Sofin-credit.ru

Деньги и работа
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологический налог пример расчета

Расчет экологических налогов

  • Станислав Милонин
  • 1 562

Деятельность любого предприятия сопряжена с появлением отходов. Государство предусматривая расходы на поддержание экологического баланса, обязало предприятия уплачивать соответствующий налог. НВОС – налог за негативное воздействие на окружающую среду, признан экспертами малоэффективным и будет заменен на экологический.

Переход на иную систему расчетов планируется осуществить до 2020 года, новый налог должен компенсировать расходы государственных служб на восстановление экологического состояния. До 1 января 2020 года, предприятия не имеют права выбора между НВОС и экологическим налогом, который будет утвержден только в указанную дату.

Расчет и условия оплаты экологического налога

Главным нормативным актом в РФ, относящимся к сфере экологического регулирования, признан ФЗ №7, вступивший в законную силу 10 января 2002 года. Документ дает характеристику термину загрязнение, определяя его как попадание в естественную среду вредных производственных факторов, оказывающих пагубное воздействие. Факторы поделены на четыре категории, с присвоением степени опасности для природы:

  • IV категория – с минимальной степенью НВОС;
  • III категория – незначительно влияющие на естественную среду;
  • II категория – умеренно влияющие на природу;
  • I категория – значительно влияющие на природу и требующие применения наилучших технологий для устранения.

Налог за воздействие на окружающую среду является обязательным для любого предприятия или ИП, деятельность которых связана с образованием вредных для окружающей среды отходов. Учет предприятий и собственников ведется по месту фактического расположения, компетентным органом регулирования и учета является Росприроднадзор.

Для определения размера налога используются показатели массы или объема образовавшихся отходов. В расчетной формуле присутствуют коэффициенты и константы, утвержденные правительством и действительные в определенный промежуток времени. Обязанности по осуществлению расчетов возложены на налогоплательщика. Получателем платежа по экологическим налогам является бюджет субъекта, в котором функционирует предприятие. Несмотря на регулярные взносы, существующая система признается Минфином неэффективной и подлежит изменению.

С 1 января 2020 года в Налоговый Кодекс РФ будут внесены изменения, регламентирующие порядок применения нового налога. Планируется сделать новый налог обязательным к уплате не только организациями и ИП, но каждым физическим лицом, оказывающим НВОС. Данным нововведением государство планирует повысить доход бюджета в части расходуемой на охрану и восстановление природы.

В качестве объекта, подлежащего налогообложению государство, определяет любое пагубное воздействие на естественную среду, проявляемое в следующем виде:

  1. сбросы загрязненных вод в систему централизованного водоотвода (рассматривается утвержденный перечень загрязнителей);
  2. атмосферные выбросы стационарными объектами (рассматривается утвержденный перечень загрязнителей);
  3. производство, накопление, захоронение или хранение отходов жизнедеятельности или производства, вне зависимости от классификации по характеру опасности.

Законодательно предусматривается освобождение от уплаты ЭН предприятий и ИП самостоятельно обезвредивших и утилизировавших образовавшиеся отходы в течении 11 месяцев с момента образования. Кроме этого, при использовании специальной тары или оборудования полигонов, ограждающих окружающее пространство от пагубного воздействия опасных отходов, предприятие также освобождается от уплаты ЭН. Бюджетные организации, вне зависимости от сферы их деятельности, освобождены от уплаты нового экологического налога.

Периодичность и сроки уплаты экологического налога

Государство определяет период уплаты экологического налога в 12 месяцев. Действующий налог за НВОС должен уплачиваться не позднее 10 марта, следующего за отчетным, года. Новый налог рассчитывает до 1 марта следующего года и также уплачивается 1 раз в 12 месяцев.

Администратором нового экологического налога остается тот же орган, который отвечает за налогообложение в экологической сфере на текущий момент. Каждый загрязнитель будет классифицироваться и рассчитываться по собственной ставке, в зависимости от степени влияния и класса опасности. Расчетный период по каждому объекту, загрязняющему окружающую среду должен будет производится до начала следующего календарного года.

К особенностям нового налога относят повышенные штрафы, налагаемые на организацию допустившую просрочку платежа более 30 календарных дней. В настоящий момент налогоплательщик допустивший просрочку должен уплатить минимальную пени в размере 1/300 (более 30 дней) от ставки рефинансирования и 1/150, при просрочке более 31 дня. Искаженные отчетные данные, в том числе возникшие по причине неверных расчетов, также облагаются штрафом. Новый налог предусматривает штраф в размере 20% разницы между задекларированной и фактической суммой.

Особенности экологического налога для малого среднего бизнеса

Организации, не использующие УСН и не финансируемые из регионального или федерального бюджета, должны будут уплачивать экологический налог частями (авансовый метод), разделенными на текущий год. Субъекты МСП работающие по иным налоговым режимам, а также организации, выбравшие УСН, обязаны предоставлять разовый отчет не позднее установленной даты.

Организации и граждане, не имеющие загрязняющих природу объектов и производящие исключительно бытовые отходы, требующие вывоза и утилизации, освобождаются от уплаты нового экологического налога. Данные категории лиц обязаны уплачивать суммы по тарифу за вывоз ТБО. Компании, занимающиеся складирование ТБО и переработкой, обязаны уплачивать ЭН в 2019 году. Эксперты ожидают значительного роста ставки, хотя на данном этапе ставки для регионов не имеют законодательного определения.

Возможно ли снизить сумму налога? Что ждет неплательщиков?

Организации, осуществляющие деятельность и проводящие мероприятия направленные на уменьшение степени влияния производимых отходов на естественную среду, подпадают по действие поправок и норм, уменьшающих сумму налога. Величина налога будет зависеть от вклада в процесс очистки природы. Существующие затраты по данному направлению будут вычтены из начисленной расчетной суммы налога.

Существенной разницей между новым налогом и действующим, является размер штрафов за неуплату и отказ (несвоевременную) регистрацию загрязняющего объекта, в органе учета. В настоящее время регулирующим актом является КоАП (ст. 8.45) предусматривающий штраф от 30 до 100 тысяч рублей за указанные нарушения.

В случае с экологическим налогом, регулирующим документом является Налоговый Кодекс (ст. 16), устанавливающий минимальную сумму штрафа в размере от 40 тысяч рублей. При наложении и расчете суммы штрафа к уплате, будет учитываться период функционирования организации без постановки на учет. Ставка штрафа будет умножена на 10% за каждый из периодов.

Экологическая политика РФ

Налог для автомобилистов

Правительство предоставило проект стратегии экологической безопасности вплоть до 2025 года, настоящий проект прошел все необходимые процедуры и был утвержден президентом (указ №176). Документ подчеркивает существующую экологическую ситуацию и указывает актуальные угрозы, предлагая эффективные способы борьбы с загрязнением и улучшения общей экологической ситуации в стране.

Настоящим документом, все транспортные средства отнесены к категории объектов, активно загрязняющих воздух. Правительство предлагает увеличить долю электромобилей заменив ими транспорт на бензиновых и дизельных двигателях. В целях увеличения популярности электрокаров и в рамках «Стратегии…» вводятся дополнительные налоги для владельцев объекта загрязнения. Кроме налога, предполагаются льготы для автомобилистов, выбравших транспорт с электродвигателем.

Также администрация государства планирует увеличить размер существующих налогов на старые, неэкологичные автомобили. Данные меры должны способствовать выведению из эксплуатации старой техники и замене ее новой. Международный опыт рециклинга показывает 8% скорость ежедневного круговорота.

Налог для курильщиков

Доказано, что граждане, являющиеся потребителями табака, наносят значительный ущерб атмосфере. Под эгидой борьбы с проблемами экологии Министерство Здравоохранения предлагает внести поправки в действующее законодательство, а именно в пункты, касающиеся налога на курение. Не имея возможности контролировать каждого курильщика по-отдельности, ФНС обязует уплачивать дополнительные налоги компании, занимающиеся производством сигарет и папирос, а также прочих товаров, связанных с курением табака.

Заложенные издержки приведут к росту стоимости конечной продукции и лягут на потребителя. В настоящее время нет исчерпывающей информации касательно нововведений, механизм регулирования также не проработан. Эксперты сомневаются, что поправки, предлагаемые Минздравом, будут учены при утверждении законопроекта.

В целом, можно рассматривать 2020 год как период вступления в силу основных норм нового экологического налога. Но некоторые нововведения коснутся граждан ранее. В частности, тарифы за вывоз бытовых отходов вырастут уже в 2019 году.

Международный опыт уплаты экологического налога


Администрация развитых стран определяет проблемы экологии как приоритетные, в связи с чем проводит активную политику по снижению НВОС, для чего разрабатываются социальные механизмы и вводятся ограничительные меры. К успехам международного сообщества можно отнести:

  • включение в автопарк крупных европейских компаний, экологически чистого транспорта, работающего на электричестве и биотопливе. В ближайшее время планируется повысить процент данного типа техники до 50% от общего числа автомобилей;
  • Швеция перерабатывает до 99% всех промышленных и бытовых отходов. Доля бытовых отходов в погребаемой массе не превышает 0,7%;
  • власти Балеарских островов ввели налог на солнце, распространяющийся исключительно на туристов. Собранные средства перечисляются на счета организаций контролирующих экологическую обстановку в регионе;
  • налоговая политика Европейского Союза предполагает значительные удержания по экологическим статьям. Изымаемые правительством деньги направляются на развитие перерабатывающих и очистных комплексов, а также расходуются на мероприятия по восстановлению природы.

Кому полагается платить экологический сбор и сколько

Предприниматели обязаны заботиться о чистоте окружающей среды. Так гласит закон. Представители бизнеса должны уплачивать экологический сбор (ЭС). Рассмотрим порядок его расчета, ставки и прочую полезную информацию.

Что представляет собой экологический сбор?

Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:

  1. Самостоятельное проведение утилизации. Мероприятие должно соответствовать всем нормам. Отходы утилизируются на специально отведенных для этого объектах. Альтернативный вариант – поручить эту работу специализированным фирмам.
  2. Отсутствие мер по утилизации, предполагающее выплату экологического сбора.

То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой. Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами. На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.

Читать еще:  Расчет сверхурочных часов при окладе

Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.

ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.

ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.

ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.

Законодательная база по экологическому сбору

При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:

  • Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
  • Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).

Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:

  • Экономическое положение страны.
  • Класс опасности отходов.
  • Сложность утилизации.

Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.

Ставки

Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:

  • Текстильная продукция и ковры – 16 304.
  • Одежда – 11 791.
  • Товары из дерева – 3 066.
  • Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
  • Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
  • Нефть и нефтепродукты – 3 431.
  • Товары из резины – 8 965.
  • Товары из пластика – 3 844.
  • Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
  • Товары из стекла – 2 858.
  • Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
  • Металлическая тара – 2 423.
  • ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
  • Приборы для освещения – 9 956.
  • Шины и покрышки – 7 109.
  • Ручной инструмент – 26 469.
  • Газеты и журналы – 2 378.

Ставка указана в рублях за тонну продукции.

Рассчитываем размер экологического сбора

ЭС рассчитывается по следующей формуле:

  • С – ставка;
  • М – масса утилизируемых товаров;
  • Н – норматив переработки.

ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.

Пример расчета

Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:

7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.

Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:

7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.

Кто уплачивает ЭС?

Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.

Кто не платит экологический сбор?

Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:

  • Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
  • Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.

Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.

Куда перечислять деньги и в какие сроки?

ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.

Что делать при переплате?

Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.

Сопутствующая отчетность

Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:

  • Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
  • Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.

Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.

Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.

ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.

Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.

ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.

Ответственность за неуплату экологического сбора

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

Экологический налог пример расчета

Предприятие не имеет инвентаризации и разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Как, в таком случае рассчитать экологический налог за выбросы от котла?

Во-первых, в соответствии со статьей 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться только после получения разрешения на выбросы.

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — разрешение) — это официальный документ, который дает право предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам — предпринимателям (далее — субъект хозяйствования) эксплуатировать объекты, от которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси (постановление Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 № 302).

Таким образом, при отсутствии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатировать стационарный источник выбросов запрещено. Поэтому рекомендуем все же провести инвентаризацию выбросов стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать документы, в которых обосновываются объемы выбросов и получить соответствующее разрешение.

Например, при сжигании угля в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества и парниковые газы: вещества в виде взвешенных твердых частиц, оксиды серы, оксиды азота, двуокись углерода, метан и другие. Определение валовых выбросов осуществляется через показатели эмиссии. Показатель эмиссии характеризует массовое количество загрязняющего вещества, выбрасываемого установкой сжигания в атмосферу вместе с дымовыми газами, отнесенную к единице энергии, выделяющейся при сгорании топлива. Существуют два показателя эмиссии — обобщенный и специфический.

Обобщенный показатель эмиссии загрязняющего вещества является средней удельной величиной выброса для определенной категории установок сжигания, определенной технологии сжигания топлива, определенного вида топлива с учетом мероприятий по снижению выброса загрязняющего вещества. Он не учитывает особенностей химического состава топлива.

Специфический показатель эмиссии является удельной величиной выброса, которая определяется для конкретной установки сжигания с учетом индивидуальных характеристик топлива, конкретных характеристик процесса сжигания, мероприятий по снижению выброса загрязняющего вещества.

Для расчета применяется «Сборник показателей эмиссии (удельных выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух различными производствами», Донецк, 2004, том I, (стр. 5-45).

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух взимается на основании Налогового кодекса Украины (НКУ).

Согласно с п. 249.2 кодекса, сумма налога определяется по каждому виду загрязняющего вещества на основании определенных объемов выбросов и ставок налога.

Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ утверждены в статье 243 НКУ (пункты 243.1 — 243.4):

— п. 243.1. Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;

— п. 243.2. Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в пункт 243.1 и на которые установлен класс опасности;

Читать еще:  Расчеты по медицинскому страхованию

— п. 243.3. Для загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в пункт 243.1 этой статьи и на которые не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода), ставки налога применяются в зависимости от установленных ориентировочно безопасных уровней воздействия таких веществ (соединений) в атмосферном воздухе населенных пунктов;

243.4. Ставка налога за выбросы двуокиси углерода.

В соответствии с подпунктом 249.3 НКУ суммы налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, исчисляются плательщиками налога самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов, ставок налога по формуле, приведенной в этом пункте.

Форма Налоговой декларации экологического налога утверждена приказом Министерства финансов Украины от 17.08.2015 № 715. В приложении 7 к налоговой декларации экологического налога приведены Кодификатор загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, который применяется для ее составления.

Учитывая изложенное, для обоснованного применения ставок налога за выбросы загрязняющих веществ при определении размера налоговых обязательств при эксплуатации объектов, из которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси, налогоплательщикам необходимо использовать соответствующие документы, в частности разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которому осуществляется идентификация видов загрязняющих веществ, определяется их класс опасности, а также величина ОБР таких веществ.

Обратившись в коммунальное предприятие «Региональный центр природных ресурсов и экологии» Вы получите необходимые консультации и надежного партнера в подготовке документов и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Наш профессионализм, ответственность и надежность в работе с партнерами — гарант Вашей безопасности в экологической деятельности предприятия и его экономических выгодах.

Чтобы получить полный ответ на вопросы и поддержку в виде индивидуальной бесплатной консультации заполните, пожалуйста, форму обратной связи http://rcpre.kharkiv.ua/ru/ekologicheskaya-dokumentatsiya

Будем благодарны за доверие и предоставляем доступ к текущей информации при выполнении взятых на себя обязательств.

Общие правила уплаты экологического сбора

Экологический налог в России официально был введён только в 2015 году законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Плательщиками этого сбора, предусмотренного статьей 24.5 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ, являются организации и фирмы, импортирующие или производящие товары вместе с упаковкой, которые утилизируются после утраты потребительских свойств.

Но экологический налог в 2016 году нужно платить только в том случае, если компания не выполняет свои обязательства по утилизации.

Перечень товаров и других предметов, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств в России, указывается в распоряжении Правительства РФ от 24.09.2015 за номером 1886-р.

Расчётные коэффициенты по каждому виду товара и упаковки помогут разобраться в том, должен ли тот или иной предприниматель платить налог.

Со ставками можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 N 284.

Потому важно запомнить несколько правил.

  1. Если фирма производит товары, указанные в перечне, то она и утилизировать их может самостоятельно.
  2. А можно воспользоваться услугами сторонней организации.
  3. Но экологический налог в 2016 году придётся заплатить, если не было утилизировано нормативное количество отходов.

Предполагается, что импортёры и производители сами будут отчитываться по вопросам выполнения нормативов, либо отклонения от них. Но пока нет единой формы, с помощью которой это можно было бы сделать.

Сроки и отчётность

Согласно действующему законодательству, экологический налог в 2016 году перечисляется до 20 числа месяца, который следует за отчётным периодом. А сам отчётный период – это календарный квартал.

Как уже сказано выше, все расчёты вместе со ставками организация проводит самостоятельно, в зависимости от объёма загрязнений, возникающих по причине осуществления деятельности. Декларация расчёта по подобным платежам состоит из нескольких частей:

  1. Начинается с титульного листа, согласно кодексу по налогам.
  2. Далее идёт общая сумма, которую нужно перечислить в бюджет.
  3. Потом Раздел 1. Он посвящён выбросу вредных веществ в атмосферу стационарными объектами.
  4. Раздел 2. То же самое, только по объектам передвижным.
  5. Раздел 3. С информацией по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты.
  6. Раздел 4. Посвящён размещению отходов от производства и потребления.

В расчёт уплаты со ставками надо включить только те разделы, которые действительно необходимы организации. В зависимости от того, какое негативное воздействие на окружающую среду она оказывает. Например, не нужно прикладывать и заполнять 1-й раздел, если отсутствуют стационарные объекты, которые выбрасывают вредные вещества в окружающую среду.

Есть несколько способов для предоставления декларации вместе со ставками:

  • В электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи, или же на магнитных носителях.
  • На бумажных носителях. Заказным письмом с уведомлением, или через представителя организации.

В электронном виде декларации и расчёты должны иметь формат XML, как говорит налоговый Кодекс РФ.

В электронном виде декларацию можно не представлять, если плата составляет менее 50 тысяч рублей. В противном случае это требование обязательно для выполнения.

О платежах за загрязнение воздуха автомобилями

Раздел 2 в отчётности заполняют те организации, у которых есть передвижные источники загрязнения. Не важно, находятся ли они в собственности, или были арендованы.

Для транспортных средств отдельно не устанавливают предельный уровень выбросов в атмосферу. Зато есть технические нормативы по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

При проведении техосмотра специалисты проверяют, насколько то или иное транспортное средство соответствует указанным требованиям.

Запрещается эксплуатировать транспорт, если он выделяет количество вредных веществ больше, чем указано в действующих нормативах. Или запрет накладывается до тех пор, пока не будут устранены нарушения.

Масса выброса загрязняющих веществ не определяет нормативы по плате. Здесь определяющим фактором выступает разновидность используемого топлива, его вид.

Нормативы нужно умножать на количество топлива, которое было фактически израсходовано. Первичные бухгалтерские документы по учёту помогут точно рассчитать, сколько топлива ушло в том или ином случае. В объёмных единицах топливо учитывается у тех, кто ведёт путевые листы.

Но за тонну топлива отдельно устанавливаются базовые нормативы платы. Литры переводятся в тонны для тех, кто заинтересован в точных расчётах. Для этого объём материала умножаем на плотность.

Предупреждения руководителям и бухгалтеру

Если на предприятии образуются отходы 1-4 классов опасности, то паспорта необходимо иметь на каждый из них. Это касается и несортированного мусора, относящегося к бытовым помещениям. Иначе организации грозит штраф за то, что она не выполняет экологические требования. Размер штрафа доходит до 100 тысяч рублей.

Материальные расходы в пределах утверждённых лимитов – вот в какой раздел включают экологические платежи, чтобы правильно рассчитать налог на прибыль. Но при расчёте налога не должны учитываться выбросы, которые выходят за пределы норматива.

Для единого налога на УСНО действуют аналогичные правила. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду способны уменьшить налоговую базу.

Можно сказать, что экологические платежи – это такие же обычные налоговые сборы, требующие отражения в отчётности.

Но при расчётах налогов их включают лишь в том случае, если они уплачены за предельно допустимые сбросы и лимиты.

Всё остальное – это прочие расходы, которые просто не учитываются для налогообложения. Контролирующие органы могут запросить информацию по отходам, если на предприятии эксплуатируется транспорт, но плата за него не вносится.

При отсутствии реакции на запрос возникает опасность серьёзного штрафа.

Экологический налог организации. Расчет налога, ставки, учет

Компания, оказывающая негативное влияние на окружающий мир, обязана совершать дополнительную плату за оказываемое воздействие. При этом опираться в данном случае следует на Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данной статье мы рассмотрим экологический налог организации, пример расчета сбора, налоговую ставку.

Предприятие обязано стараться минимизировать отрицательное пагубное влияние на окружающую среду, выполняя и совершенствуя мероприятия по ее охране. Однако не всегда данные мероприятия полностью исключают вредное влияние. В случае, когда оно превышает определенные пределы, на виновника накладывается дополнительный платеж, размер и порядок расчета которого определяется российским правительством (Постановление №632 от 28.08.1992).

Исчисление экологических платежей стало более упорядоченным и логичным после издания закона №458-ФЗ от 29.12.14, который ввел с января 2016г. ряд изменений.

Расчет экологического сбора в 2020 году

Декларация по экологическому сбору действует с 2016 года. Однако далеко не все импортеры и производители владеют информацией о том, что от них требуется утилизация товаров, утративших потребительские свойства, и упаковки.

При игнорировании этих нормативов придется уплачивать экологический сбор. Кто обязан его вносить, как определяется сумма выплаты, каких изменений стоит ожидать в ближайшее время?

Нормативная регламентация

В нормах, описанных в Распоряжении Правительства №2979 от 28 декабря 2017 года, содержится информация о перечне товаров, подлежащих выбросу под действием экологического сбора:

  1. При отсутствии в нем товаров отчет в контролирующие инстанции не предоставляется.
  2. При наличии потребуется оформление документации и определение величины экологического сбора.
  3. При изготовлении упаковки, указанной в данном перечне, нужно учесть тот факт, что сбор выплачивается исключительно при ее реализации конечному потребителю (Постановление Правительства №1073 от 23 августа 2018 года).
  4. В случае с многооборотной упаковкой уплатой экологического сбора занимаются непосредственно изготовители.

Наряду с этим в законе действует несколько других норм, регламентирующих порядок внесения экологического сбора.

Порядок расчета суммы экологического сбора

Общая формула, в соответствии с которой производится определение величины экологического сбора, присутствует в п. 6 Правил взимания экологического сбора. В классической ситуации эта сумма представляет собой произведение между товарной массой и ставкой норматива утилизации, действующей в рамках установленного периода. Во внимание принимается вес товарной позиции (упаковки), которая реализована на территории РФ в целях внутреннего потребления.

Читать еще:  Расчет материальной выгоды при беспроцентном займе

Если плательщиком экологического сбора товары были выброшены, но произошло это в меньшем объеме, чем прописано в нормах законодательства, в целях определения суммы требуется сначала определение разницы между значениями, установленными в законодательстве и полученными по факту. Далее полученная сумма подлежит умножению на ставку сбора в соответствии с п. 8 Правил взимания.

Установление ставок экологического сбора происходит ежегодно. В процессе подготовки отчетности за 2019 год стоит принимать во внимание тарифы, утвержденные в рамках Постановления Правительства РФ №284 от 9 апреля 2016 года в редакции от 31 октября 2018 года. Чтобы иметь представление о точном порядке определения данной величины, стоит принять во внимание пример из практики.

Как рассчитать в «Модуле природопользователя»

Данный сервис может использоваться безвозмездно и способствует подготовке отчетности в корректной форме. С 17 декабря 2012 года организация Росприроднадзор осуществила переход на прием документа в электронном формате, поэтому пользователям не составит труда действовать через личный кабинет. В нем можно подать отчет по плате за НВОС, форму 2-ТП, декларацию МСП, выполнению нормативов, расчетным операциям по экологическому сбору, заявку о постановке на учет.

Во всех территориальных структурах Росприроднадзора в процессе подачи документа на бумаге потребуется указание электронного номера, выданного в персональном кабинете. Для этого может быть применена электронная цифровая подпись. Важную роль играет процедура обновления сертификатов. Порядок действий традиционно выглядит следующим образом:

  1. Переход во вкладку «Отчеты», нажатие клавиши «Добавить отчет РЭС».
  2. Выбор соответствующей папки, указание расчетного периода – год.
  3. Внесение данных в «Титул отчета» и «РЭС».
  4. В процессе заполнения поля «Расчет экологического сбора» во внимание принимаются параметры, выбираемые из выпадающего списка.
  5. Выбор ОКПД, указание количества товара, количества отходов.
  6. Возвращение к вкладке «Титул отчета», установка галочки у пункта «Расчет закрыт».

Использование калькулятора

Для определения окончательной величины сбора можно использовать автоматический механизм, внося данные в специальный электронный калькулятор. Для получения расчета требуется внести в его поля соответствующие сведения и нажать кнопку «Рассчитать».

Традиционно в калькуляторы вносится информация о количестве выбросов, типе отходов, классе их опасности, способе выброса и так далее.

Основные вопросы по экосбору и ответы на них представлены ниже на видео.

Заполнение декларации

Отчетный документ по уплате экологического сбора включает в себя четыре распространенные формы.

  1. Декларация о количестве товаров, которые были выпущены в оборот на территории Российской Федерации. Речь идет о единицах, которые с течением времени утратили свои первоначальные потребительские свойства. В качестве регламента по данному вопросу выступает Постановление Правительства РФ №1417 от 24 декабря 2015 года.
  2. Отчетность, связанная с соблюдением нормативов утилизации отходов от применения товаров. Документом, регулирующим этот вопрос, является Постановление Правительства РФ №1342 от 8 декабря 2015 года. Важную роль играет указание перечня документов, на базе которых отходы были выброшены. Чаще всего в этом списке фигурирует акт, лицензионное разрешение, договор.
  3. Расчет окончательной величины экологического сбора. Для этих целей используется форма, утвержденная Приказом Росприроднадзора №488 от 22 августа 2016 года. Определение суммы требуется при отсутствии утилизации товара предприятием или при выбросе его в меньше объеме.
  4. Отчетность об объектах, которые были утилизированы, а также о местах сбора отходов. Форма утверждена в рамках Постановления Правительства РФ №1520 от 30 декабря 2015 года. Сдача этого отчета производится исключительно теми организациями, которые используют объекты, прописанные в нормативах действующего законодательства.

Сдача первых трех форм отчетности осуществляется строго в указанной последовательности.

Кто осуществляет платежи

В соответствии с новой редакцией норм законодательства исчисление и уплату сбора осуществляют изготовители и импортеры, которые не производят утилизацию отходов в самостоятельном порядке. Ранее действовало правило, в соответствии с которым определение и уплата сбора осуществляется изготовителями и импортерами товаров, которые выбрасываются вследствие утраты потребительских качеств.

Орган, в который подается отчетность, зависит от лица, вносящего платеж, точнее, от его статуса:

  1. Изготовители сдают декларации и прочие разновидности отчетов в территориальную структуру Росприроднадзора по месту пребывания.
  2. Предприятия, импортирующие товарные позиции, обращаются в центральный аппарат Росприроднадзора, расположенный на территории Москвы.
  3. Предприниматели, являющиеся одновременно и изготовителями, и импортерами, подают бумагу по тому же адресу.

Данный порядок установлен на региональном уровне и прописан в п. 13 Постановления Правительства РФ №1417 от 24 декабря 2015 года. Сдача отчетности производится двумя способами.

  1. Покупка сертификата ЭЦП и формирование отчетности с последующей загрузкой в шлюз.
  2. Подключение к специализированной системе и заполнение отчета с применением актуальных параметров.

Изменения на 2020 год

Уплату сбора экологического характера осуществляют предприятия и индивидуальные предприниматели, которые производят или ввозят в страну из-за рубежа товары, представленные в перечне ФЗ №89 от 24 июня 1998 года (п. 2 ст. 24.2).

Причем данное правило распространяется также на организации, не утилизирующие эти изделия согласно правилам, установленным Постановлением Правительства РФ №1342 от 8 декабря 2015 года. Что касается операций по экспорту, в их отношении выплата экологического сбора не осуществляется (п. 4 ст. 24.5).

Сведения о расчете сбора передаются в Росприроднадзор. Подать их туда за прошедший год нужно до 15 апреля следующего года (т. е. за 2019 год — до 15.04 2020 г.). В этот же срок нужно уплатить экологический сбор за 2019 год (п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1073).

Изменились нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров. Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2019 году норматив по экологическому сбору равен 18%, а на 2020 год — 20%. Это значит, что лицо, утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 18% (20%) от их общего объема.

Дополнительная информация по расчету экологического сбора представлена ниже на видео.

Экологический налог

Организации и предприниматели, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, должны за это платить (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ). О том, как рассчитывается плата «за грязь», как и когда нужно отчитываться за негативное воздействие, мы рассказывали в нашей консультации. А в этом материале приводили форму декларации о плате за негативное воздействие, рассказывали о ее составе и порядке заполнения.

Минфин предложил вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду ввести экологический налог, дополнив соответствующей главой часть вторую НК РФ. К слову, экологический налог будет являться федеральным налогом (ст. 13 НК РФ).

Новый экологический налог в России?

Предусмотренный проектом экологический налог представляет собой по сути действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Предполагается, что введение экологического налога и отмена платы за негативное воздействие позволят сохранить действующий уровень налоговой нагрузки, увеличить поступления в бюджетную систему РФ за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания.

С учетом сказанного, поскольку экологический налог планируется установить взамен платы «за грязь», о введении дополнительного экологического платежа речь не идет.

Об элементах налогообложения по экологическому налогу

Напомним, что налог будет считаться установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Для целей расчета экологического налога в соответствии с НК РФ Проект вводит, в частности, определенные понятия.

Так, объектом налогообложения по экологическому налогу признаются виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.

Соответственно, налоговая база – это масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества, с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества (показателя), устанавливаются налоговые ставки.

Также Проектом определяются порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и представления декларации по налогу, установлен порядок уменьшения суммы налога на расходы, связанные с реализацией мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Предполагается, что экологический налог, как и плату «за грязь», нужно будет уплачивать по итогам года не позднее 1-го марта следующего года. При этом налогоплательщики (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) должны будут не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего года, уплачивать квартальные авансовые платежи в размере ¼ величины налога, перечисленной в прошлом году.

Обращаем внимание, что экологический налог в 2018 году применяться не будет, даже если соответствующий закон будет принят уже в этом году (ст. 5 НК РФ). Более того, экологический налог в России в 2019 году также вводить не планируется. Проект закона предусматривает, что экологический налог будет применяться только с 01.01.2020.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector