Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль цб в регулировании денежного обращения

Роль Центрального банка в регулировании денежного оборота и денежной массы

Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:

— объем предложения денег в наличной и безналичной формах;

Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения вслед за изменением, например, объекта регулирования отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности придает ей принудительный характер. Так, изменения в банковской системе меняют типы учреждений, операций подлежащих регулированию, а также каналы, по которым соответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняет эффективность используемых инструментов, требует изменения их соотношения или разработки новых инструментов регулирования.

Эволюция методов регулирования денежного обращения стимулируется отчасти и его особенностями как объекта регулирования. Дело в том, что регулирующая деятельность центрального банка накладывает определенные ограничения на условия денежного обращения, вызывая двойственную реакцию. С одной стороны, изменение одного из параметров рынка ведет к изменению состояния всей системы в направлении достижения рыночного равновесия. С другой стороны, происходит приспособление форм рыночной деятельности в направлении, компенсирующем воздействие регулирующих мер или позволяющем обходить их. В качестве непосредственных причин изменений методов регулирования денежного обращения можно назвать:

· достижение высокой степени развития инструментов денежного рынка, чья гибкость позволила быстро приспособиться к регулирующим мерам;

· изменение структуры банковской системы, расширение сферы оптовых банковских операций, повышающих устойчивость денежной сферы;

· интернационализация банковской деятельности, также увеличившая мобильность этой сферы, ее способность компенсировать воздействие регулирующих мер.

Центральный банк имеет в своем распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной политики.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

— операции на открытом рынке;

Для регулирования ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Размер обязательных резервов, согласно статьи 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом Директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации. Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течении 2-х рабочих дней. Банк России и его территориальные учреждения обеспечивают контроль за своевременностью и полнотой депонирования обязательных резервов кредитными организациями. Этому в значительной мере способствовало введение оперативной пятидневной (а по ряду показателей ежедневной), а также ежемесячной отчетности о своевременности и полноте формирования обязательных резервов и использование этой отчетности для оперативного принятия решений, направленных на четкое соблюдение действующих Положений об обязательных резервах.

С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Важным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Центральный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.

Как правило, при продаже государственных ценных бумаг Центральный банк устанавливает льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.

Операции на открытом рынке, в отличии от других методов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Банка России исходя из желаемого прогнозируемого эффекта. Это делает данный инструмент удобным, гибким и оперативным в применении. С помощью операций на открытом рынке Центральный банк осуществляет централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у банков, финансовых и инвестиционных компаний, различных предприятий и у населения. Другими словами, это правовое оформление займа государства у тех или иных кредиторов. Полученные таким образом деньги используются для неинфляционного финансирования дефицита госбюджета.

Выпуск государственных ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности использования денежных средств непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных ценных бумаг

Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, т.е. кредитования им коммерческих банков, предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Банком России до 1996 года почти не практиковалось из-за отсутствия соответствующей базы, неплатежеспособности многих коммерческих банков и по другим причинам. Центральный банк России, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке. Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов. В настоящее время рефинансирование Банком России банков осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также ломбардных кредитов.

Читать еще:  Дифференциация денежных доходов населения

Кредит и кредитная система.

Роль Центрального Банка в регулировании денежной системы

Регулирование денежного обращения в Российской Федерации возлагается на Банк России, и осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк Росси, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения и должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию наличных денег.

Центральный банк России — главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)», федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами [1].

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Обязанности Банка России:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;

— разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Роль Центрального Банка Российской Федерации состоит том, чтобы посредством присущих ему функций и операций добиться рационализации денежного оборота. Существенной деятельностью Банка России является обеспечение покупательной способности денежной единицы. Цель его функционирования — это не только монетизация валового внутреннего продукта, но и скорость обращения денег, полнота их прохождения через каналы банка, минимизация использования денежных суррогатов. В свою очередь эмитирование платежных средств это не только их влияние на стабильность рубля, но и на эффективность производства и обращение продукта. Банк России ограничивает свою цель борьбой за укрепление покупательной способности рубля. Таким образом он не реализует в полном объеме свою роль в экономике. Кредитные инструменты регулирования слабо представлены в денежно — кредитной политике Центрального Банка Российской Федерации [13].

Для поддержания устойчивости денежного оборота, Центральный банк должен использовать комплекс инструментов:

— осуществлять надзор и контроль за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

— контролировать функционирование исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте [13].

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России, обязательные резервные требования, операции на открытом рынке.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Размер обязательных резервных требований (норматив обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) и порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для банков и небанковских кредитных организаций. В этом случае устанавливаемые для банков нормативы обязательных резервов должны быть едиными для всех банков, а устанавливаемые для небанковских кредитных организаций нормативы обязательных резервов должны быть едиными для всех небанковских кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Банк России имеет право установить порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и (или) путем поддержания на корреспондентском счете, открытом в Банке России, усредненной величины обязательных резервов, рассчитываемой исходя из размера коэффициента усреднения обязательных резервов.

При нарушении обязательных резервных требований Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных на счета для хранения обязательных резервов денежных средств (недовзнос в обязательные резервы) и при невыполнении обязанности по усреднению обязательных резервов сумму денежных средств, рассчитываемую исходя из величины невыполнения усреднения обязательных резервов, определяемой как разница между предоставленной кредитной организации и фактически поддержанной кредитной организацией усредненными величинами обязательных резервов, в размере и порядке, установленных Банком России.

Банк России также имеет право взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф за нарушение обязательных резервных требований в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, перечисляются на счет кредитной организации и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России [2].

Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

1) купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;

2) купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организованных торгах, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами [3].

При осуществлении Банком России операций на открытом рынке с акциями допускаются только заключение договоров репо, а также реализация Банком России акций в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств по договору репо [4].

2.2 Анализ динамики денежной массы в России

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, так как согласно постулатам количественной теории, а именно Кембриджской школы, величина денежной массы влияет на объем национального производства, на занятость, процентные ставки, уровень цен. Таким образом, внимание к показателям, характеризующим объем и динамику денежной массы, является своевременным и актуальным [6; с. 458].

Денежная масса — совокупность всех денежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, находящихся в распоряжении экономических агентов. Для измерения количества денег в обращении используются денежные агрегаты, которые представляют собой суммарные показатели объема и структуры денежной массы, отличающиеся друг от друга по степени охвата финансовых активов и уровня их ликвидности [7; с.84].

Читать еще:  Проводка вклад в уставный капитал деньгами

Агрегат М0 — наличные деньги в обращении. Это наиболее ликвидная часть денежной массы. Агрегат М2 (денежная масса в узком определении) — сумма наличных денег и остатков на срочных депозитах и депозитах до востребования. Именно он является наиважнейшим показателем, который используется при оценке денежной массы в нашей стране. Анализ динамики агрегата М2 показывает отсутствие стабильности темпов прироста денежной массы. Средний абсолютный прирост денежной массы из года в год составил 17 %. В период кризиса в 2009 г. она практически не увеличивалась (прирост составил около 1 %). Наибольший абсолютный прирост денежной массы произошел в 2011 году и составил 31 %. С 2013 года мы также наблюдаем снижение темпов прироста до 12 %. В 2015 г. прирост составил всего 2,2 %. Это явилось следствием проведения центральным банком мероприятий, направленных на снижение инфляции. С другой стороны, может свидетельствовать о нарастании кризисных явлений в экономике [15].

Соответствие денежной массы потребностям экономики характеризуется показателем коэффициента монетизации. Коэффициент монетизации, который представляет собой отношение денежной массы к ВВП, увеличивался, но уровень его очень низок по сравнению с другими странами. Считается, что для развитой страны монетизация должна составлять не менее 70–80 %, а чем ниже монетизация экономики, тем выше инфляция. В 2015 году он составил 40 %, но при этом наблюдается тренд к увеличению. Таким образом, можно сделать вывод, что экономика РФ недостаточно обеспечена деньгами и уровень инфляции в стране высокий. Что касается показателя, обратному коэффициенту монетизации, а именно скорости обращения денег, в 2015 году она составила 2,52 оборота в год, при этом с 2007 наблюдается тенденция к сокращению показателя. Снижение количества обращения денежной массы свидетельствует о снижении оборачиваемости денежных агрегатов, т. е. их ликвидности. Причинами такой тенденции могут быть инфляция, неразвитость производства, несовершенство безналичных платежей, высокая процентная ставка на денежном рынке, низкая предельная склонность населения к потреблению, а также большая доля наличных в денежной массе.

На рисунке 3 представлена динамика показателей денежного рынка за 2007-2015 гг.


Рис.3. Динамика показателей денежного рынка за 2007–2015 гг [15].

В структуре денежной массы России за рассматриваемый период доля наличных средств уменьшалась, что характерно практически для всех стран мира, так как повсеместно происходит развитие безналичных расчетов и электронных денег. На 1 янв. 2015 г. доля наличных составила 22,3 %, снизившись за семь лет на 10 процентных пунктов. Но удельный вес наличных денег в денежной массе России еще достаточно велик по сравнению с развитыми странами. Так, наименьшее ее значение в Великобритании, где она чуть более 3 %, что свидетельствует о развитости в стране системы безналичных расчетов и хорошей обеспеченности предприятий финансовыми ресурсами.

В таблице 1 представлена динамика денежной массы России за 2007-2015 гг.

Роль банка России в регулировании денежного обращения.

Вид работы: Дипломная работа
Специальность: Финансы
Тема: Роль банка России в регулировании денежного обращения.
Количество страниц: 160
Уникальность: 75%

Введение
Глава 1. Основы организации и регулирования движения денежных средств
1.1. Формы движения денег и их эволюция
1.2. Современные теории денег
Глава 2. Организация и регулирование денежного обращения в РФ. Основы эмиссионно — кассовой работы и безналичных расчетов
2.1. Макроэкономические методы и формы регулирования денежного обращения
2.1.1. Банк России и экономика
2.1.2. Основные направления денежного регулирования Банка России
2.2.Оргнизация наличного и безналичного денежного обращения
2.3. Анализ денежно-кредитной политики Банка России 2002-2006 гг.
Глава 3. Направления и перспективы развития методов регулирования денежного обращения
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Узнай стоимость написания такой работы!

Нормативные и законодательные акты
1.Федеральный закон О банках и банковской деятельности(с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г.,21 марта 2002 г.)
2.Указание ЦБР от 13 августа 2004 г. N 1489-У О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И Об обязательных нормативах банков
3.Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-3. М.: Юрист, 2002.
5.О Центральном банке РФ (Банке России): Федеральный закон РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ. С. 3, 2002. № 28. Ст. 2790.
6.Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». 1992. № 45. Ст. 2242, С.3.1999. № 1. Ст. 1, № 28. Ст. 3461, 2001. № 23. Ст. 2290.
7.Положение ЦБ России от 26 мая 1997 г. № 454 «О порядке рассмотрения структурными подразделениями центрального аппарата Банка России документов, представленных для регистрации, реорганизации кредитной организации и/или получения лицензии на осуществление банковских операций, а также сделок с драгоценными металлами//Вестник Банка России. 2001.
8.Инструкция Банка России № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» от 30 января 1996 г. (с изменениями и дополнениями)//Банковское законодательство / Сост. Р.И. Рябова. М.: Интел-Синтез, 1998.с. 110-131//Вестник Банка России. 2001.
9.О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков» от 24.09.1999 г. № 89-П//Нормативные акты по банковской деятельности. 2001. Вып. 5 (83). Ст. 48-51.
10.Письмо ЦБ «О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с банками-резидентами в валюте Российской Федерации» от 13.01.1999 г. № 67-п//Вестник Банка России. 1999.
11.Письмо Центрального банка России «О формах публикуемой отчетности» от 21.02.1997 г. № 413//Вестник Банка России. 2000.
12.Указание Центрального банка России «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12.04. 2001 г. № 2-П//Нор-мативные акты по банковской деятельности. 2001. Вып. 6.
13.Постановление ФКЦБ «Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации» от 16.10.1997 г. № 36
14.Указание ЦБР от 13 августа 2004 г. N 1489-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И «Об обязательных нормативах банков»
Учебная и научная литература

Роль банка в регулировании налично- денежного обращения

Прогнозирование наличного денежного оборота в Томской области в 1999 году осуществлялось, исходя из требований Положения Банка России от 5 января

Роль банка в регулировании налично- денежного обращения

Другие рефераты по предмету

1. Роль Центрального банка в регулировании налично- денежного обращения5

1.1 Организационная структура и функции Центрального банка5

1.2 Регулирование денежного обращения Центральным банком11

1.3 Анализ применяемых методов регулирования налично-денежного обращения Центральным банком РФ15

1.4 Взаимодействие Банка России и Правительства РФ21

1.5 Денежные агрегаты как показатели регулирования динамики денежной массы22

1.5.1 Денежные агрегаты. Законы денежного обращения22

1.5.2 Анализ изменения динамики денежной массы в России за период с 1992 года по 1999 год25

1.6 Регулирование денежной массы за рубежом30

2. Роль ГРКЦ в регулировании налично-денежного обращения.34

2.1 Характеристика Головного расчетно-кассового центра, его основные функции34

Читать еще:  Классификация денежных потоков

2.2 Контроль ГРКЦ за налично-денежным оборотом36

2.3 Метод применяемый для прогнозирования налично-денежного оборота в Томской области38

2.4. Организация анализа налично-денежного оборота в Томской области42

3. Совершенствование организации работы по анализу налично-денежного обращения в регионах44

3.1. Анализ налично-денежного обращения в регионе как составляющая анализа налично-денежного обращения страны44

3.1.1 Состояние налично-денежного обращения в Российской Федерации в 1999 году44

3.1.2. Анализ налично-денежного обращения в Томской области за 1999 год52

3.2. Совершенствование организации работы по анализу налично-денежного обращения в регионах61

3.2.1. Организация анализа налично-денежного обращения в Иркутской области61

3.2.2. Методики оценки количества наличных денег, предлагаемые ГУ ЦБ РФ по Омской области62

В условиях рыночной экономики анализ налично-денежного обращения претерпел существенные изменения, стал более интересным и более сложным. Однако, не на всех территориальных уровнях можно производить анализ с использованием показателей свойственных рыночной экономике. Территория России крайне не равномерно насыщена деньгами. Большинство регионов страдает от безденежья, в то время как в других сконцентрирована большая часть денежных средств страны.

Основной целью данной дипломной работы является совершенствование методов анализа налично-денежного обращения на региональном уровне.

Анализ состояния налично-денежного обращения в регионе имеет очень важное теоретическое и практическое значение для более полного понимания процессов, происходящих в финансовой и экономической жизни конкретного региона. В ходе такого анализа определяются особенности денежного обращения на данной территории.

Очевидно, что качество такого анализа во многом зависит от применяемой методики. Между тем, как показывает практика, здесь пока нет единого сложившегося подхода. В периодических изданиях по финансово-банковской тематике можно встретить материалы, освещающие методы организации налично-денежного обращения того или иного региона, однако ни одна из предлагаемых методик не утверждена Центральным банком Российской Федерации.

Налично-денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков. Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах Центрального банка Российской Федерации. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, откуда они поступают в обращение. Из оборотных касс расчетно-кассовых центров наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам. Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов.

Рациональная организация денежного обращения, усиление контроля за потоками наличных денег одно из эффективных средств, способствующих решению острых проблем современного этапа развития России. Однако, невозможно проводить серьезную аналитическую работу, не имея оценки реального количества наличных денег в регионе. Проблема эта очень сложная. Силами только региональных учреждений Банка России решить ее трудно. Необходима разработка единой методики оценки количества наличных денег в регионе. Решение этой проблемы позволит в перспективе получить комплексную оценку предложения денег в регионе с учетом как наличной, так и безналичной составляющих.

Для достижения заданной цели в данной дипломной работе планируется выполнить следующие задачи:

— изучить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики;

— провести анализ применяемых методов регулирования налично-денежного обращения Центральным банком Российской Федерации;

— проанализировать изменение динамики денежной массы в России за период с 1992 года по 1999 год;

— изучить методы организации анализа налично-денежного обращения в других регионах;

— рассмотреть предлагаемые методики оценки количества наличных денег в регионе;

— провести анализ налично-денежного обращения в Томской области за 1999 год.

1. Роль Центрального банка в регулировании налично- денежного обращения

1.1 Организационная структура и функции Центрального банка

Современная банковская система России базируется на основе принятых 2 декабря 1990 года Верховным Советом РСФСР специальных законов: Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закона «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также новой редакции Закона РФ « О банках и банковской деятельности», принятого в июле 1995 г.

Банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Новое банковское законодательство внесло кардинальные изменения не только в элементарный состав кредитно-банковской системы, но и сами принципы построения и управления этой системой. Современная банковская система России имеет двухуровневое построение. Критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, обусловленное отношениями субординации. Центральный банк расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом. Коммерческие банки и кредитные учреждения составляют нижний уровень системы.

Основными целями центрального банка являются:

— защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

— развитие и укрепление банковской системы РФ;

— обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Организационная структура Центрального Банка. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления (рис. 1). В систему ЦБР входят: центральный аппарат, главные территориальные управления и национальные банки, расчетно-кассовые центры, региональные центры информатизации, вычислительные центры, банковские школы и прочие организации.

Национальные банки республик, главные территориальные управления, расчетно-кассовые центры являются территориальными учреждениями ЦБР и не имеют статуса юридического лица и права принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета Директоров Банка России.

Высшим органом Банка России является Совет Директоров коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России, т.е. Совет Директоров осуществляет функции стратегического управления. Текущее управление Банком России осуществляет Председатель Банка России. Все члены Совета Директоров работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета Директоров и Председатель Банка России назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года. Совет Директоров под руководством Председателя Банка России принимает такие стратегически важные решения, как: величина резервных требований для коммерческих банков, установление обязательных нормативных требований, изменение процентных ставок Банка России, применение прямых количественных ограничений на деятельность коммерческих банков и т.д.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Центральный банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство не отвечает по обязательствам ЦБР и ЦБР не отвечает по обязательствам государства. Уставный капитал 3 млрд. рублей. Центральный банк России создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. По вопросам отнесенным к его компетенции, он имеет право издавать нормативные акты, которые являются обязательными для всех юридических и физических лиц. Ежегодно Банк России отчитывается за свою деятельность перед Государственной Думой. В данный отчет входят: годовой баланс (таблица 1.1), счет прибылей и убытков, распределение прибыли, отчет о состоянии банковского дела в стране, аудиторское заключение по годовому отчету Банка России и др.

АКТИВПАССИВ1.Золото1.Уставной капитал2.Иностранная валюта2.Резервы и фонды3.Наличные деньги в кассах3.Валютные счета4.Кредиты МинФину РФ4.Наличные деньги в обращении5.Операции с ценными бумагами5.Средства коммерческих банков6.Кредиты6.Средства клиентов и бюджетов7.Межгосударственные расчеты7.Средства в расчетах8.Прочие активы8.Прочие пассивы Баланс Баланс

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector