Методы анализа бюджета
newinspire
Цели, методы и инструменты анализа бюджета
Рассмотрим цели, методы и инструменты анализа бюджета .
В течение года и по его завершении центральные и территориальные финансовые органы проводят аналитическую работу по результатам исполнения бюджета.
Целями анализа бюджета являются:
• оценка конечных результатов формирования, составления и исполнения бюджета;
• обоснование бюджетной политики государства и территориальных образований;
• обоснование параметров показателей, использованных при формировании бюджета;
• выявление причин, оказавших влияние на нерациональное и неэффективное использование средств бюджета или его исполнение;
• выявление резервов в процессе исполнения бюджета;
• выявление отрицательных моментов в деятельности бюджетополучателей, приводящих к нерациональному, нецелевому, неэффективному использованию бюджетных средств;
• разработка методов и методик рационального и эффективного планирования и использования бюджетных средств;
• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Анализ бюджета позволяет:
• уточнить уровни финансовой самодостаточности центра и территорий, способы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы;
• определить уровень устойчивости бюджетов всех уровней бюджетной системы;
• вскрыть факторы, влияющие на финансовое положение бюджетной системы и степень их влияния на бюджеты всех уровней власти;
• выявить направления корректировки бюджетной политики на очередной финансовый год.
Методы анализа бюджета
В целях проведения анализа бюджета и бюджетного процесса используется на практике ряд методов, в частности, методы сравнения, группировки, цепных постановок, горизонтального, вертикального, ретроспективного, факторного анализа и др.
Метод сравнения является наиболее простым методом анализа бюджета. При использовании метода бюджетные показатели отчетного периода сравниваются с плановыми или с аналогичными показателями за предыдущие периоды (квартал, год), которые называют базовыми.
Путем сравнения показателей за определенный период добиваются их сопоставимости методом пересчета с учетом инфляционных процессов в экономике.
Метод группировки сводится к группировке показателей бюджетов и сведению их в таблицы, что позволяет делать аналитические расчеты, выявить тенденции развития отдельных факторов, установить взаимосвязи с другими факторами и условиями, влияющими на изменение показателей бюджета.
Метод цепных постановок (метод элиминирования) заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным при неизменности остальных показателей, что позволяет выявлять влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
Горизонтальный анализ используется для сравнения текущих показателей бюджета с показателями за текущие периоды или сравнения плановых показателей с фактическими.
Вертикальный анализ позволяет выявить структуру бюджета или долю отдельных бюджетных показателей в итоговом бюджетном показателе и их влияние на общие результаты.
Ретроспективный анализ (трендовый) проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей на основе сравнения плановых и отчетных показателей за несколько лет, что позволяет проводить более точное прогнозирование бюджетных показателей на перспективу.
Факторный анализ заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели, например на показатели расходов на экономическую или социальную сферу.
Инструменты анализа бюджета
В качестве инструментов бюджетного анализа используются на практике бюджетные коэффициенты, представляющие собой относительные или абсолютные показатели финансового состояния государства или территориального образования.
Бюджетные коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного территориального образования с аналогичными показателями других территориальных образований в интересах выявления динамики развития тенденций изменения финансового состояния территории.
В качестве примера приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета. Уровень устойчивости территориального бюджета можно охарактеризовать объемом средств, которые необходимо иметь в составе бюджета для обеспечения минимальных бюджетных расходов.
Объем минимальных бюджетных расходов — это сумма средств, необходимая для обеспечения жизнедеятельности населения территориального образования. Иначе, это средства, предусмотренные бюджетом для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, а именно на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджетном обеспечении и представляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.
Устойчивость бюджета можно характеризовать следующими состояниями:
Устойчивость состояния характеризуется в абсолютных величинах: в объемах доходов и расходов денежных средств.
Рассчитав и проанализировав бюджет по приведенным коэффициентам, можно вскрыть факторы, влияющие на его состояние, и выявить причины негативных явлений в бюджетном процессе в интересах оптимального планирования и рационального использования бюджетных средств.
Бюджетный анализ, как свидетельствует опыт, проводится по результатам составления бюджета.
Анализ составления бюджета проводится по следующим направлениям исследования бюджетного процесса:
• анализ финансового состояния сферы материального производства;
• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
• анализ показателей сводного финансового баланса;
• анализ доходной части проекта бюджета по источникам дохода;
• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.
Анализ исполнения бюджета проводится по направлениям:
• анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам доходов и отраслям хозяйства;
• анализ исполнения плана расходов бюджета по направлениям финансирования производственной и непроизводственной сферы;
• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
• анализ налогового исполнения бюджета;
• анализ неналогового исполнения бюджета.
Совместный анализ бюджета по всем абсолютным и относительным показателям, по составлению и исполнению бюджета является комплексным анализом бюджета, позволяющим получить наиболее полную и объективную информацию органам власти для принятия решения по корректировке бюджетной политики, формированию доходности бюджета, его исполнению, выявлению резервов в мобилизацию средств на главных программах и их экономном расходовании, усилению мер контроля за рациональным использованием бюджетных средств.
Анализ бюджета
В ходе бюджетного года по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Цели бюджетного анализа следующие:
• оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
• обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий, а также обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
• выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
• обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
• выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
• обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
• обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
• выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
• определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
• выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Эти цели — общие для всех бюджетов.
Анализ же территориальных бюджетов позволяет определить:
• уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
• уровень устойчивости территориального бюджета;
• факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
• приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.
Методы и инструментарий, используемые для анализа бюджета.
1.Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
2.Следующий метод — группировка, т.е. показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, устанавливать тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
3.Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным (все остальные показатели остаются неизменными). Метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
• горизонтальный анализ, позволяющий сравнивать текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
• вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
• трендовый анализ, выявляющий тенденции динамики бюджет ных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа можно прогнозировать бюджетные показатели на будущее;
• факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на показатели расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т.д.).
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:
• анализ финансового состояния отраслей сферы материально
го производства;
• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
• анализ показателей сводного финансового баланса;
• анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям ис
пользования бюджетных средств.
Анализ исполнения бюджета включает:
• анализ выполнения показателей поступления доходов по от
дельным источникам и отраслям хозяйства;
• анализ исполнения плана расходов по направлениям финанси
рования и отраслям производственной и непроизводственной сфер;
• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
• анализ кассового исполнения бюджета.
Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.
Методы бюджетного анализа
Бюджетный анализ позволяет выявить существующие проблемы в развитии муниципальных районов и регионов, скорректировать бюджетную политику соответствующим образом. Систематическое проведение бюджетного анализа является залогом успешного развития отдельных территорий и России в целом.
Согласно бюджетному законодательству в течение бюджетного года и по его окончанию центральные, территориальные и муниципальные финансовые органы проводят аналитическую работу результатов составления и исполнения бюджетов всех уровней. Анализируется финансовая отчетность, которая включает в себя утвержденный годовой бюджет, отчеты об исполнении бюджета в течение финансового года и по его окончанию и др., за определенный период или несколько лет.
Рассмотрим, какую информацию позволяет дать бюджетная отчетность. Например, в опубликованном муниципальном бюджете на очередной финансовый год мы имеем следующую информацию: распределение расходов и доходов по отдельным статьям и разделам, объемы средств, выделяемые на финансирование отраслей народного хозяйства, соотношение доходов и расходов бюджета; объем финансовой помощи из бюджета другого уровня и т.д. Анализ данных, приведенных в отчетности бюджетов, позволяет извлечь необходимую информацию для оценки эффективности и результативности управления бюджетными финансами. Каждая часть бюджета рассматривается в отдельности и в сравнении с другими важными факторами того же порядка, привлекаются дополнительные источники информации в виде бюджетной отчетности прошлых лет, других территорий, пояснительных документов к отчетности бюджета, законов, мнений людей и др.
Следует также отметить, что проведение анализа по всем возможным сферам и направлениям достаточно сложный процесс. Поэтому имеет смысл сконцентрировать внимание на наиболее важных вопросах анализа:
1)Насколько установленный бюджетный процесс территории отражает потребности и интересы разных групп населения;
2)Каким порядком финансируются отдельные отрасли территории – здравоохранение, образование, социальная защита, коммунальное хозяйство и др.;
3)Какое влияние бюджет оказывает на экономическое развитие территории;
4)Каково налоговое бремя для предприятий, организаций, отдельных предпринимателей и граждан;
5)Как развивается доходная база бюджета;
6)Насколько бюджет зависим от вышестоящего бюджета (в виде дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов) и насколько выполняются обязательства вышестоящих органов власти перед данным бюджетом.
При проведении анализа необходимо учитывать факторы развития бюджетной системы и факторы, воздействующие на социально-экономическое развитие территории. Также анализ должен основываться на фактах, содержать минимум политических или субъективных оценок и соответствовать аудитории, на которую он направлен.
Важен и тот факт, что аналитическую работу следует проводить на всех стадиях бюджетного процесса. Особого внимания требует анализ отчета об исполнении бюджета, который позволяет выявить его проблемные стороны и скорректировать бюджетную политику следующего года. Не менее важным является анализ проекта бюджета, который исполнительная власть вносит на рассмотрение депутатам. Необходимо, чтобы проект учитывал проблемы, выявленные в ходе анализа, и содержал решения, направленные на их устранение.
Теперь рассмотрим основные цели бюджетного анализа, которые ставятся при осуществлении бюджетного контроля. Они состоят в следующем:
1)оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
2)обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;
3)обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
4)выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
5)обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
6)выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
7)обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
8)обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
9)выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
10)определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
11)выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
12)совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений. [9]
Бюджетный анализ может быть классифицирован по множеству признаков, среди которых присутствуют уровень информационного обеспечения, содержание процесса управления, характер объектов управления, субъекты анализа, периодичность, содержание и полнота изучаемых вопросов, методы изучения объекта. В таблице 1.1 приведена классификация видов бюджетного анализа по вышеперечисленным критериям, которые отражают порядок и цели проведения бюджетного анализа.
Табл.1.1. Классификации видов бюджетного анализа
В бюджетном анализе в основном используются следующие инструменты и способы:
1) Метод сравнения
2) Метод группировки
3) Метод цепных подстановок
Наиболее простым инструментом анализа бюджета среди перечисленных является сравнение. Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др. Сопоставимость показателей предполагает:
-единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
-единство периодов времени, за которые производится сравнение;
-сопоставимость условий составления и исполнения бюджетов;
-сопоставимость методики исчисления показателей. [9]
Следующий метод — группировка, при котором показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей. [9]
Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным при неизменности остальных величин. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель. Цепная подстановка широко применяется при факторном анализе, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, представляется в виде прямой или обратной зависимости. Анализируемый показатель должен быть представлен как функция нескольких переменных в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие. Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного показателя, все остальные считаются неизменными. Следовательно, каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием расчетных величин каждой подстановки: из второго вычитается первый, из третьего – второй. В первом расчете все величины в базисном счислении, а в последнем – фактические. Из этого вытекает правило, заключающееся в том, что число расчетов на единицу больше, чем число показателей расчетной формулы.
При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, так как ее произвольное изменение может привести к неправильным результатам. В ходе проведения анализа методом подстановок, необходимо, во-первых, выявить, четкую взаимосвязь между изучаемыми показателями, во-вторых, разграничить количественные и качественные показатели, в-третьих, правильно определить последовательность подстановки в тех случаях, когда имеется несколько количественных и качественных показателей. Произвольное изменение последовательности подстановки меняет количественную весомость того или иного показателя.
Метод разниц является модификацией метода цепных подстановок. Различают способы абсолютных и относительных разниц. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом абсолютных разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки. Способ относительных разниц используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.
Оба способа имеют существенный недостаток в виде неразложимого остатка, который присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора. Именно этим и объясняется разница в расчетах при изменении последовательности подстановки. Тем не менее, проблема разложения остатка решается при использовании интегрального метода, являющегося также модификацией способа цепных подстановок. В нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок и не требуется применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам.
Все рассмотренные нами инструменты анализа применяются в вариациях его методов, среди которых наиболее распространенными являются:
· Горизонтальный анализ (анализ тенденций)
· Вертикальный анализ (анализ структуры)
В таблице 1.2 приведено краткое описание каждого метода, его основные преимущества и недостатки.
Табл.1.2. Характеристика основных методов бюджетного анализа
2. Методы анализа исполнения бюджета
В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Цели бюджетного анализа:
— оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
— обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;
— обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
— выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
— обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
— выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
— обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
— обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
— выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
— определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
— выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
— совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:
— определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
— определить уровень устойчивости территориального бюджета;
— выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
— определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.
Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.
Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.
Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
Следующий метод — группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.
Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.
Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
1. горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
2. вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
3. трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;
4. факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.).
В ходе аналитической работы могут использоваться кроме абсолютных показателей доходной и расходной частей бюджета, и относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.
В качестве примера бюджетного анализа приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета.
Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы — понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Республики Казахстан. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.
Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:
1. абсолютно устойчивым;
Существуют следующие методы определения степени устойчивости территориальных бюджетов.
1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если
Возможны и следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.
1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:
где Д — общая сумма бюджетных доходов;
Р — общая сумма бюджетных расходов;
З — бюджетная задолженность (в % к планируемым расходам бюджета).
2. Нормальное состояние бюджета:
3. Неустойчивое состояние:
Для анализа бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.
Для анализа бюджета предлагаем использовать следующие бюджетные коэффициенты:
1. Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов:
2. Коэффициент автономии:
3. Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:
4. Коэффициент бюджетного покрытия:
5. Коэффициент бюджетной задолженности
6. Коэффициент бюджетной результативности региона:
где Дт — территориальные бюджетные доходы,
Ч — среднегодовая численность населения региона.
7. Коэффициент бюджетной обеспеченности населения
С помощью этих инструментов достигается объективизация в оценке состояния территориальных бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние.
В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:
— анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
— анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
— анализ показателей сводного финансового баланса;
— анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
— анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.
Анализ исполнения бюджета включает:
— анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;
— анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;
— анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
— анализ кассового исполнения бюджета.
Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.
16.3 Анализ бюджета
Бюджетный анализ включает:
1) анализ исполнения бюджета;
2) анализ финансового состояния территории.
Цели бюджетного анализа:
— оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
— обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;
— обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
— выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
— выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
— обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
— определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.
Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:
· уровень финансовой самодостаточности территории;
· уровень устойчивости территориального бюджета;
· факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на бюджет;
Финансовые и контролирующие органы проводят:
· анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;
· анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;
· анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.
Методы и инструментарий для анализа бюджета:
1. Метод сравнения
Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости.
2. Метод группировки
Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
4. Бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
1) горизонтальный анализ — сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
2) вертикальный анализ — определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
3) трендовый анализ — проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;
4) факторный анализ — выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.
Методы анализа устойчивости территориального бюджета
Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов.
Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:
1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;
2) нормальное состояние бюджета;
3) неустойчивое состояние бюджета;
4) кризисное состояние бюджета.
I. Метод анализа устойчивости территориального бюджета
1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если
Рмин Дс + Дп. (16.4)
II. Метод анализа устойчивости территориального бюджета
Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета, представленные в табл. 16.1
Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов