Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежно кредитное регулирование цб рф

Денежно-кредитное регулирование. Функции Центрального банка Российской Федерации

Функции Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение сле­дующих функций:

• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации раз­рабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

• монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организо­вывать их обращение;

• быть кредитором последней инстанции для кредитных организа­ций, организовывать систему рефинансирования;

• устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Фе­дерации;

• устанавливать правила проведения банковских операций, бухгал­терского учета и отчетности для банковской системы;

• проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающих­ся их аудитом;

• осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;

• регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;

• выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Рос­сийской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

• регулировать прохождение валюты, включая операции по покуп­ке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с ино­странными государствами;

• организовывать и производить валютный контроль как непосред­ственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

• принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного ба­ланса Российской Федерации;

• в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в це­лом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финан-совых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материа­лы и статистические данные;

• осуществлять иные функции в соответствии с федеральными за­конами.

Детальный перечень функций Центрального банка Российской Фе­дерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кре­дитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денеж­но-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он созда­ет определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих бан­ков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особеннос­ти кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функциониро­вания центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и мето­дов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на пред­почтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Функции контролирующих органов в денежно-кредитной сфере не­редко переплетаются. Например, в США важным органом, контроли­рующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федераль­ной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США на­делены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Кор­порация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на пра­во совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использова­нию капитала, компетентность руководства, а также точность марке­тинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называ­ются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляет­ся возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку раз­ные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредит­ные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регу­лирования.

Специфические условия сложились в денежно-кредитной системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов — через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной по­литики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимаю­щих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение опре­деляется тем, что только эти кредитные институты в английской бан­ковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень вы­годно последнему, так как в Великобритании задача размещения каз­начейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.

Дисконтные дома выступают в роли посредника между Банком Ан­глии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.

Примером конструктивного сотрудничества между банковской си­стемой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредит­ных институтов. Законодательством страны центральному банку пред­писывается проведение регулярных консультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных на­правлений политики центрального банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероп­риятий. Практика подобного рода способствует установлению хоро­ших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контак­ты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский на­циональный банк.

Немецкий федеральный банк строит свои контакты с националь­ной кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого феде­рального банка — контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей террито­рии, наличностью, а также выполнение функций контор национально­го клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка вы­ступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.

Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наибо­лее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые пред­ставляют собой ядро банковской системы.

Денежно-кредитная политика государства. Кредитно-денежная политика России

Что такое монетарная политика?

Денежно-кредитная политика или монетарная политика — это деятельность государства в области денежного обращения и кредита. С ее помощью регулируется количество денег в стране и доступность займов — спрос и предложение на денежном рынке.

Простыми словами, государство определяет, сколько рублей (долларов, юаней или фунтов) будет находиться в обороте. Если кредиты дешевые и денег в обращении много — экономика может расти быстро, но и цены повышаются быстрее. Если кредиты дорогие и денег в обороте мало — экономика растет медленнее, но и инфляция невысока.

Как правило, во время экономического спада государство стремится стимулировать экономику низкими процентными ставками, в периоды экономического подъема наоборот — умерить пыл предпринимателей и не допустить перегрева экономики.

Монетарной политикой обычно занимаются государственные центральные банки. В РФ это Банк России во главе с Эльвирой Набиуллиной. Ежегодно Банк России готовит «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».

Основной инструмент кредитно-денежной политики ЦБ — ключевая ставка . Это процент, под который Центробанк выдает краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Если ставка ЦБ низкая — то кредиты даются под небольшие проценты, денег в экономике много. Если ставка высокая — кредиты брать дорого, денег в экономике мало.

Цели кредитно-денежной политики и таргетирование

Государство проводит такую монетарную политику, которая позволит обеспечить устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости и сбалансированный бюджет, но при этом сдерживать инфляцию и поддерживать стабильный курс национальной валюты.

Основная задача Центробанка России — « защита и обеспечение устойчивости рубля », записано в Конституции РФ.

Но государство не может напрямую достигать указанных целей: при рыночной экономике нельзя запретить рублю дешеветь или отменить высокую инфляцию специальным законом.

Поэтому в монетарной политике формулируются целевые ориентиры, к достижению которых и будет стремиться центробанк. Это называется таргетирование , от английского target — цель . Такими целями могут быть, например, инфляция не выше определенного процента (инфляционное таргетирование) или определенный курс национальной валюты (таргетирование валютного курса).

Прямые и косвенные методы денежно-кредитной политики

Монетарная политика может осуществляться прямыми и косвенными методами.

Прямые, директивные методы — это требования и нормы центробанка. Например, норма обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить на счетах в ЦБ. Или лимиты на кредитный портфель и привлечение депозитов, ограничения процентных ставок по кредитам и депозитам. Прямые методы дают быстрый эффект, но в условиях рынка не дают ЦБ полного контроля.

Читать еще:  Когда должны прийти отпускные деньги

Косвенные, рыночные методы — это попытки ЦБ повлиять на конъюнктуру рынка. Например, операции на открытом рынке — покупка или продажа ценных бумаг и валюты. Например, если ЦБ РФ начинает валютные интервенции и активно продает доллары, предложение иностранной валюты становится больше — в итоге курс рубля растет. А если ЦБ продает ценные бумаги, то покупатели платят за них — и деньги временно уходят из оборота, оседая на счетах центробанка.

ЦБ РФ по закону имеет право использовать следующие инструменты и методы:

Процентные ставки по операциям Банка России.

Нормативы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке.

Рефинансирование кредитных организаций.

Установление ориентиров роста денежной массы.

Прямые количественные ограничения.

РИА Новости / Наталья Селиверстова

Монетарная политика и экономические циклы: борьба с кризисом и перегревом

Главная проблема монетарной политики в том, что государству нужно обеспечивать экономический рост (наращивать ВВП), но при этом не допустить высокой инфляции и перегрева экономики, за которым последует обрушение и кризис.

Поэтому ЦБ в зависимости от фазы экономического цикла чередует мягкую и жесткую монетарную политику.

На фазе быстрого роста ЦБ стремится уменьшить количество денег в обороте, чтобы не допустить избыточного инвестирования и появления «пузыря», который потом лопнет. Для этого центробанк повышает процентные ставки и норму обязательных резервов, снижает лимиты рефинансирования, продает ценные бумаги на открытом рынке и т.п.

На фазе рецессии или депрессии ЦБ применяет мягкую, стимулирующую политику. Он снижает процентные ставки и норму резервов, повышает лимиты рефинансирования, выкупает ценные бумаги с рынка. Все это увеличивает количество денег в обороте, подстегивает инвестициии и деловую активность, снижает безработицу.

Денежно-кредитная политика РФ. Монетарная политика России

«Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан», — говорится на официальном сайте Банка России.

В настоящее время ЦБ РФ реализует монетарную политику в рамках режима таргетирования инфляции — он стремится удерживать инфляцию на уровне около 4%. Центробанк называет своим приоритетом обеспечение ценовой стабильности.

Низкая инфляция позволяет поддерживать благосостояние граждан, делает экономику предсказуемой и для потребителей, и для производителей, объясняет ЦБ в «Целях и принципах денежно-кредитной политики». Это должно создавать условия для долгосрочных инвестиций и экономического роста.

В то же время Банк России не контролирует курс рубля и не устанавливает никаких валютных ориентиров. С ноября 2014 года ЦБ упразднил механизм валютного коридора и отказался от регулярных интервенций. В то же время Центробанк сохраняет право на валютные интервенции в случае угрозы для финансовой стабильности страны.

Плавающий курс рубля повышает устойчивость российской экономики к изменению внешних условий, объясняет Центробанк. А попытки контролировать курс бессмысленны: в итоге они приводят лишь к резкому обрушению рубля, отмечает глава Эльвира Набиуллина. «Мы знаем, чем чреваты управляемые курсы. Они чреваты тем, что происходит время от времени времени резкая девальвация», — указывала Набиуллина (цитата по агентству «Прайм»).

Банк России не ставит целей по темпам экономического роста . Однако «политика таргетирования инфляции вносит свой вклад в создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе за счет повышения уровня экономической определенности, формирования долгосрочных сбережений и инвестиций», указывает ЦБ.

Помимо всего прочего, ЦБ стремится «обеспечивать стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы».

Денежно кредитное регулирование цб рф

Информация

Центральный Банк РФ и его функции (часть 5)

6. Функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора ЦБ РФ

Кредитно-денежная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель – регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Кредитно-денежная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии – кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение кредитно-денежной эмиссии в периоды экономических подъемов кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнса).

ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: по форме их воздействия (прямые и косвенные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги); по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами кредитно-денежной политики ЦБ являются:

  • изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 “О порядке регулирования деятельности коммерческих банков” и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

Учётная ставка. Среди инструментов регулирования денежно-кредитной сферы Центральными Банками особое место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по горизонтали (банк – заёмщик) и по вертикали (ЦБ – коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Центральным Банком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, то есть политика “дорогих денег“, ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в ЦБ и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика “дешевых денег“, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Операции с ценными бумагами и иностранной валютой. Операции на открытом рынке – купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции Центрального Банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, ЦБ РФ уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от: условий сделки (купля-продажа за наличные или покупка на срок с обязательной обратной продажей обратные операции); объектов сделок (операции с государственными или частными бумагами); срочности сделки (краткосрочные до 3 мес., долгосрочные до 1 года и более операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка); способа установления ставок (определяемых или центральным банком или рынком).

Читать еще:  Простой денежный мультипликатор

При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:

  1. предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
  2. покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
  3. покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  4. покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
  5. покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
  6. покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
  7. проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
  8. выдавать гарантии и поручительства;
  9. осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
  10. открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги.

6.1. Проведение валютной политики

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами.

От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

6.2. Регулирование деятельности кредитных институтов

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций — это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков Банк России:

  • устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
  • регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

  1. минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
  2. предельный размер не денежной части уставного капитала;
  3. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  4. максимальный размер крупных кредитных рисков;
  5. максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
  6. нормативы ликвидности кредитной организации;
  7. нормативы достаточности капитала;
  8. максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
  9. размеры валютного, процентного и иных рисков;
  10. минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;
  11. нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
  12. максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) , Банк России вправе:

  1. взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
  2. потребовать от кредитной организации:
    1. осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитно организации, в том числе изменения структуры активов;
    2. замены руководителей кредитной организации;
    3. реорганизации кредитной организации;
  3. изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
  4. ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
  5. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
  6. отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Методы денежно-кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации, его права и обязанности определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

По уставу Центральный банк РФ и его территориальные главные управления являются единой централизованной системой. Главные управления не являются юридическими лицами, за ними закрепляется имущество. Их обязательства являются одновременно обязательствами Банка России, они совершают сделки только от имени Банка России.

Высшим органом Банка России является совет директоров, в который входит председатель Банка России и 12 членов, которые должны работать в банке на постоянной основе.

Совет директоров выполняет следующие функции:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

— осуществляет оперативное руководство денежной системой страны;

— определяет структуру Центрального банка, формы и размеры оплаты труда служащих банка;

— утверждает смету расходов и отчет о годовой деятельности банка;

— определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России;

— принимает решение об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций, о величине резервных требований, об изменении процентных ставок Банка России, о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России, о выпуске в обращение новых банкнот и др.

Возглавляет совет директоров председатель Банка России, который назначается Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не имеет права занимать эту должность более трех сроков подряд.

Денежно-кредитная политика Банка России ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Одна из основных функций Банка России заключается в разработке и проведении во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики, главная цель которой состоит в последовательном снижении инфляции и поддержании ее на низком уровне.

В «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2008 г.» поставлена среднесрочная цель по инфляции: постепенное снижение инфляции – до 5-6% в 2010 году.

Основные параметры денежно-кредитной политики Банка России:

— снижение уровня инфляции;

— сохранение режима управляемого плавания валютного курса;

— определение Банком России ориентиров по темпам роста денежной массы;

— контроль размеров денежной базы;

— формирование денежного предложения, адекватного денежному спросу;

— повышение доли денежных расчетов в экономике;

— расширение спектра инструментов денежно-кредитной политики (обязательных резервов, операций на открытом рынке, рефинансирования банков, депозитных операций, процентной политики и др.);

— уменьшение зависимости состояния государственных финансов от колебаний мировых цен на товары российского экспорта;

— создание условий для стабильной и сбалансированной работы финансового рынка;

— развитие системы финансового посредничества и повышение ее эффективности;

— оптимизация всех видов финансовых рисков.

Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются:

Читать еще:  Цб отозвал лицензию как вернуть деньги

— процентные ставки по операциям Банка России;

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

— операции на открытом рынке;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

Банк России (как и центральные банки других стран) является кредитором последней инстанции, т. е. выдает кредиты коммерческим банкам. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по разным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России активно использует ставку рефинансирования в качестве инструмента денежно-кредитной политики. С 1999 г. Банк России снижает ставку рефинансирования. Если в 1999 г. ее значение составляло 55%, то с 29 апреля 2008 г. ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,5%.

В случае повышенного спроса конъюнктуры на денежные ресурсах и ускорения роста цен Центральный банк проводит политику дорогих повышает ставку рефинансирования и тем самым сокращает кредиты со стороны коммерческих банков, а, следовательно, и их клиентов, и уменьшает количество денег в обращении рост цен, замедляет инвестиции и рост производства, что может провоцировать рост безработицы.

При уменьшении спроса на денежные ресурсы стагнации производства и увеличении безработицы Банк России проводит кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, «подогревает» экономику, стимулирует инвестиции и рост производства, что сокращает безработицу. Но может провоцировать рост цен.

Главным инструментом денежно-кредитной политики Центрального банка во многих странах становятся операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигаций и прочих процентных ценных бумаг. Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже Центральным банком ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, Центральный банк увеличивает количество денег в обращении, продавая – изымает часть из обращения.

Операции с ценными бумагами позволяют: осуществить через ЦБ РФ временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и населения временно свободных денег для Правительства; со­кратить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета; использовать государственные ценные бумаги для проведения Центральным банком России кредитной политики и на ее основе регулировать общую массу денег в обращении, а также повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения ценных бумаг, гарантированных государством.

Операции на открытом рынке имеют важное значение, поскольку это более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Основной формой кредитования коммерческих банков Центральным банком РФ сегодня является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг.

Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в 2007 г.

Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты

Дата публикации: 21.12.2018 2018-12-21

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Усманов, А. А. Денежно-кредитное регулирование экономики, его методы и инструменты / А. А. Усманов, А. Х. Базиев. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54951/ (дата обращения: 07.04.2020).

В представленной статье автором сделана попытка выявить основную и ведущую роль Банка России как макроэкономического регулятора российской экономики и его важнейшей функции — денежно-кредитного регулирования.

Авторы делают вывод, что Банк России в России функции выполняет мегарегулятора, аосновными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступают: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; рефинансирование банков; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитное регулирование, финансовый рынок, ставка рефинансирования.

In the present article the author attempts to identify the main and leading role of the Bank of Russia as a macroeconomic regulator of the Russian economy and its most important function — monetary regulation. The author concludes that the Bank of Russia in Russia functions as a mega-regulator, and the main instruments of monetary policy of the Central Bank of Russia are: interest rates on operations of the Bank of Russia; mandatory reserve ratios; refinancing of banks; open market operations with government securities.

Keywords: Bank of Russia, monetary regulation, financial market, refinancing rate.

Финансовые рынки в настоящее время являются одной из наиболее регулируемых отраслей экономики. В последнее десятилетие в большинстве стран был совершены реформы, в результате которых функции регулирования и надзора за различными финансовыми рынками перешли к интегрированному регулятору. В России функции мегарегулятора выполняет Банк России, в область деятельности которого входит развитие финансового рынка 3, с. 16. Поскольку модель регулирования является сравнительно молодой, хотя и за несколько лет накоплен колоссальный опыт, в этих условиях особого внимания требуют вопросы дальнейших преобразований методов регулирования и надзора за финансовыми рынками.

В России разработчиком и проводником денежно-кредитной политики выступает ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. С помощью денежно-кредитных инструментов ЦБ РФ воздействует на уровень инфляции, производство товаров, работ и услуг в целях роста ВВП, обеспечения занятости населения, развития внешнеэкономических отношений, в целом для решения важнейших стратегических социально-экономических задач государства и его регионов 4, с. 30.

Одна из важнейших функциональных обязанностей ЦБ РФ регулировать денежные потоки, осуществляя, в том числе, денежно-кредитное регулирование. Используя в большинстве случаев административные методы (устанавливает прямые ограничения на деятельность коммерческих банков, провидит инспекции и ревизии, издает инструкции и др.), центральные банки, с целью регулировать банковскую сферу, используют и экономический инструментарий (см. рис.1)

Рис. 1. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ 4, с. 31

Рассмотрим каждый из элементов денежно-кредитной политики, представленной на рисунке 1.

Минимальный резерв является одним из обязательных вкладов коммерческих банков в ЦБ РФ, размер такого резерва установлен на законодательном уровне. Если резервная норма будет превышена на несколько процентных пунктов это будет способствовать снижению избыточных резервов и понизит значение денежного мультипликатора. Как результат — возможности коммерческих банков на создание кредитных денег будут уменьшены. Норма минимальных резервов находится в зависимости от конъюнктуры и других факторов (вид или величина вкладов), способных изменять ее.

Любые операции на открытом рынке могут быть сведены к покупке или продаже ЦБ РФ государственных ценных бумаг. Применительно к высокой конъюнктуре, когда активность коммерческих банков особо повышена, следует понимать деятельность ЦБ РФ по выпуску на рынок ценных бумаг государственных облигаций по выгодным ценам. Покупка данных ценных бумаг непосредственно коммерческими банками будет свидетельствовать о том, что объем кредитования сокращается. Если в покупке ценных бумаг заинтересованы физические лица или фирмы, то размеры их банковских вкладов уменьшаются, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков. В данных ситуациях денежное предложение МS сокращается. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приведет к увеличению МS. Впервые этот инструмент стали применять в США в 20-х годах ХХ в. В реалиях современности операции на открытом рынке это ключевое средство контроля денежного предложения 2, с. 84.

Охарактеризуем теперь политику рефинансирования.

Ставка рефинансирования — это ставка, которую взимает ЦБ РФ по кредитам. Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки могут увеличить свои кредитные ресурсы, привлекая средства ЦБ РФ. Если ставка повышается, то рефинансирование не является привлекательным инструментом и при прочих условиях может привести к тому, что кредитная активность будет понижена. Снижение ставки даст противоположный результат.

Данный инструмент монетарной политики является одним из старейших. Его начали внедрять и использовать в США начиная с 1913 г. Применительно к России отметим, что активное его использование связано с началом развития двухуровневой банковской системы. С момента начала использования этого инструмента в январе 1991 г.- ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210 % в октябре 1993 г.

Банк России установил единую ставку рефинансирования с 17 сентября по 16 декабря 2018 года. В итоге действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2018 год составляет 7,5 % годовых [6].

Наглядно динамика изменения ставки рефинансирования представлена в таблице 1.

Определенного периода, в течение которого действует процентная ставка рефинансирования, нет. Меняется она, в зависимости от состояния финансовой сферы и инфляционных ожиданий. Обычно рост показателя становится следствием удешевления национальной валюты, и наоборот. Чтобы легче было заинтересованным лицам определить размер ставки рефинансирования в разный период действия, используется таблица 1.

Динамика ставки рефинансирования 6

Период действия ключевой ставки

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector