Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежная эмиссия в российской федерации

Статья 75 Конституции России

Текст Ст. 75 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Комментарий к Ст. 75 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемая статья посвящена определению основ финансовой политики Российской Федерации. При этом помещение ее в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» не случайно, поскольку она определяет принципы единой финансовой политики России, осуществляемой на всей ее территории.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает в качестве суверенной денежной единицы Российской Федерации рубль. Наличие собственной денежной единицы, возможность осуществлять ее эмиссию в требуемых объемах, определяющим образом влиять на курс такой единицы составляют основу денежной политики государства, которая, в свою очередь, представляет собой важную часть общей экономической политики. Размер эмиссии серьезно влияет на экономическую ситуацию, в частности на уровень банковского процента и темпы инфляции. Отметим, что Конституция РФ установила только денежную единицу (валюту) России, установление же расчетных единиц (копеек) определено в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»*(386).

Каждое государство имеет единую денежную единицу, и наличие нескольких денежных единиц способно разрушить экономику. Поэтому Конституция России запретила введение иных денежных единиц, помимо рубля. Кроме того, законодательство России запрещает введение денежных суррогатов (денежные единицы, эмитируемые иными субъектами, помимо государства).

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает, что защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты в России осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Это означает, что к ведению Банка России отнесено осуществление денежно-кредитной политики. Защита рубля представляет собой комплекс мер по регулированию денежного обращения — организация обращения наличных денег и изъятия их из обращения на территории России, обеспечение обязательности приема банкнот и монеты Банка России и т.д. Обеспечение устойчивости рубля предполагает проведение валютной политики через участие Банка России в определении курса рубля к иностранным валютам, регулирование ставки банковского процента (рефинансирования) и иные меры.

Конституция РФ указывает на то, что функцию защиты и обеспечения устойчивости рубля Центральный банк РФ осуществляет независимо от других органов власти. Прежде всего, обращает на себя внимание сама формулировка конституционной нормы: провозглашена не независимость Центрального Банка вообще, а независимость его только при осуществлении одной (хотя и основной) конкретной функции. Между тем роль Центрального банка РФ в экономике весьма велика. Помимо эмиссии денег, защиты и обеспечения устойчивости рубля, он осуществляет и иные функции, в частности:

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования, устанавливает ставку рефинансирования;

устанавливает правила проведения банковских операций в России;

осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

регулирует функционирование банковской системы в РФ: принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

Проблема независимости центральных банков актуальна для многих государств. Взаимоотношения центрального банка и правительства могут строиться по разным моделям: либо центральный банк независим от правительства, либо он подчинен правительству и зависит от его политики. Первый вариант считается более прогрессивным. Именно его (правда, в несколько ограниченном виде) и избрали авторы Конституции РФ,

Независимость Центрального банка означает, что ни один из органов государственной власти как Российской Федерации, так и субъектов РФ не вправе давать обязательные для Банка России указания. Независимость Банка России проявляется также в его праве издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Отметим, что в предшествующем законе, регламентировавшем статус Центрального банка РФ, нормы о его независимости были сформулированы более четко*(387). Так, ст. 5 предусматривала, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие закону. В случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ. Банку России было предоставлено право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3. Федеративный характер России обусловливает существование многоуровневой системы налогов: в России взимаются федеральные, региональные и местные налоги*(388). В силу этого важное значение приобретает разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в части нормативно-правового регулирования налогов.

Такое разграничение установлено ч. 3 комментируемой статьи. Согласно данной норме к ведению федерального законодателя отнесено установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общих принципов налогообложения и обложения сборами в РФ. Соответственно нормативно-правовое регулирование перечня федеральных налогов и сборов и всех их элементов осуществляется исключительно федеральными законами и не может быть предметом законов региональных.

В части же региональных и местных налогов федеральный законодатель закрепляет только общие принципы, что включается в общие принципы, и, как далеко может простираться усмотрение федерального законодателя, разъяснил Конституционный Суд РФ. В соответствии с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом РФ:

исчерпывающий перечень региональных налогов устанавливается только федеральным законом, что предполагает ограничение для субъектов РФ по введению дополнительных налогов, а также по повышению ставок налогов*(389);

субъекты РФ не вправе определять налоговые изъятия (в том числе, вводить налоги, не предусмотренные федеральным законом) произвольно, в нарушение принципов, закрепленных Конституцией РФ и федеральным законом*(390);

право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку они связаны общими принципами, установленными федеральным законодателем. Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог. Кроме того, оно означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные)*(391). А поскольку установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «и» Конституции РФ), то субъекты РФ устанавливают элементы региональных налогов и сборов лишь в пределах, определенных федеральными законами.

Впоследствии эта позиция была существенно ужесточена. Конституционный Суд РФ указал, что перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться только федеральным законом с тем, чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов РФ о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов РФ за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8, ч. 1; ст. 19, ч. 1; ст. 74 Конституции РФ)*(392). Эти же тезисы относятся и к местным налогам.

4. Довольно много на первый взгляд излишних норм появилось в Конституции России в силу необходимости создать препятствия для повторения отдельных ситуаций предшествующего этапа истории России. Это относится и к ч. 4 комментируемой статьи.

Государственные займы являются одним из главных источников погашения бюджетного дефицита. При этом такие займы могут привлекаться как от иностранных государств, так и путем выпуска долговых обязательств, распространяемых среди населения России. Государственный заем представляет собой передачу денежных средств в собственность государству, при этом государство обязуется возвратить эти средства в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Говоря о государственных займах, Конституция РФ не ограничивает их только заимствованиями самой Российской Федерации. Согласно Конституции РФ и Бюджетному кодексу РФ государственные заимствования могут осуществлять не только Российская Федерация, но и ее субъекты.

Конституция России не регламентирует порядка привлечения государственных займов, отсылая к специальному федеральному закону (в настоящее время таким федеральным законом является Бюджетный кодекс РФ*(393)). Однако она устанавливает важную гарантию: займы (как федеральные, так и субъектов РФ) могут размещаться только на добровольной основе.

Читать еще:  Мультипликатор денежного обращения

Эмиссия денег и ее виды: кто осуществляет эмиссию денег в России?

Для развития товарного производства и роста товарообмена необходимо, чтобы количество денежной массы соответствовало данному процессу. Когда подобное равновесие нарушается, государство приступает к выпуску новых денег. Сколько и какие нужны банкноты – решают эксперты, так как излишек денежной массы также может приводить к негативным явлениям в экономике.

Денежная эмиссия – что это? Цели и сущность процедуры

Выпуск новых банкнот в государстве осуществляется практически постоянно, ведь приходится заменять изношенные и поврежденные банкноты (срок их службы до 5 лет). В результате такой замены общее количество денег в обороте не увеличивается. Если же при выпуске новых монет и купюр денежная масса начинает расти, то тогда можно говорить об эмиссии. Основной ее целью является формирование оборотного капитала для расширения производства.

Проведение денежной эмиссии в России основано на нескольких принципах:

  • Монопольности. Только Государство в лице Центробанка вправе проводить выпуск новых купюр, изымать средства из оборота и перераспределять денежные потоки.
  • Обязательности. Рубль на территории Российской Федерации является единственным официальным средством платежа при проведении расчетов.
  • Обмениваемости. Российский рубль подлежит обмену в любых суммах при предъявлении субъектом документов, удостоверяющих личность.
  • Отсутствии привязки. Соотношение рубля к золоту и прочим драгметаллам не устанавливается.

В результате денежной эмиссии происходит обмен прироста денежной базы на часть национального дохода, за счет чего увеличивается приток средств в коммерческие банки, кредитуются предприятия.

Основные виды эмиссии денег и условия организации

Специалисты выделяют 2 вида денежной эмиссии:

  1. Наличный. Это когда в обращение поступают новые банкноты и монеты различного номинала для стимулирования экономики страны. Печатный станок может запускаться при повышении заработной платы, росте цен на потребительские товары, росте товарооборота и прочем.
  2. Безналичный. Характеризуется увеличением объемов средств на банковских счетах при проведении финансово-кредитными структурами активных операций. По своим объемам этот вид эмиссии преобладает над эмиссией наличных.

Вначале осуществляется безналичная эмиссия, поэтому она первична. Только потом дополнительно выпущенные средства переводятся на счета коммерческих банков в виде ассигнований из бюджета или кредитных поступлений от Центробанка. Из этих средств выдаются кредиты предпринимателям и населению.

При эмиссии наличных средств, дополнительно выпущенные банкноты переводятся в банки, а затем с их корреспондентских счетов списываются аналогичные суммы по безналу.

В процессе обращения деньги одного вида могут легко конвертироваться в другой, поскольку они взаимосвязаны. Так, например, наличные деньги, которые клиенты вносят в кассу банка, зачисляются на их счета и переводятся в разряд безналичных. Если со счета снимается как-то часть суммы, то деньги из безналичных опять становятся наличными.

Кто проводит эмиссию денег в России?

В соответствии с законодательной базой, монопольным правом на выпуск денег в России обладает Центробанк. На Совете Директоров принимаются ответственные решения о выпуске новой денежной массы или изъятии части средств из оборота. Центробанк уделяет особое внимание разработке новых банкнот, их дизайну, долговечности и способам защиты денег от подделки.

Чеканка монет производится в монетных дворах Москвы и Санкт-Петербурга. Бумажные деньги печатаются в специализированных типографиях, где купюрам обеспечивается повышенный уровень защиты.

Процесс изготовления денежных средств жестко контролируется Центробанком. Он определяет требуемый объем эмиссии и равномерно распределяет наличность между субъектами Российской Федерации.

Как происходит эмиссия денег в РФ: порядок проведения и механизм процедуры

Чтобы определить величину предполагаемой эмиссии, ЦБ собирает данные о прохождении налички через кассы коммерческих банках и выявляет регионы, где имеется необходимость в добавочном вливании средств. Поскольку переправлять наличность из Центра в удаленные районы весьма затруднительно, то в областях существуют расчетно-кассовые центры (РКЦ), где и хранятся в резерве денежные знаки. В общепринятом понимании это еще не деньги. Подобная функция у них появится только после введения в обращение.

Еще в РКЦ имеются оборотные кассы, куда коммерческие банки сдают всю наличность, а затем она по заявкам распределяется между ними.

Если сумма наличных поступлений на банковских счетах начинает превышать установленный лимит, то деньги изымаются из оборота и переводятся в резервный фонд. Когда в них опять возникает потребность, то с разрешения Центробанка происходит обратный процесс.

К чему приведет избыточная эмиссия денег: возможные проблемы в экономике страны

Увеличение наличных средств в обращении, казалось бы, должно стимулировать покупательский спрос и усиливать экономический потенциал. Но на деле избыток денежной массы способствует росту цен на товары и услуги, не влияя на развитие производства. В итоге чрезмерной денежной эмиссии развивается инфляция . И как результат, происходит перераспределение доходов. У человека с фиксированной заработной платой снижается покупательская способность, в то время, как у предпринимателей с ходовым товаром возникают необоснованные доходы. В стране нарушается платежный баланс.

В выигрыше от инфляционных процессов только финансовые структуры, биржи и экспортеры. Обычные граждане, как всегда проигрывают, теряя не только от повышения цен, но и от отмены индексации зарплат и так далее. Цены растут также на импортную продукцию, поскольку государство не может регулировать валютный и продовольственный рынки. Кредиты становятся недоступными.

Таким образом, можно сделать вывод, что положительный эффект от эмиссии денег возможен только в условиях стабильного роста производства.

О Конституции РФ и эмиссии денег

Публикуем материал, размещённый на сайте Движения за возрождение Отечественной науки.

В предыдущих статьях я начал разговор о «системных» дефектах денежно-кредитной системы России (ДКС) и о необходимости ее реформирования. Система создавалась в первой половине 1990-х годов под диктовку западных консультантов.

Тогда же на свет родилась Конституция Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что к созданию Основного закона страны также приложили руку западные консультанты.

Тем не менее, реально существующая сегодня денежно-кредитная система отличается даже от того, что было заложено в Конституцию РФ. В худшую сторону. Проще говоря, Конституция РФ не исполняется полностью в той части, которая относится к вопросам денежно-кредитного устройства страны. Да, денежно-кредитную систему надо реформировать. Это программа-максимум.

Но для начала нам надо выполнить программу-минимум — добиться выполнения конституционных положений, относящихся к сфере денежно-кредитных отношений. Прежде всего, необходимо добиться того, чтобы Центральный банк РФ действительно стал органом государственного управления, как это вытекает из пункта 2 статьи 75 Основного закона. По-хорошему надо бы внести поправки и дополнения в Конституцию для того, чтобы было более понятно, какое место ЦБ занимает в системе государственного управления.

Есть еще одно серьезное «несоответствие» между Конституцией РФ и реально существующей ДКС. Оно касается выпуска денег, или денежной эмиссии. О денежной эмиссии в Конституции упоминается дважды — в статьях 71 и 75.

Статья 71 гласит:

«В ведении Российской Федерации находятся:

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки«.

Итак, статья однозначно устанавливает, что денежная эмиссия в стране находится в ведении Российской Федерации, которая, согласно статье 1 Конституции, означает «федеративное государство». Попутно замечу, что субъекты Российской Федерации не обладают правом эмиссии денег (статьи 72 и 73 специально перечисляют полномочия региональных властей). В «твердом остатке» имеем: денежную эмиссию в стране осуществляет исключительно федеральное государство.

Статья 75 (пункт 1) гласит:

«Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются».

Здесь дважды используется понятие «эмиссия денег». Четко фиксируется, что эмиссия денег находится исключительно в ведении Центрального банка Российской Федерации. Если сопоставлять пункт 1 статьи 75 и пункт «ж» статьи 71, то лишний раз приходишь к выводу, что Центральный банк — федеральный орган государственной власти. Никаких других вариантов не остается. И что Конституция РФ нуждается в поправках, которые бы определили, к какой ветви власти относится Банк России. С моей точки зрения, это должна быть исполнительная ветвь власти. В нынешней же редакции Конституции не остается никакого иного варианта, как признать Центробанк четвертой властью (я имею четвертой по порядку, а по значимости в сегодняшней жизни он вполне может претендовать на звание «первой власти»).

Но у меня сейчас разговор о денежной эмиссии. С тех пор, как Конституция РФ была принята, она постоянно нарушается в части, касающейся упомянутых статей 71 и 75. В 1990-е годы указанное нарушение резало глаза многим дотошным экономистам, финансистам и юристам. Не раз о них поднимался разговор даже в Государственной думе РФ. Особенно горячо на эту тему выступал Владимир Юровицкий, тогдашний советник Владимира Жириновского. Сегодня на эту тему много выступает Моисей Гельман на страницах журнала «Промышленные ведомости».

Читать еще:  Изменение объема денежной массы

Суть нарушения предельно проста — кроме Центрального банка в России денежной эмиссией занимаются еще кое-кто. Под этим «кое-кто» я не имею в виду попытки некоторых регионов выпускать свои денежные знаки. Да, такое было. Например, в 90-е годы в разгар неплатежей губернатор Свердловской области Эдуард Россель собирался выпускать «уральские франки», даже напечатал их в Германии.

Лишь в последний момент под сильным нажимом из Москвы свердловский губернатор остановил запуск проекта «уральский франк». Я уже не говорю о массовых попытках выпуска местных денег отдельными предпринимателями и муниципальными властями. Такие попытки отслеживаются пресекаются на корню. А в последние годы в России завелись еще какие-то «майнеры», которые пытаются создавать («добывать») с помощью компьютеров криптовалюты. У меня речь идет не об этих экзотических случаях, которые пока, слава Богу, не «делают погоды» в денежном мире России.

«Погоду делают» коммерческие банки. Их в России на пике развития банковского сектора было почти 2500 (середина 1990-х гг.). И сегодня их достаточно (примерно пять с половиной сотен — тех, у кого имеются лицензии). Напомню, что банк — депозитно-кредитная организация. В учебниках по экономике банки называют финансовыми посредниками. В сознании читающего такой учебник возникает примерно следующая картина: Центральный банк создает наличные и безналичные деньги, которые оказываются на руках у физических и юридических лиц.

Эти деньги граждане и организации размещают на депозитах и иных счетах в банках. Банки полученные деньги в виде кредитов предоставляют тем же гражданам и организациям. Раз банки посредники, значит, их роль сводится к перераспределению денег, созданных Центральным банком. Банки в лучшем случае могут лишь ускорять денежное обращение, но не могут влиять на величину денежной массы. Определять, менять величину денежной массы может лишь Центробанк.

Так в теории. А в реальной жизни иначе. Коммерческие банки создают (эмитируют) деньги. Это деньги, конечно, не наличные, а безналичные. Они создаются банками в виде выдаваемых кредитов, называются кредитными. Также депозитными (поскольку кредиты размещаются на депозитных счетах банков).

Давайте посмотрим, что происходит в мире денег в нашей стране. Приведу некоторые цифры, для простоты я их округлил. Согласно последнему годовому отчету Банка России (за 2016 год), активы и пассивы баланса Центробанка были равны (трлн. руб.): на 31.12.2015 — 34,95; на 31.12.2016 — 28,97. Можно ожидать, что в этом году баланс Центробанка будет где-то около 30 трлн. руб. Большая часть пассивов Банка России — эмитированные им наличные и безналичные деньги. За исключением некоторых пассивов. Не будем мелочиться. Предположим, что суммарный объем всех эмитированных Банком России денег составляет 30 трлн. руб.

Банк России дает статистику денежной массы в нашей стране. Она измеряется несколькими показателями — М0, М1, М2 («денежные агрегаты»).

М0 — наличные деньги. Их объем на 1 сентября 2017 года составил 8,1 трлн. руб.

М1 — наличные деньги (М0) плюс переводные депозиты (деньги на счетах банков до востребования). Их объем составил 10,0 трлн. руб.

М2 — денежный агрегат М1 плюс деньги на счетах банков, положенные на срок (срочные депозиты). Их объем составил 39,4 трлн. руб.

Что же мы видим после сопоставления приведенных выше цифр? Денежная масса, измеренная показателем М2, примерно на 10 трлн. руб. больше, чем все пассивы Банка России, которые являют собой денежную эмиссию Центробанка.

Пищу для размышлений дают и некоторые другие сопоставления. На середину нынешнего года активы и пассивы всех депозитно-кредитных организаций, образующих банковский сектор экономики, составили 80 трлн. руб. Если исходить из того, что коммерческие банки — всего лишь «финансовые посредники», перераспределяющие созданные Центробанком деньги, тогда их пассивы и активы должны были быть равны 30 трлн. руб. Откуда взялось превышение на 50 трлн. руб.

Эти и иные подобные сопоставления приводят нас к простому выводу: денег в стране гораздо больше, чем тот объем, который создается Банком России. Т.е. деньги создаются (эмитируются) также коммерческими банками.

Вроде бы это не военная тайна. Но почему-то многие учебники по экономике или по дисциплине «Деньги, кредит, банки» обходят этот деликатный вопрос стороной. Все они (за редчайшим исключением) внушают, что банки — финансовые посредники. А при перечислении функций коммерческих банков авторы учебников зачастую забывают назвать самую главную — эмиссионную.

Наверное, авторы побаиваются признать, что банки занимаются деятельностью, которая запрещена законом. Ведь по сути это фальшивомонетничество в особо крупных масштабах. У нас согласно Уголовному кодексу РФ, человек может попасть за решетку на несколько лет, если он нарисует несколько банкнот и попытается использовать их в качестве платежного средства. А коммерческие банки у нас эмитируют суммы, измеряемые триллионами рублей, при этом никто на это не обращает внимание.

После долгих поисков все-таки обнаружил нескольких смельчаков, которые осторожно признали факт того, что коммерческие банки занимаются эмиссией денег. Вот, например, в учебнике Т. Агаповой читаем: «К числу экономических функций коммерческих банков относят: эмиссионную, распределительную, расчетную, контрольную и посредническую. Эмиссионная функция заключается в создании безналичных денег в экономике посредством кредитного механизма». (Агапова, Т. А. Макроэкономика: учеб. / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Сидоровича. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и Сервис, 2007. — С. 181).

Для желающих подробнее разобраться в том, как коммерческие деньги создают деньги, рекомендую познакомиться с учебником Кравцовой Г. И. и др. «Деньги, кредит, банки», который имеется в электронном виде в интернете.

Вот лишь один фрагмент из учебника, где констатируется, что коммерческие банки создают деньги наряду с Банком России: «Главной функцией банков является аккумулирование свободных денежных средств и их последующее размещение на возвратной основе. Средства, аккумулированные во вкладах, банки предоставляют в ссуду хозяйствующим субъектам, государству и населению, становясь их кредиторами.

В результате этого происходит мультипликация (умножение) депозитов, и общий объем средств на счетах экономических агентов увеличивается (подробнее этот процесс рассмотрен ниже). Последние используют полученные в кредит дополнительные средства для осуществления своих платежей. Таким образом, долговые требования банков к заемщикам превращаются в средства платежа — происходит так называемая „монетизация кредита“, то есть его превращение в дополнительные денежные средства в обращении».

А вот фрагмент из статьи «Эмиссия денег», размещенной в Википедии: «Если наличные деньги эмитирует только Центральный Банк, то безналичные деньги могут создаваться в частном порядке. Обычно это связано с выдачей кредитов. При этом передача безналичных средств между банками не может происходить без контроля Центрального Банка, а объёмы межбанковских переводов ограничены размером безналичных средств на корреспондентском счету банка плательщика. При недостаточности средств, банки прибегают к различным вариантам рефинансирования. Центральный Банк обычно гарантирует предоставление краткосрочных безналичных ссуд по цене ставки рефинансирования. Эффект увеличения денег в обороте за счёт выдачи кредитов называют банковским мультипликатором».

Итак, создание коммерческими банками триллионов рублей статья называет невинным термином «банковский мультипликатор». Этот термин встречается почти в любом учебнике по экономике. Иногда теме «банковского мультипликатора» посвящаются десятки страниц. Но прочтя их, бедный студент не постигает одного и самого главного: эти гигантские объемы денег, рождающихся в результате действия «банковских мультипликаторов, являются незаконными платежными средствами.

Мало того, что деятельность коммерческих банков незаконна, она еще может наносить гигантские ущербы экономике и стране. Именно за счет этих денег, например, происходит надувание «пузырей» на рынке недвижимости и финансовых рынках. Именно из-за этого возникает неполное покрытие обязательств коммерческих банков.

Итак, если мы хотим навести элементарный порядок в денежно-кредитной сфере страны, то необходимо вспомнить, что есть 71 и 75 статьи Конституции, которые определяют, что деньги в России может создавать только Центральный банк.

Комментарий редакции: Разумеется, достижение суверенитета России в финансово-экономической сфере, является насущной задачей. Но надо понимать следующее: российские коммерческие банки, отмывающие награбленное за рубежом, тоже выступают в роли своеобразных паразитов, выкачивающих из нашей страны миллиарды. Тем самым под удар со стороны западного капитала ставятся российские активы, обескровливается наша страна. Поэтому надо ставить вопрос о реальном государственном контроле над банковской системой, о её национализации. Но о государственных банках реальных, а не о тех, которые таковыми являются лишь по названию, а на деле являются частными лавочками.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Что такое эмиссия денег: цели, виды, последствия

31 октября 2019

Читать еще:  Дисконтированный отток денежных средств

Эмиссия денег – это сложный механизм регулирования инвестиционной активности. В России сложилась интересная ситуация: вам могут гарантировать возврат вклада через 10–15 лет, но никто ничего не говорит о покупательной способности рубля. Хотя тема затрагивает вопросы макроэкономики, инвестор обязан знать необходимый минимум.

Что такое эмиссия

  • кредитное, когда происходит рефинансирование коммерческих банков;
  • валютное, где Центробанк скупает и перепродает валюту;
  • фондовое, при котором эмиссионный банк выпускает-погашает и покупает-продает ценные бумаги (в основном облигации государственного займа).

Цели выпуска дополнительной денежной массы в оборот:

  • покрытие дефицита бюджета;
  • оживление экономики;
  • сглаживание диспропорции развития между отдельными отраслями;
  • перераспределение средств между производством и сферой обращения;
  • изменение емкости товарного рынка и потребительского спроса;
  • экспортируемая инфляция (секрет успеха США – когда валюта выкупается другой страной за счет дополнительно напечатанных местных денег).

Кто осуществляет эмиссию денег в РФ

Принципы эмиссионной политики в России

  • покупательная способность – одно из условий благосостояния жителей РФ;
  • стабильно низкая инфляция – предсказуемые условия для инвесторов, возможность роста экономики;
  • снижение экономической неопределенности – приход на рынок долгосрочных инвестиций;
  • плавающий валютный курс – способ адаптации экономики к глобальным экономическим потрясениям.

Решение об эмиссии принимается на основе комплексного анализа состояния экономики.

Особенности и порядок проведения

В России действует «Столыпинский клуб», в который входят экономисты, ученые, финансисты и предприниматели. Они:

  • разрабатывают стратегии роста экономики страны;
  • обосновывают влияние того или иного инструмента воздействия на инфляцию;
  • рекомендуют меры противодействия.

Со стороны кажется, что эмиссия в руках совета директоров ЦБ. Но решение принимается на основе научных рекомендаций и анализа макропоказателей экономики.

Оптимальный размер эмиссии определяется на основе кассовых оборотов кредитных организаций с учетом отдельных регионов РФ. Для этого используют ежедневный эмиссионный баланс.

Механизм действия

  • из уставного капитала;
  • из депозитов;
  • из кредитов ЦБ;
  • из кредитов, предоставленных другими банками;
  • из отчислений в резервный фонд;
  • из ресурсов под активные операции банка.

Когда ЦБ кредитует банк, тот вынужден использовать свободные средства (кредитуя производство и население).

ЦБ влияет на свободные средства путем покупки-продажи валюты и ценных бумаг. Так удается регулировать объем денежной массы.

До сих пор под эмиссией понимают много лишних пачек наличности. На самом деле, эмиссионных инструментов у государства как минимум 3. Можно влиять с помощью наличных, безналичных денег и ценных бумаг.

а

Наличных

  • территориальное управление. Распоряжается резервным фондом (по эмиссионному распоряжению ЦБ РФ);
  • РКЦ – расчетно-кассовый центр. В резервных фондах сохраняется запас (не учитывается в обращении). В оборотной кассе деньги выдаются и принимаются (когда сумма возвращенных денег больше выданных, излишки изымаются из оборота в резерв).

Безналичных денег

  • инвестиции;
  • увеличение оборотного фонда предприятий.

Механизм эмиссии безналичных средств происходит на основе банковского мультипликатора. Управляет процессом Центральный банк, коммерческие банки запускают процесс в работу (вне зависимости от собственного желания).

  1. Финансы увеличиваются, переходя с депозитного счета одного коммерческого банка к другому.
  2. В каждом отдельном банке увеличиваются привлеченные ресурсы, высвобождаются свободные средства.
  3. Эти дополнительные средства выдают под процент.

ЦБ также скупает валюту и ценные бумаги у коммерческих банков. Снова образуются свободные средства, которые выдают под кредитный договор.

Еще один способ – уменьшить ставку отчислений за предоставленные средства. В этом случае у банков также образуются свободные средства.

Ценных бумаг

ЦБ покупает государственные акции, в т. ч. на долгосрок. Данный способ удовлетворяет потребность инвесторов в «длинных» ресурсах. Для осуществления эмиссии нужны по возможности безрисковые активы, используемые в качестве залога в сделках РЕПО.

Последствия чрезмерной эмиссии

Остальные способы – под покупку иностранной валюты, под коммерческий (товарный) кредит – вызывают рост инфляции.

Заключение

Парадокс: США в очередной раз запускает печатный станок, но остается на плаву. Хотя при таком внешнем долге и инфляции государство просто обязано распасться на мелкие штаты. Большую роль здесь играет экспортная инфляция.

Жители бывшего СССР пережили несколько эмиссий, каждый раз теряя накопления. И хотя либеральные протестные движения в РФ кричат: #вэтойстраневсеплохо, ЦБ снижает учетную ставку, на бирже торгуются высокодоходные ОФЗ, а официальный уровень инфляции – 7 %. Считаете, что плохо живете? Велкам в/на Украину.

На сегодня все. Деньги – это всегда политика, интриги и сумасшедшие карьеры. Не пропустите новых статей: подписывайтесь и ставьте лайки. Удачи на финансовых рынках!

Что такое эмиссия денег: цели, виды, последствия

31 октября 2019

Эмиссия денег – это сложный механизм регулирования инвестиционной активности. В России сложилась интересная ситуация: вам могут гарантировать возврат вклада через 10–15 лет, но никто ничего не говорит о покупательной способности рубля. Хотя тема затрагивает вопросы макроэкономики, инвестор обязан знать необходимый минимум.

Что такое эмиссия

  • кредитное, когда происходит рефинансирование коммерческих банков;
  • валютное, где Центробанк скупает и перепродает валюту;
  • фондовое, при котором эмиссионный банк выпускает-погашает и покупает-продает ценные бумаги (в основном облигации государственного займа).

Цели выпуска дополнительной денежной массы в оборот:

  • покрытие дефицита бюджета;
  • оживление экономики;
  • сглаживание диспропорции развития между отдельными отраслями;
  • перераспределение средств между производством и сферой обращения;
  • изменение емкости товарного рынка и потребительского спроса;
  • экспортируемая инфляция (секрет успеха США – когда валюта выкупается другой страной за счет дополнительно напечатанных местных денег).

Кто осуществляет эмиссию денег в РФ

Принципы эмиссионной политики в России

  • покупательная способность – одно из условий благосостояния жителей РФ;
  • стабильно низкая инфляция – предсказуемые условия для инвесторов, возможность роста экономики;
  • снижение экономической неопределенности – приход на рынок долгосрочных инвестиций;
  • плавающий валютный курс – способ адаптации экономики к глобальным экономическим потрясениям.

Решение об эмиссии принимается на основе комплексного анализа состояния экономики.

Особенности и порядок проведения

В России действует «Столыпинский клуб», в который входят экономисты, ученые, финансисты и предприниматели. Они:

  • разрабатывают стратегии роста экономики страны;
  • обосновывают влияние того или иного инструмента воздействия на инфляцию;
  • рекомендуют меры противодействия.

Со стороны кажется, что эмиссия в руках совета директоров ЦБ. Но решение принимается на основе научных рекомендаций и анализа макропоказателей экономики.

Оптимальный размер эмиссии определяется на основе кассовых оборотов кредитных организаций с учетом отдельных регионов РФ. Для этого используют ежедневный эмиссионный баланс.

Механизм действия

  • из уставного капитала;
  • из депозитов;
  • из кредитов ЦБ;
  • из кредитов, предоставленных другими банками;
  • из отчислений в резервный фонд;
  • из ресурсов под активные операции банка.

Когда ЦБ кредитует банк, тот вынужден использовать свободные средства (кредитуя производство и население).

ЦБ влияет на свободные средства путем покупки-продажи валюты и ценных бумаг. Так удается регулировать объем денежной массы.

До сих пор под эмиссией понимают много лишних пачек наличности. На самом деле, эмиссионных инструментов у государства как минимум 3. Можно влиять с помощью наличных, безналичных денег и ценных бумаг.

а

Наличных

  • территориальное управление. Распоряжается резервным фондом (по эмиссионному распоряжению ЦБ РФ);
  • РКЦ – расчетно-кассовый центр. В резервных фондах сохраняется запас (не учитывается в обращении). В оборотной кассе деньги выдаются и принимаются (когда сумма возвращенных денег больше выданных, излишки изымаются из оборота в резерв).

Безналичных денег

  • инвестиции;
  • увеличение оборотного фонда предприятий.

Механизм эмиссии безналичных средств происходит на основе банковского мультипликатора. Управляет процессом Центральный банк, коммерческие банки запускают процесс в работу (вне зависимости от собственного желания).

  1. Финансы увеличиваются, переходя с депозитного счета одного коммерческого банка к другому.
  2. В каждом отдельном банке увеличиваются привлеченные ресурсы, высвобождаются свободные средства.
  3. Эти дополнительные средства выдают под процент.

ЦБ также скупает валюту и ценные бумаги у коммерческих банков. Снова образуются свободные средства, которые выдают под кредитный договор.

Еще один способ – уменьшить ставку отчислений за предоставленные средства. В этом случае у банков также образуются свободные средства.

Ценных бумаг

ЦБ покупает государственные акции, в т. ч. на долгосрок. Данный способ удовлетворяет потребность инвесторов в «длинных» ресурсах. Для осуществления эмиссии нужны по возможности безрисковые активы, используемые в качестве залога в сделках РЕПО.

Последствия чрезмерной эмиссии

Остальные способы – под покупку иностранной валюты, под коммерческий (товарный) кредит – вызывают рост инфляции.

Заключение

Парадокс: США в очередной раз запускает печатный станок, но остается на плаву. Хотя при таком внешнем долге и инфляции государство просто обязано распасться на мелкие штаты. Большую роль здесь играет экспортная инфляция.

Жители бывшего СССР пережили несколько эмиссий, каждый раз теряя накопления. И хотя либеральные протестные движения в РФ кричат: #вэтойстраневсеплохо, ЦБ снижает учетную ставку, на бирже торгуются высокодоходные ОФЗ, а официальный уровень инфляции – 7 %. Считаете, что плохо живете? Велкам в/на Украину.

На сегодня все. Деньги – это всегда политика, интриги и сумасшедшие карьеры. Не пропустите новых статей: подписывайтесь и ставьте лайки. Удачи на финансовых рынках!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector