Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имеет ли право требовать

Работник (гражданин РФ) имеет регистрацию по месту жительства в другом регионе. Имеет ли работодатель право требовать от работника документы, подтверждающие регистрацию последнего по месту временного пребывания? Имеет ли работодатель право требовать такие документы у лиц, только принимаемых на работу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не вправе требовать от работника документы, подтверждающие регистрацию последнего по месту временного пребывания. Это справедливо как для лиц, только принимаемых на работу, так и для тех, с кем трудовые договоры уже заключены.

Обоснование вывода:
Перечень документов, предъявляемых гражданином работодателю при заключении трудового договора, определен в части первой ст. 65 ТК РФ. Согласно части третьей указанной статьи требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных трудовым законодательством запрещается. При этом указаний на документы, подтверждающие регистрацию принимаемого на работу лица по месту жительства или пребывания, данная норма не содержит.
Также отметим, что нормативных актов, запрещающих работодателям принимать на работу граждан, зарегистрированных по месту жительства в других регионах (при отсутствии регистрации по месту пребывания), в российском трудовом законодательстве нет.
Таким образом, работодатель не вправе требовать от лиц, принимаемых на работу (либо уже работающих в организации), документы, подтверждающие наличие регистрации по месту жительства или пребывания.
Данная позиция высказывалась и Верховным судом РФ: так, согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным.
Согласно действующему законодательству работодатели не наделены полномочиями на осуществление контроля в сфере регистрационного учета граждан, поэтому требования работодателя о предъявлении своими работниками документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или пребывания, не будут основаны на нормах закона.
Отказ в приеме на работу по причине отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания может повлечь административную ответственность работодателя по ст. 5.27 КоАП РФ, а также в некоторых случаях — уголовную ответственность по ст. 136 Уголовного кодекса РФ.
Отметим, что в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 4, п. 9, п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, обязанность по оформлению регистрации по месту жительства или пребывания возложена на самих граждан.
Согласно ст. 19.15 КоАП РФ граждане несут административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания без регистрации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Соловьев Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

21 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Персональные данные: кому и как доступно их разглашение?

Каждый гражданин имеет персональные данные, которые не подлежат передаче и разглашению посторонним лицам. Чтобы получить доступ к этим сведениям, требуется предварительное согласие субъекта. Но в некоторых случаях эта информация может выдаваться без предварительного получения одобрения от гражданина.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Разглашение информации третьим лицам

К персональным данным относится информация, имеющая непосредственное отношение к физическому лицу. Под предоставлением этих данных подразумеваются действия, направленные на выдачу подобной ограниченной информации одному или нескольким лицам.

Получение подобного запроса может произойти как от организаций, представляющих трудовое законодательство (налоговые органы, пенсионный фонд и т.д), так и от представителей полиции или прокуратуры. Последний случай объясняется участием в уголовном или административном процессе. При этом согласие гражданина на предоставление этих сведений не требуется.

Правила рассмотрения обращений от субъектов или их представителей

Рассмотрение названных обращений называется — регламентом по реагированию на запросы субъектов персональных данных или их представителей и занимается ими начальник, заместитель или уполномоченное должностное лицо, в число обязанностей которых входит обработка персональных сведений. Данные должностные лица обеспечивают:

  1. Своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение документа.
  2. Отправку ответов в письменной форме по существу запроса.
  3. Принятие мер для восстановления или защиты нарушенных прав и интересов субъекта.
  4. Все поступающиеся запросы фиксируются в день поступления. На бумагах ставится штамп с указанием даты и входящего номера.

Документ прочитывается и проверяется на повторность. В некоторых случаях сверяется с прошлой перепиской (если таковая есть). При наличии обращений в прошлом, запрос может быть повторен спустя 30 дней после последнего обращения.

Во время рассмотрения запроса должностным лицам следует:

  1. Разобраться в существе требования, при необходимости попросить дополнительные данные или отправить работников для проверки информации, изложенной в поступившем документе, принять иные меры для решения поставленных вопросов, обнаружения и устранения причин и условий, вызвавших нарушение закона о ПД.
  2. Принимать законные и обоснованные решения, а также обеспечить качественное и своевременное их выполнение.
  3. Уведомлять письменно заявителей о принятых решениях, ссылаясь на законодательство РФ. При отклонении запроса – объяснить порядок обжалования полученного результата.
  4. Организация должна уведомить субъект или официального представителя о наличии информации о персональных данных данного гражданина, и предоставить право ознакомления со сведениями, при обращении в течении месяца с даты получения запроса.

При отказе в предоставлении указанной в обращении информации о выбранном субъекте, уполномоченные должностные лица должны предоставить мотивированный ответ в письменной форме со ссылкой на часть 8 ст. 14 Федерального закона или иного закона, который может послужить основание для отказа, в течении 30 дней со дня обращения или с даты получения запроса.

Кому можно предоставлять личные сведения?

Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:

  • Фонд социального страхования РФ.
  • Налоговые органы.
  • Федеральная инспекция труда.
  • Пенсионный фонд РФ.
  • Иные органы государственного контроля и надзора за выполнением трудового законодательства.

В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.

Имеют ли право их запрашивать определенные органы и какие?

В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения.

Читать еще:  Документы для уступки права требования

Адвокаты

Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:

  • Справки от уполномоченных лиц.
  • Сведения о деятельности гражданина.
  • Характеристики.

Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:

  • Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
  • Нарушены требования по форме запроса.
  • Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).

Сотрудники полиции

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 «О Полиции», сотрудник имеет право при расследовании уголовных дел или административных правонарушений, а также при проверке заявлений о возможных нарушениях, запрашивать и получать персональные данные граждан на безвозмездной основе. Подобные обращения должны быть мотивированы. При передаче этих персональных данных работникам полиции по их запросу, согласие самих граждан не нужно.

Следователи прокуратуры

В федеральном законе от 23.07.2013 № 205 статья 1 «О прокуратуре РФ» была дополнена пунктом, который расширяет права организации на получение доступа к информации, в число которой входят и персональные сведения. Обработка поступивших данных в установленных законом РФ случаях проводится органами прокураторы из-за осуществления прокурорского надзора.

Содержание документа

Это документ должен составляться в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». В документе следует указать следующую информацию:

  • ФИО субъекта, сведения о котором необходимо предоставить, или его официального представителя.
  • Номер документа, удостоверяющего личность человека, дата получения и орган, который его выдал.
  • Дата написания запроса и подпись 3-й стороны, т.е тех от кого он исходит.

Составление документа выполняется по следующему алгоритму:

  1. Прописывается шапка запроса (с указанием того, кто направляет документ и его идентификационные данные).
  2. Кому предназначается данный запрос (наименование и адрес организации).
  3. Содержание (указываются причины, по которым требуется предоставить выбранные сведения и их обоснование в соответствии с фактами и законодательством).
  4. Подпись и печать отправляющего органа.
  • Скачать бланк запроса персональных данных 3-й стороны
  • Скачать образец запроса персональных данных 3-й стороны

Ответное обращение

В ответ на поступивший запрос требуется составить ответное обращение, в котором должна содержаться следующая информация:

  1. Название органа, от которого поступил запрос.
  2. Наименование и адрес оператора.
  3. Гражданство сотрудника, чьи данные были затребованы.
  4. ФИО, паспортные данные субъекта, адрес регистрации.
  5. Занимаемая должность.
  6. Сведения о трудовой деятельности в соответствии с отметками в трудовой книге (прилагаемые номера приказов также записываются).
  • Скачать бланк ответного обращения на запрос персональных данных
  • Скачать бланк ответного обращения на запрос персональных данных

Во время отправления ответа нельзя нарушать конфиденциальность передаваемой информации, поэтому бланк с соответствующими сведениями должен заполняться и отправлять уполномоченным лицом – оператором.

Получить персональную информацию могут многие законодательные органы без предварительного разрешения со стороны субъекта. Причиной этому может служить участие в уголовном или административном процессе. Также многие организации, связанные с трудовым законодательством, имеют право запрашивать эти данные у работодателя.

Сотрудник ГИБДД требует сдать экспресс-тест на наркотики – пописать в баночку: имеет ли право и что делать?

Проверка мочи инспектором на дороге

Сотрудник ГИБДД просит Вас пописать в баночку, окунает в анализ специальный индикатор, и это заменяет ему длительное и порой мучительное для него (да и водителей тоже) освидетельствование. Но насколько это законно, имеет ли право инспектор ДПС требовать сдать анализ мочи, а Вы – отказаться от такого требования, и можно ли лишиться прав за невыполнение просьбы полиции пройти экспресс-тест на опьянение?

Экспресс-тест мочи – беспроигрышный вариант для ГИБДД

Если сотрудник ГИБДД поймает наркомана за рулем – честь ему и хвала. Но в случае ошибки он как минимум потеряет драгоценное время, за которое не выполнит задание на службу – не составит определенное количество протоколов. При максимально неблагоприятном развитии событий – пострадает материально. Ситуация напоминает лотерею. И полицейскому очень не хочется проигрывать.

Поэтому и придумали экспресс-тесты на содержание наркотических веществ в моче.

На предварительном анализе мочи при медицинском освидетельствовании у врача в кабинете применяются так называемые тест-полоски , которые достаточно точно и быстро определяют наличие наркотических и психотропных веществ в организме при помощи мочи – водитель писает в баночку, а врач определяет наличие запрещённых веществ. Официально данный метод называется иммунохроматографическим.

Аналогичные тест-полоски, но для бытового применения, и взяли на вооружение инспекторы ГИБДД. Процедура анализа мочи прямо на дороге достаточно простая:

  • при подозрении на наркотическое опьянение сотрудник ГАИ инициирует экспресс-тест, вручает водителю стаканчик для мочи и в полевых условиях предлагает в него пописать,
  • затем в стаканчик окунается экспресс-полоска (или даже несколько полосок в одной обойме),
  • если на полоске появляется только одна метка, то в организме водителя присутствуют наркотические вещества,
  • если появились две метки – наркотических веществ нет,
  • если не появилось ни одной метки, значит, тест-полоска вовсе бракованная.

Но насколько законен такой метод проверки водителей на опьянение? Имеет ли вообще инспектор право требовать прохождения сей неоднозначной и неприемлемой для многих автолюбителей процедуры?

Имеет ли право сотрудник просить пописать в баночку?

Первый момент, на который следует обратить внимание – инспектор может только попросить помочиться в стаканчик. Требовать сдать мочу на анализ инспектор права не имеет, он не врач.

Почему не имеет права требовать? Да потому что все его законные требования прописаны в ФЗ О полиции и Административном регламенте. А сама процедура освидетельствования на дороге не включает в себя анализа мочи как таковой.

Но его просьба окрашена приказным тоном, а не всякий водитель знает, что можно просто переспросить у инспектора: он предлагает или требует? После ответа, что он лишь просит, до полицейского необходимо довести следующую мысль: так как у него есть подозрения на состояние опьянения, то пусть действует по стандартной схеме, подразумевающей освидетельствование и медицинское освидетельствование.

Можно ли отказаться и остаться с правами?

Вы не обязаны на свежем воздухе упражняться в меткости со стаканчиком.

Впрочем, ситуацию можно обратить и в шутку: вы согласны пописать в стаканчик, если инспектор его подержит.

Если сотрудник ГИБДД все же не отстал, требуйте соблюдения процедуры освидетельствования и медицинского освидетельствования.

Как должно проходить освидетельствование?

Ниже приведено полное описание процедуры, действующей на 2020 год. Её регулирует регламент МВД.

  1. Вначале инспектор обязан в присутствии двух понятых или под видеозапись составить протокол отстранения от управления транспортным средством.
  2. Затем, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, и у вас возникает обязанность подуть в алкотестер. Если алкоголь вы за последние сутки не принимали, то бояться нечего – дуйте смело. Но помните – для теста используется только выдох, ни на какие пописать в баночку и прочие действия на дороге инспектор не имеет права!
  3. Впрочем, можно отказаться и от продувки тоже. В любом случае у инспектора имеются подозрения в опьянении, и освидетельствование – лишь необходимый шаг, чтобы на полных законных основаниях отправить вас к врачу.
  4. Врач в кабинете заполнит акт медицинского освидетельствования и также попросит подуть в алкотестер. А затем предложит помочиться в стаканчик. Именно врач имеет право окунуть тест-полоску в биологическую пробу и дать заключение, имеются ли в ней следы психотропных или наркотических веществ или нет. Речь идет именно о подозрениях, поскольку окунание теста в мочу – только предварительный анализ. И, если тест-полоска на какое-то вещество в организме среагировала, то для вынесения вердикта о наличии наркотического опьянения врач обязан отправить пробу на подтверждающий тест в химико-токсикологическую лабораторию.
  5. Исследования в химико-токсикологической лаборатории проводятся анонимно двумя разными методами. В их достоверности можно не сомневаться. И даже если врач схалтурил при проведении предварительного анализа, оценка результатов подтверждающих исследований укажет на его недобросовестность.
Читать еще:  Сайт газеты учет налоги право

Все сказанное выше – описание процедуры, не выходящее за рамки законности и добропорядочности инспекторов ГАИ, и именно так они не только имеют право проверять на опьянение, но и обязаны при наличии на то оснований.

А если всё же согласиться на тест мочи на дороге?

Если водитель повстречался на дороге с «оборотнем в погонах» и согласился помочиться в стаканчик, то жди беды.

Ухищрений, чтобы склонить водителя на дачу взятки или развести на отказ от медицинского освидетельствования множество.

Описываю самый простой способ. Допустим, по инструкции к экспресс-тесту полоску необходимо держать в моче, после того, как Вы пописали в баночку, не менее 20 секунд, а инспектор продержит ее 15 секунд.

Появление второй метки на полоске необходимо ждать по инструкции 5-10 минут при комнатной температуре. Инспектор прождет пару минут на свежем воздухе (с мочой), и с угрозами ткнет полоску под нос водителю: «Смотри, второй метки нет! Ты – наркоман! Тебя на учет поставят! Тебя прав лишат!«

Заметая следы, сотрудник ГИБДД тут же бросит тест-полоску в урну.

Через 10 минут вторая метка на ней появится, но внимание водителя переключилось на угрозы сотрудника полиции, и он, выражаясь на сленге инспекторов, «потёк». Его сейчас можно или развести на взятку, или под угрозой обнаружения наркотиков в организме при медицинском освидетельствовании заставить от него отказаться.

Почему ещё нельзя соглашаться?

Тест-полоски могут сработать даже на булочки с маком и на барбитураты.

Экпресс-тест весьма чувствителен. И по прошествии 10 часов после съеденной булочки с маком в моче может быть обнаружен морфин. После приема лекарств с барбитуратами, например, фенобарбиталом, тест-полоска на них среагирует и по прошествии 3 суток.

Но и в таком случае следует требовать направления на медицинское освидетельствование. На 2020 год существуют пороговые значения, при превышении которых устанавливается наркотическое опьянение. Следы морфина или фенобарбитала от булочек и лекарств их не превысят.

Имеет ли право требовать

Водителя тормозят сотрудники транспортной инспекции, придираются и заставляют пройти в помещение поста. Затем забирают документы. Такие действия незаконны; тем не менее, они постоянно происходят на российских дорогах.

О том, как вести себя с сотрудниками РТС/УГАДН, рассказывает Игорь Апухтин

Как правило водитель, особенно не опытный, в такой ситуации растерян и деморализован. Покорно отдает документы, включая водительское удостоверение и документы на транспортное средство, то есть, передает им в руки «золотой ключик». Дальше угадновцы угрожают поставить машину на штрафстоянку. А вот имеют ли они на это право?

…Уж сколько раз твердили: собрался в рейс — хоть почитай внимательно, кто и что от тебя может потребовать. И если требуют лишнего — посылай, и будешь прав. Не грубо посылай, разумеется, вежливо, со ссылкой на те или иные статьи нормативных документов, которые регулируют деятельность того же РТС/УГАДН.

И, разумеется, звони на горячую линию в ОПР.

11 августа принесло новую историю. Водителя Сергея тормознули в Кандалакше, выяснилось, что он не сделал пожертвование «Платону». Ситуация понятная и вполне разрешимая. Сотрудники УГАДН забрали документы у водителя, включая водительское удостоверение, чего категорически не имеют права делать, и пригрозили штраф-стоянкой. Эту ситуацию был готов разруливать член ОПР Сергей Овчинников, поехав за четыреста километров. Но в этом необходимости уже не было. Водитель заплатил штраф и поехал дальше.

А теперь о том, что имеют право требовать и чего категорически не могут делать сотрудники УГАН. Их деятельность регламентирована целым рядом документов, здесь процитирую только один. В соответствии с п. 2.1.1. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» водитель обязан в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок;
путевой лист и документы на перевозимый груз;
специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
Все! Водительское удостоверение и документы на автомобиль требовать и задерживать сотрудники РТС/УГАДН права не имеют!

Впрочем, эта норма сформулирована весьма пространно (что не удивительно, государство дает своим сатрапам разные лазейки). Вызывает разночтения то, что она обязывает водителя передавать документы сотруднику УГАДН только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, но ни в одном нормативно-правовом акте этих «случаев, прямо предусмотренных законодательством» четко не сформулировано.

В любом случае, если у вас начинают требовать водительское удостоверение и уж тем более задерживать его — необходимо тут же звонить по телефону доверия горячей линии Ространснадзора: +7 (499) 231-53-50.
Правда, сотрудники РТС и ГИБДД начали работать совместно. А гаишник вправе потребовать и водительское, и документы на автомобиль. Но передавать эти документы третьим лицам, то есть, сотрудникам РТС/УГАДН он не вправе.

И про штрафстоянку. Задержание транспортного средства может быть применено инспектором ГИБДД в ряде случаев, которые регламентируются действующим КоАП:

Использование ТС, то есть езда без соответствующих документов. К ним относятся водительское удостоверение, документ на право собственности, регистрационные документы на ТС или доверенность на его использование без присутствия собственника (статья 12.3 часть первая КоАП);
Использование автомобиля его владельцем с неисправными тормозами, сцеплением (при движении автопоездом) или рулевым управлением, причем важен тот факт, что владелец об этом знал заранее (статья 12.5 часть вторая КоАП);
Управление автомобилем гражданином, не имеющим водительского удостоверения (имеется в виду вообще отсутствие прав, статья 12.7 части первая и вторая КоАП);
Езда на автомобиле в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, либо передача права управления владельцем автомобиля лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8 части первая и третья КоАП);
Нарушения, допущенные при парковке или остановке автомобиля (статья 12.19 часть четвертая КоАП);
Нарушения, допущенные в ходе транспортировки крупногабаритного груза (статья 12.21.1 части первая и вторая КоАП);
Нарушения, допущенные при транспортировке опасных грузов (статья 12.21.2 часть первая КоАП);
Обнаружение инспектором ГИБДД того факта, что остановленный автомобиль находится в розыске, либо отказ водителя от прохождения освидетельствования на опьянение (статья 12.26 КоАП).
К слову, пытался забить в поиск Яндекса вопрос: «Имеет ли право сотрудник РТС отправить транспортное средство на штрафстоянку?» И вот что обнаружил.

Читать еще:  Кто имеет право на дополнительный отпуск

Статья 12.21.3.КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством (то есть, неуплата в «Платон»).

Статья 27.13. КоАП РФ регламентирует условия возможного задержания транспортного средства: в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа. Никакой речи о принудительной постановке ТС на платную штрафстоянку здесь речи нет.

Буквальное толкование данного пункта приводит к выводу о том, что задержание ТС как мера обеспечения производства по делу применяется только к транспортным средствам, принадлежащим иностранным субъектом, в силу затруднения или невозможности взыскания штрафов с субъектов предпринимательской деятельности иностранных государств. Применение мер задержания к российским собственникам транспортных средств нецелесообразно.

В пользу этого довода указывает статья 32.2. КоАП РФ, пункт 1.2. которой раскрывает, что административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения статьей 12.21.3, должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации.

Тем не менее, эта же норма говорит о том, что штраф выгоднее оплачивать на месте, а не ждать 20 дней, пока придет «письмо счастья».

Российское законодательство запутанно и противоречиво, и его толкование открывает множество лазеек для коррупции.

Имеет ли право требовать

Разберемся, имеет ли право сотрудник полиции требовать у водителя и пешехода паспорт при проверке документов или оформлении нарушения ПДД. К нам часто поступают обращения граждан, приведем одно из типичных:

Меня остановил инспектор после нарушения ПДД, я предъявил документы на машину и водительское удостоверение. Инспектор заявил, что я должен предоставить ему паспорт. Паспорта у меня не было, на этой почве у нас возник конфликт. Хотелось бы понимать, должен ли водитель иметь с собой паспорт и предъявлять его по требованию инспектора ГИБДД?

Для начала, процитируем Правила Дорожного Движения Российской Федерации, а именно пункт 2, регламентирующий обязанность водителя по предъявлению документов инспектору ГИБДД:

Как видно, ПДД прописана обязанность водителю предъявлять водительское удостоверение, но не паспорт. Водительские права выдаются государственным органом (ГИБДД), имеют защиту от подделки, содержат фото гражданина и его персональные данные – то есть полный перечень реквизитов, чтобы идентифицировать личность водителя. Поэтому инспекторы ГИБДД практически никогда не требуют предъявления гражданского паспорта у водителя, тем более, его наличие не требуется ПДД.

Если инспектор ГИБДД требует паспорт у пассажира автомобиля

Тем не менее, инспектор ГИБДД, поскольку является сотрудником правоохранительных органов, а следовательно, имеет право при несении службы проверять документы граждан для установления личности. Если никаких документов у человека не имеется, его могут доставить в отдел полиции для идентификации. Это право прописано в Федеральном Законе «О Полиции»:

Таким образом, поводом для проверки документов у пассажиров транспортного средства может являться только подозрение в совершении преступления, ориентировка на розыск лица, или оформление административного правонарушения.

Проверка паспорта и применение силы сотрудником ДПС при оформлении административного нарушения

Рассмотрим другой пример. Вот какая история приключилась с другим нашим читателем:

Проживаю в деревне, на работу хожу вдоль обочины трассы. Рано утром шел на работу, остановил сотрудник ГИБДД, сказал, что нельзя двигаться без светоотражающих элементов за населенным пунктом. Я сказал, что знаю, и обязательно куплю такой, но в деревне такие вещи не продаются, и отправился дальше, но инспектор попросил проследовать к нему в служебный автомобиль и потребовал паспорт для оформления нарушения. Я отказался идти в машину, тогда он силой заставил подойти к машине. Составили протокол. Имел ли право инспектор ГИБДД требовать паспорт и задерживать для составления протокола за нарушение ПДД?

Разберемся по порядку. Факт нарушения Правил Дорожного Движения имел место и Вы это признаете. Инспектор ГИБДД правомерно решил привлечь Вас к административной ответственности. Как мы выяснили чуть выше, при составлении административного материала инспектор ГИБДД, согласно закону о Полиции, имеет право потребовать предъявить удостоверение личности.
Что касается применения физической силы сотрудниками ГИБДД, то такие ситуации регламентируются статьей 20 закона «О полиции».

Статья 20. Применение физической силы
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Как видно из Вашего пояснения, Вы отказывались оставаться на месте для составления административного материала, и поэтому сотрудник применил силу, чтобы осуществить административное производство.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД угрожать пистолетом водителю?

Применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия регламентируется статьей 23 закона «О Полиции»

Как видно из текста закона, полицейский не в праве угрожать оружием, если водитель отказывается подчиниться: предъявить документы, пройти медицинское освидетельствование, проследовать к автомобилю — только физическую силу. Вот если водитель оказывает вооруженное сопротивление (оружие может быть не только огнестрельным) – тогда да.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector