Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовое регулирование денежного обращения в рф

Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации.

Под денежным обращениемпринято понимать процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной форме в качестве средства обращения и средства платежа.

Денежное обращение исторически определило появление денежной системы,которая представляет собой модель, тип организации денежного обращения, закрепленный законодательно. Структурно она состоит из следующих элементов:

— официальная денежная единица;

— виды денежных знаков;

— порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечения;

— методы регулирования денежного обращения;

— организация денежного обращения.

Денежная система также может содержать еще два элемента: порядок установления официального валютного курса и масштаб цен.

Денежное обращение включает в себя два основных элемента: наличное и безналичное денежное обращение.

Налично-денежное обращение,или наличный денежный оборот, представляет собой процесс движения денежных средств в наличной форме. Можно выделить ряд существенных характеристик налично-денежного обращения:

1) он является частью денежного оборота.

2) тесно связан с банковской системой. Так, в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» организация денежного обращения возложена па ЦБ РФ.

3) предполагает неоднократность использования денежных знаков.

4) осуществляется преимущественно в сфере частных доходов и расходов населения.

5) подвергается нормативно-правовому регулированию со стороны государства.

К основным принципам организации налично-денежного обращенияотносятся:

1) принцип обязательного хранения наличных денежных средств юридических лиц в кредитных организациях;

2) принцип преимущественной безналичности расчетов организаций по своим обязательствам, введение которого обусловливается стремлением государства ограничить расчеты с использованием наличных денежных средств;

3) принцип лимитности кассовых наличных денежных средств. Юридические лица могут иметь в своей кассе наличные деньги лишь в пределах установленных лимитов, т.е. определенного количества, необходимого для нормального функционирования организаций;

4) принцип обязательной сдачи в банк всей денежной наличности сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе;

5) принцип срочности сдачи денежной наличности в кредитные учреждения;

6) принцип сверхлимитности кассовых наличных денег, направляемых на оплату труда и иные социальные выплаты;

7) принцип документированности денежных операций;

8) принцип обеспечения сохранности наличных денежных средств, хранящихся в кассе;

9) принцип неограниченности расчетов населения.

Таким образом, правовое регулирование наличного денежного обращения направлено на ограничение расчетов наличными деньгами. Ограничительная направленность правового регулирования в данной сфере в первую очередь проявляется в установлении мер запретительного характера относительно расчетов наличными деньгами при осуществлении предпринимательской деятельности. Банком России установлен предельный размер расчетов наличными деньгами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Еще одной ограничительной мерой в сфере наличного денежного оборота являются лимиты остатка наличных денег в кассе. Наличность, превышающая лимит, в обязательном порядке сдается в обслуживающий данное предприятие банк для зачисления на счет. Лимиты устанавливаются банками ежегодно по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс могут быть пересмотрены.

Безналичное денежное обращение,так же как и налично-денежный оборот, тесно связано с банковской системой, однако не предполагает физического перемещения денег и преимущественно распространено в сфере расчетов организаций, индивидуальных предпринимателей, а также публично-правовых образований;

Правовое регулирование безналичных расчетов происходит посредством закрепления форм безналичных расчетов, определения сроков осуществления платежей и счетов, используемых для проведения расчетов, закрепления порядка списания денежных средств со счета, а также путем определения порядка осуществления расчетов по конкретным формам.

Форма расчетов по своей сути представляет собой определенный способ осуществления таких расчетов. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. К иным формам можно отнести расчеты плановыми платежами, расчеты, осуществляемые посредством зачета взаимных требований, расчеты простыми и переводными векселями, а также расчеты с использованием платежных карт.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Таким образом, в отношениях по выбору формы расчета реализуется принцип равенства сторон, а следовательно, они являются гражданско-правовыми.

Расчетный документ — это оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

— распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

— распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем)1.

Основными формами расчетных документов выступают платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения.

Правовое регулирование наличного денежного обращения в РФ

Правовой основой денежного обращения выступают нормы

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Рос­сийской Федерации отнесено «установление правовых основ едино­го рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регули­рование, денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закрепле­но, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование де­нежной системы в целях стабилизации и укрепления денежного об­ращения.

Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политиче­ской ситуации в стране.

Деноминация в отличие от денежной реформы является техни­ческой операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к боль­шему количеству рублей в старых знаках.

Читать еще:  Денежные суррогаты примеры

В процессе осуществления деноминации не затрагиваются эко­номические основы государства, а происходит сокращение денеж­ной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

Денежное обращение подразделяется на два вида:

В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприя­тий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

Наличный денежный оборот в стране организуется государст­вом в лице центральных (национальных) банков. В Российской Фе­дерации субъектами, организующими данный вид денежного обра­щения в соответствии с гл. VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», являются

  • Банк России,
  • его территориальные учреждения, а также
  • система РКЦ.

Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдают­ся юридическим и физическим лицам.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
  • определение порядка ведения кассовых операций.

В соответствии с законодательством деятельность по организа­ции и управлению наличным денежным обращением осуществляет­ся в централизованном порядке ЦБ РФ.

Правовое регулирование наличного денежного обращения

Понятие денежного обращения

Денежное обращение – это процесс постоянного оборота денег, как в наличной, так и в безналичной форме.

Денежная система основана на таких элементах:

  1. Официальная денежная единица.
  2. Основные виды денежных знаков государства.
  3. Порядок проведения выпуска новой денежной массы.
  4. Формы государственного регулирования денежного обращения.
  5. Порядок организации денежного обращения.
  6. Порядок формирования валютного курса.
  7. Формирование цен.

Государственная денежная единица – это установленный государством денежный знак, который считается средством платежа на всей территории государства.

Эмиссия – это установленный законом порядок выпуска и изъятия денег из обращения. Эмиссия может осуществляться банком или казначейством.

Порядок формирования курса национальной валюты основан на соотношении цены национальной валюты к цене других иностранных валют.

Основы правового регулирования денежного обращения

Правовое регулирование денежного обращения – это совокупность правовых норм и методов, которые обеспечивают эффективное и безопасное денежное обращение государства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными задачами правового регулирования являются:

  • Четкое разграничение полномочий между Президентом и исполнительной властью.
  • Поддержка необходимого темпа роста денежной массы и соотношение наличного и безналичного денежного обращения.
  • Обеспечение всеми необходимыми инструментами, для эффективного регулирования денежного обращения, на уровне государственных органах.

Указание Центрального банка РФ от 7 октября 2013 г. № 3073-у «Об осуществлении наличных расчетов» является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок наличного денежного обращения.

Нормами административного кодекса установлена ответственность за нарушение порядка регулирования кассовых операций на всех предприятиях.

Уголовным кодексом предусмотрен ответственность за изготовление и сбыт фальшивых денег или ценных бумаг. Также предусмотрена ответственность за злоупотребления выпуска ценных бумаг.

Немаловажную роль в регулировании денежной системы, играют нормы банковского права. Именно они обеспечивают финансово-техническую поддержку своих клиентов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Банки Российской Федерации осуществляют регулирование и контроль над денежным оборотом, путем определения единых нормативов, которые касаются непосредственно наличного обращения денег. Так же проводят учетную политику операций с ценными бумагами, определяют резерв денег.

Порядок и сроки сдачи наличных денежных средств, определяются между руководителями банка и предприятия. В данном случае необходимо учитывать скорость обращения наличных средств и необходимость их поступления в банковское учреждение.

В кассах предприятий могут храниться наличные средства в пределах установленного лимита. Лимит остатка наличных средств определяется один раз в год. Необходимо отметить, что сумма лимита может меняться в индивидуальном порядке в течение года.

Функции Центрального банка РФ в сфере наличного денежного обращения:

  1. Обеспечить стабильность национальной валюты.
  2. Разрабатывать и осуществлять единую денежную политику в области наличного обращения.
  3. Осуществлять эмиссию.

Центральный банк РФ определяет порядок введения кассовых операций, занимается выпуском монет и банкнот, определяет условия хранения денежных средств, регламентирует порядок изъятия денежных знаков.

Деньги являются основным орудием платежа за приобретенный товар. Денежная система – это форма денежного обращения, то есть непрерывного процесса движения денег. Данный факт закреплен на законодательном уровне.

Платежи могут осуществляться как в наличной форме, так и безналичной форме.

Кассовые операции – это совокупность процедур, которые направлены на осуществление операций по приемке, хранению и выдаче наличных средств.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации

Главная задача финансово-правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство.

Читать еще:  Поставщик вернул деньги проводки

Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц.

Регулированию денежного обращения предшествует выработка соответствующей денежно-кредитной политики государства на определенном этапе развития общества.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ и ст. 4 Закона о Банке России на ЦБ РФ, который во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Мировой практикой выработаны различные инструменты проведения денежно-кредитной политики. В соответствии со ст. 35 Закона о Банке России к основным инструментам и методам денежно- кредитной политики Банка России относятся:

процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование кредитных организаций;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России является кредитором последней инстанции, т.е. выдает кредиты иным банкам. В соответствии с упомянутым Федеральным законом Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Закон также предусматривает, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, который открывается в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. На обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций, при этом формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются самим Банком России. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых ЦБ РФ остальным банкам.

Валютные интервенции связаны с куплей-продажей Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Покупая за счет золотовалютных резервов национальную валюту, ЦБ РФ увеличивает спрос на нее, а значит, и повышает ее курс. И наоборот, продавая национальную валюту, он увеличивает ее предложение и снижает ее курс.

Банк России вправе устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, что, по сути, связано с регулированием количества денег в обращении. При определении ориентиров роста денежной массы Банк России исходит из предполагаемой динамики валового внутреннего продукта, уровня инфляции и скорости обращения денег.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Этот метод рассматривается как исключительный и может применяться только после консультаций с правительством страны.

В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики разрабатываются Банком России ежегодно, представляются Президенту РФ и Правительству РФ, а затем направляются в Государственную Думу на рассмотрение.
Основные направления должны включать в себя ряд положений, среди которых можно выделить такие как:

концептуальные принципы денежно-кредитной политики;
прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации;
основные показатели денежной программы;
направления совершенствования банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы и иные направления.

Как отмечалось ранее, целью выработки и реализации денежно- кредитной политики, осуществления регулирования денежного обращения являются защита и обеспечение устойчивости рубля, всей денежной системы страны.
Денежное обращение подразделяется на два вида:

В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

Наличный денежный оборот в стране организуется государством в лице центральных (национальных) банков. В Российской Федерации субъектами, организующими данный вид денежного обращения, являются Банк России, его территориальные учреждения, а также система РКЦ.

Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке ЦБ РФ.

Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересовано в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов.

Читать еще:  Снять подотчетные деньги

Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. В соответствии с Законом о Банке России Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами; расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке1.
Современный безналичный оборот в Российской Федерации организован в соответствии со следующими принципами:

1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;

См.: Финансы, деньги, кредит: учебник / под ред. О.В. Соколовой. С. 55.

основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;
требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого;
оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;
формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Закон о Банке России, Закон о банках, Закон о валютном регулировании, иные законы, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы в целях стабилизации и укрепления денежного обращения.

Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

В соответствии с Законом о Банке России в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также порядка их уничтожения;
определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В сфере денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации относятся финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ), и в этом аспекте названные отношения являются предметом правового регулирования конституционного права.

Нормы финансового права регулируют отношения, складывающиеся в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения, в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности, установления обязательного порядка хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций.

Названные отношения могут складываться между:
ЦБ РФ и кредитными организациями;
кредитными организациями;
кредитными организациями и их клиентами;
юридическими и физическими лицами;
кредитными организациями и иными институтами финансовой системы;
институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами.

Как известно, нормы гражданского права регулируют имущественные и неимущественные отношения, связанные с имущественными, в которых деньги являются одним из объектов гражданских правоотношений. Наряду с этим нормы гражданского права регулируют расчетные отношения между субъектами по гражданско- правовым сделкам, возникающие при этом права и обязанности сторон, а также кредитных организаций, участвующих в данных отношениях. К ним относятся:
отношения по установлению форм безналичных расчетов, таких как чек, вексель, платежное поручение и др.;
порядок открытия и закрытия счетов в кредитных организациях, их виды, определяющие различные правовые режимы данных счетов;
права и обязанности сторон при заключении договора банковского счета.

Административное право регулирует отношения, связанные с привлечением к ответственности за совершение административных правонарушений в сфере денежного обращения, денежной системы.

Нормы уголовного права предусматривают меры уголовной ответственности за совершение таких преступлений, как изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) и изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ).
Следовательно, регулирование денежного обращения в стране осуществляется нормами различных отраслей права, которые находят свое выражение, как отмечалось ранее, в Конституции РФ, Законе о Банке России, Законе о банках, ГК РФ и иных нормативных правовых актах. Особую роль в регулировании денежного обращения в стране играют инструкции Банка России по всему комплексу названных вопросов в сфере денежного обращения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector