Sofin-credit.ru

Деньги и работа
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дифференциация денежных доходов населения

Дифференциация доходов населения: проблемы и пути решения

экономические науки

  • Рассадина Марианна Николаевна , кандидат наук, старший преподаватель
  • Вологодский институт права и экономики ФСИН России
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДОВ
  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
  • КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИННИ

Похожие материалы

В условиях макроэкономической нестабильности, характерной для современной России, проблема неравенства доходов приобретает особую актуальность и значимость. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается значительный разрыв в доходах населения. По данным Росстата (табл. 1) за последние несколько лет произошло снижение реальной заработной платы и пенсий, возросла численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.

Таблица 1. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения России за 2011-2015 гг.

Среднемесячная начисленная заработная плата 1 работника, рублей

Реальная начисленная заработная плата 1 работника, в процентах к предыдущему году

Среднемесячный размер назначенных пенсий на конец года, рублей

Реальный размер назначенной месячной пенсии на конец года, в процентах к предыдущему году

Прожиточный минимум в среднем на душу населения, рублей в месяц

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения

Децильный коэффициент фондов, в разах

Коэффициент Джинни (индекс концентрации доходов)

В сентябре 2016 года среднедушевые доходы населения составили 30 125 рублей, что в реальном выражении соответствует 97,2% от уровня доходов в сентябре предыдущего года и 91,3% от уровня сентября 2014 года. Сентябрь 2016 года стал двадцать третьим подряд месяцем сокращения реальных доходов граждан, и по сравнению с октябрем 2014 года — последним периодом роста реальных доходов — падение составило 14%.

Сохраняется достаточно высокий уровень таких показателей как децильный коэффициент фондов и коэффициент Джинни. В сентябре, по сравнению с летними месяцами, уровень бедности, измеренный по субъективным оценкам населения, существенно не изменился. Доля респондентов, характеризующих материальное положение своей семьи как плохое или очень плохое (бедных по самооценке материального положения), составила 22%, доля населения, у которого денег недостаточно для приобретения одежды или продуктов питания (бедных по самооценке потребительских возможностей), — 41%.

Устойчивое снижение реальных доходов населения в сочетании с сокращением социальных расходов, а также усиление негативных тенденций на рынке труда, о наличии которых свидетельствуют данные официальной статистики, может негативно отражаться на социальном самочувствии населения и вызывать рост социальной напряженности.

По классификации ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) Россия давно и однозначно относится к странам с высокой степенью неравенства. Сложившаяся сегодня в России модель социальной стратификации характеризует в высшей степени дифференцированное общество. Для сpaвнeния, caмый низкий дeцильный кoэффициент наблюдается в скaндинaвcких cтpанax — Дании, Финляндии и Швеции (на уровне 3-4). В Гepмaнии, Aвcтpии и Франции этот коэффициент вapьиpуется в пределах 5-7-кратного разрыва. В США он находится в районе 10-12 [3]. Существующая в обществе дифференциация доходов является крайне неоправданной и оказывает негативное влияние на развитие экономических и социальных процессов.

На процесс дифференциации доходов влияет много различных факторов. В целом, факторы, формирующие доходы населения, могут быть трех уровней:

  1. Факторы, зависящие от самого человека, жизненной позиции, его человеческого капитала и трудового потенциала (образования, квалификации, опыта, вида занятости, должностного статуса, затрат и результатов труда, наличия профессионального и должностного (карьерного) роста, наличия капитала в любых его проявлениях (образовательного, профессионального, финансового и пр.);
  2. Факторы, связанные с трудовой деятельностью человека; с той отраслью, в состав которой входит его предприятие, учреждение, организация, фирма; с формой собственности предприятия, его организационно-правовой формой; положением фирмы на товарном, финансовом рынках и рынке труда; с технической оснащенностью предприятия, с его местом расположения; развитостью социально-трудовых отношений в коллективе;
  3. Факторы, связанные с экономикой страны в целом и региональной экономикой: экономическим потенциалом, эффективностью общественного производства, величиной валового национального продукта и национального дохода, ценовой политикой и системой налогообложения, развитостью институтов социального партнерства при регулировании трудовых отношений. Эта группа факторов формирует систему социальных трансфертов.

Дифференциация доходов усиливает поляризацию общества, способствует возникновению антагонизма между людьми (при декларировании построения солидарного общества), что отрицательно влияет на качество жизни населения. В обществе постоянно идут поиски новых инструментов снижения поляризации доходов, однако наиболее действенными и эффективными инструментами государственного регулирования доходов в развитых странах традиционно остаются:

  • регламентация доли заработной платы в ВВП, которая законодательно резервируется на все виды обязательного социального страхования;
  • установление минимального размера оплаты труда (МРОТ) и иногда верхнего порога заработной платы для предотвращения чрезмерной поляризации доходов;
  • прогрессивная шкала налогообложения на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на собственность;
  • социальные трансферты в денежной и натуральной форме.

В зависимости от политических и социальных особенностей страны, инструменты государственного регулирования используются в различных сочетаниях и пропорциях [4].

На современном этапе развития России государственная политика регулирования доходов осуществляется только в области сокращения абсолютной бедности. Из всего многообразия инструментов в сфере государственной политики доходов населения в России наиболее популярным является инструмент МРОТ. В результате уровень дифференциации доходов в России начиная с 2001 г. остается самым высоким из всех экономически развитых стран мира. Более высокий уровень дифференциации доходов населения, чем в России, наблюдается только в таких странах, как Филиппины, Нигерия, Южно-Африканская Республика, Боливия, Бразилия, Мексика и Чили [1].

Тенденции в дифференциации доходов в России во многом зависят от происходящих изменений в структуре денежных доходов населения. Экономический рост и потенциальное улучшение ситуации на рынке труда, повышение уровня доходов пенсионеров, несомненно, могут создать предпосылки для снижения общего уровня социального расслоения. В то же время дальнейшее развитие процессов приватизации и коммерциализации будет способствовать увеличению доходов от собственности, для которых характерна очень высокая дифференциация в условиях рыночной экономики. В этом случае особую важность приобретают активное проведение государством перераспределительных мер, адресная нацеленность социальных трансфертов, государственное регулирование рынка труда. Это крайне необходимо для того, чтобы дифференциация доходов в российском обществе стабилизировалась на уровне, характерном для большинства экономически развитых стран [5].

Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.

Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, снижению инвестиционной активности, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата. Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования [2].

Рассматривая проблему уменьшения неоправданной дифференциации доходов населения России, и социального расслоения общества, следует указать, что основной предпосылкой успешного решения проблемы является дальнейший поступательный рост российской экономики, причем не столько за счет сырьевого сектора, сколько путем развития обрабатывающей промышленности, особенно конкурентоспособных наукоемких производств, сельского хозяйства и сферы услуг в отечественной экономике.

Читать еще:  Денежной единицей в рф является

Список литературы

  1. Россия и страны мира – 2014 г. / Федеральная служба государствен-ной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://www.gks.ru/ (дата обращения 5.12.2016).
  2. Соловьева, Т.С. Экономическая дифференциация населения и модернизация территорий [Текст] / Т.С. Соловьева // Вестник НГУЭУ. – 2015. – № 1. – С. 28-38.
  3. Список стран по показателям неравенства доходов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 6.12.2016).
  4. Стукаленко, E.A. Дифференциация доходов населения: причины и последствия [Текст] / Е.А. Стукаленко // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2014 – № 1. – С. 183-187.
  5. Юсупова, А.В. Дифференциация денежных доходов населения в экономике современной России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 3.12.2016).

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Дифференциация доходов и неравенство

Дифференциация доходов населения — это объективно складывающиеся различия в уровне доходов индивидов и социальных групп, обусловленные различиями в оплате труда и социальных выплат, способностях и предприимчивости, имущественном положении.

Денежные доходы населения включают в себя заработную плату, социальные трансферты, предпринимательские доходы, проценты, дивиденды и другие доходы от собственности, а также общую стоимость продукции -личного подсобного хозяйства, потребленной в семье и проданной. Доходы населения распределяются по группам населения неравномерно.

Существует ряд показателей оценки дифференциации доходов населения, которые позволяют увидеть, насколько интенсивно протекает данный процесс. В их числе:

  • распределение населения по уровню среднедушевых доходов — это показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов.
  • распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения — показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из двадцати процентных (десяти процентных) групп населения. Этот показатель наглядно представил экономист Лоренц в виде кривой фактического распределения дохода (кривая Лоренца).

Для этого разобьем все население страны на пять равных, по числу входящих в них домохозяйств, групп (по 20%). Группы населения будем располагать по оси абсцисс от самых малообеспеченных до самых богатых. Если все группы населения обладают равными доходами, то на 20% населения приходится 20% доходов, на 40% населения — 40% доходов и т.д. Абсолютное равенство представлено биссектрисой ОЕ (рис. 6.6), а абсолютное неравенство — кривой OGE. Линия OABCDE отражает фактическое распределение дохода (кривая Лоренца онлайн). Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем меньше неравенство в распределении доходов.


Кривая Лоренца

  • коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства () к площади всего треугольника OGE. Для приблизительной оценки коэффициента Джини отрезки кривой Лоренца представляют в виде прямых линий OA,AB,BC,CD,DE. Затем последовательно находят площади треугольников и прямоугольников и получают площадь фигуры . Чем больше индекс Джини, тем больше неравенство;
  • децильный коэффициент дифференциации доходов — соотношение среднедушевых денежных доходов последней и первой групп населения. Он показывает, во сколько раз доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения.
  • С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности населения. Для определения бедности разрабатываются минимальные стандарты уровня жизни — это устанавливаемые в законодательном порядке нормативные показатели уровня жизни, обеспечивающие минимально необходимый уровень удовлетворения основных потребностей населения. Среди них наиболее важную роль играют «потребительская корзина», прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.

    «Потребительская корзина» — это набор 35 продуктов питания (11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молочные продукты, рыбопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты), 4-х групп непродовольственных товаров и 5 групп видов услуг, обеспечивающий минимальную достаточность потребления.

    Прожиточный минимум — это стоимость минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения физической жизнедеятельности человека.

    Минимальный потребительский бюджет — это стоимость материальных благ и услуг, входящих в прожиточный минимум, плюс минимальные затраты на удовлетворение основных духовных и социальных потребностей человека, организацию быта и проведение досуга.

    Научно-исследовательский журнал

    Statistical analysis of income inequality and poverty level of the population of the Russian Federation

    Аннотация: В статье рассмотрен традиционный набор статистических показателей изучения дифференциации доходов и оценки бедности населения. Значительное неравенство в доходах, приводящее к концентрации богатства и нищеты, становится характерной чертой российского общества. На протяжении 2011 – 2016 гг. для Российской Федерации характерно избыточное неравенство. Величина коэффициента Джини более 40 %, что превышает его пороговое значение на 30-40 %. Абсолютный подход к оценке бедности, распространенный в России, основан на установлении прожиточного минимума. Несмотря на сокращение масштабов абсолютной бедности в 2,1 раза за период с 2000 – 2016 гг., прожиточный минимум остаётся стандартом очень низкого потребления для всех социально-демографических групп населения. Среди уязвимых групп населения работники бюджетной сферы, сельского хозяйства и др. Результаты субъективной оценки бедности 2016 года свидетельствуют, что более 86% населения России считают себя бедными.

    Abstract: The article describes the traditional set of statistical indicators to study income inequality and poverty estimates of the population. Significant income inequality, leading to a concentration of wealth and poverty, is becoming a characteristic feature of Russian society. During 2011-2016, the Russian Federation was characterized by excessive inequality. The value of the Gini coefficient is more than 40%, which exceeds its threshold by 30-40%. The absolute approach to poverty assessment common in Russia is based on the establishment of the subsistence minimum. Despite the reduction in the absolute poverty rate of 2.1% over the period 2000 – 2016, the minimum wage remains very low standard of consumption for all socio-demographic groups. Among the vulnerable groups are employees of the public sector, agriculture, etc. The results of the subjective poverty assessment in 2016 show that more than 86% of the Russian population consider themselves poor.

    Ключевые слова: дифференциация доходов населения, уровень бедности, абсолютная бедность, прожиточный минимум, потребительская корзина.

    Keywords: income disparities, poverty, absolute poverty, living wage, consumer basket

    * Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00756

    С переходом к рыночной экономике резко обострился процесс расслоения общества по уровню доходов, что обусловило необходимость внедрения в практику показателей, используемых для анализа социально-экономической дифференциации и уровня бедности населения.

    Исследование дифференциации доходов населения заключается в установлении масштабов расслоения населения по уровню доходов и выявления основных факторов, создающих предпосылки для такого расслоения.

    Для количественной оценки дифференциации доходов используются статистические показатели (таблица 1).

    Перечень статистических показателей оценки дифференциации доходов населения

    Изучение дифференциации осуществляется с помощью вариационных рядов распределения доходов населения:

    • распределение домашних хозяйств по величине среднедушевого денежного дохода, сгруппированных по интервалам с фиксированными границами. Такое распределение осуществляется по разным типам домохозяйств (городским, сельским, по наличию детей, по составу домохозяйств и т.д.);
    • распределение общего объема денежных доходов населения по 10- и 20%-м группам, позволяющее рассчитать квинтильные и децильные показатели дифференциации, оценить концентрацию доходов);
    • распределение на группы, пропорциональные размеру прожиточного минимума, позволяющие оценить социальную структуру населения (бедные, малообеспеченные, средние, обеспеченные и богатые) и ее динамику [5].

    Рисунок 1 свидетельствует о возрастающей тенденции заработной платы за 2011 – 2016 гг. Однако значительное превышение средней заработной платы за весь анализируемый период над медианным и модальным значениями заработной платы свидетельствует о существовании дифференциации доходов населения.

    Рисунок 1. Динамика среднего, медианного и модального значений заработной платы работников организаций за 2011 – 2017 гг. (по данным выборочных обследований организаций за апрель)

    Большое неравенство в доходах, приводящее к концентрации богатства и нищеты, стало характерной чертой российского общества (таблица 2). Можно считать, что в Российской Федерации неравенство не просто высокое, а избыточное (коэффициент Джини более 40 % и превышает пороговое значение данного индикатора на 30-40 %).

    Распределение общего объема денежных доходов по 20%-ным группам населения Российской Федерации

    Что касается измерения бедности, то в мировой практике получили распространение три основных подхода [4]:

    Абсолютный подход – основан на установлении минимума средств существования, считающимся стабильным и не зависящим от времени.

    Относительный подход – основан на признании бедным того, чей доход не позволяет жить в рамках принятого в конкретном обществе стандарта потребления. При конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, в большинстве стран Европы – 50%, в Скандинавии – 60% [6, с. 280].

    Субъективный подход – основан на мнении самого индивида об уровне его бедности. Использование данного подхода позволяет конкретизировать более значимые аспекты бедности, поскольку бедность проявляется не только в недостатке средств к существованию, но и в неудовлетворительном состоянии здоровья и питания, низком уровне образования, неудовлетворительных жилищных условиях, социальной изоляции и т.п.

    Официальные оценки бедности в Российской Федерации основаны на показателях в рамках абсолютного подхода бедности. В качестве одного из критериев оценки бедности используется величина прожиточного минимума [5, с. 201]. Численность бедных принимается равной численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Помимо численности и доли бедного населения, Росстат рассчитывает и публикует показатель «Дефицит располагаемых ресурсов малоимущего населения» – количество денег, которое необходимо, чтобы поднять доходы бедных до прожиточного минимума.

    Правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ составляют Федеральный закон № 134-ФЗ от 24.10.1997г. с последующими корректировками «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ № 1702 от 30.12.2017 г. «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» [1; 2]. Согласно закону величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы (рис. 2.) [7].

    Рисунок 2. Структура величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в разрезе социально-демографических групп (IV квартал 2016 г.)

    Из рисунка видно, преобладающая часть потребительской корзины представлена расходами на продукты питания. Стоимость минимального набора продуктов питания производится на основе установленного списка продуктов питания и текущих цен на них. Доля расходов на непродовольственные товары и услуги практически равные. Стоимость набора непродовольственных товаров и стоимость услуг определяются по 50% стоимости минимального набора продуктов питания. При этом транспортные услуги предусмотрены в потребительской корзине лишь трудоспособного населения и детей в возрасте 7 – 15 лет. Для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет транспортные услуги в минимальный набор не включены. В 2010 году перечень минимальных услуг был дополнен расходами на услуги культуры, составляющие 5% от общей величины расходов на весь набор услуг. В потребительской корзине трудоспособного населения предусмотрены расходы на обязательные платежи и сборы, что объясняется экономической активностью данной группы населения и логичным отсутствием данной статьи расходов у группы пенсионеров и детей.

    Данные рис. 3 свидетельствуют о сокращении масштабов абсолютной бедности в России за анализируемый период в 2,1 раза (с 29% до 13,5%). Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2000 году составляла 42,3 млн. человек, или 29% общей численности населения. Период экономического роста 2002 – 2007 гг. способствовал положительным сдвигам в материальном положении населения страны и снижению уровня бедности с 24,6 до 13,3%. Наступивший кризис 2008 года замедлил темпы снижения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. А начиная с 2012 года, наблюдается обострение проблемы бедности, характеризующееся увеличением численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2016 году до 19,8 млн. человек, или 13,5% общей численности населения.

    Рисунок 3. Динамика численности населения Российской Федерации с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 1),2)

    1) Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения.

    2) В 2005 г. и 2013 г. изменялся порядок расчета величины прожиточного минимума. В 2015 г. изменился учетный состав населения.

    3) Без учета данных по Республике Крым и г.Севастополю.

    4) Предварительные данные.

    Среди уязвимых групп населения дети в возрасте до 16 лет (29,2%), молодежь в возрасте 16-30 лет (18,7%), пенсионеры (12,8%) (Рис 4). Причем характерной особенностью современного времени является появление «новых бедных» — группы работающего населения, которые по своим образовательному уровню и квалификации никогда и нигде в мире не могут быть бедными. Эту группу представляет собой население трудоспособного возраста, работающее преимущественно в бюджетной сфере, сельском хозяйстве и др. Доля данной группы населения за анализируемый период многочисленная и составляет 39,3%.

    Рисунок 4. Распределение населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам, %

    Интересна информация о субъективной бедности, полученной по результатам опроса ОБДХ 2016 г. Таблица 3 представляет информацию об ответах респондентов ОБДХ, оценивающих собственное финансовое положение.

    Распределение малоимущих домашних хозяйств в зависимости от оценки своего финансового положения в 2016 г. (в процентах ко всем домашним хозяйствам)

    ПОКАЗАТЕЛИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ

    Существенным показателем благосостояния общества в целом является не только уровень доходов населения, но и степень различия (дифференциация) доходов между различными группами. Уровень доходов в целом —- результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием социальных и экономических факторов. Для ее вычисления используются следующие показатели:

    • доход на душу населения в месяц, который исчисляется делением годового объема денежных доходов на 12 и на численность населения;

    • среднедушевой доход семьи, т.е. месячный или годовой доход домохозяйства, деленный на число его членов.

    Распределение населения по величине среднедушевых доходов характеризует дифференциацию населения по уровню благосостояния.

    К основным показателям дифференциации доходов относятся следующие:

    децильный коэффициент — показатель дифференциации доходов, характеризующий степень социального расслоения. Определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами (дециль — 10%). В России разрыв составляет в среднем 15 раз: на 10% самых богатых домохозяйств приходится около 30% всех доходов, а на 10% самых бедных — 2%. Очень сильны различия по регионам. В Москве, например, децильный коэффициент составляет 56. В США этот показатель — 6, в Европе колеблется от 5 до 8. Разрыв в доходах в обществе, превышающий 10 раз, считается опасным для социальной стабильности. Этот показатель называется также коэффициентом дифференциации доходов. Последние данные можно найти на сайте Федеральной службы государственной статистики РФ в разделе основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения (www.gks.ru);

    кривая Лоренца — графическое представление доли совокупного дохода, приходящейся на каждую группу населения. Все домохозяйства ранжируют по уровню доходов от наименьших до наибольших и рассчитывают для каждых 20% долю их доходов в совокупном доходе всех домохозяйств. По горизонтальной оси откладывается процент количества домохозяйств, а по вертикальной — процент совокупного дохода. Так, кривая на графике показывает, что первые 20% домохозяйств получают 5% всех доходов, 40% — 15, 60% — 30, 80% — 50, и 100% домохозяйств — 100% доходов. Очевидно, что на последние 20% домохозяйств с наибольшими доходами приходится 50% всех доходов в стране, тогда как на первые 20% домохозяйств с наименьшим доходами — только 5%. Если бы все домохозяйства получали одинаковый доход, кривая Лоренца превратилась бы в прямую. Чем больше кривая отклоняется от прямой, тем больше неравенство доходов;

    коэффициент Джини — показатель степени неравенства в распределении доходов. В российской статистике этот показатель называется индексом концентрации доходов. Вычисляется как доля площади между кривой Лоренца и линией абсолютного равенства доходов от общей площади под прямой абсолютного равенства доходов. Величина коэффициента может изменяться от 0 до I. Если коэффициент близок к 0, в обществе существует равенство в распределении доходов; чем выше его значение, тем более неравномерно распределены доходы. В России коэффициент Джини составляет порядка 0,4. В развитых странах Запада он равен примерно 0,3. Характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема денежных доходов населения от линии их равномерного распределения.

    ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА

    Доходы не могут быть ниже необходимых для поддержания минимального уровня жизнедеятельности человека. Минимум необходимого для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности определяется на основе научных методов и данных о реальном потреблении.

    Потребительская корзина (consumer basket) —минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

    В России эта корзина включает:

    • 11 групп продовольственных товаров, в том числе хлеб и крупяные культуры, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко, яйца, масло растительное и другие жиры, соль, чай, специи;

    • 10 групп непродовольственных товаров, в том числе пальто, костюмы и платья, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы, обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, культурно-бытовые и хозяйственные товары, предметы санитарии и лекарства (см. табл.);

    • 7 видов услуг, в том числе оплата жилья, центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, транспортные и другие услуги.

    Поскольку алкоголь, табак и т.п. не входят в число товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, в корзине они не предусмотрены.


    Очевидно, что минимальные наборы потребительской корзины, которые нужны для сохранения жизнедеятельности грудного младенца и пенсионера, школьника начальных классов и аспиранта университета, да и просто мужчин и женщин, разные. Поэтому потребительская корзина рассчитывается для населения в целом и для трех его основных групп: трудоспособного населения: мужчин в возрасте 16—59 лет и женщин в возрасте 16—54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста; пенсионеров: мужчин в возрасте от 60 лет и женщин в возрасте от 55 лет, а также лиц, получающих пенсию по инвалидности; детей: населения в возрасте до 15 лет. Состав потребительской корзины устанавливается законом, обычно пересматривается по мере изменения самих групп населения не реже одного раза в пять лет. Например, по Закону «О потребительской корзине», принятому в 2006 г., предполагается, что трудоспособный россиянин должен съедать не менее 37 кг мяса, 16 кг рыбы, 23 кг фруктов в год; семь лет должна служить гражданам верхняя одежда в виде набора из пальто, плаща и куртки; за три года он сносит шесть пар обуви. Различия в потреблении основных товаров между трудоспособным населением, пенсионерами и детьми весьма существенные. Например, человек трудоспособного возраста снашивает 6 пар обуви за 3 года, а дети — менее чем за 2 года. В больших странах потребительская корзина различных регионов также отличается из-за разных природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Понятно, что в России минимальная потребительская корзина жителей Таймырского полуострова и Краснодарского края будет разной хотя бы уже потому, что первым для выживания нужно больше теплой одежды, чем вторым.

    МИНИМАЛЬНАЯ ОПЛАТА ТРУДА

    Одной из главных характеристик благосостояния домохозяйства является степень соответствия его денежных доходов прожиточному минимуму: объему и структуре потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне.

    Прожиточный минимум (subsistence level) —- стоимостная оценка потребительской корзины в текущих рыночных ценах.

    Показатель прожиточного минимума обычно используется в нескольких целях:

    • для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики;

    • для обоснования минимального уровня оплаты труда и пенсии по старости;

    • для определения размеров социальных выплат, таких, как стипендии и пособия;

    • для формирования государственного бюджета.

    Чтобы определить, сколько людей имеют доход ниже прожиточного уровня, среднедушевой доход сравнивают с установленным прожиточным уровнем. Разница между доходом на человека и прожиточным уровнем составляет дефицит денежных средств для домохозяйства. Семья, среднедушевой доход которой ниже прожиточного минимума, считается малоимущей и имеет право на получение социальной поддержки. Величина прожиточного минимума обычно является основой для установления минимального размера оплаты труда (МРОТ).

    Минимальная оплата труда (minimum wage) — установленный законом уровень зарплаты, обеспечивающий гражданам прожиточный минимум.

    В принципе ни государственное, ни частное предприятие не имеет права платить своим работникам зарплату ниже определенного уровня. Уровень минимальной зарплаты обычно устанавливается как расчетное соотношение к среднегодовому прожиточному минимуму трудоспособного населения. Обычно по минимальной зарплате оплачивается труд неквалифицированных работников.

    В России по Трудовому кодексу минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда, МРОТ) — устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются надбавки, премии и другие поощрительные, компенсационные и социальные выплаты. Хотя МРОТ в России регулярно повышается, догнать постоянно растушую стоимость прожиточного минимума пока не удается. Дело в том, что показатель МРОТ лежит в основе Единой тарифной сетки, по которой рассчитываются зарплаты российских бюджетников — людей, работающих в государственных организациях, министерствах, органах местной власти, государственных больницах и школах. Зарплаты большинства из них (например, врачей и учителей) финансируются местными органами власти. А они в большинстве своем не могут позволить себе трехкратно повысить зарплаты. Частные фирмы также не повышают минимальные зарплаты до уровня МРОТ. В России предусмотрено поэтапное повышение МРОТ и минимального размера пенсий по старости до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Доходы людей и, следовательно, их благосостояние во многом зависят от того, сколько и чего они в состоянии произвести.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector