Sofin-credit.ru

Деньги и работа
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таргетирование денежной массы это

Таргетирование инфляции — что это? Как влияет на экономику

Большинство стран регулярно прибегают к режиму денежно-кредитной политики для стабилизации экономических показателей.

Что такое таргетирование инфляции?

Высокая инфляция в развивающихся странах и последующий рост цен является большой проблемой для страны. Население паникует, правительство теряет доверие, предприятия не инвестируют в свое развитие, происходит отток капитала за рубеж.

В период такой нестабильной ситуации экономические власти страны проводят инфляционное таргетирование.

Таргетирование инфляции — это действия Центрального банка страны по достижению ценовой стабильности.

Основные действия Центрального банка

В период спада экономики для предотвращения сильных инфляционных процессов Центральный банк — повышает процентную ставку.

При снижении инфляции и ее нахождению на минимальном уровне — процентная ставка снижается.

Как часто Центральные банки стран меняют свою процентную ставку?

Это происходит в зависимости от экономической ситуации.

Каждую пятницу происходит заседание Совета директоров Центробанка России по вопросам денежно-кредитной политики. На нем они решают о необходимости изменения процентной ставки и другие вопросы.

Историческая справка

Задачей Центральных банков стран было регулирование валютного курса, который напрямую связан с ценой на золото.

Шведский экономист Кнут Викселль впервые обосновал идею о том, что задачей центральных банков должно стать удержание стабильности цен в стране и контроль за инфляцией.

Впервые действия по таргетированию инфляции приняла Новая Зеландия в 1990 г. Следом за ней ее примером воспользовались другие страны: Чили, Канада, Великобритания, Швеция, Финляндия.

В начале 2019 года экономисты РАНХ и ГС опубликовали научный доклад «Выгоды и издержки инфляционного таргетирования в России» .

В докладе они представили анализ международного опыта проведения и последствий таргетирования инфляции. Предоставили свои выводы по выгодам для России развития экономики в условиях ценовой стабильности.

Как происходит инфляционное таргетирование?

Международный валютный фонд (МВФ) сообщил, что в настоящее время таргетированием инфляции занимается 25 развивающихся стран. Метод инфляционного таргетирования очень популярен и занимает второе место в денежно-кредитной политике стран.

  1. Центральный банк устанавливает целевые показатели динамики роста цен, которых требуется достичь;
  2. Производит расчет разницы между прогнозом и целевыми показателями;
  3. Устанавливает таргет по инфляции;
  4. Повышает или понижает процентную ставку, чтобы достичь плановых показателей.

Режим инфляционного таргетирования сталкивается с определенными трудностями при его внедрении:

  • Вмешательство государства в процесс регулирования цен;
  • Большая доля перераспределяемого через бюджетную систему ВВП;
  • Высокие показатели косвенных налогов;
  • Высокий уровень госбанков в стране;
  • Несамостоятельность Центрального банка в принятии решений;
  • Недостаточно развиты финансовые институты;
  • Низкая капитализация компаний.

Режимы таргетирования инфляции

Существует три основных режима инфляционного таргетирования. Выбор того или иного режима определяется рядом показателей:

  • Степень доверия к банковской системе в стране;
  • Прозрачность ведения денежно-монетарной политики;
  • Устойчивые показатели макроэкономических параметров;
  • Устойчивые политические институты;
  • Гибкость реагирования субъектов на изменения.
  1. Режим полного (полноценного) таргетирования инфляции. Используется в высокоразвитых странах. Целевые ориентиры имеют четкие показатели. У населения и бизнеса высокое доверие к национальному ЦБ. (Япония, США, Швейцария, Сингапур и др.)
  2. Режим выборочного (эклективного или замаскированного) таргетирования инфляции. Применяют в развитых странах. В Этом случае инфляционные цели определены недостаточно четко, но в стране существует низкая инфляция, которая обеспечивает достаточно стабильный рост экономики. (Европейские страны, южно-африканские и др.)
  3. Режим упрощенного (экспериментального) таргетирования инфляции. Используется странами, где наблюдается недостаточное (низкое) доверие к экономическим властям. Страна еще не выбрала четких позиций по установлению ориентиров. (Восточно-Европейские страны, страны бывшего СССР, в том числе Россия).

Проведение таргетирования для предупреждения нулевой инфляции

Низкий уровень инфляции в развивающихся странах опасен для ослабленной экономики. Нулевая инфляция несет в себе угрозу дефляции.

Опыт в Японии показал насколько опасна дефляция. Что происходит при отрицательной инфляции?

  • Зарплата населения снижается;
  • Люди не могут погасить кредиты из-за низкой зарплаты;
  • Уровень покупательской способности сильно снижается, так как люди ждут понижения цены на крупные приобретения;
  • Растет безработица.

Поэтому задача Центрального банка заключается в поддержании оптимальной инфляции, а при нулевых показателях стремиться ее повысить. Только в этом случае экономика страны будет показывать рост и не сказываться на платежеспособности населения и компаний.

Какой результат приносит таргетирование инфляции

Многие критики Российского Центрального банка прогнозируют замедление экономического роста вследствие инфляционного таргетирования. Они предлагают перейти к другим методам денежно-кредитной политики:

  1. Проводить операции на открытом рынке по купле-продаже государственных ценных бумаг;
  2. Воздействовать на курс рубля с помощью валютных интервенций;
  3. Таргетирование денежной массы нацвалюты;
  4. Эмиссия облигаций ЦБ.

В 2017 году эксперты МВФ провели анализ на тему таргетирования инфляции и ее последствия на экономику страны. Они пришли к выводу, что после введения в стране таргетирования инфляции происходит:

  • Снижение уровня инфляции;
  • Снижается волатильность нацвалюты;
  • Отсутствует влияние инфляции и волатильности на экономический рост и увеличение ВВП.

Кроме того к аргументам в пользу эффективности инфляционного таргетирования можно отнести:

  • Четкая и понятная формулировка цели ЦБ по достижению уровня инфляции;
  • Независимость ЦБ в выборе инструментов денежно-кредитной политики;
  • Прозрачность отчетности ЦБ РФ перед обществом.

Заключение

Разумная монетарная политика экономических властей помогает экономическому развитию. В то же время не стоит возлагать большие надежды на то, что инфляционное таргетирование может решить все проблемы связанные с экономическим ростом, снижением инфляции и улучшением уровня жизни в стране.

Для экономического роста нужно проводить больше мер по улучшению финансовых и политических институтов, стимулировать научно-технологический процесс, создавать благоприятную инвестиционную среду.

Таргетирование, виды таргетирования

Таргетирование – это денежно-кредитная политика государства, центральных банков или отдельного предприятия с установлением целевых ориентиров прироста денежной массы. Целевым ориентиром может быть, во-первых, конкретная контрольная цифр, во-вторых, определённый «коридор» (иногда именуемый «вилкой»).

Инфляционное таргетирование — это совокупность мер, которые осуществляются структурами власти для осуществления контроля над темпами инфляции в государстве. Оно представляет собой управление уровнем инфляции при посредстве финансовых инструментов монетарной политики государства.

Виды таргетирования

Инфляционное таргетирование центральным банком государства осуществляется следующим образом:

  • во-первых, прогнозирование динамики инфляции,
  • во-вторых, сравнение данных прогноза с запланированным значением инфляции,
  • в-третьих, исходя из полученной разницы между запланированной и прогнозируемой величинами, разрабатывается конкретная корректировка денежно-кредитной политики.

В странах ЕЭС применяется комбинация денежного таргетирования на основе денежного агрегата Мз и инфляционного таргетирования. Основные инструменты манипулирования инфляцией – установка конкретной депозитной ставки и ставки рефинансирования. Нюанс: ставка рефинансирования по своему значению больше депозитной ставки.

Денежное таргетирование – способ реализации хозяйственной политики государства при котором Центральный банк поддерживает конкретные заданные параметры колебаний денежной массы. Для этого должны быть соблюдены условия:

1. Общий объём денежной массы должен контролироваться денежной политикой в конкретный временной промежуток.

2.Стабильная связь между деньгами и уровнем цен (в этом случае стабилизация цен может достигаться ограничением денежной массы).

Таргетирование денежных агрегатов – наиболее традиционный, но всё реже применяемый инструмент монетарной политики. Использование инструмента целесообразно в государствах, экономика которых не подвержена резким колебаниям и минимально зависит от валют других стран. Оно позволяет центральному банку привести денежно-кредитной политики в соответствие с внутренними потребностями экономики данного государства без учёта зарубежной экономической политики.

(Пока оценок нет)

Таргетирование денежной массы это

Раз тут возник диспут «Нафига козе баян» (Зачем ОФЗ минфину во время профицита бюджета)
Вынесу ка я в отдельную тему базовые моменты концепции таргетирования инфляции и стерилизации денежной массы.

Сначала теоретическая часть, ее я честно сплагиатил (позаимствовал из прошлых времен)
Те кому лень читать много букв саммари:

— концепция регулирования со стороны ЦБ сейчас — таргетирование инфляции.
Другими словами, основная задача удержать инфляцию (номинальную) в заданных параметрах любой ценой.
Стерилизация денежной массы — это создание условий при которых свободная ликвидности изымается из реальной экономики и «связывается» максимально долгосрочно в финансовом секторе.

Грубо говоря человек имеющий свободные средства размещает из на депозите, в ОФЗ и т.д и живет на % — пока ему этого %та хватает на жизнь он не пытается купить бетон, открыть автомойку, пекарню и т.д.
А главное — ему и в голову на придет купить валюту и спрятать ее под матрац — ведь самая страшная ситуация это скупка наличной валюты гражданами за счет уменьшения их рублевой сберегательной активности.
Наличная валюта это вывод зарубеж в чистом виде.

Читать еще:  Состав и структуру денежной массы характеризуют

Стерилизация денежной массы: механизм и инструменты

Понятие стерилизации в России впервые стало использоваться с 2002 г. в связи с необходимостью снижения инфляции, проблема которой была связана с ростом мировых цен на нефть. В этих условиях с целью поддержания устойчивого курса рубля ЦБ РФ вынужден был все больше приобретать на внутреннем рынке иностранную валюту. При этом сразу обозначилась проблема достаточности финансовых ресурсов ЦБ РФ для приобретения увеличивающегося потока «нефтедолларов». Понятно, что данная проблема не могла быть решена исключительно за счет денежной эмиссии, которая сама по себе не решила бы проблему стабилизации экономики, а, наоборот, ее еще бы больше дестабилизировала. Решение проблемы состояло в реализации особого экономического механизма, посредством которого ЦБ РФ мог бы поддерживать стабильным курс рубля и не допустить ускорения темпов роста инфляции. Данный механизм получил название «стерилизация денежной массы», хотя, по мнению автора, его также можно справедливо называть стерилизацией иностранной валюты.

Рыночная и нерыночная стерилизация

Стерилизацию можно обозначить как механизм абсорбирования [1] избыточной денежной массы посредством обратного приобретения национальной валюты эмиссионным институтом страны (ЦБ РФ) с целью ее изъятия из обращения. Стерилизация может быть осуществлена при условии обладания денежными властями соответствующими финансовыми ресурсами неэмиссионного характера.

Теоретически здесь можно выделить два способа стерилизации:

1) рыночный – с использованием средств банковской системы;

2) нерыночный – с использованием бюджетных средств.

Рыночная стерилизация возможна за счет аккумулирования Центрабанком средств коммерческих банков в различных формах (депозиты, через размещение облигаций и пр.). Привлеченные таким образом рубли из экономики должны быть ЦБ РФ изъяты из обращения и не оказывать инфляционного давления на уровень цен. В 2001–2003 гг. рыночная стерилизация была основным способом борьбы с инфляцией в России.

Минусами рыночной стерилизации являются:

во-первых, невозможность аккумулировать в достаточных количествах средства коммерческих банков из-за их ограниченности;

во-вторых, снижение возможности со стороны коммерческих банков кредитовать национальную экономику и расширенное воспроизводство;

в-третьих, увеличение процентной ставки за кредитные ресурсы на внутреннем рынке, что привело бы к существенному удорожанию процедуры стерилизации вплоть до невозможности ее осуществления из-за отсутствия в необходимых размерах прибыли у ЦБ РФ.

Особо следует отметить о возможности использования средств Сбербанка РФ в качестве стерилизации денежной массы. Сберегательный банк является акционерным обществом, но его контрольный пакет находится в собственности государства и поэтому оно может размещать средства банка не только с целью максимизации прибыли, но с целью поддержания должного макроэкономического равновесия в национальной экономике. При этом общеэкономическая цель (макроэкономическое равновесие) не должна противоречить тому, что Сберегательный банк – коммерческая организация, которая в своей деятельности должна преследовать извлечение прибыли.

Механизм стерилизации с использованием средств Сбербанка может быть следующим. Сбербанк РФ размещает свои средства в ЦБ РФ, а тот в свою очередь осуществляет ими стерилизацию денежной массы. Между ЦБ РФ и Сбербанком может быть оговорена ставка размещения, которая может быть существенно ниже, чем, если бы это было реализовано при привлечении средств на открытом рынке.

Идея Стабилизационного фонда

В 2000–2003 гг. в России в качестве инструмента стерилизации денежной массы использовались привлекаемые средства коммерческих банков и остатки на счетах и депозитах расширенного правительства в ЦБ РФ. Под расширенным правительством понимается Правительство РФ, органы государственного управления субъектами Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды. Соответственно средства расширенного правительства включают в себя средства бюджетной системы (федерального бюджета, бюджета субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов). Особая роль при этом отводилась остаткам средств на счетах федерального бюджета, образовывающихся вследствие превышения фактических доходов бюджета от роста нефтяных цен над запланированными.

Однако средств коммерческих банков и бюджетных остатков стало не хватать для проведения полной стерилизации избыточной денежной массы. В этих условиях встал вопрос о создании такого механизма, который бы по мере роста нефтяных цен обеспечивал бы ЦБ РФ необходимыми финансовыми ресурсами для стерилизации денежной массы. То есть необходимо было осуществить привязку получаемых финансовых ресурсов ЦБ РФ к потребности в них для целей стерилизации. Такой механизм был создан на основе формирования с 2004 г. Стабилизационного фонда РФ.

Идея Стабилизационного фонда заключалась в необходимости изъятия сверхдоходов нефтяных компаний в период высоких мировых цен на нефть и их аккумулирование на специальном счете федерального бюджета, то есть использования в режиме государственного сбережения. Механизм Стабилизационного фонда как инструмента стерилизации денежной массы предполагал, что по мере изменения мировой цены на нефть должны автоматически пересматриваться размеры налоговых платежей нефтяных компаний в федеральный бюджет. В Стабфонд подлежали зачислению часть налога на добычу полезных ископаемых (нефти) и вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. В Закон РФ «О таможенном тарифе» [5, с. 3] были внесены изменения, в соответствии с которыми вывозные таможенные пошлины на нефть сырую стали пересматриваться Правительством РФ каждые два месяца по итогам расчета средней цены нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском).
———

Стерилизация «нефтедолларов» и изъятие из обращения рублей

Таким образом, механизм Стабфонда позволял ЦБ РФ проводить стерилизацию денежной массы вне зависимости от мировой цены на нефть и потока «нефтедолларов», поступающих в страну. Рост цен на нефть, с одной стороны, требовал изъятия из обращения все большего количества рублевой массы, а с другой стороны, через государственное сбережение в Стабфонде обеспечивал ЦБ РФ необходимыми финансовыми ресурсами для такой стерилизации.

Механизм стерилизации денежной массы одновременно приводит к стерилизации «нефтедолларов», которые благодаря механизму Стабфонда не поступают на внутренний российский рынок, а размещаются в международные резервные активы. При этом ЦБ РФ условно увеличивает рублевую денежную массу, скупая иностранную валюту, и на аналогичную сумму изымает рублевые средства из экономики за счет средств Стабилизационного фонда. Таким образом происходит «отсечение» экспортной выручки от валютного рынка, а рублевой денежной массы – от экономики. Следует отметить, что «участвовать в стерилизации денежной массы может лишь федеральный бюджет, поскольку добиваться от региональных и местных властей, а также от руководства внебюджетных фондов корректировать использование своих бюджетов в целях воздействия на денежные параметры не только неразумно, но и просто невозможно» [1].

Стабфонд не позволял в полной мере осуществлять стерилизацию денежной массы из-за неполного зачисления в него конъюнктурных доходов экономики. Так по Закону РФ «О таможенном тарифе» предельный процент изъятия сверхдоходов нефтяных компаний составлял 65%. Стопроцентное изъятие сверхдоходов лишило бы нефтяные компании интереса к реализации нефти по максимально высоким ценам. Поэтому нерыночный механизм стерилизации по-прежнему дополнялся рыночным.

О том, что было бы без механизма стерилизации

Стерилизационный эффект Стабфонда выразился в сдерживании роста рублевой денежной массы и инфляции. В табл. 3 представлена расчетная величина денежной массы без механизма Стабфонда при допущении фактически существовавшей скорости обращения денег по годам и инфляционного лага в 12 мес. Так, например, к концу 2007 г. без стерилизации средствами Стабфонда денежная масса была бы в 2,0–2,7 раза больше фактической, что привело бы к установлению более высокого уровня цен и темпов инфляции.

Таргетирование.

Таргетированием называется выбор тактической цели для проведения монетарной политики (нормы процента или денежной массы).

Если ЦБ выбирает тактической целью денежную массу, значит при использовании своих инструментов он стремится обеспечить определенный темп прироста или сокращения денежной массы. ЦБ стремится поддерживать денежную массу на целевом уровне вне зависимости от колебаний спроса на деньги. Кривая предложения денег в этом случае приобретает знакомую нам вертикальную конфигурацию (рис. 8.2.1.).

Рис. 8.2.1. Выбор денежной массы в качестве тактической цели.

При выборе денежной массы в качестве тактической цели ЦБ теряет контроль над нормой процента. Это иллюстрирует график на рисунке 8.2.1. Предположим, на денежном рынке установилось равновесие в точке А, определяющей равновесный уровень нормы процента и реальной денежной массы . Допустим, в результате действия какого-либо из факторов происходит рост спроса на деньги. Кривая спроса на деньги сдвигается вправо ( ). Хозяйствующие субъекты стремятся больше занимать на финансовых рынках, в том числе, у коммерческих банков. У банков сокращаются резервы для проведения активных операций и они стремятся больше занимать у центрального банка. Однако ЦБ не желает увеличивать резервы банков, так как это может привести к приросту денежной массы выше целевого уровня. Поэтому рост спроса на деньги не сказывается на уровне денежной массы ( ), но приводит к резкому изменению цены денег – нормы процента до . Получается, что если ЦБ таргетирует денежную массу, он перестает даже косвенно контролировать процентные ставки.

Если же ЦБ выбирает тактической целью норму процента, тогда он стремится обеспечить определенный уровень процентных ставок в течение года. В этом случае ЦБ вне зависимости от колебаний спроса на деньги стремится поддерживать на целевом уровне процентные ставки. Кривая предложения денег в этом случае приобретает совершенно другую конфигурацию – горизонтальную. (рис. 8.2.2.).

Рис. 8.2.2. Выбор нормы процента в качестве тактической цели.

При выборе нормы процента в качестве тактической цели ЦБ теряет контроль над денежной массой. Это показано на графике на рисунке 8.2.2. Предположим, на денежном рынке установилось равновесие в точке C, определяющей равновесный уровень нормы процента и реальной денежной массы . Допустим, снова происходит рост спроса на деньги. Кривая спроса на деньги сдвигается вправо ( ). Это означает, что хозяйствующие субъекты стремятся больше занимать. У банков сокращаются резервы для проведения активных операций и они желают занять у центрального банка. При этом ЦБ не желает, чтобы в результате роста спроса на деньги возросли процентные ставки и проводит операции таким образом, чтобы увеличить резервы коммерческих банков, то есть удовлетворяет их потребности. Теперь рост спроса на деньги не сказывается на уровне нормы процента ( ). Норма процента остается на целевом для ЦБ уровне, однако его операции по поддержанию ликвидности банковской системы приводят к изменению денежной массы до уровня . В данном случае, очевидно, что если ЦБ таргетирует норму процента, он перестает контролировать объем денежной массы.

Возможен случай, когда ЦБ не устанавливает жестких тактических целей ни для нормы процента, ни для денежной массы. Это означает, что ЦБ допускает некоторое расширение или сокращение денежной массы при некотором снижении или росте процентных ставок. ЦБ устанавливает «коридор» для колебаний и нормы процента, и денежной массы. В этом случае график предложения денег выглядит как восходящая линия (рис. 8.2.3.).

Рис. 8.2.3. «Коридор» для колебаний нормы процента и денежной массы.

Рисунок 8.2.3. показывает, что если в результате роста спроса на деньги начинает расти норма процента, то ЦБ вводит в банковскую систему дополнительное количество резервов с тем, чтобы не допустить этого роста. Однако, так как сдерживание процентных ставок связано с ростом денежной массы и, возможно, инфляции, ЦБ позволяет норме процента незначительно вырасти. Поэтому денежная масса растет не так интенсивно, как в случае фиксации нормы процента.

График на рисунке 8.2.3. наиболее близок к той модели денежного рынка, которую использует Банк России с 2000 г. ЦБРФ считает, что колебания нормы процента более вредны для экономики, чем колебания денежной массы. Поэтому, хотя ЦБРФ и не фиксирует норму процента, он позволяет ей колебаться в сторону повышения лишь в незначительных пределах. Такой эластичный график предложения денег предполагает, что Банк России намного меньше контролирует денежную массу. Такой выбор Банка России связан с тем, что происходила смена приоритетов. Формально, конечной целью его денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен. Однако, анализ применения инструментов показывает, что ЦБР стремится стимулировать экономический рост. Он предполагает добиваться экономического роста (при максимально возможном сдерживании инфляции) путем снижения процентных ставок и стимулирования ими частных расходов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие конечные цели денежно-кредитной политики может выбирать центральный банк?

2. Почему ЦБ устанавливает для себя иерархию целей, а не стремится достичь сразу конечной цели?

3. Может ли центральный банк регулировать норму процента с помощью изменений денежной базы?

4. На какую процентную ставку повлияют операции ЦБ на открытом рынке с ценными бумагами?

5. Что такое таргетирование? Какова цель таргетирования денежной массы? нормы процента?

6. Может ли ЦБ таргетировать одновременно и денежную массу и норму процента? Чем определяется выбор между таргетированием денежной массы и нормы процента?

7. Покажите на графике, каким образом таргетирование денежной массы приводит к потере контроля над нормой процента. Почему при таргетировании нормы процента теряется контроль над денежной массой.

8. Верно ли утверждение: «Если бы спрос на деньги не колебался, то центральный банк мог бы избрать в качестве своих промежуточных целей и денежную массу, и норму процента одновременно».

9. Если денежные власти определяют состояние экономики таковым, что график IS мало подвержен смещению, какую цель они скорее выберут: таргетирование ставки процента или денежной массы?

10. Предположим, что спрос на деньги и величину денежного мультипликатора денежные власти считают стабильными. Какой выбор промежуточных целей будет более предпочтительным в этом случае: таргетирование нормы процента или денежной массы?

1) Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича. – Л., 1991. С. 268-281; 352-362.

2) Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича. – М., СПб., 1994. С. 290-296; 382-395.

3) Миллер Р. Л., Ван-Хуз Д. Д. Современные деньги и банковское дело: Учебник для вузов. / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 645-671; 673-710.

4) Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов. / Пер. с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 499-522.

5) Моисеев С.Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2002. № 18. С. 38-51.

6) Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год // Вестник Банка России. 2002. №68.

7) Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2003 года // Вестник Банка России. №50. С. 3-8.

8) Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. С. 457-477.

8.3. Активная и пассивная монетарная политика.

Денежно-кредитная политика может проводиться с разной эффективностью. Иногда центральные банки действительно обеспечивают стабильное развитие экономики. Но бывают случаи, когда именно их политика приводит к экономическим кризисам. Поэтому среди экономистов продолжается спор об эффективности монетарной политики. Существует две основные концепции проведения денежно-кредитной политики.

  1. Кейнсианская (активная) концепция.
  2. Неоклассическая (пассивная) концепция.

Таргетирование денежной массы это

Раз тут возник диспут «Нафига козе баян» (Зачем ОФЗ минфину во время профицита бюджета)
Вынесу ка я в отдельную тему базовые моменты концепции таргетирования инфляции и стерилизации денежной массы.

Сначала теоретическая часть, ее я честно сплагиатил (позаимствовал из прошлых времен)
Те кому лень читать много букв саммари:

— концепция регулирования со стороны ЦБ сейчас — таргетирование инфляции.
Другими словами, основная задача удержать инфляцию (номинальную) в заданных параметрах любой ценой.
Стерилизация денежной массы — это создание условий при которых свободная ликвидности изымается из реальной экономики и «связывается» максимально долгосрочно в финансовом секторе.

Грубо говоря человек имеющий свободные средства размещает из на депозите, в ОФЗ и т.д и живет на % — пока ему этого %та хватает на жизнь он не пытается купить бетон, открыть автомойку, пекарню и т.д.
А главное — ему и в голову на придет купить валюту и спрятать ее под матрац — ведь самая страшная ситуация это скупка наличной валюты гражданами за счет уменьшения их рублевой сберегательной активности.
Наличная валюта это вывод зарубеж в чистом виде.

Стерилизация денежной массы: механизм и инструменты

Понятие стерилизации в России впервые стало использоваться с 2002 г. в связи с необходимостью снижения инфляции, проблема которой была связана с ростом мировых цен на нефть. В этих условиях с целью поддержания устойчивого курса рубля ЦБ РФ вынужден был все больше приобретать на внутреннем рынке иностранную валюту. При этом сразу обозначилась проблема достаточности финансовых ресурсов ЦБ РФ для приобретения увеличивающегося потока «нефтедолларов». Понятно, что данная проблема не могла быть решена исключительно за счет денежной эмиссии, которая сама по себе не решила бы проблему стабилизации экономики, а, наоборот, ее еще бы больше дестабилизировала. Решение проблемы состояло в реализации особого экономического механизма, посредством которого ЦБ РФ мог бы поддерживать стабильным курс рубля и не допустить ускорения темпов роста инфляции. Данный механизм получил название «стерилизация денежной массы», хотя, по мнению автора, его также можно справедливо называть стерилизацией иностранной валюты.

Рыночная и нерыночная стерилизация

Стерилизацию можно обозначить как механизм абсорбирования [1] избыточной денежной массы посредством обратного приобретения национальной валюты эмиссионным институтом страны (ЦБ РФ) с целью ее изъятия из обращения. Стерилизация может быть осуществлена при условии обладания денежными властями соответствующими финансовыми ресурсами неэмиссионного характера.

Теоретически здесь можно выделить два способа стерилизации:

1) рыночный – с использованием средств банковской системы;

2) нерыночный – с использованием бюджетных средств.

Рыночная стерилизация возможна за счет аккумулирования Центрабанком средств коммерческих банков в различных формах (депозиты, через размещение облигаций и пр.). Привлеченные таким образом рубли из экономики должны быть ЦБ РФ изъяты из обращения и не оказывать инфляционного давления на уровень цен. В 2001–2003 гг. рыночная стерилизация была основным способом борьбы с инфляцией в России.

Минусами рыночной стерилизации являются:

во-первых, невозможность аккумулировать в достаточных количествах средства коммерческих банков из-за их ограниченности;

во-вторых, снижение возможности со стороны коммерческих банков кредитовать национальную экономику и расширенное воспроизводство;

в-третьих, увеличение процентной ставки за кредитные ресурсы на внутреннем рынке, что привело бы к существенному удорожанию процедуры стерилизации вплоть до невозможности ее осуществления из-за отсутствия в необходимых размерах прибыли у ЦБ РФ.

Особо следует отметить о возможности использования средств Сбербанка РФ в качестве стерилизации денежной массы. Сберегательный банк является акционерным обществом, но его контрольный пакет находится в собственности государства и поэтому оно может размещать средства банка не только с целью максимизации прибыли, но с целью поддержания должного макроэкономического равновесия в национальной экономике. При этом общеэкономическая цель (макроэкономическое равновесие) не должна противоречить тому, что Сберегательный банк – коммерческая организация, которая в своей деятельности должна преследовать извлечение прибыли.

Механизм стерилизации с использованием средств Сбербанка может быть следующим. Сбербанк РФ размещает свои средства в ЦБ РФ, а тот в свою очередь осуществляет ими стерилизацию денежной массы. Между ЦБ РФ и Сбербанком может быть оговорена ставка размещения, которая может быть существенно ниже, чем, если бы это было реализовано при привлечении средств на открытом рынке.

Идея Стабилизационного фонда

В 2000–2003 гг. в России в качестве инструмента стерилизации денежной массы использовались привлекаемые средства коммерческих банков и остатки на счетах и депозитах расширенного правительства в ЦБ РФ. Под расширенным правительством понимается Правительство РФ, органы государственного управления субъектами Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды. Соответственно средства расширенного правительства включают в себя средства бюджетной системы (федерального бюджета, бюджета субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов). Особая роль при этом отводилась остаткам средств на счетах федерального бюджета, образовывающихся вследствие превышения фактических доходов бюджета от роста нефтяных цен над запланированными.

Однако средств коммерческих банков и бюджетных остатков стало не хватать для проведения полной стерилизации избыточной денежной массы. В этих условиях встал вопрос о создании такого механизма, который бы по мере роста нефтяных цен обеспечивал бы ЦБ РФ необходимыми финансовыми ресурсами для стерилизации денежной массы. То есть необходимо было осуществить привязку получаемых финансовых ресурсов ЦБ РФ к потребности в них для целей стерилизации. Такой механизм был создан на основе формирования с 2004 г. Стабилизационного фонда РФ.

Идея Стабилизационного фонда заключалась в необходимости изъятия сверхдоходов нефтяных компаний в период высоких мировых цен на нефть и их аккумулирование на специальном счете федерального бюджета, то есть использования в режиме государственного сбережения. Механизм Стабилизационного фонда как инструмента стерилизации денежной массы предполагал, что по мере изменения мировой цены на нефть должны автоматически пересматриваться размеры налоговых платежей нефтяных компаний в федеральный бюджет. В Стабфонд подлежали зачислению часть налога на добычу полезных ископаемых (нефти) и вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. В Закон РФ «О таможенном тарифе» [5, с. 3] были внесены изменения, в соответствии с которыми вывозные таможенные пошлины на нефть сырую стали пересматриваться Правительством РФ каждые два месяца по итогам расчета средней цены нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском).
———

Стерилизация «нефтедолларов» и изъятие из обращения рублей

Таким образом, механизм Стабфонда позволял ЦБ РФ проводить стерилизацию денежной массы вне зависимости от мировой цены на нефть и потока «нефтедолларов», поступающих в страну. Рост цен на нефть, с одной стороны, требовал изъятия из обращения все большего количества рублевой массы, а с другой стороны, через государственное сбережение в Стабфонде обеспечивал ЦБ РФ необходимыми финансовыми ресурсами для такой стерилизации.

Механизм стерилизации денежной массы одновременно приводит к стерилизации «нефтедолларов», которые благодаря механизму Стабфонда не поступают на внутренний российский рынок, а размещаются в международные резервные активы. При этом ЦБ РФ условно увеличивает рублевую денежную массу, скупая иностранную валюту, и на аналогичную сумму изымает рублевые средства из экономики за счет средств Стабилизационного фонда. Таким образом происходит «отсечение» экспортной выручки от валютного рынка, а рублевой денежной массы – от экономики. Следует отметить, что «участвовать в стерилизации денежной массы может лишь федеральный бюджет, поскольку добиваться от региональных и местных властей, а также от руководства внебюджетных фондов корректировать использование своих бюджетов в целях воздействия на денежные параметры не только неразумно, но и просто невозможно» [1].

Стабфонд не позволял в полной мере осуществлять стерилизацию денежной массы из-за неполного зачисления в него конъюнктурных доходов экономики. Так по Закону РФ «О таможенном тарифе» предельный процент изъятия сверхдоходов нефтяных компаний составлял 65%. Стопроцентное изъятие сверхдоходов лишило бы нефтяные компании интереса к реализации нефти по максимально высоким ценам. Поэтому нерыночный механизм стерилизации по-прежнему дополнялся рыночным.

О том, что было бы без механизма стерилизации

Стерилизационный эффект Стабфонда выразился в сдерживании роста рублевой денежной массы и инфляции. В табл. 3 представлена расчетная величина денежной массы без механизма Стабфонда при допущении фактически существовавшей скорости обращения денег по годам и инфляционного лага в 12 мес. Так, например, к концу 2007 г. без стерилизации средствами Стабфонда денежная масса была бы в 2,0–2,7 раза больше фактической, что привело бы к установлению более высокого уровня цен и темпов инфляции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector