в I квартале прошлого года, в этот период инвестиции в экономику России составляли 12,6 млрд. долл. США. В III квартале уже наблюдался чистый отток инвестиций, который составил 1,1 млрд. долл. США. Как следует из статистики Центрального Банка, основными инвесторами в российскую экономику в 2014 г. были страны дальнего зарубежья — на них пришлось более 90% всех инвестиций в РФ за указанный период. Среди крупнейших стран-инвесторов в экономику РФ — Нидерланды (6,7 млрд. долл. США), Кипр (6,6 млрд. долл. США) и Багамы (2,7 млрд. долл. США). [1] В 2014 г. инвестиции в основной капитал в РФ сократились по сравнению с 2013 г., на 2,5% — до 13,46 трлн. руб., в декабре в годовом выражение показатель сократился на 2,4% — до 2,424 трлн. руб. По сравнению с ноябрем 2014 г. рост инвестиций в декабре составил 73,9%. Росстат также отмечал отрицательное значение показателя: за 2013 г. по сравнению с 2012 г., падение инвестиций составило 0,2%, а в декабре 2013 г. в годовом выражении отмечался рост на 0,6%. В месячном выражении в декабре 2013 г. также отмечался всплеск инвестиционной активности, тогда показатель вырос на 70,4%. [2] Инвестиционная ситуация в России на данном этапе ее экономического развития характеризуется, с одной стороны, поворотом экономики в сторону выхода из кризисной ситуации, а с другой, отсутствием в достаточном количестве инвестиций. Положительными моментами являются вовлечение в сферу производства новых механизмов его планирования и регулирования, первоначальные попытки финансирования и появление законодательной базы в сфере малого бизнеса. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в России является вопросом стратегической важности, от реализации которого зависит социально-экономическая динамика, эффективность участия в мировом разделении труда, возможности модернизации на этой основе национальной экономики. Для анализа инвестиционной деятельности и перспектив ее развития в РФ рассмотрим состояние инвестиционной деятельности на примере Республики Башкортостан. Выбор данного субъекта РФ не случаен: в Республике Башкортостан на протяжении последних лет наблюдаются позитивные сдвиги в сфере управления инвестициями на фоне менее благоприятной картины в целом по России. На протяжении ряда лет Башкортостан входит в число лидеров среди регионов Российской Федерации по объему инвестиций в основной капитал. Республика Башкортостан обладает высоким уровнем инвестиционной безопасности, также республике свойственна репутация добросовестного заемщика и делового партнера. Ведущие международные и национальные рейтинговые агентства подтверждают устойчивую инвестиционную привлекательность республики. В настоящее время Республика Башкортостан имеет долгосрочные кредитные рейтинги, присвоенные международными рейтинговыми агентствами по международной шкале. Как следует из материалов Башкортостанстата, объем инвестиций в основной капитал в 2014 г., направленный на развитие экономики, составил 285,5 млрд. руб., или 104,1 % к уровню 2013 г. Объем инвестиций на душу населения оценивается в 70141 руб. По объему вложенных в экономику инвестиций среди регионов Приволжского федерального округа Башкортостан находится на четвертом месте после Татарстана (542,8 млрд. руб.), Самарской (300,3 млрд. руб.) и Нижегородской (286,6 млрд. руб.) областей. По объему инвестиций на душу населения республика занимает седьмое место. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в январе — сентябре 2014 г. составили 169827,7 млн. руб., что выше уровня соответствующего периода 2013 г. на 6,0%. Объем инвестиций на душу населения по республики составляет 41775 руб., среди муниципальных районов высокий уровень инвестиций в основной капитал в муниципальном районе Балтачевский — 109748 руб., Благоварский — 113942 руб. и Уфимский — 142637 руб. Низкий уровень инвестиций в основной капитал на душу населения в муниципальных районах: Аскинский — 7669 руб., Бижбулякский — 9440 руб., Кигинский — 6966 руб., Кугарчинский — 9638 руб., Мечетлинский — 7246 руб. и в городском округе г. Агидель — 9223 руб. В Республике Башкортостан накоплен значительный опыт государственной поддержки инвесторов. В соответствии с действующим законодательством для крупных инвесторов предусмотрены налоговые льготы и преференции, субсидирование затрат при реализации проектов, возможность совместной реализации проектов, выражающаяся в основном в поддержке инфраструктурной части инвестиционных проектов. На предоставление государственной поддержки в указанных формах могут претендовать субъекты инвестиционной деятельности, проекты которых включены в перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан. В течение 2014 г. проведено 5 заседаний Комиссии Министерства экономического развития Республики Башкортостан по рассмотрению и отбору инвестиционных проектов. Рассмотрено 18 инвестиционных проектов, по 10 из них принято решение об оказании государственной поддержки в виде льготного налогообложения на сумму порядка 5,0 млрд. руб., по 2 проектам заслушаны отчеты о ходе реализации, рассмотрено 3 проекта государственно-частного партнерства, принято решение об изменении параметров по 3 проектам. Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан дополнен 19 проектами. Общая плановая стоимость проектов составила 95,8 млрд. руб., количество предполагаемых рабочих мест — 6,7 тыс. В течение года проводилась работа по актуализации и наполнению перечня. По состоянию на 1 января 2015 г. Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан включал 66 проектов с объемом инвестиций 475,0 млрд. руб., с созданием порядка 25,0 тыс. новых рабочих мест. Обязательным условием получения инвестором государственной поддержки является заключение инвестиционного соглашения между инвестором и Правительством Республики Башкортостан и соблюдение его условий в ходе реализации инвестиционного проекта. Наибольшее количество инвестиционных проектов реализуются в г. Уфе и Уфимском районе, г. Стерлитамаке и Стерлитамакском районе, г. Салавате, Благоварском районе. Сложившаяся структура инвестиций отражает значимую долю поддержки проектам сферы промышленного производства и агропромышленного комплекса, а также по строительству гостиничных комплексов. По оценке экспертов в 2014 г. в сферу обрабатывающих производств направлены 43,9% инвестиций, в электроэнергетику — 22,7%, в сельское хозяйство — 17%, в гостиницы — 8,6%, в операции с недвижимым имуществом — 4,1%, в социальные услуги — 3,7%. В 2014 г. подписано 10 инвестиционных соглашений общей стоимостью 59,6 млрд. руб. и объемом государственной поддержки 12,3 млрд. руб. Рассмотрим динамику инвестиций в основной капитал в республике Башкортостан за 2002-2014 гг. (таблица 1, рисунок 1). Таблица 1 Инвестиции в основной капитал за 2002-2014 гг. в фактически действовавших ценах Годы Значение, млн. руб. Изменение к предыдущему году, % 2002 47027,9 — 2003 54777,5 +16,48 2004 67420,9 +23,08 2005 84470,8 +25,29 2006 107751,1 +27,56 2007 160345,4 +48,81 2008 203656,6 +27,01 2009 148142,1 -27,26 2010 153625,0 +3,7 2011 188506,5 +22,71 2012 233683,2 +23,97 2013 266233,0 +13,93 2014 285500,0 +7,24 Из анализа графика и таблицы видно, что с 2002 г. по 2014 г. объем инвестиций в основной капитал заметно вырос. Рис. 1 — Динамика инвестиций в основные фонды за 2002-2014 гг., млн. руб. Если в 2002 г. объем инвестиций составлял 47027,9 млн. руб., то в 2014 г. он составлял 285500 млн. руб., что в 6 раз превышает показатель 2002 г. Это объясняется тем, что инвестиционный климат в республике растет с каждым годом, данный факт является неотъемлемой частью благосостояния экономики Республики Башкортостан и страны в целом. Однако в 2009 г. произошел спад инвестиционной активности республики, что связано с мировым финансовым кризисом 2008 г. Таким образом, республика уверенно закладывает потенциал экономического роста, о чем свидетельствует показатель роста объёма инвестиций в основной капитал. На протяжении последних нескольких лет Башкортостан стабильно входит в пятерку регионов с минимальными экономическими рисками, а также в десятку регионов с максимальным экономическим потенциалом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector