Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ социального страхования в рб

Анализ социального страхования в рб

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Зенюк Александр Владимирович

Милюша Кристина Сергеевна

студенты 2 курса кафедры экономики и организации производства Барановичского государственного университета, г. Барановичи, Республика Беларусь

Шпак Марина Александровна

научный руководитель, преподаватель Барановичского государственного университета, г. Барановичи, Республика Беларусь

В настоящее время страхование является финансовым стабилизатором экономического развития. Выполняемые им функции, с одной стороны, представляют наиболее важную форму солидарной защиты общества, позволяя компенсировать гражданам и частным предпринимателям ущерб, который несут за собой неблагоприятные и непредвиденные события, а с другой стороны, дают возможность инвестирования накопленных ресурсов в народное хозяйство. Поэтому несомненной становится заинтересованность общества в финансовой надежности и стабильности данного института. Актуален этот вопрос и для Беларуси, где страховой рынок только начинает свое становление.

Система государственного социального страхования приковала к себе взгляды ученых и практиков в 1990-е годы, когда началась кардинальная перестройка экономической и политической структуры общества. Социальная защита населения испытала на себе всю силу изменений, неадекватность системы новым потребностям общества выявила массу проблем, вскрытых переходом к рыночной экономике. Административно-плановая экономическая система советского времени не могла больше отвечать на требования развивающегося общества, ее неспособность адаптироваться к новым социально-рыночным реалиям создала целую цепочку проблем, которые необходимо было решать. Неспособность старой системы социальной защиты населения отвечать новым условиям хозяйствования поставила под угрозу экономическую стабильность общества.

Сегодня набирает обороты процесс старения населения, который порождает значительные изменения в структуре производства и составе рабочей силы, а, следовательно, влияет на здравоохранение и социальное обеспечение тем, что влечет за собой рост расходов на пенсии, медобслуживание и другие специальные службы, связанные с уходом за престарелыми. Статус национальной безопасности государства напрямую зависит от проблемы социальной защиты личности и отдельных социальных групп в целом.

Система государственной социальной защиты строится в форме социального обеспечения и социального страхования. Последнее, хоть и является формой общей системы социальной защиты, имеет ряд специфических отличий. Страхование в широком смысле имеет форму взаимной ответственности между всеми его субъектами: государством, застрахованным и страховщиком (предприятием) [2].

На сегодняшний день в Республике действует национальное пенсионное законодательство. Приняты Законы Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», «Об основах государственного социального страхования», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» и другие [1].

Самой выделяющейся и наиболее характерной чертой системы пенсионного обеспечения Беларуси является ее доступность. Пенсионное обеспечение охватывает каждого нетрудоспособного, постоянно проживающего на территории Беларуси, вне зависимости от гражданства и прошлой деятельности, а, также, невзирая на ряд иных обстоятельств. Фундаментальной основой для предоставления права на получение пенсии при инвалидности, трудовой пенсии в старости и в случае смерти кормильца являются принципы соцстрахования. Согласно последним, право на пенсию имеют лица, которые в период работы и занятия прочими видами деятельности подлежали непосредственному государственному социальному страхованию, и за них (или ими самими) уплачивались страховые взносы. Также, в целях увеличения пенсионных гарантий потерявшим кормильца семьям и инвалидам право на пенсию всегда предоставляется вне зависимости от продолжительности уплаты страховых взносов. Нетрудоспособные граждане, не имеющие права на трудовую пенсию, получают социальную пенсию.

В Республике Беларусь социальное обеспечение представлено достаточно разветвленной сетью и охватывает почти всех трудоспособных и нетрудоспособных лиц посредством государственного соцстрахования, предоставления пенсионного обеспечения, а также социальной помощи в различных ее проявлениях. Наибольшая часть в этой системе занята пенсионным обеспечением, играющим ключевую роль в обеспечении жизни инвалидов и старшего поколения. На сегодняшний день в Беларуси проживает свыше 2,4 миллионов пенсионеров (это 25,5 % населения). Возраста 80-ти лет из них достигли чуть более 150 000 человек (из них 120 000 женщин и 30 000 мужчин). В процентном показателе население после 60-ти лет в сельской местности составляет 30 %, в то время как в городах эта цифра значительно ниже — 12 %. В таблице 1 приведена классификация получателей пенсий по возрастной категории [3].

Финансирование пенсионной системы Беларуси осуществляется за счет т. н. страхового тарифа: 35 % фонда оплаты труда для нанимателей и 1 %, уплачиваемый работником. Все средства аккумулируются в Фонде соцзащиты и далее распределяются на выплату пенсий (примерно 75 %) и на оплату пособий семьям, воспитывающим детей, временной нетрудоспособности и т. д. Финансируются социальные пенсии из республиканского бюджета. Возникновение источников дохода, из которых социальный налог не взимается (а по сути, это не страховой взнос, а именно налог), значительно сужает финансовую базу для будущей выплаты пенсий.

Несмотря на факт направленности пенсионной системы на защиту нетрудоспособного населения, все же ей присущи определенные негативные моменты, главный из которых низкий (с точки зрения покупательной способности) уровень пенсий. Разумеется, подобное состояние дел не удовлетворяет ни государство, ни, тем более, большинство пенсионеров, так как подобная ситуация приводит к нежеланному результату падению уровня жизни населения и росту социального напряжения в обществе [3].

Таблица 1.

Получатели трудовых пенсий в Республике Беларусь (кроме пенсионеров, служивших в вооруженных силах, КГБ и МВД)

Работодателю

О государственном социальном страховании

I. Право на выплаты по государственному социальному страхованию

Государственное социальное страхование в Республике Беларусь представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования.

Читать еще:  Портфельный анализ предприятия

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются: пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями; пособиями по беременности и родам; пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет; пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособиями по безработице; пособиями на погребение.

Право на выплаты по государственному социальному страхованию приобретается в зависимости от уплаты взносов на государственное социальное страхование на соответствующие страховые случаи. Условия назначения выплат по государственному социальному страхованию могут включать требования о минимальном периоде уплаты и минимальной сумме взносов на государственное социальное страхование на соответствующий страховой случай до его наступления.

Трудовые пенсии по возрасту в рамках общей пенсионной системы (при соблюдении иных требований пенсионного законодательства) назначаются при наличии минимального стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) (страхового стажа) не менее 16 лет в 2017 году (в 2025 году – 20 лет).

В страховой стаж засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании.

Тем самым, периоды трудовой и иной деятельности, при условии уплаты взносов, включаются в страховой стаж работы для назначения трудовой пенсии по возрасту, а доход от этой деятельности, с которого уплачены взносы, – в заработок для исчисления пенсии.

II. Об уплате обязательных страховых взносов

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор).

Объектом для начисления взносов для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Взносы за работающих граждан начисляет, удерживает и перечисляет их работодатель (28 процентов – на пенсионное страхование, 6 процентов – на социальное страхование, 1 процент удерживается из заработной платы (вознаграждения) у работающего гражданина).

Для индивидуальных предпринимателей, предоставляющих работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, установлен аналогичный порядок по начислению и уплате взносов.

Анализ социального страхования в рб

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Зенюк Александр Владимирович

Милюша Кристина Сергеевна

студенты 2 курса кафедры экономики и организации производства Барановичского государственного университета, г. Барановичи, Республика Беларусь

Шпак Марина Александровна

научный руководитель, преподаватель Барановичского государственного университета, г. Барановичи, Республика Беларусь

В настоящее время страхование является финансовым стабилизатором экономического развития. Выполняемые им функции, с одной стороны, представляют наиболее важную форму солидарной защиты общества, позволяя компенсировать гражданам и частным предпринимателям ущерб, который несут за собой неблагоприятные и непредвиденные события, а с другой стороны, дают возможность инвестирования накопленных ресурсов в народное хозяйство. Поэтому несомненной становится заинтересованность общества в финансовой надежности и стабильности данного института. Актуален этот вопрос и для Беларуси, где страховой рынок только начинает свое становление.

Система государственного социального страхования приковала к себе взгляды ученых и практиков в 1990-е годы, когда началась кардинальная перестройка экономической и политической структуры общества. Социальная защита населения испытала на себе всю силу изменений, неадекватность системы новым потребностям общества выявила массу проблем, вскрытых переходом к рыночной экономике. Административно-плановая экономическая система советского времени не могла больше отвечать на требования развивающегося общества, ее неспособность адаптироваться к новым социально-рыночным реалиям создала целую цепочку проблем, которые необходимо было решать. Неспособность старой системы социальной защиты населения отвечать новым условиям хозяйствования поставила под угрозу экономическую стабильность общества.

Сегодня набирает обороты процесс старения населения, который порождает значительные изменения в структуре производства и составе рабочей силы, а, следовательно, влияет на здравоохранение и социальное обеспечение тем, что влечет за собой рост расходов на пенсии, медобслуживание и другие специальные службы, связанные с уходом за престарелыми. Статус национальной безопасности государства напрямую зависит от проблемы социальной защиты личности и отдельных социальных групп в целом.

Система государственной социальной защиты строится в форме социального обеспечения и социального страхования. Последнее, хоть и является формой общей системы социальной защиты, имеет ряд специфических отличий. Страхование в широком смысле имеет форму взаимной ответственности между всеми его субъектами: государством, застрахованным и страховщиком (предприятием) [2].

На сегодняшний день в Республике действует национальное пенсионное законодательство. Приняты Законы Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», «Об основах государственного социального страхования», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» и другие [1].

Самой выделяющейся и наиболее характерной чертой системы пенсионного обеспечения Беларуси является ее доступность. Пенсионное обеспечение охватывает каждого нетрудоспособного, постоянно проживающего на территории Беларуси, вне зависимости от гражданства и прошлой деятельности, а, также, невзирая на ряд иных обстоятельств. Фундаментальной основой для предоставления права на получение пенсии при инвалидности, трудовой пенсии в старости и в случае смерти кормильца являются принципы соцстрахования. Согласно последним, право на пенсию имеют лица, которые в период работы и занятия прочими видами деятельности подлежали непосредственному государственному социальному страхованию, и за них (или ими самими) уплачивались страховые взносы. Также, в целях увеличения пенсионных гарантий потерявшим кормильца семьям и инвалидам право на пенсию всегда предоставляется вне зависимости от продолжительности уплаты страховых взносов. Нетрудоспособные граждане, не имеющие права на трудовую пенсию, получают социальную пенсию.

Читать еще:  Анализ аналитического баланса

В Республике Беларусь социальное обеспечение представлено достаточно разветвленной сетью и охватывает почти всех трудоспособных и нетрудоспособных лиц посредством государственного соцстрахования, предоставления пенсионного обеспечения, а также социальной помощи в различных ее проявлениях. Наибольшая часть в этой системе занята пенсионным обеспечением, играющим ключевую роль в обеспечении жизни инвалидов и старшего поколения. На сегодняшний день в Беларуси проживает свыше 2,4 миллионов пенсионеров (это 25,5 % населения). Возраста 80-ти лет из них достигли чуть более 150 000 человек (из них 120 000 женщин и 30 000 мужчин). В процентном показателе население после 60-ти лет в сельской местности составляет 30 %, в то время как в городах эта цифра значительно ниже — 12 %. В таблице 1 приведена классификация получателей пенсий по возрастной категории [3].

Финансирование пенсионной системы Беларуси осуществляется за счет т. н. страхового тарифа: 35 % фонда оплаты труда для нанимателей и 1 %, уплачиваемый работником. Все средства аккумулируются в Фонде соцзащиты и далее распределяются на выплату пенсий (примерно 75 %) и на оплату пособий семьям, воспитывающим детей, временной нетрудоспособности и т. д. Финансируются социальные пенсии из республиканского бюджета. Возникновение источников дохода, из которых социальный налог не взимается (а по сути, это не страховой взнос, а именно налог), значительно сужает финансовую базу для будущей выплаты пенсий.

Несмотря на факт направленности пенсионной системы на защиту нетрудоспособного населения, все же ей присущи определенные негативные моменты, главный из которых низкий (с точки зрения покупательной способности) уровень пенсий. Разумеется, подобное состояние дел не удовлетворяет ни государство, ни, тем более, большинство пенсионеров, так как подобная ситуация приводит к нежеланному результату падению уровня жизни населения и росту социального напряжения в обществе [3].

Таблица 1.

Получатели трудовых пенсий в Республике Беларусь (кроме пенсионеров, служивших в вооруженных силах, КГБ и МВД)

Закон РБ
№ 3563-XII от 31.01.1995. Об основах государственного социального страхования

Зарегистрировано в НРПА РБ 19 марта 2001 г. N 2/474

Статья 1. Государственное социальное страхование

Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 2. Основные принципы государственного социального страхования

Основными принципами государственного социального страхования являются:

обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования;

распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

дифференциация условий назначения пенсий, пособий, других выплат по государственному социальному страхованию и их размеров;

участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием.

Статья 3. Законодательство о государственном социальном страховании

Законодательство о государственном социальном страховании состоит из настоящего Закона, а также других актов законодательства, регулирующих конкретные условия, размеры и порядок организации государственного социального страхования по каждому страховому случаю.

Если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Средства государственного социального страхования

Средства государственного социального страхования состоят из взносов на государственное социальное страхование в государственные внебюджетные фонды социального страхования, доходов от их капитализации и размещения, других поступлений.

Средства государственного социального страхования аккумулируются в государственных внебюджетных фондах социального страхования, создаваемых актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Средства государственного социального страхования не подлежат изъятию и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.

Статья 5. Размеры (тарифы) взносов на государственное социальное страхование

Размеры (тарифы) взносов на государственное социальное страхование устанавливаются актами Президента Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь.

Размеры (тарифы) взносов на государственное социальное страхование устанавливаются в зависимости от страхового случая и могут дифференцироваться по условиям труда и категориям работников.

Статья 6. Уплата взносов на государственное социальное страхование и их использование

Порядок уплаты взносов на государственное социальное страхование в государственные внебюджетные фонды социального страхования и их использования устанавливается актами Президента Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь.

Статья 7. Граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат:

граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм (кроме указанных в абзаце четвертом части второй настоящей статьи);

индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы (кроме указанных в абзаце восьмом части второй настоящей статьи), адвокаты;

Читать еще:  Анализ технического уровня производства

осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ;

неработающие инвалиды, не достигшие возраста, установленного статьей 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 17, ст. 275), получающие ежемесячную страховую выплату, установленную для застрахованных лиц законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — ежемесячная страховая выплата);

лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — в связи со страховым случаем).

Право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию предоставляется:

гражданам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у физических лиц;

иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в Республике Беларусь;

физическим лицам, осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;

гражданам, работающим в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь;

гражданам, работающим за пределами Республики Беларусь;

индивидуальным предпринимателям, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых и связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, обучаются в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или являются иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также частным нотариусам, которые одновременно с осуществлением нотариальной деятельности являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;

адвокатам, которые одновременно с осуществлением адвокатской деятельности являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

В случае участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию граждане, указанные в части второй настоящей статьи, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами, за которых и (или) которыми взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в обязательном порядке.

Статья 8. Право на выплаты по государственному социальному страхованию

Право на выплаты по государственному социальному страхованию приобретается в зависимости от уплаты взносов на государственное социальное страхование на соответствующие страховые случаи.

Осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ, граждане, работающие за пределами Республики Беларусь, неработающие инвалиды, не достигшие возраста, установленного статьей 11 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», получающие ежемесячную страховую выплату, и лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем, имеют право на выплаты по государственному социальному страхованию, за исключением видов выплат, предусмотренных абзацами третьим — седьмым статьи 10 настоящего Закона.

Условия назначения выплат по государственному социальному страхованию могут включать требования о минимальном периоде уплаты взносов на государственное социальное страхование на соответствующий страховой случай до его наступления.

Статья 9. Страховые случаи

К случаям, при наступлении которых застрахованные граждане приобретают право на выплаты по государственному социальному страхованию, относятся:

болезнь и временная нетрудоспособность;

беременность и роды;

рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до трех лет;

достижение пенсионного возраста;

смерть застрахованного или члена его семьи.

Статья 10. Виды выплат по государственному социальному страхованию

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями;

пособиями по беременности и родам;

пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет;

пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;

пособиями по безработице;

пособиями на погребение.

Статья 11. Условия, размеры и порядок назначения и осуществления выплат по государственному социальному страхованию

Условия, размеры и порядок назначения и осуществления выплат по государственному социальному страхованию определяются в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы государственного социального страхования по соответствующему страховому случаю.

При одновременном происшествии таких страховых случаев, как инвалидность, достижение пенсионного возраста и потеря работы, выплачивается один вид пенсии или пособия.

Статья 12. Исключена.

Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства о государственном социальном страховании

За нарушение законодательства о государственном социальном страховании юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 14. Порядок разрешения споров по вопросам государственного социального страхования

Споры по вопросам государственного социального страхования рассматриваются в соответствии с законодательством.

Переходные положения

1. Ввести в действие Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» с 1 апреля 1995 года.

2. Поручить Кабинету Министров Республики Беларусь:

представить в Верховный Совет Республики Беларусь предложения о приведении законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» до 15 марта 1995 года;

привести постановления Кабинета Министров Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» до 25 марта 1995 года;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами, другими центральными органами управления Республики Беларусь нормативных актов, противоречащих Закону Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», до 25 марта 1995 года;

разработать и представить в Верховный Совет Республики Беларусь до 1 апреля 1996 года проект Кодекса о государственном социальном страховании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector