Sofin-credit.ru

Деньги и работа
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ бюджетных показателей

Вопрос 5 Экономический анализ бюджетных показателей

Важнейший элемент бюджетного процесса – экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса – при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы, ведомства, органы Федерального казначейства, контролирующие органы, депутатский корпус, финансовые службы хозяйствующих структур.

Методика анализа избирается в зависимости от уровня бюджета, поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы на любом уровне. Анализ должен быть:

конкретным, т. е. основываться на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих те или иные экономические и финансовые явления, процессы, тенденции;

системным, т. е. по срокам, исполнителям, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей представлять собой систему аналитической работы;

оперативным, т. е. по результатам анализа должна осуществляться разработка рекомендаций, на основе которых можно достаточно оперативно влиять на анализируемые показатели, процессы;

объективным, что должно обеспечиваться обоснованным подбором анализируемого материала, таким перечнем показателей, который способен комплексно охарактеризовать всю совокупность причин, факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции.

Методика экономического анализа бюджетных показателей определяет его этапы и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа включают прежде всего проверку, свод, группировку необходимых данных. Затем проводится собственно аналитическая обработка данных: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам, другим показателям; определение причин отклонений от прогнозируемых, утвержденных, уточненных значений; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями. Далее следует подведение итогов анализа , основные выводы. Заключительный этап – разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.

Методика экономического анализа исполнения бюджета условно может быть подразделена на общую и частную. Общая методика одинаково применима при анализе как общих итогов, так и конкретных результатов исполнения бюджета по доходам и расходам. К ней можно отнести:

• определение задач анализа;

• подбор и предварительную проверку достоверности данных;

• использование приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей;

• применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей;

• прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, по‑разному повлиявшим на результаты исполнения по доходам или расходам;

• широкое применение наряду с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин;

• применение аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих объективно судить о результатах исполнения бюджета, и др.

Практическое применение частной методики определяется: уровнем бюджета; видом доходов или направлением расходов; количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки; видами необходимых группировок и расчетов; аналитических таблиц; предположительными выводами по результатам анализа. Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят прежде всего от их комплексного применения. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения бюджета по доходам и расходам.

Основные задачи анализа исполнения доходной части бюджета : изыскание резервов роста доходов, т. е. увеличения контингентов федеральных, региогальных и местных налогов, их собираемости, а также аргументация возможных уточнений нормативных документов, регулирующих бюджетные процедуры по доходам.

При анализе исполнения расходной части бюджета : подводятся итоги исполнения бюджета в целом, по видам расходов, нижестоящим бюджетам, отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат; выясняются возможности более экономного и результативного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах; решаются другие задачи.

Аналитические таблицы традиционно отражают показатели утвержденного и уточненного бюджета, фактическое исполнение, отклонения от уточненного бюджета и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. В табл. 10.1 в качестве примера приведен вариант формы одной из аналитических таблиц при оценке общих результатов исполнения бюджета субъекта РФ по расходам.

Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета. Эта записка является и своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа, ведомства, так как свидетельствует о мерах, принятых для исполнения бюджета по доходам и расходам, выявления резервов, мероприятиях по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Круг показателей аналитических таблиц зависит от задач анализа, но вместе с тем, как показывает практика, часто определяется опытом и ответственностью конкретного специалиста.

Таблица 10.1 Анализ исполнения расходной части бюджета субъекта РФ за__год

Следует отметить, что формы и методы экономического анализа бюджетных показателей – это не данность на все времена. Реализация принципов бюджетирования, ориентированного на результат, совершенствование среднесрочного финансового и бюджетного планирования, развитие программно‑целевых методов бюджетного планирования, процессы реструктуризации бюджетного сектора, использование новых бюджетных инструментов – вызывают к жизни новые цели, задачи, формы и методики экономического анализа, необходимость формализации многих его процедур на основе соответствующих алгоритмов. Повышаются значимость и востребованность результатов анализа, который из «обслуживающего» элемента становится важным инструментом управления бюджетным процессом. Экономический анализ отчетности об исполнении бюджета завершает бюджетный учет.

Анализ бюджетных показателей

йУРПМОЙФШ ВАДЦЕФ РП ДПИПДБН — ЪОБЮЙФ НПВЙМЙЪПЧБФШ ЛПОФЙОЗЕОФЩ ОБМПЗПЧ, УВПТПЧ, ДТХЗЙИ РМБФЕЦЕК Й ТБУРТЕДЕМЙФШ ЙИ РП ХТПЧОСН ВАДЦЕФОПК УЙУФЕНЩ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ДЕКУФЧХАЭЙН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН.

дМС ЬФПЗП ТБЪТБВБФЩЧБЕФУС РМБО РПУФХРМЕОЙК ДПИПДПЧ — ДПЛХНЕОФ, ПРТЕДЕМСАЭЙК ПВЭЙЕ ПВЯЕНЩ ЛБЦДПЗП ЧЙДБ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ДПИПДПЧ Й ДЙЖЖЕТЕОГЙТХАЭЙК ЙИ РП ПФДЕМШОЩН ДПИПДБН Й УТПЛБН РПУФХРМЕОЙК. фБЛПЕ ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ ЙНЕЕФ ЧБЦОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ, Ф.Л. ДМС ЛБЦДПЗП ОБМПЗБ ЪБЛПОПН ХУФБОПЧМЕО УЧПК УТПЛ ХРМБФЩ, ЮФП ЧМЙСЕФ ОБ ЧТЕНЕООХА ДЙОБНЙЛХ РМБФЕЦЕК.

рМБО РПУФХРМЕОЙК ДПИПДПЧ ДПМЦЕО УПДЕТЦБФШ ЛБЛ ЖЙОБОУПЧП-ТБУЮЕФОЩК, ФБЛ Й ПТЗБОЙЪБГЙПООЩК ТБЪДЕМ. ч РПУМЕДОЕН РТЕДХУНБФТЙЧБАФУС НЕТПРТЙСФЙС РП ЙУРПМОЕОЙА Й ЛПОФТПМА, ЛПФПТЩЕ ДПМЦОЩ ПВЕУРЕЮЙФШ РПУФХРМЕОЙЕ Ч ВАДЦЕФ Й ЧОЕВАДЦЕФОЩЕ ЖПОДЩ ЪБРМБОЙТПЧБООЩИ ДПИПДПЧ.

пУОПЧОБС ЪБДБЮБ БОБМЙЪБ ЙУРПМОЕОЙС ДПИПДОПК ЮБУФЙ ВАДЦЕФБ — ЙЪЩУЛБОЙЕ ТЕЪЕТЧПЧ ДПИПДПЧ, Ф.Е. ХЧЕМЙЮЕОЙС ЛПОФЙОЗЕОФПЧ ЖЕДЕТБМШОЩИ, ТЕЗЙПОБМШОЩИ Й НЕУФОЩИ ОБМПЗПЧ, ОЕОБМПЗПЧЩИ ДПИПДПЧ, ЙИ УПВЙТБЕНПУФЙ.

нЕФПДЙЛБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП БОБМЙЪБ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ ХУМПЧОП НПЦЕФ ВЩФШ РПДТБЪДЕМЕОБ ОБ ПВЭХА Й ЮБУФОХА. пВЭБС НЕФПДЙЛБ ПДЙОБЛПЧП РТЙНЕОЙНБ РТЙ БОБМЙЪЕ ЛБЛ ПВЭЙИ ЙФПЗПЧ, ФБЛ Й ЮБУФОЩИ ТЕЪХМШФБФПЧ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ РП ДПИПДБН Й ТБУИПДБН. л ОЕК ПФОПУСФУС:

  • ПРТЕДЕМЕОЙЕ ЪБДБЮ БОБМЙЪБ;
  • РПДВПТ Й РТЕДЧБТЙФЕМШОБС РТПЧЕТЛБ ДПУФПЧЕТОПУФЙ Й РТБЧЙМШОПУФЙ ДБООЩИ;
  • ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ РТЙЕНБ УТБЧОЕОЙС ЛБЛ ПУОПЧОПЗП РТЙ ПРТЕДЕМЕОЙЙ ХТПЧОС ЙУРПМОЕОЙС Й ДЙОБНЙЛЙ ВАДЦЕФОЩИ РПЛБЪБФЕМЕК;
  • РТЙНЕОЕОЙЕ ХФЧЕТЦДЕООЩИ ЙМЙ ХФПЮОЕООЩИ ДБООЩИ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ВБЪЩ ДМС УТБЧОЕОЙС Й ПГЕОЛЙ РПЛБЪБФЕМЕК;
  • РТЙЕН ТБЪМПЦЕОЙС ПФЛМПОЕОЙК ПФ ХУФБОПЧМЕООЩИ ОБЪОБЮЕОЙК РП ЖБЛФПТБН, ТБЪМЙЮОП ЧМЙСАЭЙН ОБ ТЕЪХМШФБФЩ ЙУРПМОЕОЙС РП ДПИПДБН ЙМЙ ТБУИПДБН;
  • ЫЙТПЛПЕ РТЙНЕОЕОЙЕ ОБТСДХ У БВУПМАФОЩНЙ ПФОПУЙФЕМШОЩИ Й УТЕДОЙИ РПЛБЪБФЕМЕК, Б ФБЛЦЕ УЧПДОЩИ ЧЕМЙЮЙО;
  • РТЙНЕОЕОЙЕ БОБМЙФЙЮЕУЛЙИ ЗТХРРЙТПЧПЛ Й РПУФТПЕОЙЕ ФБВМЙГ, РПЪЧПМСАЭЙИ УХДЙФШ П ТЕЪХМШФБФБИ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ Й ДТ.

нЕФПДЙЛБ БОБМЙЪБ ЙЪВЙТБЕФУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ РПУФБЧМЕООЩИ ЪБДБЮ, ОП НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ ПУОПЧПРПМБЗБАЭЙЕ РТЙОГЙРЩ, ЛПФПТЩНЙ ОЕПВИПДЙНП ТХЛПЧПДУФЧПЧБФШУС РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ БОБМЙФЙЮЕУЛПК ТБВПФЩ ОБ МАВПН ХТПЧОЕ ВАДЦЕФБ, РТЙ ТЕЫЕОЙЙ МАВЩИ ЪБДБЮ. бОБМЙЪ ДПМЦЕО ВЩФШ:

  • ЛПОЛТЕФОЩН, Ф.Е. ПУОПЧЩЧБФШУС ОБ ЙЪХЮЕОЙЙ ЫЙТПЛПЗП ЛТХЗБ РПЛБЪБФЕМЕК, ЧУЕУФПТПООЕ ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙИ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЕ СЧМЕОЙЕ;
  • УЙУФЕНОЩН, Ф.Е. ПИЧБФЩЧБФШ РПЛБЪБФЕМЙ, УПРПУФБЧЙНЩЕ РП ЙОЖПТНБФЙЧОПУФЙ, ЧЪБЙНПУЧСЪСН, РТЙЕНБН БОБМЙЪБ;
  • ПРЕТБФЙЧОЩН, Ф.Е. РП ТЕЪХМШФБФБН БОБМЙЪБ ДПМЦОБ ПУХЭЕУФЧМСФШУС ТБЪТБВПФЛБ ТЕЛПНЕОДБГЙК, ОБ ПУОПЧЕ ЛПФПТЩИ НПЦОП ПРЕТБФЙЧОП РПЧМЙСФШ ОБ БОБМЙЪЙТХЕНЩЕ РПЛБЪБФЕМЙ Й РТПГЕУУЩ;
  • ПВЯЕЛФЙЧОЩН, ЮФП ДПМЦОП ПВЕУРЕЮЙЧБФШУС ПВПУОПЧБООЩН РПДВПТПН ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛПФПТБС УРПУПВОБ ЧУЕУФПТПООЕ ПИЧБФЩЧБФШ ЧУА УПЧПЛХРОПУФШ РТЙЮЙО Й ЖБЛФПТПЧ, ПРТЕДЕМСАЭЙИ ЧЩСЧМЕООХА ДЙОБНЙЛХ, ФЕОДЕОГЙЙ.

нЕФПДЙЛБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП БОБМЙЪБ ПРТЕДЕМСЕФ ЬФБРЩ БОБМЙЪБ Й РТЙЕНЩ БОБМЙФЙЮЕУЛПК ПВТБВПФЛЙ ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛПФПТЩЕ НПЦОП РТЕДУФБЧЙФШ Ч УМЕДХАЭЕК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ: РПДВПТ ДБООЩИ, РТПЧЕТЛБ, УЧПД, ЗТХРРЙТПЧЛБ, БОБМЙФЙЮЕУЛБС ПВТБВПФЛБ, РПДЧЕДЕОЙЕ ЙФПЗПЧ БОБМЙЪБ, ТБЪТБВПФЛБ РТБЛФЙЮЕУЛЙИ РТЕДМПЦЕОЙК Й ТЕЛПНЕОДБГЙК РП ТЕЪХМШФБФБН БОБМЙЪБ.

нЕФПДЙЛБ ТБУЮЕФПЧ ОБМПЗПЧЩИ ДПИПДПЧ ВАДЦЕФБ ЕЭЕ ОЕ ПЛПОЮБФЕМШОП ПФТБВПФБОБ, ОЕДПУФБФПЮОБ ВБЪБ ДБООЩИ, ЮБУФП НЕОСЕФУС ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП, ЮФП ЪБФТХДОСЕФ ДПУФПЧЕТОПЕ НПДЕМЙТПЧБОЙЕ ЧМЙСОЙС ТБЪМЙЮОЩИ ЖБЛФПТПЧ ОБ ПВЯЕН ОБМПЗПЧЩИ РПУФХРМЕОЙК.

ч УЙМХ ПВЯЕЛФЙЧОПК ОЕПРТЕДЕМЕООПУФЙ РТПЗОПЪПЧ РПУФХРМЕОЙК ОБМПЗПЧ ОЕЙЪВЕЦОЩ ТБЪМЙЮЙС НЕЦДХ РТПЕЛФЙТПЧЛБНЙ Й ЖБЛФЙЮЕУЛЙНЙ ПВЯЕНБНЙ НПВЙМЙЪБГЙЙ.

оЕПФЯЕНМЕНПК ЮБУФША БОБМЙЪБ УМЕДХЕФ УЮЙФБФШ ТБЪТБВПФЛХ РТЕДМПЦЕОЙК РП ЛПТТЕЛФЙТПЧЛЕ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ. оБТСДХ У ЬФЙН ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ ЙУРПМШЪХАФ ТЕЪХМШФБФЩ БОБМЙЪБ ДМС ЧЩТБВПФЛЙ ТЕЛПНЕОДБГЙК РП ГЕМЕОБРТБЧМЕООПНХ ЧЩВПТХ РТЕДРТЙСФЙК ДМС РТПЧЕДЕОЙС ЧЩЕЪДОЩИ РТПЧЕТПЛ, ЛПОФТПМА РПМОПФЩ ХРМБФЩ ОБМПЗПЧ Й РТЙОСФЙС НЕТ РП УОЙЦЕОЙА ДПРХЭЕООПК ЙНЙ ОЕДПЙНЛЙ РП РМБФЕЦБН Ч ВАДЦЕФ.

Читать еще:  Анализ бюджета за три года

рТЕДНЕФПН БОБМЙЪБ СЧМСАФУС ОБМПЗППВМБЗБЕНБС ВБЪБ Й ЖБЛФПТЩ, ЧМЙСАЭЙЕ ОБ ОЕЕ: ПВЯЕН РТПЙЪЧПДУФЧБ, ЙОДЕЛУ ГЕО, ХТПЧЕОШ ПРМБФЩ ФТХДБ, ЙЪНЕОЕОЙС ЛПМЙЮЕУФЧЕООПЗП Й ЛБЮЕУФЧЕООПЗП УПУФБЧБ РТЕДРТЙСФЙК Й Ф.Д. ч РТБЛФЙЛЕ ТБВПФЩ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ПУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ ХДЕМСЕФУС БОБМЙЪХ ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ ПУОПЧОЩИ ОБМПЗПЧ: ОБМПЗБ ОБ РТЙВЩМШ, оду, ОБМПЗБ ОБ ДПИПДЩ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ, БЛГЙЪПЧ, ОБМПЗБ ОБ ЙНХЭЕУФЧП, ПВЯЕН ЛПФПТЩИ УПУФБЧМСЕФ УЧЩЫЕ 85% УХННЩ ОБМПЗПЧЩИ РПУФХРМЕОЙК Ч ВАДЦЕФОХА УЙУФЕНХ.

бОБМЙЪ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ РП ДПИПДБН РТПЧПДСФ ТБЪМЙЮОЩЕ ХЮБУФОЙЛЙ ВАДЦЕФОПЗП РТПГЕУУБ: ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ, ЖЙОБОУПЧЩЕ ПТЗБОЩ, уЮЕФОБС РБМБФБ.

оЙЦЕ РТЙЧЕДЕН РТЙНЕТ (ЧЩДЕТЦЛХ) БОБМЙЪБ ЙУРПМОЕОЙС ДПИПДОПК ЮБУФЙ ВАДЦЕФБ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ ЪБ 9 НЕУСГЕЧ 2001 З., РПДЗПФПЧМЕООПЗП уЮЕФОПК РБМБФПК пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ ОБ ПУОПЧБОЙЙ ДБООЩИ, РТЕДУФБЧМЕООЩИ ЖЙОБОУПЧЩН ХРТБЧМЕОЙЕН БДНЙОЙУФТБГЙЙ ПВМБУФЙ, хРТБЧМЕОЙЕН ноу РП пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ, пТЕОВХТЗУЛЙН ПВМБУФОЩН ЛПНЙФЕФПН ЗПУХДБТУФЧЕООПК УФБФЙУФЙЛЙ.

бОБМЙЪХ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФБ РП ДПИПДБН РТЕДЫЕУФЧХЕФ ПВЪПТ ЙФПЗПЧ УПГЙБМШОП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС ПВМБУФЙ ЪБ УППФЧЕФУФЧХАЭЙК РЕТЙПД, Б ФБЛЦЕ БОБМЙЪ УПВМАДЕОЙС ВАДЦЕФОПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ РТЙ ЙУРПМОЕОЙЙ ПВМБУФОПЗП ВАДЦЕФБ.

йУРПМОЕОЙЕ ДПИПДОПК ЮБУФЙ ВАДЦЕФБ

дПИПДЩ ПВМБУФОПЗП ВАДЦЕФБ, У ХЮЕФПН ХФЧЕТЦДЕООЩИ ВАДЦЕФОЩИ ОБЪОБЮЕОЙК ъБЛПОПН пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ ПФ 09.01.2001 &#8470 764/229-03 «пВ ПВМБУФОПН ВАДЦЕФЕ ОБ 2001 ЗПД» У РПУМЕДХАЭЙНЙ ЙЪНЕОЕОЙСНЙ Й ДПРПМОЕОЙСНЙ, Б ФБЛЦЕ ХФПЮОЕОЙСНЙ, РТПЙЪЧЕДЕООЩНЙ ЖЙОБОУПЧЩН ХРТБЧМЕОЙЕН ВЕЪ ТЕЫЕОЙС ъБЛПОПДБФЕМШОПЗП уПВТБОЙС ПВМБУФЙ (44132,0 ФЩУ. ТХВМЕК), УПУФБЧЙМЙ 5408281,0 ФЩУ. ТХВМЕК.

пВМБУФОПК ВАДЦЕФ ЪБ ТБУУНБФТЙЧБЕНЩК РЕТЙПД ЧЩРПМОЕО ОЕХДПЧМЕФЧПТЙФЕМШОП. ч ГЕМПН РП ДПИПДБН ЙУРПМОЕОЙЕ УПУФБЧЙМП 3522439,0 ФЩУ. ТХВМЕК, ЙМЙ 65,1% Л ЗПДПЧЩН ВАДЦЕФОЩН ОБЪОБЮЕОЙСН, Ч ФПН ЮЙУМЕ ВЕЪЧПЪНЕЪДОЩЕ РЕТЕЮЙУМЕОЙС УПУФБЧЙМЙ 1258274,0 ФЩУ. ТХВМЕК.

йУРПМОЕОЙЕ ПВМБУФОПЗП ВАДЦЕФБ РП ДПИПДБН ЪБ 9 НЕУСГЕЧ 2001 ЗПДБ Ч РТПГЕОФБИ Л РМБОХ Й Ч ТБЪТЕЪЕ ОБМПЗПЧ РТЕДУФБЧМЕОП Ч РТЙМПЦЕОЙСИ 1,2,3,4,5.

пУОПЧОЩН ЙУФПЮОЙЛПН ЖПТНЙТПЧБОЙС ДПИПДОПК ЮБУФЙ ПВМБУФОПЗП ВАДЦЕФБ СЧЙМЙУШ ОБМПЗПЧЩЕ ДПИПДЩ, ХДЕМШОЩК ЧЕУ ЛПФПТЩИ УПУФБЧЙМ 70,0% ПФ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ РПУФХРЙЧЫЙИ ДПИПДПЧ ЪБ 9 НЕУСГЕЧ (РМБО 83,2%). оБМПЗПЧЩЕ РМБФЕЦЙ РПМХЮЕОЩ Ч ВАДЦЕФ Ч ТБЪНЕТЕ 3358861,0 ФЩУ. ТХВМЕК, ЙМЙ 55,3% Л ЗПДПЧЩН ВАДЦЕФОЩН ОБЪОБЮЕОЙСН.

оЕХДПЧМЕФЧПТЙФЕМШОПЕ ЙУРПМОЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РМБФЕЦЕК ОБРТСНХА ЪБЧЙУЙФ ПФ ЖЙОБОУПЧПЗП УПУФПСОЙС РТЕДРТЙСФЙК ПВМБУФЙ, ЛПФПТПЕ ПУФБЕФУС УМПЦОЩН.

ъБДПМЦЕООПУФШ РЕТЕД ПВМБУФОЩН ВАДЦЕФПН РП ОБМПЗПЧЩН РМБФЕЦБН РП УПУФПСОЙА ОБ 01.10.2001 Ч УТБЧОЕОЙЙ У ДБООЩНЙ ОБ 01.07.2001 УОЙЪЙМБУШ ОБ 14588,0 ФЩУ. ТХВМЕК Й УПУФБЧЙМБ 808378,0 ФЩУ. ТХВМЕК, Ч ФПН ЮЙУМЕ ОЕДПЙНЛБ УПУФБЧЙМБ 671626,0 ФЩУ. ТХВМЕК. оБ УОЙЦЕОЙЕ ЪБДПМЦЕООПУФЙ РП ОБМПЗПЧЩН РМБФЕЦБН РПЧМЙСМП РТЙОСФЙЕ БДНЙОЙУФТБГЙЕК пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ РПУФБОПЧМЕОЙС ПФ 13.08.2001 &#8470 136-Р «п РПТСДЛЕ Й УТПЛБИ РТПЧЕДЕОЙС Ч 2001 ЗПДХ ТЕУФТХЛФХТЙЪБГЙЙ ЛТЕДЙФПТУЛПК ЪБДПМЦЕООПУФЙ РЕТЕД ПВМБУФОЩН ВАДЦЕФПН». пДОБЛП РПФЕТЙ ДЕОЕЦОЩИ УТЕДУФЧ Ч ПВМБУФЙ ПУФБАФУС ЪОБЮЙФЕМШОЩНЙ РП РТЙЮЙОЕ ХИХДЫЕОЙС РМБФЕЦОПК ДЙУГЙРМЙОЩ РТЕДРТЙСФЙК.

рП УЧЕДЕОЙСН хРТБЧМЕОЙС ноу тПУУЙЙ РП пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ, ЛТХРОЩНЙ ОЕДПЙНЭЙЛБНЙ РП ОБМПЗПЧЩН РМБФЕЦБН Ч ПВМБУФОПК ВАДЦЕФ (ЪБДПМЦЕООПУФШ РП РМБФЕЦБН Ч ВАДЦЕФ УЧЩЫЕ 1 НМО. ТХВМЕК) РТПДПМЦБАФ ПУФБЧБФШУС НОПЦЕУФЧП РТЕДРТЙСФЙК Й ПТЗБОЙЪБГЙК ПВМБУФЙ, Ч ФПН ЮЙУМЕ хРТБЧМЕОЙЕ ахцд, зхр «пТЕОВХТЗУЛПЕ ПФДЕМЕОЙЕ ахцд», пбп «лПНВЙОБФ аЦХТБМОЙЛЕМШ», зхр «хНОПЧУЛЙК учъ»,пбп «пТЕОВХТЗЪБЧПДУФТПК», пбп»опуфб», зр «пТЕОВХТЗБЧФПДПТ» Й ДТ.

оБЙВПМШЫЙК ХДЕМШОЩК ЧЕУ Ч УФТХЛФХТЕ ОБМПЗПЧЩИ РПУФХРМЕОЙК Ч ПВМБУФОПК ВАДЦЕФ РТЙИПДЙФУС ОБ ОБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ (ДПИПД), РТЙТПУФ ЛБРЙФБМБ -55,5%. пДОБЛП Ч УТБЧОЕОЙЙ У РМБОПН ОБ 2001 ЗПД (64,9%) ХДЕМШОЩК ЧЕУ ОБМПЗБ ОБ РТЙВЩМШ Ч УПУФБЧЕ ОБМПЗПЧЩИ РМБФЕЦЕК УОЙЪЙМУС ОБ 9,4%.

пФДЕМШОЩЕ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ НПНЕОФЩ Ч ТБЪЧЙФЙЙ ЬЛПОПНЙЛЙ ПВМБУФЙ ОЕ РПЧМЙСМЙ ОБ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ РПУФХРМЕОЙЙ ОБМПЗБ ОБ РТЙВЩМШ.

рМБФЕЦЙ ЪБ РПМШЪПЧБОЙЕ РТЙТПДОЩНЙ ТЕУХТУБНЙ УПУФБЧМСАФ 28,6% ПФ РПУФХРЙЧЫЙИ ОБМПЗПЧЩИ ДПИПДПЧ, ЮФП ОБ 3,0% РТЕЧЩЫБЕФ ЗПДПЧЩЕ ВАДЦЕФОЩЕ ОБЪОБЮЕОЙС РП ОБМПЗПЧЩН ДПИПДБН (25,6%). зПДПЧЩЕ ВАДЦЕФОЩЕ ОБЪОБЮЕОЙС РП ДБООПНХ ЧЙДХ ОБМПЗБ ЧЩРПМОЕОЩ ОБ 61,8%. оБ УМПЦЙЧЫЙКУС РТПГЕОФ ЧЩРПМОЕОЙС ПЛБЪБМП ЧМЙСОЙЕ РЕТЕЧЩРПМОЕОЙЕ РМБОПЧЩИ ОБЪОБЮЕОЙК ОБ 61,3% РП УФБФШЕ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ ДПИПДПЧ «рМБФБ ЪБ ОПТНБФЙЧОЩЕ Й УЧЕТИОПТНБФЙЧОЩЕ ЧЩВТПУЩ Й УВТПУЩ ЧТЕДОЩИ ЧЕЭЕУФЧ, ТБЪНЕЭЕОЙЕ ПФИПДПЧ» (РПУФХРМЕОЙЕ ОЕДПЙНЛЙ РТПЫМЩИ МЕФ ПФ зБКУЛПЗП зплБ).

рПУФХРМЕОЙЕ ЪЕНЕМШОПЗП ОБМПЗБ Ч ПВМБУФОПК ВАДЦЕФ РТЙВМЙЦБЕФУС Л ЧЩРПМОЕОЙА РМБОПЧЩИ ОБЪОБЮЕОЙК Й УПУФБЧМСЕФ 98,5%.

оБМПЗЙ ОБ ЙНХЭЕУФЧП УПУФБЧМСАФ 10,9% ПФ РПУФХРЙЧЫЙИ ОБМПЗПЧЩИ ДПИПДПЧ. рМБОПЧЩЕ ВАДЦЕФОЩЕ ОБЪОБЮЕОЙС Ч ТБЪНЕТЕ 390802,0 ФЩУ. ТХВМЕН ЙУРПМОЕОЩ ОБ 93,6%.

оБМПЗЙ ОБ ФПЧБТЩ Й ХУМХЗЙ, МЙГЕОЪЙПООЩЕ Й ТЕЗЙУФТБГЙПООЩЕ УВПТЩ УПУФБЧМСАФ 3,7% ПФ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ РПУФХРЙЧЫЙИ ОБМПЗПЧЩИ ДПИПДПЧ. ч УПУФБЧЕ ЬФПЗП ОБМПЗБ ДПНЙОЙТХАЭБС ТПМШ РТЙОБДМЕЦЙФ ОБМПЗХ У РТПДБЦ, РПУФХРМЕОЙЕ ЛПФПТПЗП РМБОЙТПЧБМПУШ Ч ТБЪНЕТЕ 132952,0 ФЩУ. ТХВМЕК. ъБ 9 НЕУСГЕЧ ОБМПЗ У РТПДБЦ ЙУРПМОЕО Ч УХННЕ 102566,0 ФЩУ. ТХВМЕК, ЙМЙ 77,1%.

уФБВЙМЙЪЙТПЧБМПУШ РПУФХРМЕОЙЕ БЛГЙЪПЧ РП РПДБЛГЙЪОЩН ФПЧБТБН (РТПДХЛГЙЙ) Й ПФДЕМШОЩН ЧЙДБН НЙОЕТБМШОПЗП УЩТШС, РТПЙЪЧПДЙНЩН ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ, ЛПФПТПЕ РМБОЙТПЧБМПУШ Ч ТБЪНЕТЕ 20021,0 ФЩУ. ТХВМЕК. жБЛФЙЮЕУЛЙ ЙУРПМОЕОЩ РПУФХРМЕОЙС ОБ 107,4%. оБ РПМПЦЙФЕМШОЩК ТЕЪХМШФБФ РП УВПТХ ДБООПЗП ЧЙДБ ОБМПЗБ ПЛБЪБМП ЙУРПМОЕОЙЕ ЮБУФЙ II оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ тж Ч ЮБУФЙ ТЕБМЙЪБГЙЙ ЧЙОП-ЧПДПЮОЩИ ЙЪДЕМЙК У 01.0.7.2001 ЮЕТЕЪ БЛГЙЪОЩЕ УЛМБДЩ.

хФЧЕТЦДЕООЩЕ ВАДЦЕФОЩЕ ОБЪОБЮЕОЙС РП «оБМПЗХ ОБ УПЧПЛХРОЩК ДПИПД» ЧЩРПМОЕОЩ ОБ 137,3%.

йУРПМОЕОЙЕ ЗПДПЧЩИ ВАДЦЕФОЩИ ОБЪОБЮЕОЙК ЪБ 9 НЕУСГЕЧ: РП ОБМПЗХ ОБ ЙЗПТОЩК ВЙЪОЕУ ОБ 148,7%; РП ОБМПЗБН ОБ УПЧПЛХРОЩК ДПИПД ОБ 137,3%; РП ЪЕНЕМШОПНХ ОБМПЗХ ОБ 98,5% — НПЦОП ТБУУНБФТЙЧБФШ ЛБЛ ЛПУЧЕООПЕ РПДФЧЕТЦДЕОЙЕ ОЕДПУФБФПЮОПК ПВПУОПЧБООПУФЙ ТБУЮЕФПЧ РП ЬФЙН УФБФШСН ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ ДПИПДПЧ Й ЛБЛ ПФУХФУФЧЙЕ ЛБЮЕУФЧЕООПЗП БОБМЙЪБ ДПИПДОПЗП РПФЕОГЙБМБ ПВМБУФЙ ОБ УФБДЙЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС РПЛБЪБФЕМЕК ПВМБУФОПЗП ВАДЦЕФБ РП РПУФХРМЕОЙА ЬФЙИ ОБМПЗПЧ. фБЛ, ЪБЛПОПН ПВ ПВМБУФОПН ВАДЦЕФЕ ОБ 2001 ЗПД ЪБРМБОЙТПЧБОП РПУФХРМЕОЙЕ ЪЕНЕМШОПЗП ОБМПЗБ Ч 2,3 ТБЪБ ОЙЦЕ РМБОЙТХЕНПЗП Й Ч 1,3 ТБЪБ ОЙЦЕ РПУФХРЙЧЫЕЗП ЪЕНЕМШОПЗП ОБМПЗБ Ч ДПИПД ПВМБУФОПЗП ВАДЦЕФБ Ч 2000 ЗПДХ, ОЕУНПФТС ОБ ФП, ЮФП РМПЭБДШ ЪЕНЕМШ, ПВМБЗБЕНЩИ ОБМПЗПН, ЙЪНЕОЙМБУШ ОЕЪОБЮЙФЕМШОП (У 10,5 НМО. ЗБ Ч 2000 ЗПДХ ДП 8,1 НМО. ЗБ Ч 2001 ЗПДХ, РП УЧЕДЕОЙСН лПНЙФЕФБ РП ЪЕНЕМШОЩН ТЕУХТУБН Й ЪЕНМЕХУФТПКУФЧХ РП пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ).

оЕОБМПЗПЧЩИ ДПИПДПЧ Ч ПВМБУФОПК ВАДЦЕФ ЪБ 9 НЕУСГЕЧ 2001 ЗПДБ РПУФХРЙМП 175603,0 ФЩУ. ТХВМЕК, ЮФП УПУФБЧМСЕФ 41,6% ПФ ХФЧЕТЦДЕООЩИ ЗПДПЧЩИ ОБЪОБЮЕОЙК (422144,0 ФЩУ. ТХВМЕК).

оБ УМПЦЙЧЫЙКУС РТПГЕОФ ЧЩРПМОЕОЙС ОЕОБМПЗПЧЩИ ДПИПДПЧ ПУОПЧОПЕ ЧМЙСОЙЕ ПЛБЪБМЙ РПУФХРМЕОЙС ДПИПДПЧ ПФ ЙНХЭЕУФЧБ, ОБИПДСЭЕЗПУС Ч ЗПУХДБТУФЧЕООПК Й НХОЙГЙРБМШОПК УПВУФЧЕООПУФЙ, ЙМЙ ПФ ДЕСФЕМШОПУФЙ, ЗПДПЧЩЕ ОБЪОБЮЕОЙС ЛПФПТПЗП ЧЩРПМОЕОЩ ОБ 119,9%.

рТПЮЙЕ ОЕОБМПЗПЧЩЕ ДПИПДЩ, ХФЧЕТЦДЕООЩЕ Ч ТБЪНЕТЕ 316000,0 ФЩУ. ТХВМЕК ЧЩРПМОЕОЩ МЙЫШ ОБ 14,3% ЙМЙ Ч ТБЪНЕТЕ 45165,0 ФЩУ. ТХВМЕК. оЙЪЛЙК РТПГЕОФ ЙУРПМОЕОЙС РП ДБООПНХ ДПИПДХ ПФНЕЮБМУС Й Ч РТПЫМПН ЗПДХ (45,6%) Й УЧСЪБО У ОЕФПЮОЩН РТПЗОПЪЙТПЧБОЙЕН.

рП ЗТХРРЕ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ ДПИПДПЧ «вЕЪЧПЪНЕЪДОЩЕ РЕТЕЮЙУМЕОЙС» ЪБ 9 НЕУСГЕЧ 2001 ЗПДБ РПУФХРЙМП 1258274,0 ФЩУ.ТХВМЕК, ЙМЙ ВПМЕЕ ЗПДПЧЩИ ОБЪОБЮЕОЙК (У ХЮЕФПН ФТБОУЖЕТФПЧ) ОБ 59,2%, Ч ФПН ЮЙУМЕ ВЕЪЧПЪНЕЪДОЩЕ РЕТЕЮЙУМЕОЙС УПУФБЧЙМЙ:

  • ПФ ВАДЦЕФПЧ ДТХЗЙИ ХТПЧОЕК — 682557,0 ФЩУ. ТХВМЕК;
  • ПФ ОЕЖФСОПК ЛПНРБОЙЙ «поблп» Ч ТБЪНЕТЕ 575717,0 ФЩУ. ТХВМЕК, ЮФП УПУФБЧЙМП 45,8% ЧУЕИ ВЕЪЧПЪНЕЪДОП РПУФХРЙЧЫЙИ УТЕДУФЧ.

фБВМЙГБ 1. йУРПМОЕОЙЕ ПВМБУФОПЗП ВАДЦЕФБ РП ДПИПДБН ЪБ 9 НЕУСГЕЧ 2001 З.

newinspire

Цели, методы и инструменты анализа бюджета

Рассмотрим цели, методы и инструменты анализа бюджета .

В течение года и по его завершении центральные и территориальные финансовые органы проводят аналитическую работу по результатам исполнения бюджета.

Целями анализа бюджета являются:

• оценка конечных результатов формирования, составления и исполнения бюджета;

• обоснование бюджетной политики государства и территориальных образований;

• обоснование параметров показателей, использованных при формировании бюджета;

• выявление причин, оказавших влияние на нерациональное и неэффективное использование средств бюджета или его исполнение;

• выявление резервов в процессе исполнения бюджета;

• выявление отрицательных моментов в деятельности бюджетополучателей, приводящих к нерациональному, нецелевому, неэффективному использованию бюджетных средств;

• разработка методов и методик рационального и эффективного планирования и использования бюджетных средств;

• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Анализ бюджета позволяет:

• уточнить уровни финансовой самодостаточности центра и территорий, способы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы;

• определить уровень устойчивости бюджетов всех уровней бюджетной системы;

• вскрыть факторы, влияющие на финансовое положение бюджетной системы и степень их влияния на бюджеты всех уровней власти;

• выявить направления корректировки бюджетной политики на очередной финансовый год.

Методы анализа бюджета

В целях проведения анализа бюджета и бюджетного процесса используется на практике ряд методов, в частности, методы сравнения, группировки, цепных постановок, горизонтального, вертикального, ретроспективного, факторного анализа и др.

Метод сравнения является наиболее простым методом анализа бюджета. При использовании метода бюджетные показатели отчетного периода сравниваются с плановыми или с аналогичными показателями за предыдущие периоды (квартал, год), которые называют базовыми.

Читать еще:  Анализ ликвидности предприятия примеры с выводами

Путем сравнения показателей за определенный период добиваются их сопоставимости методом пересчета с учетом инфляционных процессов в экономике.

Метод группировки сводится к группировке показателей бюджетов и сведению их в таблицы, что позволяет делать аналитические расчеты, выявить тенденции развития отдельных факторов, установить взаимосвязи с другими факторами и условиями, влияющими на изменение показателей бюджета.

Метод цепных постановок (метод элиминирования) заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным при неизменности остальных показателей, что позволяет выявлять влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Горизонтальный анализ используется для сравнения текущих показателей бюджета с показателями за текущие периоды или сравнения плановых показателей с фактическими.

Вертикальный анализ позволяет выявить структуру бюджета или долю отдельных бюджетных показателей в итоговом бюджетном показателе и их влияние на общие результаты.

Ретроспективный анализ (трендовый) проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей на основе сравнения плановых и отчетных показателей за несколько лет, что позволяет проводить более точное прогнозирование бюджетных показателей на перспективу.

Факторный анализ заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели, например на показатели расходов на экономическую или социальную сферу.

Инструменты анализа бюджета

В качестве инструментов бюджетного анализа используются на практике бюджетные коэффициенты, представляющие собой относительные или абсолютные показатели финансового состояния государства или территориального образования.

Бюджетные коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного территориального образования с аналогичными показателями других территориальных образований в интересах выявления динамики развития тенденций изменения финансового состояния территории.

В качестве примера приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета. Уровень устойчивости территориального бюджета можно охарактеризовать объемом средств, которые необходимо иметь в составе бюджета для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Объем минимальных бюджетных расходов — это сумма средств, необходимая для обеспечения жизнедеятельности населения территориального образования. Иначе, это средства, предусмотренные бюджетом для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, а именно на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджетном обеспечении и представляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета можно характеризовать следующими состояниями:

Устойчивость состояния характеризуется в абсолютных величинах: в объемах доходов и расходов денежных средств.

Рассчитав и проанализировав бюджет по приведенным коэффициентам, можно вскрыть факторы, влияющие на его состояние, и выявить причины негативных явлений в бюджетном процессе в интересах оптимального планирования и рационального использования бюджетных средств.

Бюджетный анализ, как свидетельствует опыт, проводится по результатам составления бюджета.

Анализ составления бюджета проводится по следующим направлениям исследования бюджетного процесса:

• анализ финансового состояния сферы материального производства;

• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

• анализ показателей сводного финансового баланса;

• анализ доходной части проекта бюджета по источникам дохода;

• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета проводится по направлениям:

• анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам доходов и отраслям хозяйства;

• анализ исполнения плана расходов бюджета по направлениям финансирования производственной и непроизводственной сферы;

• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

• анализ налогового исполнения бюджета;

• анализ неналогового исполнения бюджета.

Совместный анализ бюджета по всем абсолютным и относительным показателям, по составлению и исполнению бюджета является комплексным анализом бюджета, позволяющим получить наиболее полную и объективную информацию органам власти для принятия решения по корректировке бюджетной политики, формированию доходности бюджета, его исполнению, выявлению резервов в мобилизацию средств на главных программах и их экономном расходовании, усилению мер контроля за рациональным использованием бюджетных средств.

Вопрос 5 Экономический анализ бюджетных показателей

Вопрос 5 Экономический анализ бюджетных показателей

Важнейший элемент бюджетного процесса – экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса – при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы, ведомства, органы Федерального казначейства, контролирующие органы, депутатский корпус, финансовые службы хозяйствующих структур.

Методика анализа избирается в зависимости от уровня бюджета, поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы на любом уровне. Анализ должен быть:

конкретным, т. е. основываться на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих те или иные экономические и финансовые явления, процессы, тенденции;

системным, т. е. по срокам, исполнителям, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей представлять собой систему аналитической работы;

оперативным, т. е. по результатам анализа должна осуществляться разработка рекомендаций, на основе которых можно достаточно оперативно влиять на анализируемые показатели, процессы;

объективным, что должно обеспечиваться обоснованным подбором анализируемого материала, таким перечнем показателей, который способен комплексно охарактеризовать всю совокупность причин, факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции.

Методика экономического анализа бюджетных показателей определяет его этапы и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа включают прежде всего проверку, свод, группировку необходимых данных. Затем проводится собственно аналитическая обработка данных: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам, другим показателям; определение причин отклонений от прогнозируемых, утвержденных, уточненных значений; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями. Далее следует подведение итогов анализа , основные выводы. Заключительный этап – разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.

Методика экономического анализа исполнения бюджета условно может быть подразделена на общую и частную. Общая методика одинаково применима при анализе как общих итогов, так и конкретных результатов исполнения бюджета по доходам и расходам. К ней можно отнести:

• определение задач анализа;

• подбор и предварительную проверку достоверности данных;

• использование приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей;

• применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей;

• прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, по-разному повлиявшим на результаты исполнения по доходам или расходам;

• широкое применение наряду с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин;

• применение аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих объективно судить о результатах исполнения бюджета, и др.

Практическое применение частной методики определяется: уровнем бюджета; видом доходов или направлением расходов; количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки; видами необходимых группировок и расчетов; аналитических таблиц; предположительными выводами по результатам анализа. Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят прежде всего от их комплексного применения. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения бюджета по доходам и расходам.

Основные задачи анализа исполнения доходной части бюджета : изыскание резервов роста доходов, т. е. увеличения контингентов федеральных, региогальных и местных налогов, их собираемости, а также аргументация возможных уточнений нормативных документов, регулирующих бюджетные процедуры по доходам.

При анализе исполнения расходной части бюджета : подводятся итоги исполнения бюджета в целом, по видам расходов, нижестоящим бюджетам, отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат; выясняются возможности более экономного и результативного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах; решаются другие задачи.

Аналитические таблицы традиционно отражают показатели утвержденного и уточненного бюджета, фактическое исполнение, отклонения от уточненного бюджета и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. В табл. 10.1 в качестве примера приведен вариант формы одной из аналитических таблиц при оценке общих результатов исполнения бюджета субъекта РФ по расходам.

Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета. Эта записка является и своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа, ведомства, так как свидетельствует о мерах, принятых для исполнения бюджета по доходам и расходам, выявления резервов, мероприятиях по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Круг показателей аналитических таблиц зависит от задач анализа, но вместе с тем, как показывает практика, часто определяется опытом и ответственностью конкретного специалиста.

Таблица 10.1

Анализ исполнения расходной части бюджета субъекта РФ за__год

Следует отметить, что формы и методы экономического анализа бюджетных показателей – это не данность на все времена. Реализация принципов бюджетирования, ориентированного на результат, совершенствование среднесрочного финансового и бюджетного планирования, развитие программно-целевых методов бюджетного планирования, процессы реструктуризации бюджетного сектора, использование новых бюджетных инструментов – вызывают к жизни новые цели, задачи, формы и методики экономического анализа, необходимость формализации многих его процедур на основе соответствующих алгоритмов. Повышаются значимость и востребованность результатов анализа, который из «обслуживающего» элемента становится важным инструментом управления бюджетным процессом. Экономический анализ отчетности об исполнении бюджета завершает бюджетный учет.

Читать еще:  Институциональный анализ это

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Бюджетирование. Контроль и анализ бюджета.

Система бюджетирования — это не просто система взаимосвязанных бюджетов. Бюджетирование – это система обязательных процедур и правил на всех этапах, начиная с планирования и заканчивая анализом исполнения бюджета, и, конечно, включая промежуточные этапы – учет, контроль и принятие решений.

Исполнение бюджета – это управление предприятием в течение всего бюджетного периода с целью достижения финансовых и производственных результатов в соответствии с параметрами утвержденного бюджета. В своей ежедневной работе менеджеры руководствуются плановыми показателями. Финансовая служба контролирует исполнение бюджета с помощью различных инструментов.

Инструменты исполнения бюджетов включают в себя процедуры:

  • управленческий учет
  • оперативное планирование
  • управление договорами
  • управление платежами
  • управление денежными потоками
  • управление материальными потоками
  • управление финансовыми рисками
  • контроль соответствия бюджету
  • анализ исполнения бюджета
  • корректировки бюджета

Контроль исполнения бюджета бывает текущий (оперативный) и заключительный. Любой контроль исполнения бюджета базируется на сравнении факта с планом.

Оперативный контроль исполнения бюджета происходит в текущем месяце и включает:

  • управление платежами и согласование заявок на оплату с целью контроля затрат в соответствии с бюджетом предприятия,
  • операционный менеджмент (управление производством, логистикой) с целью мониторинга наличия необходимых ресурсов для обеспечения плановых продаж,
  • управление продажами и мониторинг поступления денег от клиентов с целью обеспечения бесперебойного денежного потока в соответствии с бюджетом.

Оперативный контроль проводится ежедневно и еженедельно по данным оперативной отчетности. При оперативном контроле мониторинг осуществляется фрагментировано, по тем данным, которые проще всего получить моментально – это все поступления и платежи по банковским выпискам, данные по производству и по отгрузкам в денежном и натуральном показателях и т.д.

Заключительный контроль – это анализ выполнения планов и подведение итогов после окончания периода. Как правило, анализ исполнения бюджета проводится в компаниях по окончании каждого месяца. Такая регулярность позволяет менеджменту контролировать реализацию текущих задач и оперативно реагировать на возникающие отклонения от планов.

Контроль исполнения бюджета – выявление отклонений фактических показателей от запланированных.

Анализ исполнения бюджета – выявление причин отклонений фактических показателей от запланированных.

Заключительный план-факт анализ эффективен на более длительных бюджетных периодах, чем месяц. Детальный анализ исполнения бюджета и подробный разбор причин отклонений проводится раз в квартал. Такой период позволяет увидеть не только случайные проблемы, которые уже заметны по итогам месяца, но и выявить определенные тенденции в развитии компании и системные отклонения. Контролируя и анализируя отклонения, менеджмент компании может и должен принять эффективные управленческие решения для выравнивания показателей по году, либо для принятия решения о пересмотре бюджета.

Виды анализа исполнения бюджета

План-факт анализ исполнения бюджета – это базовый способ оценить результаты работы компании по итогам месяца/квартала/года. В отчетах об исполнении бюджетов приводятся фактические и плановые данные за истекший период, рассчитываются отклонения в абсолютном и в относительном выражении. Дополнение отчета фактическими данными нарастающим итогом с начала года, а также прибавление плановых значений будущих периодов до конца года поможет сделать выводы о существующих тенденциях и спрогнозировать возможность выполнения бюджета по итогам года.

В дополнение к план-факт анализу целесообразно также проводить сравнительный анализ факта текущего года к факту прошлого года, чтобы увидеть развитие компании в динамике — прогресс или регресс в целом и по отдельным направлениям. Также полезен факторный анализ, который помогает выделить и разложить влияние каждого элемента по отдельности в формате: статья дохода/расхода – сумма отклонения – процент (вклад) выполнения/невыполнения плана по прибыли.

  • сравнение фактических данных за текущий период с запланированными (план-факт)
  • прогнозирование результатов года (факт прошедших месяцев плюс план будущих месяцев)
  • сравнение фактических данных за текущий период и аналогичный период прошлого года
  • оценка влияния факторов на исполнения бюджета (факторный анализ)

Задача план-факт и факторного анализа – выявление причин, повлиявших на величину отклонений, и выработка рекомендаций по их устранению. Чем именно были вызваны расхождения по той или иной статье бюджета, кто ответственный за полученный результат. В зависимости от типа и суммы отклонений руководством предприятия принимаются оперативные управленческие решения. Также необходимо разработать мероприятия по минимизации влияния внешних негативных факторов, обнаруженных в ходе анализа.

В общем виде последовательность действий:

  1. сбор информации и формирование отчетности
  2. выявление и анализ причин отклонений факта от плана
  3. принятие управленческих решений

По окончанию бюджетного периода подводятся итоги, при выполнении и перевыполнении планов определяются премии и бонусы. А что происходит, если план не выполняется?

Существенность отклонений

Отклонения без корректировок бюджета допустимы, когда факт отличается от плана в пределах до 10 процентов. Свыше – есть все основания для пересмотра бюджета. Но это общий подход. Определение пределов допустимости зависит от отрасли, в которой работает предприятие. В некоторых отраслях допустимыми считаются и 15 — 20 процентов. Также следует установить критерии допустимых отклонений по видам затрат. Например, превышение в 10 % по себестоимости будет критичным, а превышение расходов на обучение на 10 % не критично. Обычно предел устанавливается процентах и в абсолютном значении, например, не более 5 % или 100 тысяч рублей. Таким образом ограничение будет охватывать значимые статьи (ограничение по процентам) и менее значимые (ограничение по сумме).

Помимо предела допустимости следует определить вид отклонения, ведь в зависимости от вида могут быть приняты разные управленческие решения.

Виды отклонений:

  • Благоприятные и неблагоприятные отклонения
  • Контролируемые и неконтролируемые отклонения
  • Временные и систематические отклонения

Учитывая вид и масштаб отклонения, принятие решения о корректирующих действиях делегируется руководителям разных уровней – от руководителя ЦФО до Генерального директора.

Корректировка бюджета

Пересмотр бюджета (перебюджетирование) целесообразно проводить в случае существенных изменений функционирования предприятия (кризис, новые собственники, смена технологии и т.д.), или существенных отклонений от принятого бюджета.

Необходимо заранее определить ключевые (контрольные) показатели бюджета и допустимый предел их отклонений. При существенном отклонении выше условной нормы запускается процедура перебюджетирования. Как правило, такими показателями являются выручка, валовая прибыль, чистая прибыль (БДР — бюджет доходов и расходов) и поступления от клиентов и чистый денежный поток от операционной деятельности (БДДС — бюджет движения денежных средств).

Нужно с осторожностью подходить к внесению корректировок и к перебюджетированию. Вместо того, чтобы приложить усилия и попытаться достичь поставленных целей, руководство просто их пересматривает. План для того и нужен, чтобы пытаться его достичь. Пересмотр бюджета обычно происходит раз в полугодие. Не нужно прибегать к квартальным корректировкам бюджета, иначе бюджетирование превращается в пустую формальность. Стремление часто пересматривать бюджетные показатели может слишком перегрузить бюджетный процесс и превратить работу финансово-экономической службы в череду бесконечных корректировок. А результатом этих работ будет множество вариантов бюджета и непонимание менеджеров, на какие цели следует ориентироваться.

Регламенты исполнения бюджета

Регламентация процедур и автоматизация процессов повышает дисциплину исполнения и делает ее обязательной для всех. Необходимо создать регламент бюджетного контроля и зафиксировать в нем все виды проверок, их периодичность, ключевые показатели и диапазоны их отклонений, порядок пересмотра бюджетов. систему мотивации. Это сделает процесс контроля прозрачным и понятным для всех участников бюджетного процесса.

Регламент согласования платежей

Регламент согласования платежей определяет правила платежной дисциплины в компании и фиксирует:

  • порядок прохождения заявок на оплату
  • сроки и ответственных на каждом этапе
  • обязанности и полномочия сотрудников
  • последовательность действий

Заявка должна проходить три уровня контроля:

  • Руководитель ЦФО проверяет целесообразность и обоснованность платежа
  • Сотрудник бухгалтерии – правильность оформления документов на оплату
  • Бюджетный контролер – наличие лимита в бюджете по данной статье

В случае превышения бюджета и/или спорности ситуации маршрут согласования удлиняется на дополнительных участников, имеющих полномочия принимать решение по платежу.

Другие статьи по бюджетированию:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector