Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежной единицей в рф является

Статья 75 Конституции России

Текст Ст. 75 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Комментарий к Ст. 75 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемая статья посвящена определению основ финансовой политики Российской Федерации. При этом помещение ее в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» не случайно, поскольку она определяет принципы единой финансовой политики России, осуществляемой на всей ее территории.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает в качестве суверенной денежной единицы Российской Федерации рубль. Наличие собственной денежной единицы, возможность осуществлять ее эмиссию в требуемых объемах, определяющим образом влиять на курс такой единицы составляют основу денежной политики государства, которая, в свою очередь, представляет собой важную часть общей экономической политики. Размер эмиссии серьезно влияет на экономическую ситуацию, в частности на уровень банковского процента и темпы инфляции. Отметим, что Конституция РФ установила только денежную единицу (валюту) России, установление же расчетных единиц (копеек) определено в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»*(386).

Каждое государство имеет единую денежную единицу, и наличие нескольких денежных единиц способно разрушить экономику. Поэтому Конституция России запретила введение иных денежных единиц, помимо рубля. Кроме того, законодательство России запрещает введение денежных суррогатов (денежные единицы, эмитируемые иными субъектами, помимо государства).

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает, что защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты в России осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Это означает, что к ведению Банка России отнесено осуществление денежно-кредитной политики. Защита рубля представляет собой комплекс мер по регулированию денежного обращения — организация обращения наличных денег и изъятия их из обращения на территории России, обеспечение обязательности приема банкнот и монеты Банка России и т.д. Обеспечение устойчивости рубля предполагает проведение валютной политики через участие Банка России в определении курса рубля к иностранным валютам, регулирование ставки банковского процента (рефинансирования) и иные меры.

Конституция РФ указывает на то, что функцию защиты и обеспечения устойчивости рубля Центральный банк РФ осуществляет независимо от других органов власти. Прежде всего, обращает на себя внимание сама формулировка конституционной нормы: провозглашена не независимость Центрального Банка вообще, а независимость его только при осуществлении одной (хотя и основной) конкретной функции. Между тем роль Центрального банка РФ в экономике весьма велика. Помимо эмиссии денег, защиты и обеспечения устойчивости рубля, он осуществляет и иные функции, в частности:

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования, устанавливает ставку рефинансирования;

устанавливает правила проведения банковских операций в России;

осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

регулирует функционирование банковской системы в РФ: принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

Проблема независимости центральных банков актуальна для многих государств. Взаимоотношения центрального банка и правительства могут строиться по разным моделям: либо центральный банк независим от правительства, либо он подчинен правительству и зависит от его политики. Первый вариант считается более прогрессивным. Именно его (правда, в несколько ограниченном виде) и избрали авторы Конституции РФ,

Независимость Центрального банка означает, что ни один из органов государственной власти как Российской Федерации, так и субъектов РФ не вправе давать обязательные для Банка России указания. Независимость Банка России проявляется также в его праве издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Читать еще:  Яндекс деньги как отразить в 1с

Отметим, что в предшествующем законе, регламентировавшем статус Центрального банка РФ, нормы о его независимости были сформулированы более четко*(387). Так, ст. 5 предусматривала, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие закону. В случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ. Банку России было предоставлено право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3. Федеративный характер России обусловливает существование многоуровневой системы налогов: в России взимаются федеральные, региональные и местные налоги*(388). В силу этого важное значение приобретает разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в части нормативно-правового регулирования налогов.

Такое разграничение установлено ч. 3 комментируемой статьи. Согласно данной норме к ведению федерального законодателя отнесено установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общих принципов налогообложения и обложения сборами в РФ. Соответственно нормативно-правовое регулирование перечня федеральных налогов и сборов и всех их элементов осуществляется исключительно федеральными законами и не может быть предметом законов региональных.

В части же региональных и местных налогов федеральный законодатель закрепляет только общие принципы, что включается в общие принципы, и, как далеко может простираться усмотрение федерального законодателя, разъяснил Конституционный Суд РФ. В соответствии с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом РФ:

исчерпывающий перечень региональных налогов устанавливается только федеральным законом, что предполагает ограничение для субъектов РФ по введению дополнительных налогов, а также по повышению ставок налогов*(389);

субъекты РФ не вправе определять налоговые изъятия (в том числе, вводить налоги, не предусмотренные федеральным законом) произвольно, в нарушение принципов, закрепленных Конституцией РФ и федеральным законом*(390);

право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку они связаны общими принципами, установленными федеральным законодателем. Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог. Кроме того, оно означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные)*(391). А поскольку установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «и» Конституции РФ), то субъекты РФ устанавливают элементы региональных налогов и сборов лишь в пределах, определенных федеральными законами.

Впоследствии эта позиция была существенно ужесточена. Конституционный Суд РФ указал, что перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться только федеральным законом с тем, чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов РФ о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов РФ за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8, ч. 1; ст. 19, ч. 1; ст. 74 Конституции РФ)*(392). Эти же тезисы относятся и к местным налогам.

4. Довольно много на первый взгляд излишних норм появилось в Конституции России в силу необходимости создать препятствия для повторения отдельных ситуаций предшествующего этапа истории России. Это относится и к ч. 4 комментируемой статьи.

Государственные займы являются одним из главных источников погашения бюджетного дефицита. При этом такие займы могут привлекаться как от иностранных государств, так и путем выпуска долговых обязательств, распространяемых среди населения России. Государственный заем представляет собой передачу денежных средств в собственность государству, при этом государство обязуется возвратить эти средства в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Говоря о государственных займах, Конституция РФ не ограничивает их только заимствованиями самой Российской Федерации. Согласно Конституции РФ и Бюджетному кодексу РФ государственные заимствования могут осуществлять не только Российская Федерация, но и ее субъекты.

Читать еще:  Денежный мультипликатор это

Конституция России не регламентирует порядка привлечения государственных займов, отсылая к специальному федеральному закону (в настоящее время таким федеральным законом является Бюджетный кодекс РФ*(393)). Однако она устанавливает важную гарантию: займы (как федеральные, так и субъектов РФ) могут размещаться только на добровольной основе.

Денежная единица в Российской Федерации

Российский рубль является национальной валютой РФ. Для расчетов он также используется в Южной Осетии и Абхазии. По стандартам ISO 4217 имеет кодировку RUB, цифровое значение 643. В конце 2013 года был утвержден официальный знак. По информации агентства Bloomberg в международной системе платежей SWIFT за 1 год в рублях было совершено только 0,35% операций. Для сравнения: в долларах – 42%, а евро – 32%.

Рубли Российской Федерации на межбанковском рынке занимают 18 позицию среди других мировых валют.

История появления рубля

Российский рубль в России используется для расчетов еще с XIII столетия. Современная национальная валюта появилась в конце 1991 года. До сентября 1993 года в стране принимали и рубли советского образца, и новые банкноты.

Во втором полугодии 2014 года в России произошла резкая девальвация рубля. «The Wall Street Journal» назвал это событие «мощнейшей распродажей национальной валюты со времен последнего финансового кризиса, произошедшего в 1998 году.

После того, как распался СССР, в России наблюдается массовый отток капитала, значительно повышается уровень инфляции. Чтобы снизить негативные явления в экономике 7.08.1993 была проведена денежная реформа. Из оборота изъяли все банкноты старых образцов. С этого момента единственным средством платежей стал билет Центробанка, выпущенный в 1993 году. Монеты 1961-1992 года выпусков также принимались, но из-за высокой инфляции практически вышли из обращения. В 1998 году осуществляется деноминация национальной валюты в соотношении 1000:1. В этот же год произошла эмиссия банкнот с номиналом 500, 100,50, 10 и 5, в 2001 году – 1000 рублей, а в 2006 году – 5000 рублей.

Рассмотрим их описание:

Банкнота- 5 рублей

Цвет – темно-зеленый. На ней изображены архитектурные памятники Новгорода: памятник «Тысячелетие России», «Софийский собор», крепостная стена Новгородского детинца.

Банкнота – 10 рублей

Цвет – оливковый. Изображены памятные места Красноярска: часовня Параскевы Пятницы, Красноярская ГЭС, коммунальный мост через Енисей.

Банкнота – 50 рублей

Цвет – голубой. Посвящена Санкт-Петербургу. На ней изображены: Петропавловская крепость, скульптура в основании ростральной колонны, Петропавловский собор (водяной знак).

Банкнота – 100 рублей

Выполнена в красно-коричневом цвете и посвящена Москве. На банкноте есть изображение фасада Большого театра и квадриги на портике Большого.

Банкнота – 500 рублей

Цвет – фиолетовый. На ней изображены архитектурные памятники Архангельска: Соловецкий монастырь, Парусник в порту, памятник Петру I.

Банкнота – 1000 рублей

Выполнена в сине-зеленом цвете. На ней представлены памятники Ярославля: Церковь Иоанна Предтечи, монумент Ярославу Мудрому, Часовня Казанской Богоматери и Ярославский Кремль.

Банкнота – 5000 рублей

Цвет красно-коричневый. Посвящена Хабаровску. На банкноте изображены такие архитектурные сооружения: мост через Амур, памятник Муравьёву-Амурскому, который стоит на набережной Амура.

Чтобы предотвратить выпуск фальшивых банкнот, периодически Центробанк модифицирует билеты.

В 2013 году состоялся выпуск памятной банкноты, номинал которой 100 рублей. Она была посвящена Зимней Олимпиаде в Сочи, состоявшейся в 2013 году.

Российский рубль — монета: описание

В настоящее время на монете изображается орел и символика Центробанка, а с другой стороны – ее номинал. На копейке также есть изображение Георгия Победоносца.

С 2002 года в обращении находится новый вид монет. Их номинал 5, 2, 1 рубль. В отличие от экземпляров 1997 года — в них изменили лицевые стороны.

В 2006 году вводится в обращение монеты с номиналом 10 и 50 копеек. Для их изготовления используют сталь. С обеих сторон монету плакируют сплавом из желтой меди. Данные монеты имеют форрамагнитные свойства.

Производство монет мелкого номинала является убыточным для государства. Поэтому в 2008 году рассматривали вариант прекращения их эмиссии. Также Центробанк предлагал заменить сырье на более дешевые сплавы. В апрель 2008 года себестоимость копейки составляла 30 копеек. В розничной торговле, как правило, округляют цены до рубля и не используют копейки для расчетов.

В 2012 году чеканка монет номиналом 1 и 5 была остановлена. В октябре 2009 года монеты стали изготавливать из стали с гальванопокрытием. Их себестоимость намного ниже.

Читать еще:  Торгово денежные отношения это

Денежная единица России сегодня

Денежная единица Российской Федерации не самая стабильная в мире. Ее курс плавающий. Раньше Центробанк России формировал валютный коридор к бивалютной корзине. Это было «грязное плавание». Как только российский рубль достигал границ этого коридора Регулятор осуществлял валютную интервенцию. В 2014 году страну всколыхнул новый финансовый кризис. Произошла резкая девальвация национальной валюты. Центробанк предпринимал все возможные меры, чтобы остановить инфляцию. В конце 2014 года Регулятор отказался от валютных коридоров и отпустил рубль в «свободное плавание». Этот период планировали сделать в 2015-2016 годах, но из-за настигшего финансового кризиса нужно было срочно принимать эффективные меры.

17 марта 2014 года российский рубль стал валютой присоединенного Крыма. Планировалось, что до первого января 2016 году на полуострове будет параллельно обращаться и украинская гривна. Но с 1 июня 2014 года рубль стал единственной законной денежной единицей Автономии.

Будет стабильным рубль в будущем или нет – время покажет. Чтобы национальная валюта вышла на мировой рынок нужно проводить возвещенную финансовую политику и придерживаться принципов рыночной экономики. Сегодня главным конкурентом рубля является китайский юань, который активно укрепляет свои позиции.

Денежной единицей в рф является

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Конституции РФ ›
  • ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ›
  • Статья 75

Статья 75

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

В соответствии с комментируемой статьей и Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

В соответствии с названным Федеральным законом в числе прочих Банк России осуществляет следующие функции:

– во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

– устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

– осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России.

Часть 3 комментируемой статьи относит установление налоговой системы к предмету специального федерального закона. Таким законом является Налоговый кодекс РФ. В соответствии с его статьей 12 в РФ установлены следующие виды налогов и сборов:

– налог на добавленную стоимость;

– налог на доходы физических лиц;

– единый социальный налог;

– налог на прибыль организаций;

– налог на добычу полезных ископаемых;

– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

– налог на имущество организаций;

– налог на игорный бизнес;

– налог на имущество физических лиц.

Часть 4 комментируемой статьи в императивной форме установила добровольный порядок размещения государственных займов. Более детально порядок выпуска и размещения таких займов регламентирует Бюджетный кодекс РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector