Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование денежного обращения в стране

Discovered

О финансах и не только…

Регулирование денежного обращения

Регулирование денежного обращения (Regulation of Money Circulation) — система мероприятий, осуществляемых центральным банком, банками и другими финансовыми и нефинансовыми учреждениями с целью обеспечения потребностей национальной экономики в деньгах, поддержания устойчивости денежного обращения, стабильности национальной денежной единицы и сбалансирования спроса и предложения денег. Частично регулирование денежного обращения рассматривают как составляющую денежно-кредитной политики, однако этот процесс значительно шире, поскольку включает систему регулирования и управления наличным денежным оборотом, а также платежные системы и механизмы. Поэтому регулирование денежного обращения следует рассматривать как составляющую денежной системы страны.

Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур деятельности банков и небанковских учреждений на денежном рынке. Регулирование денежного обращения включает: формирование и управление денежными агрегатами, эмиссию, выпуск и обращение наличности, создание и поддержку платежных систем и платежных инструментов.

В рамках реализации денежно-кредитной политики с целью регулирования денежного обращения центральные банки используют следующие инструменты:

С точки зрения центрального банка главным инструментом регулирования денежного обращения являются обязательные резервы, объемы которых, прежде всего, способствуют формированию показателя денежной базы (узкие деньги) и денежного агрегата М. Можно считать, что начисленные суммы обязательных резервов становятся основой для создания центральным банком новых денег. Обязательные резервы зачисляются на корреспондентские счета банков в Национальном банке и используются как чисто монетарный инструмент. Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентах от суммы привлеченных банком депозитов. Они одинаковы для всех банков, но дифференцированы в зависимости от вида депозита, сроков и вида валюты привлеченных средств. Зачисление сумм обязательных резервов на корреспондентские счета банков в Национальном банке осуществляется в национальной валюте, независимо от валюты привлеченного банком депозита.

В случае необходимости увеличения объемов денежной массы в обращении центральный банк может уменьшать нормативы обязательного резервирования, а в случае необходимости уменьшить денежную массу — он может их повышать. Благодаря таким действиям в первом случае ресурсы банков, которые они могут направить на кредитование, увеличиваются, а во втором, наоборот, — уменьшаются, что замедляет темпы кредитования и, соответственно, уменьшает объемы денежной массы в обращении.

Вторым по логике и важности для отечественной практики инструментом регулирования денежного обращения являются операции центрального банка на валютном рынке, благодаря преимущественно которым уже много лет фактически происходит денежная эмиссия в Украине. Путем приобретения иностранной валюты на валютном рынке Национальный банк осуществляет эмиссию гривны, а путем проведения валютных интервенций и продажи иностранной валюты изымает избыточные гривны из обращения. И хотя в мировой практике такой инструмент регулирования денежного обращения не является главным, для отечественной банковской системы его значение и в дальнейшем будет оставаться чрезвычайно важным.

Наиболее перспективным инструментом регулирования денежного обращения является проведение центральным банком операций по рефинансированию банков и изъятию избыточной денежной массы из обращения путем депозитов центрального банка. Этот инструмент регулирования денежного обращения в перспективе должен заменить валютный канал эмиссии и стать доминирующим.

Процентная политика как инструмент регулирования денежного обращения, используется в рамках реализации общей стратегии монетарной политики. Ее влияние на объемы и структуру денежной массы в обращении происходит как на основе изменения объемов привлеченных банками депозитов, так и на основе выданных ими кредитов. Однако следует отметить, что изменение процентных ставок влияет на объемы денежной массы в обращении двояко: рост депозитных ставок приводит к удорожанию банковских ресурсов и, соответственно, к повышению ставок по кредитам. В такой ситуации, несмотря на то, что объемы депозитов и денежный агрегат М2 растут, темпы кредитования замедляются, а это, в свою очередь, сдерживает безналичную эмиссию. Поэтому влияние процентной политики как инструмента регулирования денежного обращения на денежный оборот не такое существенное, как иногда отмечают в научной литературе. Функции процентной политики по регулированию денежного обращения ограничиваются системой стимулов и противовесов, которые могут реализовать банковские учреждения в реализации своих функций по регулированию денежного обращения.

Важное значение для регулирования денежного обращения имеют операции центрального банка с ценными бумагами и, прежде всего, с облигациями внутреннего государственного займа, приобретая которые на вторичном рынке и осуществляя их монетизацию, центральный банк выпускает в обращение дополнительную сумму денег. После погашения облигаций происходит изъятие денежной массы из обращения.

В условиях становления отечественного денежного рынка в 1993-1994 гг. Национальный банк в целях регулирования денежного обращения использовал показатели «кредитных потолков» (сумма или темпы прироста кредитования по сравнению с предыдущим периодом), которые устанавливались для банков с целью сдерживания или стимулирования кредитования экономики. Соответственно, увеличение объемов кредитования способствовало увеличению объемов денежной массы в обращении, а уменьшение, наоборот, — сдерживало ее прирост. На сегодняшний день Национальный банк такой инструмент регулирования денежного обращения не использует.

На уровне отдельных банков регулирование денежного обращения осуществляется путем проведения собственной кредитной и депозитной политики, организации наличного денежного обращения, кассового обслуживания клиентов и организации системы платежей и расчетов.

Определенное участие в регулировании денежного обращения берут и небанковские финансовые учреждения, каждое из которых выполняет определенные функции в соответствии с задачами их уставной деятельности. Это небанковские финансово-кредитные учреждения (кредитные союзы, лизинговые и факторинговые компании), учреждения, осуществляющие эмиссию электронных денег, небанковские участники платежных систем; негосударственные кассово-расчетные центры, СИТ-компании и тому подобное.

§ 2. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации

Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объ­ем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную мас­су, которая характеризует покупательные, платежные и накопитель­ные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридиче­ских лиц.

Регулированию денежного обращения предшествует выработ­ка соответствующей денежно-кредитной политики государства на определенном этапе развития общества.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соот­ветствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ и ст. 4 Закона о Банке России на ЦБ РФ, который во взаимодействии с Правительством РФ разра­батывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Мировой практикой выработаны различные инструменты про­ведения денежно-кредитной политики. В соответствии со ст. 35 За­кона о Банке России к основным инструментам и методам денежно­кредитной политики Банка России относятся:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России является кредитором последней инстанции, т.е. вы­дает кредиты иным банкам. В соответствии с упомянутым Федераль­ным законом Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государ­ственной денежно-кредитной политики. Закон также предусматри­вает, что Банк России может устанавливать одну или несколько про­центных ставок по различным видам операций или проводить про­центную политику без фиксации процентной ставки.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обяза­тельствам кредитной организации, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом ди­ректоров. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондент­ского счета кредитной организации, который открывается в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. На обяза­тельные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Читать еще:  Расчет расходов денежных средств

Под рефинансированием понимается кредитование Банком Рос­сии кредитных организаций, при этом формы, порядок и условия ре­финансирования устанавливаются самим Банком России. Измене­ние ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых ЦБ РФ остальным банкам.

Валютные интервенции связаны с куплей-продажей Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Покупая за счет золотовалютных резервов национальную валюту, ЦБ РФ увели­чивает спрос на нее, а значит, и повышает ее курс. И наоборот, про­давая национальную валюту, он увеличивает ее предложение и сни­жает ее курс.

Банк России вправе устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных на­правлений единой государственной денежно-кредитной полити­ки, что, по сути, связано с регулированием количества денег в об­ращении. При определении ориентиров роста денежной массы Банк России исходит из предполагаемой динамики валового внутреннего продукта, уровня инфляции и скорости обращения денег.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России по­нимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Этот метод рассматривается как исключительный и может приме­няться только после консультаций с правительством страны.

В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещае­мых и обращаемых среди кредитных организаций.

Основные направления единой государственной денежно­кредитной политики разрабатываются Банком России ежегодно, представляются Президенту РФ и Правительству РФ, а затем на­правляются в Государственную Думу на рассмотрение.

Основные направления должны включать в себя ряд положений, среди которых можно выделить такие как:

• концептуальные принципы денежно-кредитной политики;

• прогноз основных показателей платежного баланса Россий­ской Федерации;

• основные показатели денежной программы;

• направления совершенствования банковской системы, бан­ковского надзора, финансовых рынков и платежной системы и иные направления.

Как отмечалось ранее, целью выработки и реализации денежно­кредитной политики, осуществления регулирования денежного об­ращения являются защита и обеспечение устойчивости рубля, всей денежной системы страны.

Денежное обращение подразделяется на два вида:

В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходова­

ние денежных доходов населения, а также часть платежей предприя­тий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

Наличный денежный оборот в стране организуется государст­вом в лице центральных (национальных) банков. В Российской Фе­дерации субъектами, организующими данный вид денежного обра­щения, являются Банк России, его территориальные учреждения, а также система РКЦ.

Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдают­ся юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по организа­ции и управлению наличным денежным обращением осуществляет­ся в централизованном порядке ЦБ РФ.

Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заин­тересовано в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов.

Безналичное денежное обращение состоит в списании опреде­ленной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной орга­низации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. В соответствии с Законом о Банке России Банк России устанавливает предельный раз­мер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами; расчеты на сумму, превышающую установ­ленную, должны производиться только в безналичном порядке1.

Современный безналичный оборот в Российской Федерации орга­низован в соответствии со следующими принципами:

1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;

2) основная часть безналичных расчетов должна осуществлять­ся через банк;

3) требование платежа должно выставляться или перед отгруз­кой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или по­сле этого;

4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осу­ществляется банком только с согласия обслуживаемого юри­дического или физического лица;

5) формы безналичных расчетов платежей выбираются органи­зацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Закон о Банке России, Закон о банках, Закон о валютном регулировании, иные законы, нормативные акты Прези­дента РФ и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Рос­сийской Федерации отнесено «установление правовых основ едино­го рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регули­рование, денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закрепле­но, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование де­нежной системы в целях стабилизации и укрепления денежного об­ращения.

Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политиче­ской ситуации в стране.

Деноминация в отличие от денежной реформы является техни­ческой операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к боль­шему количеству рублей в старых знаках.

В процессе осуществления деноминации не затрагиваются эко­номические основы государства, а происходит сокращение денеж­ной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

В соответствии с Законом о Банке России в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк Рос­сии возлагаются следующие функции:

• прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

• установление правил хранения, перевозки и инкассации на­личных денег для кредитных организаций;

• установление признаков платежеспособности денежных зна­ков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а так­же порядка их уничтожения;

• определение порядка ведения кассовых операций для кре­дитных организаций.

В сфере денежного обращения возникают различные обществен­ные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Фе­дерации относятся финансовое и валютное регулирование, денеж­ная эмиссия, федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ), и в этом аспекте названные отношения являются предметом правового регулирования конституционного права.

Нормы финансового права регулируют отношения, складываю­щиеся в процессе организации наличного и безналичного денеж­ного обращения, в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности, установления обязательного порядка хранения средств юридиче­ских лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расче­тов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций.

Названные отношения могут складываться между:

• ЦБ РФ и кредитными организациями;

• кредитными организациями и их клиентами;

• юридическими и физическими лицами;

• кредитными организациями и иными институтами финансо­вой системы;

• институтами финансовой системы и организациями и физи­ческими лицами.

Как известно, нормы гражданского права регулируют имуще­ственные и неимущественные отношения, связанные с имуществен­ными, в которых деньги являются одним из объектов гражданских правоотношений. Наряду с этим нормы гражданского права регу­лируют расчетные отношения между субъектами по гражданско- правовым сделкам, возникающие при этом права и обязанности сто­рон, а также кредитных организаций, участвующих в данных отно­шениях. К ним относятся:

• отношения по установлению форм безналичных расчетов, таких как чек, вексель, платежное поручение и др.;

Читать еще:  Подарочные деньги при рождении ребенка 2020

• порядок открытия и закрытия счетов в кредитных организа­циях, их виды, определяющие различные правовые режимы данных счетов;

• права и обязанности сторон при заключении договора бан­ковского счета.

Административное право регулирует отношения, связанные с привлечением к ответственности за совершение административ­ных правонарушений в сфере денежного обращения, денежной си­стемы.

Нормы уголовного права предусматривают меры уголовной от­ветственности за совершение таких преступлений, как изготовле­ние, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) и изготовление или сбыт поддельных кре­дитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ).

Следовательно, регулирование денежного обращения в стране осуществляется нормами различных отраслей права, которые нахо­дят свое выражение, как отмечалось ранее, в Конституции РФ, За­коне о Банке России, Законе о банках, ГК РФ и иных нормативных правовых актах. Особую роль в регулировании денежного обраще­ния в стране играют инструкции Банка России по всему комплексу названных вопросов в сфере денежного обращения.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ

Официальной денежной единицей (валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск других денежных единиц. Официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.

Исключительное право выпуска наличных денег, изъятия из обращения принадлежит Банку России. Видами денег, ющими законную платежную силу, являются: банковые билеты (банкноты) и металлическая монета, которые обмениваются активами Банка России.

Помимо Банка России эмиссионные операции выполняются Федеральным казначейством, выпускающим мелко купюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла).

Правительство РФ совместно с Банком России разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной. Планирование денежного обращения осуществляется на основе прогнозных расчетов баланса денежных доходов и расходов населения и прогнозов кассовых оборотов.

Регулирование денежного обращения в России осуществляет Банк России. Кроме выпуска наличных денег Банк осуществляет:

  • создание резервных фондов банкнот и монет;
  • определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
  • замену и уничтожение денежных знаков;
  • утверждение правил кассовых операций.

Для регулирования денежного обращения Банк России вправе использовать целый комплекс инструментов и методов денежно-кредитной политики.

  1. Установление процентных ставок по операциям Банка России. Процентные ставки Банка России — это минимальные ставки, на основе которых он осуществляет свои операции (ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др.).
  2. Изменение нормативов обязательных резервов, представляющих собой беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Изменяя нормативы обязательных резервов, Банк России изменяет количество денег в обращении. Увеличение нормативов означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении нормативов увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые ими предоставляются в кредит.
  3. Операции на открытом рынке, предполагающие участие Банка России в сделках по покупке или продаже государственных ценных бумаг с целью изменения конъюнктуры рынка денег.
  4. Рефинансирование кредитных организаций, дставляющее собой кредитование Банком России коммерческих организаций, в том числе и переучет векселей.
  5. Валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банкрм России иностранной валюты на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег.
  6. Установление ориентиров роста денежной массы, осуществляемое Банком России исходя из основных напревший единой государственной денежной кредитной политики.
  7. Прямые количественные ограничения, связанные с установлением лимитов на рефинансирование банков, проведением кредитными организациями отдельных банковских операций.
  8. Эмиссия облигаций, заключающаяся в том, что Банк России от своего имени может осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Регулирование денежного обращения в Российской Федерации.

Денежное обращение — движение денег в наличной и безна­личной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Регулированию денежного обращения предшествует выработка соответствующей денежно-кредитной политики государства на определенном этапе развития общества. Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ ист. 4 Закона о Банке России на ЦБ РФ, который во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

В соответствии со ст. 35 Закона о Банке России к основным инструментам н методам денежнокредитной политики Банка России относятся: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени.

Денежное обращение подразделяется на два вида: 1) наличное;2) безналичное.

В процентнам соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

1. Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

Наличный денежный оборот в стране организуется государством в лице центральных (национальных) банков. В Российской Федерации субъектами, организующими данный вид денежного обращения,

являются· Банк России, его территориальные учреждения, а также система расчетно-кассового центра (РКЦ).

Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке ЦБ РФ.

2. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной· кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

В соответствии с Законом о Банке России Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами; расчеты на сумму, превышающую установленную,

должны производиться только в безналичном порядке. Современный безналичный оборот в Российской Федерации организован в соответствии со следующими принципами:

1)предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;

2) основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;

3) требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого;

4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;

5) формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Закон о Банке России, Закон о банках, Закон о валютном регулировании, иные законы, нормативные акты ПрезидентаРФ и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ.

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязательному ·рассмотрению в Совете Федерации подлежат припятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Регулирование денежного обращения в РФ

Денежное обращения – это совокупность оборота денежных средств совершаемых в наличной и безналичной денежной форме. Денежная масса в свою очередь представляет собой совокупность наличных денежных средств в обороте. Причем количество наличных денег должно равняться товарам и услугам. Если денег больше, то начинается инфляция, если же их меньше, то товары не реализуются. Идеальным будет состояние, когда деньги примерно будут равняться товарам и услугам.

Читать еще:  Денежные средства знания сооружения оборудование

Денежная система — это форма организации денежного обра­щения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исто­рически и закрепленная законодательством. Первым и основным элементом денежной системы РФ явля­ется официальная денежная единица, т.е. установленная право­выми нормами система денежных знаков, применяемых в госу­дарстве. Официальной денежной единицей РФ является рубль (банковские билеты и металлическая монета). Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация, их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются ис­ключительно Банком России. Наконец, третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения.

Денежное обращение подлежит правовому регулированию постольку, поскольку государству необходимо решать две важнейшие задачи: обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и приемлемое соотношение между денежными доходами населения и стоимостью товаров и услуг на внутреннем рынке.

Правовую базу денежного обращения Российской Федерации образует комплекс норм конституционного, гражданского, финансового и уголовного права. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации, денежной единицей в государстве является рубль.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Закон о Банке России, Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Денежные реформы проводятся с использованием таких ме­тодов, как:

· нуллификация — объявление об аннулировании сильно обесценившейся национальной денежной единицы и введение новой валюты;

· реставрация — восстановление прежнего золотого содер­жания денежной единицы; теперь этот метод носит название ревальвация — повышение официального валютного курса к иностранной валюте;

· девальвация — снижение золотого содержания денежной единицы, а в настоящее время — официального валютного кур­са к иностранной валюте;

· деноминация — метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупне­ние масштаба цен.

Деноминация является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Эмиссия денежных средств.

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. вы­пуска в обращение.Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Центральным Банком. Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежден­ные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Налично-денежное обращение (НДО) — это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, раз­менной монетой и бумажными деньгами (казначейскими деньга­ми). В промышленно развитых странах банковские билеты, выпус­каемые центральными банками, составляют подавляющую часть НДО. И лишь незначительная часть выпуска денег (10%) идет на казначейские билеты и монеты, эмитируемые казначейством.

Расчеты между физическими лицами, физическими и юриди­ческими лицами в РФ не ограничиваются. Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами подлежат ограничению – 100.000 руб. Ограничение по расчетам наличными деньгами распространяется на сделки между юридическими лицами, между индивидуальными предпринимателями, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Организуя наличное денежное обращение, Банк России осуществляет следующие функции: прогнозирование и организация объемов производства, перевозки, хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкасса­ции наличных денег для кредитных организаций; установле­ние признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; оп­ределение порядка ведения кассовых операций в РФ.

Безналичное обращение (БНО) — это изменение остатков де­нежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек и других расчетных докумен­тов, принятых в банковской практике. На него в промышленно развитых странах приходится более 90%.

Безналичные расчетыпредставляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в банковских организациях в целях зачетов взаимных требований. Легче регулировать безналичные деньги, так как они виртуальны, находятся на счетах и ничем не обеспечены. К основным источ­никам правового регулирования безналичного денежного обраще­ния относятся ГК РФ, а также Федеральный закон «О Централь­ном банке Российской Федерации».

Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, установленных федеральными зако­нами. Формы безналичных расчетов определяются правилами, уста­навливаемыми Банком России.

Расчеты в безналичной форме осуществляются, как правило, перечислением средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации (банке). Законодательство допускает осуществление безналичных расчетов платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчетами по инкассо, а также в иных формах, установленных законом, в соответствии с банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ГК, ст. 862).

В сфере безналичных расчетов действует правило, что расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, и пяти операционных дней в пределах Российской Феде­рации. Производятся безналичные расчеты между юридическими ли­цами и гражданами-предпринимателями, как правило, через банки либо иные кредитные организации, в кото­рых открыты соответствующие счета. Межбан­ковские расчеты, т.е. расчеты между банками, Банк России осу­ществляет через свои учреждения — расчетно-кассовые центры (РКЦ). Некоторые банковские операции по расчетам осуществля­ются на основе межбанковских соглашений по корреспондент­ским счетам банков.

При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 208 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector