Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ экономической политики

Тема 11. Национальная экономика: основные результаты и показатели

Лекция

Для того, чтобы выработать верную экономическую политику, государ­ственные деятели должны отдавать себе отчет втом, во-первых, каких це­лей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для это­го располагают.

Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской пре­мии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Со­гласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные целиэкономической политики и сформулировать их, что обыч­но делается в терминах максимизации функции общественного благосос­тояния. На их основе определяются целевые показатели(например, пол­ная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вторых, правительство оцени­вает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель эконо­мики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предполагающей процесс целеполагания.

Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген — соответ­ствие между количеством целей и количеством инструментов при проведе­нии экономической политики. Допустим, что целей всего две (увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два — налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, чтополитики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.

Определение множества целей называется целевой функцией.Здесь важно учесть, что, чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной экономической политики при достижении многих целей.

По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могу быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

Взаимозаменяемостьцелей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример — контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстриру­ет наглядно данную ситуацию.

Взаимодополняемыецели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости.

Нейтральныецели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определен­ного уровня может и не влиять на темпы инфляции.

По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.

Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов:

1. Объем государственных расходов.

2. Темп изменения реальной заработной платы.

3. Уровень занятости.

4. Индикатор распределения доходов.

5. Размеры инвестиций.

6. Совокупный спрос.

7. Уровень производства.

8. Сальдо платежного баланса.

Позже, в 70-е гг., экономисты уже рассматривали 4 цели:

1. Полная занятость.

2. Стабильность цен.

3. Отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса.

4. Устойчивый уровень экономического развития.

В конце 1980-х — середине 1990-х гг. многие правительства стали рас­сматривать лишь 2 задачи:

1. Полная занятость.

2. Борьба с инфляцией.

Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регу­лирования и на нем сосредоточить основные усилия.

Для стран с развивающимися рынками таким стратегическим направле­нием государственной политики, как показывает практика 90-х гг., являет­ся борьба с высокой хронической инфляцией.

Цели макроэкономической политики реализуются путем государствен­ного регулирования.

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в эконо­мику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административ­ные методы государственного регулирования через расширение государ­ственной собственности на материальные ресурсы, управление государ­ственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы го­сударственного регулирования с помощью различных мер макроэкономи­ческой политики.

Прямое вмешательство.Во всех промышленно развитых странах су­ществует более или менее значительный по своим масштабам государ­ственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием эконо­мической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кре­диты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие госу­дарственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорож­ный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подвер­женными периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми эле­ментами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнооб­разны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, за­конов против ограничительной деловой практики (антимонопольных зако­нов) и т. п.

Косвенное вмешательствопредполагает осуществление государствен­ного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направ­ления государственной политики тесно связаны друг с другом.

При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок — великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддер­живающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства.

Вопросы для самопроверки:

1. Как связаны между собой теория государственного регулирования экономики и нормативная экономическая теория?

2. Определите, что понимается в экономической теории под государственным регулированием экономики (ГРЭ)?

3. Какими факторами обусловлена объективная необходимость включения государства в экономические процессы?

4. Каковы экономические функции государства?

5. Каковы конечные цели экономической политики (ГРЭ)?

6. В чем заключается, согласно Я.Тинбергу, важнейшая проблема экономической политики государства?

7. Что такое целевая функция?

8. Сколько элементов, по мнению Я.Тимбергена, должно входить в состав целевой функции?

9. Как изменялись представления о целях ГРЭ в 70-х годах, в конце 1980-х середине 1990-х XX века?

10. В каких отношениях друг к другу могут быть цели макроэкономической политики?

11. Каковы основные формы вмешательства государства в экономику?

12. Почему система целей экономической политики имеет достаточно сложную структуру?

13. Что является основой понимания экономических приоритетов?

14. Каков механизм их определения? Должен ли приоритет определяться общественным интересом или личным?

15. Какова объективная основа деления методов государственного регулирования на прямые и косвенные? В связи с чем государство стремится использовать, как правило, оба варианта?

16. В чем эффективность косвенных методов регулирования? Почему они более согласованы с природой рыночной экономики?

#Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 10.4.

Тест учебный (10.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты)

S Теория государственного регулирования экономики относится к нормативной экономической теории:

S В современных условиях необходимость государственного регулирования большинством ученых-экономистов:

N+ Не отрицается

S С начала 20 в. В развитых странах доля государственных расходов всех уровней в ВВП:

N- Не изменилась

S Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обусловлено тем, что:

N- Государство главной движущей силой экономического развития

N- Государство несет ответственность за производство и продажу товаров

N+ Существуют “провалы” в механизме функционирования рыночного хозяйства

S Важнейшей проблемой экономической политики, по мнению Я.Тимбергена, является:

N- Проблема выявления личных, коллективных и общественных интересов

N+ Проблема соответствия между количеством целей и количеством инструментов при провидении экономической политики

S По мнению Я.Тимбергена, в состав целевой функции должны входить:

N- Четыре элемента

N- Шесть элементов

N+ Восемь элементов

S Система целей экономической политики имеет:

N- Простую структуру

N+ Сложную структуру

S Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах выдвигают обычно:

N- Достижения главной цели (благосостояния общества)

N+ Выполнение подчиненных задач

S Природе рыночной экономике в большей степени соответствуют:

N- Прямые методы регулирования

N+ Косвенные методы регулирования

S Размеры государственного сектора экономики служат:

N- Абсолютным критерием экономической роли государства

N+ Одним из критериев экономической роли государства

#Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 10.4.

Тест контрольный (10.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструмент)

S Система целей экономической политики имеет:

N- Простую структуру

N+ Сложную структуру

S Размеры государственного сектора экономики служат:

N- Абсолютным критерием экономической роли государства

N+ Одним из критериев экономической роли государства

S Теория государственного регулирования экономики относится к нормативной экономической теории:

S По мнению Я.Тимбергена, в состав целевой функции должны входить:

N- Четыре элемента

N- Шесть элементов

N+ Восемь элементов

S С начала 20 в. В развитых странах доля государственных расходов всех уровней в ВВП:

N- Не изменилась

S Природе рыночной экономике в большей степени соответствуют:

N- Прямые методы регулирования

N+ Косвенные методы регулирования

S В современных условиях необходимость государственного регулирования большинством ученых-экономистов:

N+ Не отрицается

S Важнейшей проблемой экономической политики, по мнению Я.Тимбергена, является:

N- Проблема выявления личных, коллективных и общественных интересов

N+ Проблема соответствия между количеством целей и количеством инструментов при провидении экономической политики

S Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах выдвигают обычно:

N- Достижения главной цели (благосостояния общества)

N+ Выполнение подчиненных задач

S Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обусловлено тем, что:

N- Государство главной движущей силой экономического развития

N- Государство несет ответственность за производство и продажу товаров

N+ Существуют “провалы” в механизме функционирования рыночного хозяйства

Список литературы:

  1. Курс экономической теории : Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д. э. н. , проф. А. В. Сидоровича; МГУ –М., 2001 г. -832с.,гл.19-20.
  2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н. , проф. Киселевой Е. А. –Киров , 2002 г.- 832 с., гл. 17.
  3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.-М.,2003 г. -572 с., гл. 13-14.
  4. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А.К. Большакова-М.,2001г.-784 с., гл. 15.
Читать еще:  Стратегический анализ в маркетинге

Анализ и структура экономической политики

Понятие, цели и задачи экономической политики

Проводимая государством система мер по воздействию на национальное хозяйство страны называется экономической политикой. Она формируется из стратегии и хозяйственной тактики.

Государственная экономическая политика направлена на регулирование, корректировку и сохранение социально-экономических процессов развития общества. Эти процессы обеспечивают рост экономики и желательный уровень благосостояния общества.

Объектами экономическими политики являются хозяйственная система страны и ее звенья. К субъектам относят органы государственной власти или отдельные политические структуры.

Основными целями экономической политики государства являются:

  • гарантирование эффективной работы системы экономики страны путем формирования законодательной базы и регулирования общественной жизни;
  • поддержка устойчивого состояния экономики путем регулирования уровня инфляции и занятости, изменений в рыночной конъюнктуре и сохранения роста экономики;
  • перераспределение доходов;
  • рациональное перераспределение ресурсов для контроля структуры национального продукта;
  • содействие и контроль конкуренции.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ключевой задачей экономической политики считается управление экономикой. Это упорядоченное воздействие на систему общественного труда. Рациональным является поддерживать на соответствующем уровне и регулировать экономическую деятельность отдельных работников и производственных предприятий в целом.

Более конкретные задачи экономической политики можно сформулировать следующим образом:

  1. контроль над экономическим поведением субъектов рыночной деятельности (проведение регулирующих мер в форме прямых предписаний);
  2. достижение социального баланса (через реализацию социальных программ и проектов);
  3. формирование положительного имиджа государства (информирование населения о планах и программах государства для привлечения внимания и завоевания доверия);
  4. оказание воздействия на потенциальных избирателей (через СМИ завоевание симпатии и доверия к правящим партиям).

Структура экономической политики: основные направления и принципы

В состав экономической политики государства входят: денежно-кредитная, фискальная (налоговая), бюджетная, . инвестиционная. внешнеэкономическая политика и политика занятости.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основными направлениями экономической политики считаются: структурное и стабилизационное. Первое направление ориентировано на оздоровление экономики посредством реализации мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Стабилизационное направление обеспечивает сбалансированное развитие, а именно поддержка государством важных отраслей экономики.

Экономическая политика основывается на определенных принципах:

  • научность;
  • системность осуществление экономических мер, учета механизма взаимодействия базиса и надстройки, экономики и социальной сферы;
  • реальная оценка имеющегося экономического потенциала;
  • конкретно-исторический подход к разработке экономической политики;
  • принцип альтернативности экономической политики;
  • четкая постановка долгосрочной цели и определения основного направления, форм и методов их достижения.

Принцип научности определяется тем, что в экономической политике учитывается механизм реализации экономических законов. Необходимо отфильтровать все субъективные подходы и принимать во внимание исключительно объективные требования законодательства.

Второй принцип подразумевает комплексность осуществления всех мероприятий. По отдельности каждое действие снижает эффективность другого.

Следует подходить к реальному анализу экономического потенциала. Это означает способность реально оценивать соотношение целей и способов их реализации.

Под четвертым принципом понимается то, что экономическая политика не может быть единой для всех, даже для отдельной страны на разных этапах ее развития.

Пятый принцип подразумевает учет разнообразных вариантов развития экономики государства. С одной стороны — это ориентация на решение отдельных проблем или защита интересов конкретных отраслей хозяйства. С другой стороны целостность системы может быть и нарушена.

И шестой принцип экономической политики – это формулировка цели, главного направления и методов их реализации. Это говорит об определении экономической политики как процесса научной разработки, как единства двух составляющих: стратегии и тактики.

Особенности анализа экономической политики

Любому государству необходима разработка своей модели оценки эффективности экономической политики, которая ориентирована на рост качества и уровня жизни населения.

Методик анализа эффективности и результативности экономической политики достаточно много, то сам процесс оценки вызывает определенные трудности при его осуществлении.

На выбор той или иной методики или модели анализа влияют поставленные цели и задачи экономической политики, факторы внешней среды (политические, социальные и др.) и наличие необходимых ресурсов (труд, капитал, сырье и материалы).

Выделяют следующие методы оценки экономической политики: научные исследования; традиционные методы изучения (статистические методы анализа).

Научные исследования предполагают применение научной методологии и инструментария для изучения политических, экономических и социальных процессов в стране. Такие исследования вносят определенный вклад в теорию и практику, но на их осуществление необходимы значительные вложения.

К традиционным методам анализа экономической политики относятся: методы многомерного статистического анализа и метод сравнений.

Методы многомерного статистического анализа предполагают объединение объектов изучения в группы, подгруппы и классы и оценка процесса их развития. Кроме этого в рамках данной методологии формируются качественные агрегированные показатели. Они служат для описания самих объектов и для отслеживания изменений в процессе принятия управленческих решений. Также во внимание принимается оценка влияния последствий этих решений.

Распространенным считается метод сравнений. Он предполагает использование многовариантного анализа, а именно сравнение с плановыми, наилучшими и иными показателями за конкретный период времени.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Тема 11. Национальная экономика: основные результаты и показатели

Лекция

Для того, чтобы выработать верную экономическую политику, государ­ственные деятели должны отдавать себе отчет втом, во-первых, каких це­лей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для это­го располагают.

Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской пре­мии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Со­гласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные целиэкономической политики и сформулировать их, что обыч­но делается в терминах максимизации функции общественного благосос­тояния. На их основе определяются целевые показатели(например, пол­ная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вторых, правительство оцени­вает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель эконо­мики, которая связывает воедино цели и инструменты. Таким образом, мы переходим к нормативной экономической теории, предполагающей процесс целеполагания.

Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген — соответ­ствие между количеством целей и количеством инструментов при проведе­нии экономической политики. Допустим, что целей всего две (увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два — налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, чтополитики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.

Определение множества целей называется целевой функцией.Здесь важно учесть, что, чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной экономической политики при достижении многих целей.

По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могу быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

Взаимозаменяемостьцелей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример — контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстриру­ет наглядно данную ситуацию.

Взаимодополняемыецели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости.

Нейтральныецели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определен­ного уровня может и не влиять на темпы инфляции.

По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.

Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов:

1. Объем государственных расходов.

2. Темп изменения реальной заработной платы.

3. Уровень занятости.

4. Индикатор распределения доходов.

5. Размеры инвестиций.

6. Совокупный спрос.

7. Уровень производства.

8. Сальдо платежного баланса.

Позже, в 70-е гг., экономисты уже рассматривали 4 цели:

1. Полная занятость.

2. Стабильность цен.

3. Отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса.

4. Устойчивый уровень экономического развития.

В конце 1980-х — середине 1990-х гг. многие правительства стали рас­сматривать лишь 2 задачи:

1. Полная занятость.

2. Борьба с инфляцией.

Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регу­лирования и на нем сосредоточить основные усилия.

Для стран с развивающимися рынками таким стратегическим направле­нием государственной политики, как показывает практика 90-х гг., являет­ся борьба с высокой хронической инфляцией.

Цели макроэкономической политики реализуются путем государствен­ного регулирования.

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в эконо­мику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административ­ные методы государственного регулирования через расширение государ­ственной собственности на материальные ресурсы, управление государ­ственными предприятиями, законотворчество, и экономические методы го­сударственного регулирования с помощью различных мер макроэкономи­ческой политики.

Прямое вмешательство.Во всех промышленно развитых странах су­ществует более или менее значительный по своим масштабам государ­ственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием эконо­мической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кре­диты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие госу­дарственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорож­ный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подвер­женными периодическим кризисам.

Читать еще:  Анализ натурального и товарного хозяйства

Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми эле­ментами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнооб­разны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, за­конов против ограничительной деловой практики (антимонопольных зако­нов) и т. п.

Косвенное вмешательствопредполагает осуществление государствен­ного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направ­ления государственной политики тесно связаны друг с другом.

При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок — великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддер­живающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства.

Вопросы для самопроверки:

1. Как связаны между собой теория государственного регулирования экономики и нормативная экономическая теория?

2. Определите, что понимается в экономической теории под государственным регулированием экономики (ГРЭ)?

3. Какими факторами обусловлена объективная необходимость включения государства в экономические процессы?

4. Каковы экономические функции государства?

5. Каковы конечные цели экономической политики (ГРЭ)?

6. В чем заключается, согласно Я.Тинбергу, важнейшая проблема экономической политики государства?

7. Что такое целевая функция?

8. Сколько элементов, по мнению Я.Тимбергена, должно входить в состав целевой функции?

9. Как изменялись представления о целях ГРЭ в 70-х годах, в конце 1980-х середине 1990-х XX века?

10. В каких отношениях друг к другу могут быть цели макроэкономической политики?

11. Каковы основные формы вмешательства государства в экономику?

12. Почему система целей экономической политики имеет достаточно сложную структуру?

13. Что является основой понимания экономических приоритетов?

14. Каков механизм их определения? Должен ли приоритет определяться общественным интересом или личным?

15. Какова объективная основа деления методов государственного регулирования на прямые и косвенные? В связи с чем государство стремится использовать, как правило, оба варианта?

16. В чем эффективность косвенных методов регулирования? Почему они более согласованы с природой рыночной экономики?

#Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 10.4.

Тест учебный (10.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты)

S Теория государственного регулирования экономики относится к нормативной экономической теории:

S В современных условиях необходимость государственного регулирования большинством ученых-экономистов:

N+ Не отрицается

S С начала 20 в. В развитых странах доля государственных расходов всех уровней в ВВП:

N- Не изменилась

S Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обусловлено тем, что:

N- Государство главной движущей силой экономического развития

N- Государство несет ответственность за производство и продажу товаров

N+ Существуют “провалы” в механизме функционирования рыночного хозяйства

S Важнейшей проблемой экономической политики, по мнению Я.Тимбергена, является:

N- Проблема выявления личных, коллективных и общественных интересов

N+ Проблема соответствия между количеством целей и количеством инструментов при провидении экономической политики

S По мнению Я.Тимбергена, в состав целевой функции должны входить:

N- Четыре элемента

N- Шесть элементов

N+ Восемь элементов

S Система целей экономической политики имеет:

N- Простую структуру

N+ Сложную структуру

S Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах выдвигают обычно:

N- Достижения главной цели (благосостояния общества)

N+ Выполнение подчиненных задач

S Природе рыночной экономике в большей степени соответствуют:

N- Прямые методы регулирования

N+ Косвенные методы регулирования

S Размеры государственного сектора экономики служат:

N- Абсолютным критерием экономической роли государства

N+ Одним из критериев экономической роли государства

#Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 10.4.

Тест контрольный (10.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструмент)

S Система целей экономической политики имеет:

N- Простую структуру

N+ Сложную структуру

S Размеры государственного сектора экономики служат:

N- Абсолютным критерием экономической роли государства

N+ Одним из критериев экономической роли государства

S Теория государственного регулирования экономики относится к нормативной экономической теории:

S По мнению Я.Тимбергена, в состав целевой функции должны входить:

N- Четыре элемента

N- Шесть элементов

N+ Восемь элементов

S С начала 20 в. В развитых странах доля государственных расходов всех уровней в ВВП:

N- Не изменилась

S Природе рыночной экономике в большей степени соответствуют:

N- Прямые методы регулирования

N+ Косвенные методы регулирования

S В современных условиях необходимость государственного регулирования большинством ученых-экономистов:

N+ Не отрицается

S Важнейшей проблемой экономической политики, по мнению Я.Тимбергена, является:

N- Проблема выявления личных, коллективных и общественных интересов

N+ Проблема соответствия между количеством целей и количеством инструментов при провидении экономической политики

S Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах выдвигают обычно:

N- Достижения главной цели (благосостояния общества)

N+ Выполнение подчиненных задач

S Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику обусловлено тем, что:

N- Государство главной движущей силой экономического развития

N- Государство несет ответственность за производство и продажу товаров

N+ Существуют “провалы” в механизме функционирования рыночного хозяйства

Список литературы:

  1. Курс экономической теории : Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д. э. н. , проф. А. В. Сидоровича; МГУ –М., 2001 г. -832с.,гл.19-20.
  2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н. , проф. Киселевой Е. А. –Киров , 2002 г.- 832 с., гл. 17.
  3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.-М.,2003 г. -572 с., гл. 13-14.
  4. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А.К. Большакова-М.,2001г.-784 с., гл. 15.

Теоретический анализ эффективности государственной экономической политики;

Проблема роли и места государственной экономической политики в рыночном механизме решается на теоретическом уровне с помощью экономико-математического моделирования. Базовой теорией является модель анализа экономической политики Я.Тинбергена, который опубликовал книги «Теория экономической политики» в 1952 г. и «Экономическая политика: принципы и построение» в 1956 г.

Для анализа экономической политики Я. Тинберген использовал простую линейную модель с двумя целевыми показателями (T1 и T2) и двумя инструментами (I1 и I2). Предположим, что желаемый уровень T1 и T2 равен и . Когда экономика функционирует на желаемом уровне. Мы говорим, что она находится в точке блаженства, то есть в точки максимальной удовлетворённости.

В этом простейшем случае цели являются линейными функциями инструментов:

На каждую цель оказывают влияние оба инструмента. В этом случае легко продемонстрировать фундаментальный вывод о том, что политики могут достичь обеих целей тогда, когда имеют в своём распоряжении оба инструмента, и влияния инструментов на цель линейно независимы друг от друга (т.е. когда a1/b1 a2/b2). В случае линейной зависимости инструментов возможно достижение только одной из поставленных целей.

Математическое описание оптимальной экономической политики будет выглядеть так:

Решая эти уравнения относительно I1 и I2 (предполагая выполнение условия a1/b1 a2/b2) мы получим:

Что произойдёт, если a1/b1 a2/b2? Тогда влияние обоих инструментов на обе цели оказывается пропорциональным. В результате органы управления имеют только один независимый инструмент, с помощью которого они пытаются достичь двух целей. Обычно это невозможно осуществить.

Для примера, в качестве целевых показателей (T1 и T2) можно взять выпуск (Y) и инфляцию (P), в качестве инструментов (I1 и I2) – денежную массу (M) и государственные расходы (G). Коэффициенты a1, a2, b1, b2 в данном случае измеряют количественный эффект влияния G и M на Y и P; их значения определяются типом выбранной макроэкономической модели (например, в кейнсианской модели a1 и a2 могут быть мультипликаторами монетарной и фискальной политики соответственно). Произведя замену переменных в уравнении, мы получим:

Мы можем переписать эту систему, сформулировав проблему немного иначе и заменив при этом абсолютные значения переменных их отклонениями от базового уровня, то есть:

Тогда, если мы ставим своей целью удержать выпуск на базовом уровне, снизив инфляцию, допустим, на 2%, мы просто приравниваем Y к нулю, а P = -2. Как уже было отмечено, решение данной задачи существует в том случае, если влияния G и M линейно независимы.

Р. Манделл рассмотрел проблему выбора экономической политики иначе, чем Я. Тинберген. Он предположил, что в реальной действительности различные инструменты, как правило, находятся под контролем различных правительственных органов. Например, денежная политика может находиться в компетенции Центрального банка, а фискальная – в компетенции исполнительной власти, и, по предположению Манделла, эти органы не координируют свои действия. Существует ли тогда путь к решению проблемы выбора оптимальной экономической политики в условиях предположенной децентрализованности?

Манделл показал, что если цели правильно привязаны к инструментам, то оптимальный пакет политических мер может быть выполнен и в условиях децентрализованного принятия решений. Предложение Манделла основывалось на концепции эффективной рыночной классификации. По сути, это означает, что каждая цель должна быть “приписана” к тому инструменту, который оказывает на неё наиболее сильное влияние и, таким образом, имеет сравнительные преимущества с точки зрения регулирования целевого показателя. Возвращаясь к примеру регулирования инфляции и объема выпуска, можно отметить, что денежная политика (изменение M) оказывает более сильное влияние на инфляцию по сравнению с фискальной политикой (изменением G), которая в свою очередь эффективнее воздействует на выпуск. Таким образом, органы, проводящие фискальную политику должны самостоятельно регулировать колебания выпуска, а Центральный банк, ответственный за монетарную политику, должен контролировать темп роста цен.

Читать еще:  Анализ качества прибыли

В реальности существуют такие ситуации, когда целей больше, чем инструментов, и возникает вопрос о том, что может произойти в этом случае.

Предположим, что фискальная политика зашла в тупик и использование государственных расходов стало невозможным (G = 0). Тогда уравнения принимают вид:

Из чего следует, что

В этом случае не существует даже чисто теоретической возможности снижения инфляции без потерь выпуска. Из уравнения следует, что инфляция и выпуск могут двигаться только в одном направлении. Ограничения на проводимую политику, формально представленные в уравнении, показаны на графике в виде линии AB (Рис.4.1):

Рис.4.1Функция социальных потерь

В этих условиях правительственным органам следует определить функцию социальных потерь, оценивающую издержки, которые терпит общество в результате отклонения целевых показателей от их оптимальных значений, и минимизировать её при данных ограничениях (в нашем случае это прямая AB).

Функцию социальных потерь можно представить как сумму квадратов отклонений целевых показателей от своего оптимального значения. Здесь не принципиально, в каком виде записать функцию («сумма квадратов отклонений» или «сумма абсолютных значений отклонений», или ещё что-нибудь), т.к. само значение социальных потерь так же абстрактно, как и численное значение функции полезности у отдельного потребителя. Для нас главное то, чтобы она (функция) позволяла сравнивать эффективность различных комбинаций инструментов экономической политики. А для этого достаточно, чтобы она возрастала с ростом отклонений любого из целевых показателей и была “чувствительна” в разумных пределах и в нужных пропорциях к этим отклонениям.

Пусть для простоты мы примем общие потери в результате отклонения целевых переменных от их оптимального значения (L) в таком виде:

L = (Q — Q * ) 2 + (P — P * ) 2

В рассматриваемом нами примере основная цель состоит в том, чтобы достичь

Q * = 0 и P * = -2.

Таким образом, функция потерь имеет вид:

L = (Q) 2 + (P + 2) 2

В зависимости от величины L, данная функция имеет вид окружности радиуса и с центром в точке блаженства С= (0, -2). Допустимый минимум будет находиться в точке касания функции потерь и прямой AB, задаваемой уравнением (Рис.4.2)

Рис.4.2 Величина потерь общества

В итоге, мы пришли к компромиссу: снизили инфляцию за счёт снижения выпуска с минимальными потерями для общества.

В 1976 г. вышла книга Р.Лукаса «Эволюция экономической политики», в которой доказывалось, что политика, основанная на среднестатистических показателях прошлого и недооценивающая фактор переменчивости ожиданий, обречена на ошибки. Следствием данной критики стало появление более совершенных макроэкономических моделей, включающих оценку фактора ожиданий.

Макроэкономический анализ и цели экономической политики.

Макроэкономический анализ предполагает использование множества экономических показателей, которые предоставляются статистикой и, в частности, системой ациональных счетов(СНС). В рамках СНС определяются некоторые основные статистические агрегаты, которые широко используются как показатели экономической активности на уровне экономики в целом.

Методы макроэкономического анализа

Для макроэкономических исследований, как и для других наук, характерно применение комплекса методов.

Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования. Их можно подразделить на общенаучные и специфические методы исследования.

Общенаучные методы исследования включают метод научной абстракции, анализ; синтез; индукцию; дедукцию; единство исторического и логического; системно- функциональный анализ и др.

Основными специфическими методами исследования в макроэкономике являются агрегирование и моделирование.

Агрегирование — укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единый общий показатель (создание агрегатов, совокупных величин).

Агрегированные величины характеризуют развитие экономики как единого целого: валовой продукт (а не выпуск отдельной фирмы), общий уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночная процентная ставка (а не отдельные виды процента), уровень инфляции, уровень занятости, уровень безработицы и т. д.

Макроэкономическое агрегирование распространяется, прежде всего, на субъекты экономики, которые группируются в четыре сектора экономики:

сектор домашних хозяйств;

сектор «остальной мир».

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Множество рынков на макроуровне включает следующие типы:

рынок товаров и услуг (рынок благ);

рынок факторов производства.

Моделирование — это описание экономических процессов или явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов с целью выявления функциональных зависимостей между ними.

Оно позволяет получить достаточно полное представление о характере происходящих в экономике процессов, определить тенденции их развития.

В макроэкономике используется множество экономико-математических моделей, которые можно классифицировать следующим образом:

абстрактно-теоретические и конкретно-экономические;

краткосрочные (цены на некоторые товары и услуги не являются гибкими и не приспосабливаются к изменениям спроса) и долгосрочные (цены гибкие и реагируют на изменение спроса и предложения);

линейные и нелинейные (характер взаимосвязей элементов);

закрытые (представлена только национальная экономика) и открытые (учитывающие воздействия сектора «остальной мир» на национальную экономику);

равновесные и неравновесные;

статические (все экономические показатели привязываются к определенному моменту времени) и динамические (рассматривается временная взаимосвязь экономических показателей).

В моделях используются различные экономические переменные. Прежде всего, их можно разделить на экзогенные и эндогенные.

Экзогенные (внешние) переменные представляют исходную информацию. Они задаются до построения модели. Обычно в качестве экзогенных параметров в макроэкономических моделях выступают государственные расходы, ставки налогообложения и величина предложения денег.

Эндогенные (внутренние) переменные формируются внутри модели и определяются в ходе расчетов по модели. К числу эндогенно определяемых параметров относятся объемы занятости и выпуска, уровни инфляции и безработицы и т. д.

Функциональные связи между экзогенными и эндогенными величинами бывают следующих видов:

поведенческие (отражают предпочтения экономических субъектов). Примером такого рода зависимостей могут служить функции потребления или инвестиционного спроса;

технологические (показывают технологические зависимости в экономике). В частности, производственная функция, выражающая связь между объемом и факторами производства;

дефиниционные (отражают содержание явлений и их структуру). Например, определение совокупного спроса, безработицы, инфляции;

институциональные (выражают зависимости, вытекающие из институционально установленных в экономике норм и правил). К их числу можно отнести сумму налоговых поступлений как функцию дохода и установленной налоговой ставки.

Другая классификация экономических переменных связана со способом их измерения во времени: переменные запаса и переменные потока.

Переменные потока характеризуют передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности. Переменные потока отражают течение экономических процессов во времени (в течение месяца, квартала, года). Примерами потоковых величин являются расходы на потребление, сбережения, инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, экспорт, импорт и др.

Переменные запаса представляют накопление и использование ценностей субъектами. Они характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату,

например, на начало или конец года. К переменным запаса относятся накопленный капитал, государственный долг, имущество, национальное богатство и др.

Между запасами и потоками в экономике существует взаимосвязь: потоки вызывают изменения в запасах. Однако при определенных обстоятельствах показатели запасов и потоков могут изменяться независимо друг от друга.

В зависимости от конкретной экономической ситуации цели экономической политики могут и должны меняться, гибко реагировать на фактическое соотношение экономики и ее проблемы. Можно сформулировать несколько общих целей экономической политики в рыночной экономической системе.

1. Цель экономического роста. Это общая конечная цель для каждой национальной экономики в условиях рынка и в условиях переходной экономики. Такая цель конкретизируется в объемах производства ВНП, уровня жизни населения.

Экономическая политика в таких условиях направлена на активизацию:

— рост производительности труда;

— достаточный платежеспособный спрос населения и др.

2.Цель эффективной занятости. Как правило, она связана с первой целью и предусматривает активную экономическую политику государства.

3. Цель роста экономической активности. Достижение такой цели предусматривает долгосрочные и стратегические планы развития национальной экономики. Основой таких планов является развитие НТП, образования, науки развитие национальной экономики в системе международного разделения труда. Здесь используются средства промышленной политики.

4. Цель стабильного уровня цен. В переходной экономике такая цель достигается путем поддержки национального производителя. В развитой рыночной экономической системе такая цель достигается средствами денежно-кредитной и бюджетной политики, которые имеют антиинфляционную направленность.

5. Цель защиты и поддержки конкретного хозяйственного порядка, принципов экономической свободы. Достигается средствами антимонопольной политики, контроля за использованием экономической власти, защиты прав человека и частной собственности. Такая политика вступает в некоторые противоречия с принципами активной государственной экономической политики государственного регулирования.

6. Цель социальной безопасности и стабильности. Достигается средствами социального страхования, эффективной занятости, прогрессивным налогообложением личных доходов населения.

7.Цель равновесия внешнеторговых операций и платежного баланса, эффективного курса национальной валюты. Достигается средствами экономической политики, политики центрального (национального) банка относительно курса национальной валюты.

Таким образом, можно выделить следующие основные составляющие экономической политики:

— государственная промышленная политика и, в ее составе инновационная;

Формирование курса экономической политики происходит под влияние следующих основных факторов:

— влияние большого промышленного и финансового капитала. Его позитивное влияние связано с инвестиционными возможностями, а негативное — с монополистическими тенденциями;

— влияние профсоюзов — этот факт зависит от политической весомости профсоюзов. Политика заработной платы зависит от взаимодействия правительства — работодателя — профсоюзов;

— влияние политических партий и объединений. Каждая партия имеет экономическую программу (платформу) и предлагает определенные цели экономической политики. Если правительство сформировано на однопартийной или многопартийной основе, его решения отражают взгляды правящей партии или блока партий, которыми представлено правительство.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector