Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка конституционности постановления правительства

Правительство России

О выполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом неконституционным в отдельной его части.

По состоянию на ноябрь 2012 года обязанность Правительства Российской Федерации, предусмотренная указанным пунктом 1 статьи 80, по внесению в Государственную Думу соответствующих законопроектов не была исполнена по 38 решениям Конституционного Суда.

Кроме того, оставалось непринятыми 16 законопроектов, внесённых в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, направленных на реализацию 16 решений Конституционного Суда.

В целях оптимизации механизма исполнения решений Конституционного Суда были приняты меры по усилению контроля за оперативной подготовкой законопроектов, направленных на реализацию этих решений.

В результате в ноябре – декабре 2012 года в Государственную Думу было внесено 4 законопроекта по 5 решениям Конституционного Суда, а в январе – июле 2013 года подготовлено и внесено 16 законопроектов по 17 решениям Конституционного Суда (всего 20 законопроектов по 22 решениям Конституционного Суда).

Из этого числа принято 8 федеральных законов, направленных на реализацию 9 решений Конституционного Суда (40% от числа внесённых в ноябре 2012 года – июле 2013 года законопроектов).

Более того, в этот же период было принято 14 федеральных законов, проекты которых были внесены в Государственную Думу до ноября 2012 года.

Таким образом, всего за истекшие 9 месяцев было принято 22 федеральных закона, направленных на реализацию 25 решений Конституционного Суда.

Кроме того, было принято постановление Правительства Российской Федерации, направленное на реализацию одного решения Конституционного Суда.

Тем не менее по состоянию на 20 июля 2013 года требуют реализации 15 решений Конституционного Суда, включая 12 решений, принятых в период с ноября 2012 года по июль 2013 года.

Читать еще:  Горбатенко галина михайловна правительство ставропольского края

По всем указанным решениям Конституционного Суда федеральными органами исполнительной власти разрабатываются соответствующие законопроекты.

До настоящего времени на рассмотрении Государственной Думы находится 19 законопроектов, направленных на реализацию решений Конституционного Суда, из которых 15 внесены Правительством Российской Федерации, а 4 – иными субъектами права законодательной инициативы (по данным законопроектам Правительством Российской Федерации даны положительные официальные отзывы).

В рамках совершенствования работы по исполнению решений Конституционного Суда 5 апреля 2013 года принят Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статью 80 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”», которым срок, установленный для внесения Правительством Российской Федерации соответствующего законопроекта в Государственную Думу, увеличен с трёх до шести месяцев.

Этим же федеральным конституционным законом иные субъекты права законодательной инициативы наделены полномочиями по осуществлению подготовки проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом неконституционным в отдельной его части, и по внесению их в Государственную Думу, в то время как Правительство Российской Федерации в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесённый иным субъектом права законодательной инициативы, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого является Правительство Российской Федерации.

Указанные изменения позволили повысить качество подготавливаемых во исполнение решений Конституционного Суда законопроектов и обеспечить внесение их в Государственную Думу в установленные сроки.

Функция по проверке конституционности нормативно-правовых актов государственных органов

Конституция Российской Федерации 1993 года наделила Конституционный Суд обширными полномочиями в сфере проверки соответствия ей иных правовых актов, что, безусловно, положительно влияет на установление режима законности в России.

Как уже отмечалось, Конституционный Суд может начать рассмотрение конкретного дела только когда получит обращение со стороны надлежащего субъекта. Закон даёт четкий перечень субъектов возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде. К их числу отнесены: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установлена конкретная форма обращения этих субъектов — запрос. Отправной точкой в сфере осуществления конституционного контроля является Конституция Российской Федерации; именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. В связи с этим все вопросы в области конституционного контроля рассматриваются под углом зрения соответствия Конституции Российской Федерации иных нормативных актов.

Читать еще:  Постановление правительства 402

На федеральном уровне к актам, конституционность которых правомочен проверять Конституционный Суд, относятся прежде всего федеральные законы. В подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», как и в пункте «а» части 2 статьи 125, части 2 статьи 4, пункта «а» статьи 71, части 3 статьи 80, части 3 статьи 90 и ряде других статей Конституции, термин «федеральный закон» использован как родовое понятие. Это означает, что под ним понимаются как обычные федеральные законы, так и федеральные конституционные законы.

Конституционный Суд вправе оценить и конституционность законов о конституционных поправках, особенно учитывая установления статьи 16 Конституции, что никакие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации закрепленным в главе 1, и требования статьи 135 о том, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Необходимо принять во внимание особый порядок вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции, установленный статьей 136 Конституции. В ней говориться, что данные поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Думается, что необходимо предоставить Конституционному Суду право разрешать дела о конституционности законов о конституционных поправках после их принятия, но до передачи на одобрение органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Этот шаг явился бы дополнительной гарантией законности в принятии конституционных поправок.

Конституционный Суд правомочен разрешать дела о конституционности подзаконных актов: нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации независимо от их формы и наименования. На практике широкое распространение получило издание нормативных указов Президента, утверждение указами различных положений. К нормативным актам Совета Федерации и Государственной Думы относятся Регламенты палат, некоторые постановления палат (например, постановление Государственной Думы об амнистии, постановление Совета Федерации об изменении границ между субъектами Федерации). Правительство, в свою очередь, издает нормативные постановления, утверждает различные Положения, Уставы, Правила. Все такого рода акты закрепляют нормы права. Иные акты названных органов, которые норм права не устанавливают Конституционный Суд проверять не правомочен, хотя ранее такими полномочиями он обладал. Но не сохранилось и прежнее полномочие Суда проверять конституционность актов федеральных органов исполнительной власти — министерств, государственных комитетов, федеральных служб и других ведомств. Все эти акты могут быть обжалованы в другие суды в соответствии со статьей 46 Конституции, Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» , Гражданско процессуальным Кодексом или в ином порядке. Так, статья 116 Гражданско процессуального Кодекса (в редакции от 30 ноября 1995 года) относит к подсудности Верховного Суда Российской Федерации рассмотрение дел об оспаривании ненормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации; нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан.

Читать еще:  Обособленный счет правила

Конституционный контроль над актами органов исполнительной власти осуществляет и Президент. Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector