Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы управления денежной системой

2. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

Каковы принципы управления денежной системой?

Принципы управления денежной системой представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны. К ним относят:

централизованное управление национальной денежной системой. Позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения;

прогнозное планирование денежного оборота. Планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных ее секторов в будущем;

устойчивость и эластичность денежного оборота. Изменение массы денег, находящихся в обороте, должно сопоставляться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении потребности, уменьшаться при сокращении потребности с таким расчетом; чтобы;

не допускать инфляции;

кредитный характер денежной эмиссии. Надо проводить дополнительные выпуски денежных знаков — как наличных, так и безналичных, только в результате проведения банками кредитных операций. Не допускать в оборот денежные знаки из иных источников, включая казначейство государства;

обеспеченность денежных знаков, выпускаемых в оборот. Все заменители реальных денег должны быть обеспечены различными банковскими активами (золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, товарно-материальными ценностями, ценным бумагами, долговыми обязательствами и др.);

неподчиненность правительству Центрального банка и его подотчетность парламенту страны, или принцип независимости. Центральный банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинен исполнительной власти, т, е. правительству или какому-либо иному opraну общественному совету и пр. Только в этом случае Центральный банк способен выполнять функцию поддерживания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны

предоставление правительству денежных средств только в п рядке кредитования. Центральный банк не финансирует правительств В случае предоставления средств они выделяются на условиях кредитования и под определенное обеспечение (государственные ценные бумаг государственные товарно-материальные ценности, объекты недвижимости и прочее) с целью их гарантированного возврата. В результате ставятся преграды для эмиссионного покрытия бюджета всех уровней;

комплексное использование инструментов денежно-кредитного регулирования. Декларирует широкие возможности для Центрального банка в области поддержания устойчивости денежного оборота;

надзор и контроль за денежным оборотом. Постоянный непрерывный надзор и контроль осуществляется уполномоченными государственными органами (финансовыми, налоговыми, банковскими и другими) за наличным и безналичным денежными оборотом;

функционирование исключительно национальной валюты на территории страны. Законными на территории страны являются только те платежи, которые произведены в национальной валюте. Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту за валюту своей страны, накапливать ее, хранить на вкладах в банках, использовать в качестве платежного средства за рубежом.

Принципы управления денежной системой

К принципам управления денежной системой можно отнести следующие.

1. Принцип централизованного управления денежной системой предполагает наличие единого государственного центра (в лице центрального банка, министерства финансов или казначейства), определяющего основы организации денежного обращения и регулирующего его. В условиях рынка централизованное управление денежной системой базируется в основном на экономических методах, основанных на мотивации деятельности хозяйствующих субъектов, хотя большое значение имеют и административные методы, поскольку для устойчивого функционирования денежной системы важна хорошо проработанная правовая база.

2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота непосредственно связан с такими принципами организации денежной системы, как устойчивость и эластичность денежного оборота. Обеспечение устойчивости и эластичности требует предварительного планирования объема и структуры денежной массы и денежного оборота. В условиях командно-административной экономики результатом процесса планирования являются жесткие централизованные планы, в условиях рынка этот процесс заключается в составлении соответствующих прогнозов. Исключением можно считать формирование такого финансового плана государства, как бюджет; он имеет форму закона, остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство.

3. Принцип обеспеченности эмитируемых денег и характера денежной эмиссии. Выпуск необеспеченных денег провоцирует инфляцию и расустройства денежной системы, но обеспечением денег могут быть золото, активы центрального банка, что приводит к различиям в формах и видах денег и соответственно денежных систем. Современный принцип кредитного характера денежной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны центрального банка (бюджетная эмиссия) приводит к нарушению этого принципа и запрещено законом во всех странах.

4. Принцип зависимости или независимости центрального банка от государства в области проведения эмиссионных операций, решения задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, предоставления денежных средств правительству в порядке кредитования.

5. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса, заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

6. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.

7. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом: государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный надзор и контроль за денежным оборотом и основными денежными потоками в экономике.

Принципы денежной системы

  • Финансовая система
  • Финансы и их функции
  • Необходимость финансов
  • Финансовый рынок
  • Банковская карта
  • Ссудный капитал

Принципы управления денежной системой

Как и любая система, денежная система состоит из ряда элементов. Напомним, что организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. Первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы ее организации.

Читать еще:  Положение об осуществлении наличных денежных расчетов

Под принципами управления денежной системой понимаются определенные правила, которыми руководствуется государство при организации денежной системы страны.

Денежная система рыночного типа основана на следующих принципах:

  • прогнозного планирования денежного оборота;
  • устойчивости и эластичности денежного оборота;
  • кредитного характера денежной эмиссии;
  • обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков:
  • относительной свободы центрального банка и подотчетности его парламенту;
  • предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования;
  • комплексного использования инструментов кредитного регулирования (норма обязательных резервов, учетная ставка, валютная интервенция);
  • контроля и надзора за денежным оборотом;
  • функционирования только национальной валюты на территории страны.

Принцип централизованного управления денежной системой

Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

Управление денежными системами в условиях рыночной системы характеризуется тем, что на первый план выступают не административные методы планирования (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

Принцип централизованного управления национальной денежной системой реализуется через потребности развития страны в решении общих целей и задач по созданию единой централизованной денежной системы.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота

Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота

Этот принцип означает, что изменение массы денег, находящихся в обороте, должно соизмеряться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении потребности, уменьшаться при сокращении потребности, при этом не допускать развития инфляционных процессов в стране.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии

В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков

В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.

Принцип независимости центрального банка от правительства и подчиненность его парламенту страны

Выражается в том, что центральный банк является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти и не подчинен исполнительной власти, т.е. правительству. Этот принцип обусловливает способность центрального банка выполнять одну из важнейших его функций — поддержание устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны.

Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах сгран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять в порядке кредитования под определенное обеспечение (принадлежащие государству, федерации или субъектам федерации недвижимость, товарно-материальные ценности, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги). Применение данного принципа позволяет не втягивать деньги в постоянное покрытие дефицита федеральных и местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, соблюдение данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

К таким инструментам относятся:

  • изменение норм обязательных резервов банков;
  • изменение процентных ставок по операциям центрального банка;
  • операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-прода- же государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
  • политика валютной интервенции;
  • политика рефинансирования.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом — неотъемлемая функция системы государственного управления финансами.

Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборота.

Постоянный надзор и контроль осуществляются уполномоченными государственными органами (финансовыми, налоговыми, банковскими) за наличным и безналичным денежным оборотом.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны

В соответствии сданным принципом на территории страны законным платежным средством для осуществления платежей и расчетов является только национальная валюта. Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту, размещать ее во вклады в коммерческих банках, использовать в качестве платежного средства за рубежом.

Принципы организации денежной системы

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. В современных условиях необходимо уйти от традиционного определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятия системы безналичных расчетов и денежной системы. На самом деле денежная система на современном этапе должна включать две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.[71]

Читать еще:  Оценка стоимости денежных средств

Какие основные элементы должны содержать обе подсистемы как составные части единой денежной системы.[72]

Первым основополагающим элементом денежной системы являютсяпринципы организации системы. Под принципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран[73].

Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны[74].

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой — расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности[75].

При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис[76]. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать[77].

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков.В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется[78].

Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена[79].

В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством[80].

Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). [81]

Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается[82].

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов[83].

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки[84].

Читать еще:  Денежная масса зависит от

9. Принципы управления и функционирование денежной системы

9. Принципы управления и функционирование денежной системы

Принципы управления денежной системой представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны. Принцип централизованного управления национальной денежной системой – на основе потребностей развития необходимо принятие выгодных для экономики решений. Принцип прогнозного планирования денежного оборота – составляется на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики. Необходимо создать достоверный макроэкономический прогноз, что есть сложная задача. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота – изменение массы денег должно происходить с поправкой на интересы национальной экономики. Главная цель – не допустить инфляции. Принцип кредитного характера денежной эмиссии – обязывает проводить дополнительные выпуски денежных знаков (наличных и безналичных) только в результате проведения банками кредитных операций и не допускать в оборот дензнаки из иных источников, включая казначейство. Принцип обеспеченности денежных знаков. Должен соблюдаться принцип независимости ЦБ – ЦБ не подчинён исполнительной власти, но контролируется органами законодательной власти. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования – ЦБ не финансирует правительство. Все средства выделяются на условиях кредитования. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом – осуществляется уполномоченными государственными органами (налоговыми, финансовыми, банковскими). Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны – законны только те платежи, которые произведены в национальной валюте.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

27. Сущность денежной системы. Основные типы денежных систем

27. Сущность денежной системы. Основные типы денежных систем Денежная система – форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая

30. Анализ основных элементов современной денежной системы

30. Анализ основных элементов современной денежной системы Современные денежные системы разных стран имеют много общих черт.Они включают следующие элементы:1) денежную единицу;2) масштаб цен;3) виды денег, являющихся законным платежным средством;4) эмиссионную

44. Денежные реформы как способ радикального изменения денежной системы

44. Денежные реформы как способ радикального изменения денежной системы Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения – при серебряном или золотом стандарте, в т. ч. после Второй мировой войны, когда действовал золотодевизный, или

38. Особенности денежной системы при административно-командной экономике

38. Особенности денежной системы при административно-командной экономике Все денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных денег, обладают общими особенностями :– золото вытесняется из внешнего и внутреннего оборотов и накапливается в золотых

39. Особенности денежной системы в условиях рыночной экономики

39. Особенности денежной системы в условиях рыночной экономики Все денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных денег, обладают общими особенностями :– золото вытесняется из внешнего и внутреннего оборотов и накапливается в золотых резервах

40. Принципы организации современной денежной системы

40. Принципы организации современной денежной системы Принципы организации являются основополагающим элементом денежной системы. Принципы, т. е. правила, по которым денежная система организуется государством, в современном мире таковы:• Принцип централизованного

41. Принципы организации современной денежной системы (продолжение)

41. Принципы организации современной денежной системы (продолжение) • Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны – основной задачей центрального банка является сохранение устойчивости денежного оборота. Данный

42. Элементы денежной системы

42. Элементы денежной системы Денежная система включает ряд элементов .1. Принципы организации денежной системы , которыми определяются остальные элементы.2. Наименование денежной единицы – обычно складывается исторически, но иногда устанавливается государством.3.

10. Элементы денежной системы страны (ДСС)

10. Элементы денежной системы страны (ДСС) Структура ДСС, её элементы определяются и регламентируются законодательством страны. Для всех систем характерны общие черты, независимо от форм построения ДСС. Элементы ДСС: наименование денежной единицы страны, служащей

2. Общая характеристика денежной системы

2. Общая характеристика денежной системы Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством.Эмиссия – это выпуск наличных денег в обращение или изъятие их из обращения.Монополия на эмиссию в России

95. Влияние ИПК на функционирование мировой хозяйственной системы

95. Влияние ИПК на функционирование мировой хозяйственной системы Движение иностранных прямых капиталовложений (ИПК) и основанное на них международное производство являются основой интернационализации всего кругооборота капитала в рамках мировой

18. Общая характеристика денежной системы

18. Общая характеристика денежной системы Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством.Эмиссия – это выпуск наличных денег в обращение или изъятие их из обращения.Монополия на эмиссию в

Глава 5. Как любой из нас может участвовать в изменении денежной системы?

Глава 5. Как любой из нас может участвовать в изменении денежной системы? Вначале попробуйте проверить, насколько вы владеете проблематикой в кругу семьи и друзей. После этого можно переходить к беседам с людьми, которых знаете меньше, не стесняйтесь говорить об этом со

Глава 21. Менеджмент операций: функционирование операционной системы

Глава 21. Менеджмент операций: функционирование операционной системы Введение В главе 20 обсуждались выработка операционной стратегии и создание структуры операционной системы организации. В этой главе мы рассмотрим проблемы и решения, связанные с планированием

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector