Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пресечение обращения денежных суррогатов

За распространение денежных суррогатов может быть введена уголовная ответственность

С такой инициативой выступил Минфин России, разместив уведомление 1 о разработке соответствующего законопроекта для общественного обсуждения. Конкретные уголовно-правовые санкции, которые предлагается установить за такое деяние, пока не уточняются.

В министерстве поясняют, что несмотря на законодательный запрет распространения денежных суррогатов, ответственность за нарушение этого запрета не закреплена. Такой запрет действительно существует, причем как на уровне основного закона (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ), так и на уровне иных нормативных актов (ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Предполагается, что в УК РФ будет закреплено и понятие денежных суррогатов для целей применения уголовной ответственности.

Какие защитные признаки имеет рубль? Узнайте из материала «Проверка подлинности рублевых банкнот» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Минфин России подчеркивает, что использование денежных суррогатов сопряжено с высоким уровнем рисков, прежде всего в связи с необеспеченностью их активами, а также отсутствием единого регулирования выпуска и юридически обязанного по ним субъекта. Ведомство видит и другие негативные последствия от оборота суррогатов.

Отмечается, что благодаря существующей возможности оформить анонимный электронный кошелек суррогаты получили популярность при покупке нелегальных товаров и легализации (отмывания) доходов, добытых преступным путем.

Кроме того, в результате конкурентного вытеснения законных валют денежными суррогатами государство утратит монополию на денежную эмиссию и лишится дохода от этой деятельности.

Новые нормы затронут в том числе и электронные денежные суррогаты, так называемые «виртуальные валюты». К слову, в конце января 2014 года Банк России предостерегал от использования таких суррогатов, в частности, биткойна (информация Банка России от 27 января 2014 г.). Регулятор предупредил тогда, что предоставление российскими организациями услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары, работы и услуги будет расцениваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Минфин России добавляет, что использование электронных денежных суррогатов в качестве средства платежа и накопления может повлечь нарушение прав вовлеченных в их оборот добросовестных лиц. Дело в том, что держатели суррогатов ввиду их анонимности и виртуальности лишены возможности защиты своих интересов в судебном или административном порядке.

Денежные суррогаты

  • Возникновение и эволюция денег
  • Причины и предпосылки появления денег
  • Бартер

Денежные суррогаты

Важным критерием степени развитости денежного обращения любой страны является наличие или отсутствие в обращении заменителей денег, или суррогатов.

Денежные суррогаты — это заменители официальных форм денег, введенные в обращение произвольно хозяйствующими субъектами для осуществления платежей.

Денежные суррогаты могут выполнять функцию средства платежа, но не могут служить средством сбережения и определять пропорцию обмена товаров. Денежные суррогаты в отличие от денег не обладают абсолютной ликвидностью, поскольку имеют ограниченное обращение, не могут обеспечить сохранение покупательной способности, поскольку во вторичном обращении принимаются с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала.

Основной причиной появления денежных суррогатов, как отмечают многие экономисты, является недостаток официальных денежных знаков, который может быть в результате проведения государством чрезмерно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на устранение негативных инфляционных процессов. Основным показателем, характеризующим степень обеспеченности экономики деньгами, является коэффициент монетизации, который определяется как процентное соотношение показателя денежной массы и ВВП. Так, коэффициент монетизации в 1990 г. в России составлял от 12 до 20%, в то время как в развитых странах это соотношение составляло 60-70%. Другой причиной введения в обращение денежных суррогатов являлся разрыв хозяйственных связей.

В зависимости от специфики организации денежных отношений и характера их участников денежные суррогаты можно разделить на:

  • государственные (казначейские обязательства, налоговые льготы, региональные деньги и др.);
  • коммерческие (финансовые векселя, расписки);
  • прочие (талоны, товарные документы).

К основным причинам использования денежных суррогатов в России в начальный период перехода к рыночной экономике можно отнести:

  • замещение денег в качестве средства платежа ввиду недостаточности наличных денег, неразвитости безналичных расчетов в условиях перестройки банковской системы, отсутствие электронных денег;
  • скрытые убытки предприятий в переходный период к рыночным условиям хозяйствования;
  • уклонение от многочисленных налогов, что приводило к снижению поступления денежных средств в бюджет и увеличению его дефицита;
  • инфляционные процессы, связанные с отпуском цен в условиях перехода к рыночным условиям хозяйствования;
  • деформация товарного векселя как инструмента коммерческого кредитования в России.

Все вышеперечисленные причины способствовали развитию денежных суррогатов в России в виде финансовых инструментов, необеспеченного коммерческого кредита и бартера. В частности, для погашения неплатежей, сумма которых в 1991 — 1996 гг. составляла более 2 млрд руб., в основном неплатежи в бюджет, Минфином России были выпущены казначейские векселя для проведения взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами, коммерческими банками и бюджетными организациями, что сделало возможным функционирование платежной системы в нормальном режиме.

Денежные суррогаты

По мере развития денежной системы и экономики, в обращении стали появляться денежные суррогаты. Это появление характерно для любых стран и хозяйствующих субъектов. Как и стандартные деньги, денежные суррогаты выполняют платежные функции, правда, их работоспособность ограничена. Суррогаты не являются счетными единицами и используются для проведения платежей.

Экономисты считают, что денежные суррогаты наносят вред в замещении денег, свидетельствуют о скрытых убытках, уклонении от налогов и усиливают дефицит бюджета. Это, в свою очередь, подталкивает рост инфляции. Однако, одним из критериев развития денежного обращения является присутствие в обороте денежных «заменителей». В действительности, суррогаты не имеют абсолютную ликвидность и ограничены в обращении.

Они не сохраняют покупательную способность, поскольку принимаются в обращение с дисконтом, т.е. ниже номинальной стоимости. Нехватка в обращении реальных денег приводит к кризису платежей, поэтому «заменители денег» восполняют этот сегмент.

Что такое денежные суррогаты?

Они предоставляют собой иной облик официальной формы денег и вводятся в обращение с целью стимулирования роста объема платежей. Суррогаты не являются средством сбережения и накопления, а также не исполняют функцию счетной единицы. В своем обращении суррогаты имеют ограничения, поэтому их ликвидность неабсолютная.

Экономисты рассматривают суррогаты, как законные финансовые инструменты, которые можно легко обменять на традиционные деньги. Причиной появления суррогатов является нехватка официальных денег из-за жесткой денежной политики государства. Все это способствовало появлению суррогатов в качестве финансовых инструментов. К ним относятся кредитные средства (облигации, векселя, чеки, сертификаты и пр.), иностранные валюты, которые используются в качестве платежного средства, электронные деньги.

В отличие от экономической трактовки, юридическая наука приравнивает суррогаты к незаконным денежным средствам, выпуск которых запрещен в России. Согласно ст.75 Конституции РФ, единственным законным платежным средством является рубль, выпускать который имеет право только ЦБ.

Читать еще:  Закон денежного обращения отражает формула

Однако, суррогаты существуют и работают. В ближайшее время создатели законов обещают внести очередные поправки в законы о платежные средствах, что позволит разрешить проблему с легитимностью денежных «заменителей».

Денежные суррогаты существовали и в СССР. Многие помнят талоны на еду, одежду, товары и проч. Причем, одни талоны можно было обменивать на другие, например, талоны на бензин можно было обменять на талон на еду.

Талонные суррогаты восполняли нехватку денег в обращении в условиях жестокого ведения экономики. Как только ситуация стабилизировались, талоны были отменены. Таким образом, недооценивать денежные суррогаты не стоит. В различные периоды времени они играли свои положительные и отрицательные роли.

Виды денежных суррогатов.

Популярные платежные системы являются стандартными примерами работы суррогатов. Рассмотрим некоторые из них:

  • Вебмани. Расчетной единицей в Вебмани является титульные знак. По статистике ими расплачиваются почти 40% пользователей интернета. Количество аккаунтов приближается к 30 миллионам. В системе обмен происходит не самими титульными знаками, а передачей прав, учитываемых ими. Система довольно запутана, но неуязвима перед законами. Юридически, титульные знаки не являются деньгами и приравниваются к финансовым активам, которые можно менять, передавать, продавать.
  • Яндекс.Деньги. Это российский сервис электронных платежей, расчеты в котором проводятся рублями. Пока есть рубль, будет и жить система. Как только рубль сменится на иную расчетную единицу, например, фантик, то расчеты в Яндекс.Деньги будут проводится фантиками. Количество яндекс-кошельков перевалило отметку в 20 млн.шт, что говорит об их востребованности в качестве платежного средства.
  • Казначейские билеты. Этот суррогат выпускается под строгим контролем государства с целью восполнения бюджета. Билеты обмениваются по номиналу на реальные деньги или с дисконтом.
  • Векселя, расписки. Это формы суррогатов используют как организации, так и частные лица. В определенных ситуациях, где нельзя использовать реальные деньги, расписка или вексель будет служить средством обмена или передачи денежных прав.
  • Талоны на еду, одежду, бензин и проч. Это средство обращение имеет ограничение по использованию, например, талоном на бензин нельзя оплатить еду. Можно обменять один талон на другой, чтобы получить желаемую вещь.

Таким образом, наличие денежных суррогатов имеет структурную важность для развития экономики и средств платежа. Полная ликвидация отличных от рубля платежных инструментов может негативно повлиять на экономические процессы. Суррогаты исполняют лишь часть денежных функций, что оставляет законный счетный рубль полноправным хозяином денежного рынка России.

Суррогаты и криптовалюты.

Много споров разгораются при упоминании криптовалюты в качестве денежного суррогата. Самой известной криптовалютой является биткойн, которая в последнее время стала особо популярной. Криптовалюта подразумевает полностью децентрализованную сеть без управления. Валюта используется везде, где ее готовы принять в качестве средства платежа. Она ничем не подкрепляется и не имеет материальной основы. Используемая технология блокчейнов представляет собой базу о транзакциях. Привлекает к себе внимание и то, что операции являются необратимыми, расчеты проводятся моментально.

Опасения в использовании связаны с полной анонимностью. Именно этим уже научились пользоваться криминальные структуры, продавцы наркотиков и оружие. Именно это и настораживает госорганы многих страны. Пока они пытаются остановить использование криптовалюты, блокчейн завоевывает мир. Эксперты считают, что рано или поздно кто-то поставить это дело на поток, и каждый сможет запустить свои собственные виртуальные деньги.

Сопротивляться прогрессу уже бесполезно – ящик Пандоры открыт и одними постановлениями закрыть его не удастся. В этой ситуации важно наладить взаимоотношения с новым суррогатом, а не противостоять прогрессу.

Пока в ЦБ криптовалюты называют денежным суррогатом, юристы заявляют, то у этой валюты нет признаков денег, нет эмитента, поэтому ее вряд ли стоит относить к «денежным заменителям». По закону платежными системами управляют операторы с банковскими лицензиями. Использование криптовалюты осуществляется без посредников. Для создания виртуальной валюты требуются только программа для майнинга и генерации валюты и программа-кошелек. Это все закрывает криптовалюту от правового поля.

По заявлению министра финансов РФ Антона Силуанова, биткойны не являются денежными знаками и не смогут заменить рубль в качестве основного платежа. Президент В.Путин поручил разработать законодательную базу для определения статуса криптовалюты, чтобы регулировать порядок хождения этого финансового инструмента в стране.

Банк России также составил информационное письмо, в котором говорит, что предоставление услуг по обмену и использованию виртуальных денег будет приравниваться к потенциальной вовлеченности в проведении сомнительных операций. Поскольку эмитировать деньги в России по закону может только ЦБ, то все остальные эмитенты автоматически приравниваются к незаконными и подлежат уголовной ответственности.

Таким образом, еще довольно много вопросов и разногласий, касательно денежных суррогатов, а также криптовалюты. Многие моменты и понятия вызывают жаркие споры. Российские регуляторы понимают, что оставлять это без внимания уже нельзя. Нужно принять окончательное решение, касательно статусы виртуальных криптовалют и их функционала в стране.

Законодательство РФ в отношении денежных суррогатов

Экономическая трактовка понятия «денежные суррогаты»

Согласно общеэкономическому подходу под денежными суррогатами следует понимать все возможные заменители официальных форм денежных средств, которые вводятся в обращение субъектами хозяйствования с целью восполнения платежной массы.

В отличие от официальных, принятых законом, денег денежные суррогаты не обладают абсолютной ликвидностью, так как их обращение ограничено. Кроме того, при вторичном обращении денежные суррогаты принимаются с дисконтом (по цене ниже номинала), соответственно они не способны обеспечивать сохранение покупательной способности с течением времени.

Экономисты неустанно твердят о вреде, который наносит использование денежных суррогатов экономическим и финансовым системам. В первую очередь речь идет о замещении суррогатами реальных денег. Кроме того, к негативным последствиям их использования принято относить:

  • скрытые убытки предприятий;
  • уклонение от уплаты налогов и, как следствие, недополученние доходов госбюджета;
  • стимулирование завышение отпускных цен по сравнению с рыночными и пр.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Все это приводит к росту дефицита госбюджета и усилению инфляции. В то же время основной причиной введения денежных суррогатов считается нехватка реальных денег в обороте. В этом случае они помогают с ней справиться.

Правовая трактовка понятия «денежные суррогаты»

С точки зрения права и юридических наук трактовка термина «денежные суррогаты» приобретает несколько иной значение.

Если понятие денежных суррогатов как экономической категории включается в себя разрешенные и запрещенные законом инструменты денежного обращения, то с юридической точки зрения к денежным суррогатам относятся только последние. Таким образом, денежные суррогаты как правовая категория включают в себя только нелегитимные средства.

Согласно действующему в России законодательству к денежным суррогатам помимо фальшивых купюр относятся также все разновидности частных денег, включая криптовалюты.

С правовой точки зрения денежные суррогаты представляют собой объекты, определенные свойства которых идентичны свойствам валюты РФ. В частности таким свойством считается основанная на законе способность к выполнению каких-либо функций денежных средств.

Читать еще:  Денежная чековая книжка предназначена для

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации есть лишь одно законное платежное средство – рубль.

Эмиссия денежных средств (рублей) является монопольным правом Центробанка страны. Никто кроме него выпускать рубли не вправе. Также на территории страны запрещается выпуск и ведение других денег.

Таким образом, определение денежных суррогатов с правовой точки зрения, то есть с позиции закона, является более узким, нежели экономическая трактов. Его суть же сводится к незаконности платежных средств.

Формы и виды денежных суррогатов

Денежные суррогаты могут выпускаться как частными лицами, так и коммерческими предприятиями или государством. Они могут принимать различные формы, в том числе:

  • физические (долговые обязательства, купоны, облигации и пр.);
  • цифровые (например, криптовалюта).

Основные виды денежных суррогатов, получившие наиболее широкое рыночное распространение, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные виды денежных суррогатов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Одним из наиболее ярких примеров использования суррогатов денежных средств выступает фальшивомонетничество, то есть подделка официальны денежных знаков. К числу прочих суррогатов относятся ценные бумаги (векселя, сертификаты, облигации), долговые расписки, права требования долга, купоны, талоны, а также иностранная валюта, которая используется в качестве средств платежа на внутреннем рынке.

Сегодня к категории денежных суррогатов в России все чаще относят криптовалюты и «электронные деньги» (биткоин, эфир, Яндекс Деньги, Вебмани и пр.).

Общим свойством все форм и видов денежных суррогатов является их способность выполнять функцию средств платежа. При этом денежные суррогаты выполнять функции счетной единицы, то есть определять пропорции обмена товаров, а также выступать средством сбережения.

Законодательное регулирование денежных суррогатов

В основе законодательного регулирования вопросов терминологического определения денежных суррогатов, сферы и принципов их обращения, а также последствий нелегитимного использования платежных средств регулируется различными нормами права. Основные законодательные акты, регулирующие данную сферу, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Законодательная основа регулирования денежных суррогатов в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Конституции РФ и ФЗ «О Банке России» четко определены используемые платежные средства и законность их использования. В частности данными документами регламентируется запрет на выпуск и введение на территории страны каких-либо иных денежных единиц, помимо рубля. Эмиссия денежных суррогатов запрещена законом. Согласно ст. 75 Конституции страны данный запрет означает запрет на выпуск любых объектов (кроме валюты РФ), которые могут одновременно выполнять законодательно установленные функции денег. При этом подобный запрет носит ограниченный характер и не распространяется на те объекты, которые способны выполнять лишь часть валютных функций.

Введение и использование денежных суррогатов, запрещенных законом, несет за собой правовую ответственность, которая, однако, четко не закреплена.

Считается, что использование суррогатов в качестве средств платежа сопряжено с высокими рисками, касающимися, прежде всего, их необеспеченностью активами, отсутствием единого регулирования выпуска и юридически обязанного по ним субъекта.

В настоящее время российское Правительство выступило с инициативой введения уголовного наказания за распространение денежных суррогатов, в первую очередь это касается электронных денежных суррогатов и виртуальных валют. Однако сам закон еще не принят и находится на стадии обсуждения. Вероятность его принятия пока не ясна.

Денежные суррогаты сопровождают экономическое общество на всех этапах его развития. Прекращение их использования маловероятно, однако, в ближайшем будущем в России вполне возможно законодательное ужесточение их использования.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Как я перестал бояться и полюбил денежные суррогаты

В данной работе мы предполагаем рассмотреть вопросы правового регулирования статуса криптовалют, типичным представителем которых является биткойн. Мы рассмотрим то, каким образом статус данного средства платежа был урегулирован в различных зарубежных странах, а также подвергнем анализу аналогичные попытки российских властей. Мы намерены оценить необходимость законодательного урегулирования указанного вопроса и предложить проект того нормативного правового акта, юридическая сила и значимость которого будут, по нашему мнению, достаточны для регулирования режима криптовалют на территории РФ.

Не так давно в российской правовой системе появилось нормативное определение электронных денег. Теперь же перед правоведами стоит новая проблема — как определить статус платёжного средства, не имеющего эмитента, а также любого иного обслуживающего и ответственного лица. Речь о криптовалютах, которые иначе можно назвать децентрализованными, поскольку эти платёжные инструменты существуют лишь виртуально и действуют на базе вычислительных мощностей множества одноранговых пользователей. Иными словами, компьютер каждого присоединившегося к системе пользователя используется для функционирования какой-то части платёжной системы. При этом ни один пользователь не имеет прав больше, чем любой другой.

Положительные черты такой системы очевидны: вот она идеальная экономическая модель минимизации транзакционных издержек применительно к платёжной системе: нет посредников, нет групп влияния на курс валюты и привязок к стоимости каких-либо иных ресурсов, система проста и удобна для трансграничных расчётов. Но и отрицательные черты выделяются не менее чётко: нет гарантий защиты при правонарушениях, вероятно злоупотребление анонимностью системы для совершения незаконных операций, возможна паника рынка и внезапная потеря стоимости валюты. Таким образом, перед публично-правовым регулятором стоят следующие вопросы: (1) следует ли, и если да, то каким образом, охватывать складывающиеся вокруг криптовалюты отношения правовым регулированием? (2) следует ли запрещать или разрешать использование криптовалют на территории государства? (3) как защитить частные и публичные интересы при использовании криптовалют?

Национальные правопорядки приняли различные подходы к решению проблемы, которые можно условно разделить на три группы. К первой группе принадлежат страны, в которых биткойн был признан в качестве какой-либо формы денег. Так, в США биткойн относят к «децентрализованным виртуальным валютам», в Германии и Великобритании биткойн считается частными деньгами, а в Испании биткойн является электронной платёжной системой. Вторая группа стран присвоила биткойну статус товара. Это, например, Финляндия, КНР и Франция; в Норвегии торговля биткойнами приравнена к реализации программного обеспечения, музыки и иных виртуальных товаров. Наконец, к третьей группе стран должны быть отнесены запретившие оборот биткойна. К таковым, в частности, относится Таиланд; в то же время, несмотря на запрет, некоторым компаниям предоставляется лицензия на осуществление деятельности с биткойном.

Рассмотрев зарубежный опыт правового регулирования, отметим в качестве его характерных черт: (1) появление со значительным опозданием; (2) несоответствие потребностям оборота; (3) нерешённость существующих проблем. Имея в виду данные недостатки, попробуем проанализировать российский опыт определения правового статуса биткойна и предложить релевантный стоящим перед регулятором задачам режим правового регулирования.

Прежде чем перейти к нашумевшему проекту «Закона о денежных суррогатах», отметим, что Минфин не был первым. Годом ранее, с разницей чуть более чем в неделю, о биткойне высказались Банк России (далее — ЦБ) и Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторинг). Выражая свою позицию, ЦБ, во-первых, отметил отсутствие обеспечения и юридически обязанных субъектов, спекулятивный характер операций, высокий риск потери стоимости. Во-вторых, «мегарегулятор» предостерёг физических и юридических лиц от использования биткойнов для их обмена на товары, работы и услуги, а также на денежные средства в рублях и в иностранной валюте. Наконец, в-третьих, ЦБ предупредил, что осуществление деятельности с биткойном будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма[1]. Росфинмониторинг, со своей стороны, предупредил о возможных неблагоприятных последствиях использования биткойнов и указал на факты использования криптовалют в нелегальных операциях[2].

Читать еще:  Денежные средства на расчетном счете это

Переходя к рассмотрению вышеупомянутого проекта «Закона о денежных суррогатах», обратим внимание, что ещё в информации ЦБ указывалось на установленный ст.27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» запрет выпуска в РФ денежных суррогатов. Вероятно, разработчики проекта в Минфине исходили из того, что (1) биткойн должен быть запрещён в России; (2) установить запрет можно, введя биткойн в рамки уже действующего запрета.

Итак, получивший широкую известность проект «Закона о денежных суррогатах», подготовленный Минфином РФ, предполагал внесение изменений в КоАП РФ, Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Во-первых, данные изменения должны были запретить выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с ними. Во-вторых, предусматривалось установление административной ответственности за (1) выпуск денежных суррогатов, (2) осуществление операций с ними, (3) создание и распространение программного обеспечения для выпуска денежных суррогатов, и (4) умышленное распространение информации, позволяющей осуществлять выпуск денежных суррогатов и операции с ними.

В закон о Банке России, согласно редакции проекта от 06.02.2015, должно было войти следующее определение денежных суррогатов — «денежные единицы и объекты имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемые в качестве средства платежа и (или) обмена и непосредственно не предусмотренные федеральным законом».

Под первоначальную редакцию данного определения, по мнению представителей бизнеса и юридического сообщества, подпали бы всевозможные программы поощрения спроса, например, бонусные баллы розничных магазинов, бонусные мили авиакомпаний, различные купоны, карты и т.п. Вследствие этого первоначальное определение вызвало волну критики, и было дополнено следующей формулировкой: «Не признаются денежными суррогатами объекты имущественных прав, возникающие в результате исполнения сторонами обязательств по договорам гражданско-правового характера и используемые в целях стимулирования приобретения товаров, работ, услуг».

Нужно ли говорить, что подготовленный Минфином проект был далёк от совершенства, даже если не рассматривать его содержательную сторону, а обращаться только к форме. По состоянию на 08.12.2015 проект не был внесён в ГД РФ. Мы не будем углубляться в анализ юридической техники упомянутого проекта, а обратимся к его содержательной стороне. При первом появлении проекта многим было ясно, какова действительная цель разработчиков, укрывшаяся за неуклюжим эвфемизмом «денежные суррогаты», — запретить биткойн в РФ. Что же такое биткойн и подобные ему платёжные средства, и нужно ли их запрещать?

Биткойн — цифровая, децентрализованная, частично анонимная валюта, появившаяся в 2009 году «из-под клавиатуры» некоего Сатоши Накамото (вероятно, псевдоним программиста или группы программистов). Разберём основные компоненты определения. Указанная валюта является цифровой, поскольку не имеет и не может иметь материального выражения, её единицы представляют собой цепочки компьютерной (цифровой) информации. Валюта децентрализована, поскольку она не эмитируется и не контролируется каким-либо правительством или иным юридическим лицом, она действует на основе сети одноранговых (юристам будет ближе «равноправных») пользователей и криптографии, поддерживающих целостность и приватность. Наиболее близкая аналогия — торренты — сайты и программы, использующие вычислительные мощности компьютеров пользователей для обработки электронной информации. Наконец, валюта частично анонимна, поскольку система позволяет отследить путь суммы от одного кошелька до другого, тогда как личность пользователей практически не установима. Впрочем, известны случаи, когда обманутым пользователям системы удавалось деанонимизировать вора или мошенника. Важно отметить, что биткойн ничем не обеспечивается и не обменивается на какую-либо ценность, курс данной валюты поддерживается лишь готовностью платить и принимать платежи в единицах этой валюты. Выше мы уже указывали на преимущества и недостатки, производные от особых свойств криптовалют и, в частности биткойна.

Очевидно, что биткойн не вписывается в регулирование обращения наличных и безналичных денег, но нельзя ли объять его понятием денег электронных (далее — ЭДС)? Согласно п.18 ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платёжной системе» ЭДС — денежные средства, предварительно предоставленные одним лицом другому, учитывающему информацию о размере предоставленных средств без открытия банковского счёта, для исполнения денежных обязательств предоставившего средства перед третьими лицами по распоряжению предоставившего средства, переданному посредством технических устройств. У криптовалюты нет осуществляющего учёт и переводы предоставленных средств лица, в чём и заключается одна из наиболее характерных её особенностей. В силу этого существующее определение ЭДС не может быть использовано для определения правового статуса биткойна. Следовательно, необходимо внесение изменений в существующие акты или издание отдельного акта для заполнения обозначенной лакуны.

Таким образом, существует два аспекта определения правового статуса биткойна (и криптовалют в целом) в РФ: (1) регулирование на уровне закона или подзаконного акта; (2) запрет, признание имуществом, или признание особым видом денег. Полагаем, что нормативное определение статуса криптовалют должно иметь место на уровне закона, поскольку ныне именно федеральные законы РФ определяют статус рубля, иностранных валют, а также формы расчётов. Роль подзаконного акта в данном случае должна быть сведена к установлению операционных правил, но никак не правового статуса операций в целом.

Считаем наиболее разумным признание криптовалют особым видом денег, так как, по нашему глубокому убеждению, право должно упорядочивать, а не перестраивать действительность. В действительности же сложились отношения, участники которых придают криптовалютам статус денег, следовательно, задача права — закрепить устоявшийся порядок и гарантировать участникам оборота стабильность реализации их прав и обязанностей. Кроме того, признание криптовалют деньгами позволит ввести их в сферу регулирования ЦБ РФ, которое отличается гибкостью и профессионализмом. Наконец, опосредующая криптовалюту система позволит осуществлять эффективный надзор за законностью и оперативно выявлять преступников. Последнее должно быть предусмотрено на уровне подзаконных актов; например, актов, определяющих полномочия Росфинмониторинга или структур ЦБ, непосредственно осуществляющих надзор за соответствующей сферой осуществления расчётов. Исходя из всего вышеизложенного, предлагаем следующий законопроект.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внести в «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ следующие изменения:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector