Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Институциональный анализ это

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Статический институциональный анализ

Динамический институциональный анализ

Внешний институциональный анализ

Внутренний институциональный анализ

Дескриптивный институциональный анализ

Нормативный институциональный анализ

Анализ эффективности института

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО ТИПЫ

Для того чтобы полнее охарактеризовать новую институцио­нальную экономическую теорию, которой посвящен учебник, рас­смотрим основы институционального анализа, или экономического анализа институтов, очертив не только его общую направленность, но и представив различные его типы и стандартные процедуры и ме­тоды, используемые при его проведении.

Институциональный анализ — это исследование структуры суще­ствующих институтов и выполняемых ими функций методами экономи­ческой теории, направленное на оценку эффективности их функциони­рования с точки зрения как отдельных индивидов и их групп, так и влияния изучаемых институтов на условия создания стоимости в эконо­мике (условия роста общественного благосостояния).

Объектом институционального анализа являются наблюдаемые регулярности поведения различных групп индивидов, а предметом — выявляемые на базе анализа институты, обусловливающие эти регу­лярности, и последствия их функционирования для индивидов и организаций. Методы институционального анализа разнообразны, — фактически, это могут быть любые методы экономического ана­лиза, — однако наиболее часто применяемы расчеты трансакци-онных издержек. Для теоретического анализа институтов применя-

ются также методы теории игр, однако в рамках прикладных исследований их использование достаточно затруднительно.

Регулярности поведения могут рассматриваться для разных по масштабам групп индивидов, — от отдельных людей до общества в целом, — соответственно и выявляемые институты могут исследо­ваться и на микро-, и на макроуровне. Кроме того, для анализа может быть выявлен не одиночный институт, а целая их совокуп­ность, во взаимодействии определяющая наблюдаемое поведение индивидов.

Таким образом, можно говорить об условном разграничении ин­ституционального микро- и макроанализа,которые различаются не только масштабами своих предметов, но и их сложностью. К сфере институционального микроанализа в узком смысле слова относится изучение одиночных, «изолированных» институтов, прежде всего, в связи с действиями локальных групп. Разумеется, при этом учиты­вается взаимодействие рассматриваемого института с другими 1 , но исследуется именно выделенный одиночный институт. К микроана­лизу в расширительной трактовке можно отнести исследование функционирования совокупностей институтов внутри небольших групп (например, внутри организаций или локальных сообществ). Соответственно, к макроанализу в узком смысле слова относится изучение совокупностей институтов в масштабах общества в целом, а в расширительном смысле — анализ в тех же масштабах действия отдельных общестрановых институтов.

Важным разграничением видов институционального анализа яв­ляется выделение статического и динамического анализа. В центре внимания статического институционального анализаоказывается од­номоментный «срез», текущее (или прошлое) состояние некоторого института или их совокупности, оценка влияния на поведение ин­дивидов и выявление других последствий, в то время как динами­ческий анализизучает институциональные изменения, — их при­чины, движущие силы, формы и ход осуществления, влияние на экономические и социальные процессы, и т.п.

Поскольку любой функционирующий институт, рассматрива­емый вместе с индивидами, выступающими в роли его адресатов и гарантов, представляет собой некоторую систему, к нему вполне при­меним один из принципов системного анализа — принцип двой­ственного рассмотрения 2 .

‘ Напомним, что выражение «взаимодействие институтов» — метафора, вза­имодействуют адресаты разных институтов, а не сами они как таковые.

2 Ланге О. Целое и развитие в свете кибернетики. В кн.: Исследования по общей теории систем. М.: Мир, 1960; см. также: Майминас Е.З. Процессы планирования в экономике. Информационный аспект. М.: Экономика, 1971. Гл. 1. В соответствии с этим принципом всякая система может (и должна) исследоваться двояко: 1) как относительно обособленная система; 2) как

Исходя из этого принципа, можно говорить о дополняющих друг друга внутреннем и внешнем видах институционального анализа. Внутренний институциональный анализнацелен на выявление харак­теристик института как такового, прежде всего — с точки зрения трансакционных издержек его функционирования (или создания, если речь идет о динамическом виде институционального анализа) и выгод для различных индивидов и их групп, производимых дей­ствием института. При этом важную роль играет конкретная форма знаковой модели (явной, если она где-то зафиксирована в виде «внешних» знаков, т.е. письменного текста, или неявной, если мо­дель базового правила данного института существует только в памяти и сознании индивидов). Дело в том, что именно от нее зависит, на­сколько однозначно понимают содержание правила различные (ограниченно рациональные!) индивиды, какие возможности диск­реционного (оппортунистического) поведения предоставляет зна­ковая модель института его гарантам. Внешний институциональный анализисследует фактически внешние эффекты функционирования института, т.е. последствия следования адресатов предписаниям изу­чаемого правила в различных сферах общества, — экономической, социальной, политической, культурной. Динамический вариант внешнего анализа затрагивает также вопросы влияния внешней среды (как собственно институциональной, так и экономической, культурной и др.) на становление и изменения, происходящие с изу­чаемым институтом, на его жизненный цикл.

Наконец, говоря о разновидностях институционального анализа, нельзя не затронуть и вопрос о дескриптивном и нормативном ана­лизе. В рамках дескриптивного институционального анализаисследу­ются существующие и существовавшие институты, в то время как нормативный институциональный анализкасается проблем целенап­равленного проектирования и создания институтов, предназнача­емых для решения тех или иных проблем. Это последнее направ­ление реализуется в рамках особой части новой институциональной экономической теории, — институционального проектирования 1 .

Таким образом, мы выделяем четыре частные классификации видов институционального анализа, что дает возможность чисто формально построить их полную теоретическую типологию как со­вокупность всевозможных сочетаний значений выделенных при­знаков. Такая типология, включающая шестнадцать разновидностей,

часть (подсистема) более общей, объемлющей ее системы (или, как говорят, надсистемы). В первом случае изучается морфология система, — ее элементы и структура (связи между элементами), во втором — функции системы в над-системе и влияние последней на рассматриваемую систему. Тамбовцев В.Л. Основы институционального проектирования: Учебное по­собие. М.: ИНФРА-М, 2008.

была бы, однако, в силу своей многомерности, весьма громоздкой, поэтому охарактеризуем более детально только одну частную типо­логию, построенную на признаках «статический — динамический» и «внутренний — внешний», полагая, что анализ имеет дескрип­тивный характер, и безотносительно к тому, является ли микро- или макроанализом.

Статический внутренний анализ. Направлен на выявление мор­фологии института, генерируемых трансакционных издержек и стимулов для выбора тех или иных действий для адресатов и га­рантов. Предполагает реконструкцию (если она отсутствует) и ис­следование знаковой модели правила для ее оценки с точки зрения четкости и однозначности формулировок, возможности их двой­ственной трактовки, порождения или исключения зон неопреде­ленности и т.п. Должен дать возможность оценить институт как эффективный, содействующий созданию стоимости, или неэффек­тивный, препятствующий этому, по соотношению совокупных выгод и издержек.

Статический внешний анализ. Направлен на выявление внешних эффектов функционирования института, успешность (действен­ность) выполнения им тех функций, которые он реализует. Этот вид анализа особенно важен для сознательно сформированных инсти­тутов, изначально предназначавшихся для достижения каких-то целей. Для спонтанно возникших институтов этот тип анализа может позволить получить оценку относительно источников их устойчи­вости или изменчивости, т.е. прогноз возможных изменений таких институтов.

Динамический внутренний анализ. Призван выявить воздействие стимулов, порождаемых институтом для адресатов и гарантов, на их стремление сохранить или изменить институт, соблюдать правило, поддерживать его устойчивость, либо, напротив, нарушать правило, размывать его. Этот вид анализа важен для ответа на вопрос, явля­ется ли институт равновесным, самоподдерживающимся и самоосу­ществляющимся (self-enforcing), или же нуждается в «подпитке» извне, реализуя какие-то цели и доставляя выгоды получателям внешних эффектов от функционирования института.

Динамический внешний анализ. Призван выявить воздействие на траекторию изменения института получателей внешних эффектов от его функционирования: заинтересованы ли они в закреплении его существования, либо, напротив, заинтересованы в осуществлении институционального изменения. Для оценки последнего с точки зрения эффективности он должен установить, в чем заключаются стимулирующие внешние эффекты, — имеют ли они чисто распре­делительный характер, или сопряжены с условиями, благоприят­ными для создания стоимости.

Читать еще:  Информационная база анализа это

Как видно из приведенных характеристик рассмотренных разно­видностей институционального анализа, результаты каждого из них имеют самостоятельную научную и прикладную ценность. Одновре­менно многие из них являются «входами» в другие типы институцио­нального анализа: так, результаты динамического внутреннего и внешнего анализа, в случае установления неэффективности ин­ститута, дают основание для постановки задачи институционального проектирования.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Институциональный анализ

Рассмотрение истоков становления институционального анализа. Роль институтов в функционировании экономической системы государства. Теоретические основы неоинституциональной экономики. Изучение характеристик подсистем поведения современного общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Введение в институциональный анализ

неоинституциональная экономика общество

1.1 Истоки институционального анализа

Институциональный анализ возник достаточно давно, но только лет 20-30 тому назад началось его вхождение в майнстрим (основное течение) экономической мысли. До этого институционализм существовал как течение, оппозиционное классической экономической теории, сосредоточившееся, скорее, на критике этой теории и на формулировках того, что бы имело смысл сделать, нежели на позитивном исследовании. Сказанное относится к таким известным представителям послевоенной экономической мысли, как Дж Гэлбрейт, Г. Мюрдалъ, К. Полани, К. Айрес. Классическими представителями раннего институционализма в США были Т. Веблен, автор знаменитой «Теории праздного класса» (М, 1984.) и Дж. Коммонс, научные изыскания которого составляют основу современного институционализма.

Рассмотрим кратко историческую логику его возникновения.

Классическая экономическая теория (политэкономия) как школа имеет свое начало в конце 18 века. Именно в это время сформировалась смитовско-рикардианская теория, базировавшаяся на принципах натуральной философии.

Первый принцип классического экономического анализа — принцип естественности, естественного поведения. По мнению Э.фон Бем-Баверка поведение Робинзона является естественным, т.к. не сковывается никакими условностями.

Естественное поведение базируется на принципе рациональности, согласно которому человек способен выбирать цели и последовательно добиваться их выполнения. Иррационально ведущие себя индивиды единичны; в массе своей люди ведут себя рационально — этим они и отличаются от животных.

Другой предпосылкой естественного поведения является принцип эгоизма (или индивидуализма): человек добивается своих целей (исходящего из собственных, а не навязанных извне интересов), поэтому его экономическое поведение базируется на стремлении удовлетворить собственные потребности.

Натуральное поведение человека (hоmо-есоnоmiсs) лежит в основе классической политической экономии. Так его понимали А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль и авторы, положившее начало маржиналистской революции: К. Менгер, Я Вальрас, У. Джевонс.

Второй принцип классического экономического анализа — правило «невидимой руки» рынка, впервые сформулированное А. Смитом, означает, что свободно действующие, неограниченные, естественные индивиды автоматически достигают путем отношений обмена состояния, в котором максимизируется общественная польза.

Первым институционалистом фактически был К. Маркс — то, о чем он говорил, есть теория институтов, теория обязательных форм поведения, в которых институциализируются экономические процессы. Но марксизм противопоставил себя буржуазной экономической науке и продолжительное время не был встроен в нее. Активной части общества нужен прогноз, соответствующий ее социальным интересам (в этом общественная функция экономической науки). Классическая политэкономия прогнозировала, что свободный рынок обеспечит экономическое благосостояние. Марксизм предлагал справедливое перераспределение.

Неоклассическая экономическая теория (маржинализм) уточнила положения классиков политэкономии, создав модели совершенной конкуренции и экономического равновесия. Неоклассики сформулировали предпосылки более строго, что позволило использовать математический аппарат и перейти к расчетам. Поставив цель — дать конкретный прогноз (в отличие от абстрактного прогноза классиков), неоклассики пошли на создание более жестких формальных моделей, для чего совершенно гласно (что признавали) отсекли целый ряд экономических явлений (рост населения, технический прогресс, право, износ фондов), посчитав их внешними по отношению к экономической теории.

И с момента маржиналистской революции началось движение, которое можно назвать институционализмом.

Институционализм не отстаивал интересы подавленного класса, как марксизм. Он развивался внутри западного академического сообщества. Основоположником институционализма стал Торстейн Веблен. В своих работах он, прежде всего, критиковал принцип рационализма (большинство людей не носят вещей, вышедших из моды); показывает, что в экономике существуют массовые движения, которые не могут быть объяснены рационально.

Веблен предлагает свою модель. Он говорит, что в экономическом поведении господствует стадное чувство, так называемая «гонка за лидером», вводит понятие «демонстративное потребление» и утверждает: чем богаче человек, тем больше у него чисто демонстративное потребление. Люди, по мнению Веблена, производят значительное количество затрат просто потому, что кто-то их уже произвел. Они хотят дотянуться от страты, в которой, скажем, нет автомобиля, до страты, в которой автомобиль есть. Они предпочитают не расширять свой бизнес, но купить автомобиль (или яхту). Такое поведение Веблен считает нерациональным. Он критикует экономическую науку, но как экономист фактически ничего не может предложить взамен. Он лишь предлагает изучать зги движения, объясняя их принципом следования чужому примеру.

Однако изучением механизмов стадного потребления занимается социология, а не экономика. Но социология не занимается изучением оптимального распределения ресурсов, в то время как при экономическом подходе необходимо каждый раз возвращаться к идее оптимального распределения ресурсов и именно с этих позиций оценивать каждую новую теорию, будь то марксизм или возникшая следом «новая историческая школа». Все они критиковали политэкономию, и, тем не менее, их критика не воспринималась экономическим сообществом, которое было способно воспринять критику конкретных постулатов, но по-прежнему считало самой важной своей задачей прогнозирование развития, а прогноз этот должен был состоять в оптимальном распределении ресурсов. Именно так экономическое сообщество представляло себе главный социальный заказ. В результате критика классической политэкономии марксистами, а потом и ранними институционалистами усваивалась, в основном, социальными науками — социологией и социальной историей, а не экономической наукой.

По-другому стала развиваться экономическая наука с 30-40-х годов XX века (Дж. Коммонс и Р. Коуз). Критика неоклассической теории, с которой выступили оба исследователя, существенно дополняла саму эту теорию и уже могла быть воспринята экономическим сообществом. Коммонс и Коуз зафиксировали несовершенство предпосылок неоклассической экономической теории при формировании прогноза, так модифицируя его, что он становился неоперациональным. Гипотеза совершенного рынка о полной информации агентов на реальном рынке не работает. Не работает и модель экономического равновесия, построенная на гипотезе полноты информации, ведь для прогноза нам нужно не статическое, а динамическое экономическое равновесие.

Компенсировать несовершенства было предложено путем учета при анализе факторов неполноты информации, ожиданий и влияния коллективных действий и институтов.

Наряду с Коммонсом и Коузом в 1930-е годы изучением фактора ожидания занимался Джон Мейнард Кейнс. Вклад этих ученых состоит в том, что они начали формировать теоретические основы экономики ожиданий: люди совершают экономически целесообразные действия, исходя, во-первых, из неполной информации и, во-вторых, из неких ожиданий действий других в отношении себя.

1.2 Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики

Дня создания эффективной рыночной экономики необходим целый набор институтов. Институциональные ограничения определяют возможности экономических субъектов и являются сложным сочетанием формальных и неформальных институтов, а также механизмов их закрепления. Эти положения давно известны и практически никем не подвергаются сомнению. Однако теоретический анализ институциональных оснований рыночной экономики долгое время оставался (и в определенной степени остается) периферийной областью исследований. Такой анализ предполагает изучение институтов, необходимых для создания эффективной экономики, и причин, почему эти институты взаимосвязаны и как создаются.

В различных науках доминируют различные трактовки институтов, которые демонстрируют неприятие определений, сложившихся в смежных областях знаний.

Читать еще:  Бухгалтерская модель анализа компании

Наиболее разработанные системы категориального отражения институционального устройства общества, обогащенные эмпирическими материалами, сложились в социологии, экономической теории и юриспруденции. В то же время существенные различия этих систем сдерживают создание полной институциональной концепции.

«Институт» в социологии трактуется как установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Этимология слова институт: to institute (англ) — устанавливать, учреждать.

Современные определения «института» в отечественной экономической науке опираются обычно на понятия «норма» или «правила деятельности хозяйствующих субъектов и их групп». Представляется, что при несомненной связи норм и институтов суть последних не сводима к первым. Норму можно признать атрибутом института, но не его социальной сущностью, для исследования которой требуется методологически более широкий социологический подход.

Формальными называются институты, зафиксированные в писаном праве (конституциях, декретах, законах и т.д.). Неформальные институты зафиксированы в нормах морали, обычаях, традициях, табу и т. п., а также в неписаном или обычном праве.

Формальные институты образуют определенную иерархию:

конституционные, или политические, правила;

В терминологии Л. Дэвиса и Д Норта конституционные и экономические правила относятся к институциональной среде экономики (макроуровню), тогда как контракты являются институциональными соглашениями (микроуровень).

Институциональная среда — это совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, определяющих сферу экономической и политической деятельности.

Институциональные соглашения — это договоренности между экономическими субъектами, определяющие возможные способы их кооперации и конкуренции. Институциональные соглашения всегда заключаются в рамках определенной институциональной среды.

Институты (как формальные, так и неформальные) выполняют свои функции только тогда, когда они закреплены в обществе соответствующими механизмами. Под механизмами закрепления институтов понимается совокупность приемов идентификации нарушителя «правил игры» и применения санкций по отношению к нему. Закрепление институциональных ограничений может происходить посредством внешнего (экзогенного) или внутреннего (эндогенного) контроля. Внешний контроль осуществляется государством, а внутренний — самими экономическими субъектами. В качестве механизмов закрепления институтов, например, выступают идеология, остракизм, осуждение окружающих, репутация, уголовное наказание.

Комплекс определений понятия «институт» приведен в таблице 1.

Таблица 1 Наиболее известные определения институтов

Направления и задачи институционального анализа;

Тема. Институциональный анализ

В результате успешного изучения темы Вы узнаете:

1. содержание и задачи институционального анализа;

2. основные направления институционального анализа;

3. задачи стратегического анализа;

4. задачи анализа административных вопросов;

5. задачи анализа организации проекта и его участников.

и приобретете следующие компетенции:

1. приобретете навыки рассмотрения основных вопросов институционального анализа;

2. навыки определения задач по различным направлениям институционального анализа.

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

· Анализ административных барьеров.

· Анализ участников проекта.

· Анализ организации управления проектом.

Обратите внимание на:

Содержание понятия «институциональный анализ», какие внешние и внутренние факторы учитываются при институциональном анализе, каковы основные задачи анализа, какие вопросы решаются в процессе анализа, какие институты должны быть учтены при стратегическом анализе, какие административные барьеры стоят на пути реализации проектов, как влияют участники и организация проекта на его осуществимость.

Обратите внимание на:

Особенности организационных структур, на то, как взаимодействуют между собой участники проекта.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое институциональный анализ;

2. Анализ каких факторов включает институциональный анализ?

3. В чем заключается стратегический анализ эффективности проекта?

4. Какие субъекты участвует в проектах?

5. Для чего нужно анализировать структуру проекта?

6. Какие административные барьеры возникают на пути реализации проекта?

Теоретический материал по теме:

Термин «институциональный» получил за рубежом распространение в начале 1980-х гг., до этого использовался другой термин — «организационный» анализ или развитие. Сейчас они употребляются как синонимы.

Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Этот раздел инвестиционного проекта является не количественным и не финансовым. Его главная задача — оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.

Оценка внутренних факторов обычно производится по следующей схеме.

1. Анализ возможностей производственного менеджмента.

— опыт и квалификация менеджеров предприятия,

— их мотивация в рамках проекта (например, в виде доли от прибыли),

— совместимость менеджеров с целями проекта и основными этическими и культурными ценностями проекта.

2. Анализ трудовых ресурсов.

3. Анализ организационной структуры. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение.

Основные приоритеты в плане анализа внешних факторов главным образом обусловлены следующими аспектами:

1. политика государства, в которой для детального анализа выделяются позиции, наиболее важные для тех проектов, которые предполагают привлечение западного стратегического инвестора:

— условия экспорта и импорта сырья и товаров;

— возможности для иностранных инвесторов вкладывать средства и эекспортировать товары;

— основные положения финансового и банковского регулирования.

2. государственный контроль.

Некоторые экономисты предлагают рассматривать институциональный анализ как организационный анализ, т.е. оценивать организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой должен реализовываться и эксплуатироваться проект, а также вырабатывать необходимые рекомендаций в части менеджмента, организационной структуры, планирования, комплектования и обучения персонала, финансовой деятельности, координации деятельности, общей политики.

С этой точки зрения, основными задачами организационного анализа являются:

· определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);

· оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точкиз рения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;

· оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта, особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;

· разработка мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также по снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);

· разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.

Таким образом, может быть сформирована система комплексного институционального анализа для целей управления подготовкой и осуществлением инвестиционных решений. Такая система может строиться следующим образом.

Стратегический анализ. В процессе такого анализа исследуются факторы, относящиеся к деятельности государства — стратегического участника всех проектов, его политике в экономической сфере, где оно определяет основополагающие условия хозяйствования не только на этапе инвестирования, но и на последующих этапах проектной деятельности.

Анализ административных барьеров. Эти институты являются «осязаемыми» для организации проекта как с точки зрения затрат времени на их прохождение, так и с точки зрения затрат денежных средств: это, например, условия лицензирования деятельности или сертификации продукции (услуг). Преодоление любого из них требует заложить в схему реализации проекта соответствующие этапы, каждый из которых сопряжен с потерями денег или (и) времени.

Анализ участников проекта. Оценка деловых партнеров по реализации проекта: степени их организованности, устойчивости, финансовой состоятельности и т.д. Цель такого анализа — исследовать и оценить возможность провала или успеха проекта по причинам организационного характера.

Анализ организации управления проектом. Анализ внутренних элементов проекта — оценка уровня управления его отдельными составляющими, образующими организацию. Цель — получить представление о слабых и сильных сторонах организационной структуры проекта.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Институциональный анализ

Институциональный анализ , задача которого состоит в оценке организационно-правовой, административной и даже политической среды, в которой будет реализовываться проект, и приспособлении его к этой среде, особенно к требованиям государственных организаций. [1]

Проблемы институционального анализа в российских условиях относятся к числу практически крайне слабо разработанных, несмотря на весьма причудливую ситуацию и в сфере организации, и в правовой, и в административной сферах, что, однако, естественно для переходной экономики. Изложенные выше соображения могут служить только самым общим ориентиром для решения стоящих перед разработчиками проектов проблем. [2]

Для институционального анализа инвестиционных проектов практически нет стандартных решений или моделей, легко приспосабливаемых к конкретным условиям. Ясно, однако, что для нефтегазового комплекса России, являющегося объектом повышенного внимания и аппетитов федеральных и региональных властей, этот аспект проектного анализа крайне актуален. [3]

Читать еще:  Многомерный сравнительный анализ

Для институционального анализа инвестиционных проектов практически нет стандартных решений или моделей, легко приспосабливаемых к конкретным условиям. Развитие институтов представляет собой постоянный процесс экспериментирования и взаимной адаптации, нередко с отказом от достигнутого в связи с неблагоприятными изменениями политической или экономической обстановки. [4]

Для институционального анализа инвестиционных проектов практически нет стандартных решений или моделей, легко приспосабливаемых к конкретным условиям. [5]

На основе институционального анализа Миллс утверждает, что элита — это отнюдь не эфемерное, а весьма реальное образование, которое в каждом обществе ( напомним, он рассматривает проблему на примере США) возглавляет три важнейших института: государство, крупные экономические корпорации и армию. [6]

Что касается законов, политики и нормативных актов как объектов институционального анализа , то рассмотрению подлежат лишь самые важные из них, способные оказать наибольшее влияние на проект. [7]

Аспекты проектного анализа [ aspects of project analysis ] — разделы или направления, по которым проводятся проработка и последующая оценка проекта; обычно различают коммерческий, финансовый, экономический ( народнохозяйственный), технический, экологический, социальный, институциональный анализ . [8]

При институциональном анализе исследуют организационные факторы реализации проекта, а также проблемы подготовки кадров. [9]

Создание необходимых институтов, осложняется влиянием трех групп факторов, а именно: противодействием неблагоприятного политического климата, сложностью целей, поставленных перед проектом, и пренебрежением к постинвестиционной фазе или чрезмерным акцентом на краткосрочных задачах новых инвестиций. Специалист по институциональному анализу должен учитывать эти факторы для того, чтобы правильно выявить, оценить и рекомендовать решения институциональных проблем, тем более что в отношении этих факторов отсутствует какой-либо набор общепризнанных знаний. [10]

Эта гипотеза в настоящее время, как правило, опровергается отечественными радикально-либеральными экономистами, сторонниками монетаристского реформирования российской экономики, ибо ставит вопрос об эффективности российских реформ в целом. Если сопоставлять экономические реформы России и Китая под углом институционального анализа , то результаты оказываются удручающими. [11]

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Л.И. Макарова

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Макарова Л.И.

Институциональная экономика: Учебное пособие. Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2012.

Учебное пособие по курсу институциональной экономики даёт представление о предмете и методах институциональной экономической теории, предпосылках её возникновения и особенностях функционирования современной экономики с учётом институциональных факторов.

Предназначено для студентов направления «Экономика», обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий.

Рецензенты: кафедра банковского дела ЮУрГУ;

Е.И. Бухаров, кандидат экономических наук, доцент

кафедры финансов и бухгалтерского учёта ЮУПИ

© ФГБОУ «Челябинский государственный

© Л.И. Макарова, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Введение в институциональный анализ………………………..7

1.1. Определение института ………………………………………………..7

1.2. Предшественники институционализма: неоклассическая

1.3. Институциональная экономика………………………………………….12

1.3.1. Традиционный институционализм…………………………………. 13

1.3.2. Новая институциональная экономическая теория (НИЭТ)………. 16

Контрольные вопросы задания…………………………………………….…19

Тема 2. Значение институтов для развития экономики…………. 19

2.1. Функции институтов. Соотношение формальных

и неформальных институтов………………………………………………….19

2.2. Сравнительная характеристика неформальных

институтов рыночной и командно-административной системы …………..24

2.3. Институциональная среда и институциональные матрицы…. ……28

2.4. Взаимодействие индивида и институциональной

среды. Институциональные соглашения ……………………………………30

Контрольные вопросы задания……………………………………………….33

Тема 3. Теория прав собственности………………………………………..34

3.1. Общая характеристика прав собственности. Спецификация

3.2. Альтернативные режимы собственности……………………………39

3.3. Практическое значение теории прав собственности

(на примере теоремы Коуза)…………………………………………………44

3.4. Теории возникновения и развития прав собственности………………..48

Контрольные вопросы и задания……………………………………………..49

Тема 4. Контрактный подход к исследованию институтов………. ….50

4.1. Определение контракта……………………………………………….50

4.3. Проблема оппортунистического поведения ………………….54

Контрольные вопросы и задания……………………………………………..60

Тема 5. Трансакционные издержки………………………………………..61

5.1. Понятие и виды трансакций…………………………………………..61

5.2. Общая характеристика трансакционных издержек ………………..64

5.3. Количественная оценка трансакционных издержек ……………..…68

Контрольные вопросы и задания……………………………………………..69

Тема 6. Институциональная теория фирмы……………………………. 70

6.1. Способы координации хозяйственной деятельности……………….70

6.2. Неоклассический подход к анализу фирмы…………………………72

6.3. Институциональный подход к анализу фирмы……………………. 74

6.4. Различные организационные формы фирм …………………………78

6.5. Типология фирм в институциональной теории…………………….83

Контрольные вопросы и задания……………………………………………..85

Тема 7. Институциональная теория государства……………………..…86

7.1. Теории происхождение государства…………………………………….86

7.2. Сущность и функции государства……………………………………. 88

7.4. Государство в переходной экономике…………………………………. 94

7.5. Эффективность государственного регулирования экономики………. 96

Контрольные вопросы и задания………………………………………..……98

Тема 8. Институциональные аспекты теневой экономими……….……99

8.1. Сущность и причины теневизации экономики…………….….…….99

8.2. Трансакционные издержки ведения нелегального и легального

8.3. Масштабы распространения и последствия функционирования

Контрольные вопросы задания…………………………………………. …108

Тема 9. Институциональные изменения…………………………………108

9.1. Стабильность институтов и институциональная динамика ………….108

9.2. Теория реформ. Перспективная институциональная траектория…….112

9.3. Стратегии реформ ………………………………………. 114

9.4. Основные издержки и ошибки институциональной

Контрольные вопросы задания……………………………………………. 118

Библиографический список…………………………………….………. 151

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый текст лекций по истории институциональной экономической мысли предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Экономика».

Материалы лекций содержат темы и вопросы, дающие общее представление о зарождении, развитии, основных направлениях институциональной экономической мысли. Весь лекционный материал разбит на девять тем.

Первая тема содержит различные подходы к определению института, рассматривается институт в трактовке Д. Норта. Анализируется неоклассическая экономическая теория, предшествующая возникновению институционализма, приводится её критика, раскрываются причины распространения институционализма, который в своём развитии проходит этапы: традиционный институционализм, новая институциональная экономическая теория.

Во второй главе анализируются базовые функции институтов, даётся характеристика основных видов институтов, проводится сравнительная характеристика неформальных институтов рыночной и командно-административной социально-экономической системы. Значительное внимание уделяется определению институциональной среды и институциональных матриц. Также данная глава раскрывает суть институциональных соглашений, их виды и способы соотношения соглашений.

Третья глава посвящена общей характеристике теории прав собственности. В этой связи даётся определение спецификации прав собственности, рассматриваются альтернативные режимы собственности, анализируются наиболее известные теории возникновения и развития прав собственности. Также особое внимание уделяется решению проблемы внешних эффектов и способам их минимизации.

В четвёртой главе рассматриваются контрактные отношения, даётся определение контракта, типов контрактов. Даётся подробная характеристика оппортунистического поведения и его видов.

Понятие и виды трансакций раскрываются в пятой главе. Здесь же характеризуются трансакционные издержки, их суть и наиболее распространённые классификационные подходы. Раскрывается вопрос о количественном измерении трансакционных издержек.

В шестой – анализ основных способов координации хозяйственной деятельности (рынка и иерархии), форм организации совместной деятельности людей (общины, корпорации и ассоциации). Приводится сравнительная характеристика двух подходов к анализу фирмы: неоклассического и институционального. Также рассматриваются различные организационно-правовые формы хозяйственной деятельности людей с точки зрения взаимодействия принципала (собственника) и агента (управляющего): приводится типология фирм с позиций институционального анализа.

Неоинституциональной теории государства посвящена седьмая глава. В этой главе определяется сущность, функции, основные типы государств, анализируется специфическая роль государства в переходный период, поднимается вопрос об эффективности государственного регулирования экономики.

В рамках восьмой главы раскрываются сущность и причины теневизации экономики, сравниваются трансакционные издержки ведения нелегального и легального бизнеса, определяются способы измерения, масштабы и последствия функционирования теневой экономики.

Заключительная, девятая глава содержит материал по теории реформ – наиболее молодого раздела институциональной экономики. Приводится общая характеристика теории реформ, анализируются причины стабильности институтов и их динамики, возможные стратегии реформ, ошибки и издержки институциональной трансформации.

В соответствии со своим назначением текст лекций помимо самих лекций содержит контрольные вопросы и задания, глоссарий, библиографический список. Всё это необходимо студентам для самостоятельного изучения истории институциональной экономической мысли и проверки полученных знаний.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Главная роль, которую институты играют в обществе,

заключается в уменьшении неопределенности путем

установления устойчивой (хотя не обязательно эффективной)

структуры взаимодействия между людьми.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector