Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фискальная и денежно кредитная политика

Фискальная и монетарная политика.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с фискальной, внешнеторговой, валютной и др.) Целью любой стабилизационной, а, следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение:

1) экономического роста,

2) полной занятости ресурсов,

3) стабильности уровня цен,

4) равновесия платежного баланса.

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики Центрального банка могут выступать:

2) контроль за предложением денег (денежной массы);

2) контроль за уровнем ставки процента;

3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдерживающую.

· Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью

«взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении Центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

1) снижение нормы резервных требований

2) снижение учетной ставки процента

3) покупка Центральным банком государственных ценных бумаг

Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 до AD2), что обеспечивает рост выпуска от Y1 до Y* и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости (рис.9.2 (а)).

· Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева»

экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании Центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

1) повышение нормы резервных требований

2) повышение учетной ставки процента

3) продажа Центральным банком государственных ценных бумаг

Представляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. МП направлена на сглаживание циклических колебаний экономики и используется в краткосрочных периодах.

· обеспечение стабильного уровня совокупного выпуска (ВВП)

· обеспечения полной занятости ресурсов

· обеспечения стабильного уровня цен

· обеспечения равновесия платежного баланса

МП влияет на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса.

Представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета.

· поддерживание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП)

· поддерживание полной занятости ресурсов

· поддерживание стабильного уровня цен

ФП проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Talkin go money

Монетарная политика Англии (Апрель 2020).

Table of Contents:

Когда дело доходит до влияния на макроэкономические результаты, правительства обычно полагаются на один из двух основных направлений действий: денежно-кредитная политика и фискальная политика. Денежная политика предусматривает управление денежными средствами и процентные ставки центральными банками.

Чтобы стимулировать неустойчивую экономику, центральный банк будет стремиться к снижению процентных ставок, что делает его менее дорогостоящим заимствовать при увеличении денежной массы. Однако, если экономика растет слишком быстро, центральный банк может осуществлять «жесткую» монетарную политику путем повышения процентных ставок и изъятия денег из обращения.

Налогово-бюджетная политика определяет способ, которым центральное правительство зарабатывает деньги посредством налогообложения и как оно тратит деньги. Чтобы помочь экономике, правительство сократит налоговые ставки, увеличив собственные расходы и охладит перегрев экономики; это повысит налоги и сократит расходы. Существует много споров относительно того, является ли денежная политика или фискальная политика лучшим экономическим инструментом, и каждая политика имеет ряд плюсов и минусов для рассмотрения. (Более подробно см .: В чем разница между денежно-кредитной политикой и фискальной политикой? )

Краткий обзор денежно-кредитной политики

Денежная политика относится к действиям центрального банка страны для достижения целей макроэкономической политики. Некоторым центральным банкам поручено ориентироваться на определенный уровень инфляции. В Соединенных Штатах Федеральный резервный банк (или просто «ФРС») был создан с мандатом на достижение максимальной занятости и, в то же время, ценовой стабильности. Это иногда называют «двойным мандатом» ФРС. «Большинство стран отделяют денежную власть от любого внешнего политического влияния, которое может подорвать его мандат или ослабить его объективность. В результате многие центральные банки, включая Федеральную резервную систему, действуют как независимые агентства. (См. Также: Как правительство США формулирует денежно-кредитную политику .)

Когда экономика страны растет быстрыми темпами, так что инфляция возрастает до тревожных уровней, центральный банк будет вводить ограничительную денежно-кредитную политику для ужесточения денежной массы, эффективно сокращая количество денег в обращении и снижая темп поступления новых денег в систему. Кроме того, повышение преобладающей безрисковой процентной ставки сделает деньги более дорогими и увеличит затраты по займам, сократив спрос на наличные деньги и займы. Банк также может увеличить уровень резервов, которые коммерческие и розничные банки должны держать под рукой, ограничивая их способность генерировать новые кредиты, а также продавать государственные облигации из своего баланса публике на открытом рынке, обменивая эти облигации, принимая в деньгах из обращения.Экономисты монетаристской школы придерживаются принципов денежно-кредитной политики.

Когда экономика страны переходит в рецессию, эти же инструменты политики можно использовать в обратном порядке, что представляет собой свободную или экспансионистскую денежно-кредитную политику. В этом случае процентные ставки снижаются, резервные лимиты ослабевают, и вместо покупки облигаций на открытом рынке они приобретаются в обмен на вновь созданные деньги. Если эти традиционные меры не оправдываются, центральные банки могут проводить нетрадиционные денежно-кредитные политики, такие как количественное смягчение (QE). (Подробнее см. Ниже: Работает ли количественное облегчение?)

Плюсы и минусы денежно-кредитной политики

Pro: управление целевыми ставками Управление инфляцией

Небольшая инфляция является здоровой для растущей экономики, поскольку она поощряет инвестиции в будущее и позволяет работникам ожидать повышения заработной платы. Инфляция возникает, когда общий уровень цен на все товары и услуги в экономике возрастает. Повышая целевую процентную ставку, инвестиции становятся более дорогими и немного замедляют экономический рост.

Con: риск гиперинфляции

Когда процентные ставки установлены слишком низко, может произойти чрезмерное заимствование по искусственно дешевым тарифам. Это может вызвать спекулятивный пузырь, когда цены растут слишком быстро и до абсурдно высоких уровней. Добавление большего количества денег в экономику также может привести к выходу из-под контроля инфляции из-за предпосылки спроса и предложения: если в обращении будет доступно больше денег, стоимость каждой единицы денег будет стоить меньше, учитывая неизменный уровень спрос, что делает цены в этих деньгах номинально более дорогими.

Pro: может быть легко реализовано

Центральные банки могут быстро действовать, используя инструменты денежно-кредитной политики. Часто просто сигнализация о своих намерениях на рынке может дать результаты.

Con: Эффекты имеют временную задержку

Даже если они будут реализованы быстро, макроэффекты денежно-кредитной политики обычно происходят через некоторое время. Последствия для экономики могут занять месяцы или даже годы. Некоторые экономисты считают, что деньги являются «просто завесой» и в то же время служат для стимулирования экономики в краткосрочной перспективе, не имеют долгосрочных последствий, за исключением повышения общего уровня цен без повышения реального объема производства.

Pro: центральные банки независимы и политически нейтральны

Даже если действие денежно-кредитной политики непопулярно, оно может быть проведено до или во время выборов, не опасаясь политических последствий.

Кон: технические ограничения

Процентные ставки могут быть снижены номинально до 0%, что ограничивает использование банком этого инструмента политики, когда процентные ставки уже низки. Сохранение ставок очень низкое в течение длительных периодов времени может привести к ловушке ликвидности. Это, как правило, делает инструменты денежно-кредитной политики более эффективными во время экономических экспансий, чем во время спадов. Некоторые европейские центральные банки недавно экспериментировали с политикой с отрицательными процентными ставками (NIRP), но результаты не будут известны в течение некоторого времени.

Читать еще:  Пресечение обращения денежных суррогатов

Pro: Ослабление валюты может увеличить экспорт

Увеличение денежной массы или снижение процентных ставок имеет тенденцию обесценивать местную валюту.Более слабая валюта на мировых рынках может способствовать увеличению экспорта, поскольку эти товары дешевле для иностранцев покупать. Противоположный эффект будет иметь место для компаний, которые в основном являются импортерами, что усугубляет их сущность.

Con: Денежные инструменты являются общими и влияют на весь округ

Инструменты денежно-кредитной политики, такие как уровни процентной ставки, оказывают влияние на всю экономику и не учитывают тот факт, что некоторые районы страны могут не нуждаться в стимуле, в то время как государствам с высоким уровнем безработицы может потребоваться стимул больше. Он также является общим в том смысле, что денежные инструменты не могут быть направлены на решение конкретной проблемы или повышение определенной отрасли или региона.

Плюсы и минусы фискальной политики

Налогово-бюджетная политика используется для обозначения политики налогообложения и расходов правительства страны. Тесная или ограничительная фискальная политика включает в себя повышение налогов и сокращение федеральных расходов. Свободная или экспансионистская фискальная политика — это прямо противоположное и используется для стимулирования экономического роста. Многие инструменты фискальной политики основаны на кейнсианской экономике в надежде повысить совокупный спрос.

Pro: может напрямую тратить на конкретные цели

В отличие от инструментов денежно-кредитной политики, которые носят общий характер, правительство может направлять расходы на конкретные проекты, сектора или регионы, чтобы стимулировать экономику, где она воспринимается как необходимая для большинства ,

Con: может создавать дефицит бюджета

Дефицит государственного бюджета — это когда он тратит больше денег в год, чем он занимает. Если расходы высоки, а налоги слишком низкие слишком долго, такой дефицит может продолжать расширяться до опасных уровней ,

Обзор федерального бюджета США за эти годы.

Pro: Может использовать налогообложение для предотвращения негативных внешних факторов

Налогообложение загрязнителей или тех, кто злоупотребляет ограниченными ресурсами, может помочь устранить негативные последствия, которые они вызывают при получении государственных доходов.

Con: Налоговые стимулы и расходы могут быть потрачены на импорт

Эффект фискальных стимулов приглушен, когда деньги, вложенные в экономику с помощью налоговых сбережений, или государственные расходы расходуются на импорт, отправляя эти деньги за границу вместо сохраняя его в местной экономике.

Pro: Short Time Lag

Эффекты инструментов фискальной политики можно увидеть гораздо быстрее, чем эффекты денежных инструментов.

Con: Могут быть политически мотивированы

Повышение налогов непопулярно и может быть политически опасным для реализации.

Практический результат

Инструменты денежно-кредитной и фискальной политики используются совместно, чтобы поддерживать стабильный экономический рост с низкой инфляцией, низкой безработицей и стабильными ценами. К сожалению, нет никакой серебряной пули или общей стратегии, которая может быть реализована, поскольку оба набора инструментов политики несут с собой их собственные плюсы и минусы. Эффективно используется. Однако чистая прибыль является позитивной для общества, особенно в стимулировании спроса после кризиса.

Как взаимодействуют фискальная и монетарная политика?

Экономист Сергей Пекарский о макроэкономическом анализе, борьбе с инфляцией и контроле обменного курса

Макроэкономическая политика — политика, которую проводит правительство и центральный банк, — стала лейтмотивом макроэкономических исследований со времен основания макроэкономики в 1940-х годах. Но тем не менее до 1980-х годов фискальная и монетарная политика рассматривались, как правило, по отдельности. Предполагалось, что правительство может воздействовать на экономику посредством государственных расходов и налогов и может использовать государственный долг для стабилизации циклических колебаний. Монетарная политика, в свою очередь, может управлять денежной базой или ставкой процента и определять уровень инфляции. В 1980-х годах появилось новое направление макроэкономического анализа, которое рассматривает взаимодействие фискальной и монетарной политики.

Нужно понимать, что и правительство, и центральный банк, как любой экономический агент, сталкиваются с ограничениями. А раз так, то они должны принимать некоторые компромиссные решения. Действия одного агента могут оказать воздействие на набор альтернатив, который доступен для другого агента. Действительно, правительство и центральный банк могут иметь некоторые общие цели или цели, которые противоречат друг другу. Общие цели — это, например, высокие темпы экономического роста, низкая инфляция, обеспечение стабильности финансовой системы.

И правительство, и центральный банк функционируют в одной и той же экономике. И поэтому воздействие, которое оказывает на экономику центральный банк, меняет экономическое равновесие, а раз так, то воздействует на выбор правительства.

Также стоит отметить, что правительство и центральный банк — это государственные агенты. И в них есть консолидированное бюджетное ограничение. Центральный банк, даже если он институционально независим, свою прибыль, как правило, полностью или частично отчисляет в бюджет правительства. Это означает, что центральный банк также участвует в финансировании бюджетных дефицитов или в монетизации государственного долга. В экономике взаимодействие очень часто рассматривается с точки зрения теории игр — так называемое стратегическое взаимодействие.

Это очень важный аспект, который существенным образом изменил в 1990-х и 2000-х годах представления макроэкономистов о том, как следует проводить макроэкономическую политику. Российская экономика в 2000-х годах до кризиса 2008 года имела модель экономического развития, которая была в значительной степени ориентирована на рост совокупного спроса за счет роста экспорта. Для того чтобы экспорт рос, а компании и, как следствие, бюджет, который получает налоги от этих компаний, имели высокие доходы, необходимо, чтобы рубль был слабым (курс доллара был достаточно высоким). В то же время большие притоки экспортной выручки в иностранной валюте, естественно, оказывают негативное воздействие на курс доллара.

Что мог делать в такой ситуации Банк России? Он мог покупать иностранные активы — доллары и евро — на валютном рынке, увеличивать свои золотовалютные резервы и тем самым поддерживать достаточно высокий курс иностранной валюты, для того чтобы стимулировать экспортеров. Но когда центральный банк это делает, то неизбежным последствием является увеличение денежной массы. Банк России обменивает иностранные активы на рубли.

Увеличение денежной массы не может не приводить к инфляционным последствиям. И правительство, и центральный банк не любят инфляцию. Так же как правительство, центральный банк хочет, чтобы экономика росла. Таким образом, если центральный банк проводит политику стимулирования экспорта за счет поддержания обменного курса, у правительства возникает необходимость проводить какую-то контрполитику, которая бы решала проблему инфляции. Известный нам рецепт борьбы с инфляцией Правительства РФ в 2000-х годах — это накопление Стабилизационного фонда.

Действительно, когда правительство накапливало стабилизационный фонд, оно изымало часть лишней ликвидности из экономики, что позволяло поддерживать инфляцию на умеренном уровне.

Притом что темпы роста денежной массы в 2000-х годах достигали 35–45% ежегодно, инфляция была снижена с 20 до 10%.

Впервые идею о необходимости рассмотрения взаимодействия фискальной и монетарной политики подняли в своей известной работе нобелевский лауреат Томас Сарджент и его коллега Нейл Уоллес. В статье 1981 года, которая называлась «Неприятная монетаристская арифметика», они показали, что даже если центральный банк является институционально независимым от правительства, он не может проводить независимую монетарную политику, например жесткую монетарную политику, с целью поддержания низкой инфляции, если в свою очередь правительство не решает проблемы, связанные с бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Если центральный банк сокращает темпы роста денежной массы, увеличивает процентные ставки, то это приводит к тому, что так называемый сеньораж, или инфляционный налог, доход, который правительство получает от неявного обложения номинальных величин по инфляционной ставке, снижается. Это означает, что у правительства возникает потребность при неизменных государственных расходах и налогах увеличивать долговое финансирование. Государственный долг будет расти.

Читать еще:  Методы распределения и использования денежных средств

Центральный банк, естественно, даже если он независим от правительства, не может рассматривать рынок государственного долга как рынок, который ему совершенно неинтересен. Рынок государственного долга очень важен для стабильности финансовой системы страны.

В итоге неустойчивый рост государственного долга может заставить центральный банк отказаться от политики жесткого регулирования денежной массы и увеличить сеньораж, что, как следствие, приведет к росту инфляции. Таким образом, в условиях несбалансированности фискальной сферы низкая инфляция сегодня может быть достигнута только ценой более высокой инфляции в будущем.

Примеры, как неприятная монетаристская арифметика Сарджента и Уоллеса работает на практике, мы можем найти в разных странах, в том числе и в России. Если рассмотреть более ранний период российской истории, период с 1995 по 1998 год, то в это время Банк России пытался ограничить, сжать денежную массу, для того чтобы уменьшить инфляцию, которая в 1990-х годах была достаточно высокой, и делал это, используя валютный коридор. Курс доллара мог колебаться в пределах некоторого диапазона в окрестности 6 рублей за доллар. В результате в конце 1997 года удалось даже добиться отрицательных месячных темпов инфляции. В то же время Правительство РФ вплоть до 2000-х годов не могло решить проблему финансирования бюджетного дефицита. Правительство плохо собирало налоги (не потому, что правительство было плохое, а потому, что налоги плохо поступали в бюджет). Кроме того, в 1997 году кризис в странах Юго-Восточной Азии заставил международных инвесторов покинуть развивающиеся рынки, в том числе и рынок России. Цены на нефть в 1997 году упали, а доходы от налогообложения выручки экспортеров нефти составляли и в прошлом, и в настоящем достаточно весомую часть доходов бюджета.

Routes to finance

Понятная экономика: денежно-кредитная политика (Апрель 2020).

Table of Contents:

Денежная политика была самым популярным типом экономических стимулов после глобального финансового кризиса 2008 года. Центробанки понизили процентные ставки, чтобы побудить банки кредитовать и потребитель брать взаймы. Когда эти стратегии потерпели неудачу, центральные банки начали программы количественного смягчения, которые включали покупку проблемных активов или государственных облигаций для увеличения объема наличных денег в обращении и достижения тех же результатов.

Налоговый стимул был намного реже, чем многие правительства сокращали расходы и повышали налоги. Несмотря на то, что по этой теме много споров, нет никаких сомнений в том, что сокращение расходов и более высокие налоги приводят к замедлению экономического роста. Эти усилия могут подрывать цели денежно-кредитной политики, компенсируя любые улучшения. Некоторые экономисты считают, что именно поэтому глобальная экономика не смогла осмысленно восстановиться после кризиса 2008 года.

В этой статье мы рассмотрим основные различия между этими подходами и то, как они могут сочетаться с наиболее эффективным экономическим стимулом.

Пределы денежно-кредитной политики

Цель денежно-кредитной политики — контролировать предложение денег для содействия стабильной занятости, ценам и экономическому росту. Поскольку он не может напрямую контролировать экономику, существуют ограничения в отношении возможностей денежно-кредитной политики в достижении этих целей.

Ловушка ликвидности возникает, когда попытки центрального банка внедрить ликвидность в экономику не позволяют снизить процентные ставки и стимулировать экономический рост.

Часто это происходит, когда люди начинают накапливать деньги, а не тратить их на товары и услуги. Эти действия, как правило, подталкивают краткосрочные процентные ставки к нулю, поскольку потребительские цены остаются застойными. Когда это происходит, у центральных банков есть немного традиционных вариантов денежно-кредитной политики, которые можно было бы решить для решения этой проблемы.

Дефляция происходит, когда уровень инфляции падает ниже нуля и увеличивает стоимость реальных денег с течением времени. Поскольку цены падают, потребители склонны накапливать больше наличных средств и усугублять проблему со временем в так называемой дефляционной спирали. Дефляция также увеличивает реальную стоимость долга и может привести к рецессии в экономике, поскольку предприятия и потребители пытаются погасить долг и настаивают на экономии наличных средств и инвестировании капитала.

Фискальный стимул против аскетизма

Цель фискальной политики — скорректировать государственные расходы и налоговые ставки для продвижения многих из тех же целей, что и денежно-кредитная политика — стабильная и растущая экономика. Как и денежно-кредитная политика, только фискальная политика не может контролировать направление экономики.

Налоговый стимул — это увеличение государственных расходов или трансфертов для стимулирования экономического роста. В большинстве случаев это увеличение расходов увеличивает темпы роста государственного долга с надеждой на то, что экономические улучшения помогут заполнить пробел.Правительства, действующие для стимулирования экономики, также могут принять решение о снижении ставок налогов, чтобы увеличить количество наличных денег в карманах предприятий и потребителей, чтобы стимулировать расходы.

Аскетизм — это противоположный процесс, когда правительство сокращает расходы и увеличивает налоги для сокращения задолженности и улучшения своей финансовой базы.

Часто это приводит к снижению экономического роста, поскольку потребители и предприятия тратят больше денег на налоги и меньше полагаются на государственные проекты или рабочие места в качестве источника дохода. Эти меры часто принимаются сторонними кредиторами, которые стремятся обеспечить погашение долга.

Конфликты в политике

Налогово-бюджетная политика иногда противоречит денежно-кредитной политике, особенно во времена большой экономической неопределенности. После экономического спада центральные банки часто пытаются стимулировать экономику, делая капитал более доступным для потребителей и предприятий. Налогово-бюджетная политика может пойти на другой подход, основываясь на государственных расходах и повышении налогов, что может фактически повредить деловые и потребительские расходы и компенсировать любые последствия для роста.

Правительства могут предпринять эти действия для улучшения государственных финансов или удовлетворения требований международных банков и кредиторов.

Например, Греция была вынуждена пойти на финансовую жесткую политику со стороны европейских кредиторов, что привело к значительному замедлению темпов роста. Это противоречило и, в конечном счете, отменило политику низких процентных ставок Европейского центрального банка, которая пыталась стимулировать рост в еврозоне.

Большинство экономистов согласны с тем, что для обеспечения поддержки роста необходима комбинация стимулирующей денежно-кредитной и фискальной политики.

Нижняя линия

Денежно-кредитная политика и фискальная политика являются наиболее популярными инструментами для развития здоровой экономики с течением времени. Хотя эти политики имеют одни и те же цели, они не всегда работают по тем же самым путям. Денежно-кредитная политика может способствовать экономическому росту за счет низких процентных ставок, но фискальная политика может сдерживать рост за счет повышения налогов и сокращения государственных расходов — и эти усилия могут в конечном итоге отменить друг друга.

Экономика. 11 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Читать еще:  Как рассчитать отпускные деньги

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.
  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.

Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector