Sofin-credit.ru

Деньги и работа
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетные денежные средства это

Проблемы определения бюджетных средств


Проблемы определения бюджетных средств

В настоящее время подавляющее большинство санкций, взыскиваемых органами государственного финансового контроля, налагается за нецелевое использование бюджетных средств. Бюджетным кодексом Российской Федерации введено понятие «нецелевое использование бюджетных средств», под которым подразумеваются направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Такое нарушение может повлечь за собой не только наложение на организацию соответствующих штрафных санкций, но и привлечение к административной и уголовной ответственности виновных должностных лиц.

В то же время понятие «бюджетные средства» в действующем законодательстве отсутствует. Между тем четкая установленная законом дефиниция данного термина была бы весьма полезна для разрешения значительного количества споров, возникающих при осуществлении государственными органами своих контрольных функций. В частности, вот уже несколько лет разногласия вызывает вопрос о том, когда эти функции начинаются и когда заканчиваются. Ответить однозначно на этот вопрос в настоящее время невозможно. Действительно, до какого этапа, например, средства бюджетной ссуды являются бюджетными — на стадии их выделения Минфином России получателю бюджетной ссуды либо при осуществлении получателем своих обязательств посредством передачи части средств бюджетной ссуды контрагентам по договорам. При осуществлении закупок для государственных нужд процедура осуществления поставок также может быть многоступенчатой, включая несколько договоров, заключаемых со ссылкой на государственный контракт.

Не однозначен также ответ на вопрос: когда возникают бюджетные средства — с момента их зачисления на счет учета доходов федерального бюджета либо еще на стадии выполнения налогоплательщиком своей обязанности? В случае если речь идет о неналоговых доходах — с момента платы за аренду имущества, находящегося в государственной собственности, либо платы за выдаваемые паспорта, либо с момента зачисления уплаченных средств в доход федерального бюджета?

Первое, что можно сказать: бюджетные средства — это денежные средства, находящиеся в собственности федерального бюджета, то есть средства, размещенные на счетах соответствующего бюджета.

С гражданско-правовой точки зрения право собственности на безналичные (находящиеся на банковских счетах) денежные средства трактуется юристами по-разному. Одни утверждают, что в период «нахождения» денег на счете объект права собственности владельца счета (до внесения вклада — это наличные деньги) трансформируется в объект имущественного права — в право требовать от банка выдать денежную сумму или совершить расчетную операцию. Это право основано на обязательстве по договору банковского счета. При этом владелец счета является не собственником денег, а обладателем имущественного права. Есть иная, более распространенная точка зрения, согласно которой владелец счета сохраняет право собственности на деньги, помещенные на счет. В период «нахождения» денег на счете юридическая природа денег не меняется, они существуют временно в безналичной форме.

Для той ситуации, когда на счете по учету расходов бюджета находятся средства, «зарезервированные» за получателями средств федерального бюджета на основании закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а в роли банка выступает федеральное казначейство, гражданско-правовые нормы действовать не могут, так как правоотношения по доведению бюджетных ассигнований являются, по своей сути, публичными отношениями власти и подчинения и регулируются нормами соответствующего законодательства. Системообразующим нормативно-правовым актом бюджетного законодательства в настоящее время является Бюджетный кодекс Российской Федерации, статьей 1 которого установлено, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. С точки зрения Бюджетного кодекса Российской Федерации, до момента, пока денежные средства существуют в системе счетов федерального казначейства, они, безусловно, являются бюджетными средствами, и регулирование их использования осуществляется нормами бюджетного законодательства.

Обычное бюджетное финансирование (речь идет, например, о таких формах расходов бюджетов, как ассигнования на содержание бюджетных учреждений, о трансфертах населению) представляет собой движение средств по системе лицевых счетов в органах федерального казначейства, открытых на счете по учету средств федерального бюджета в учреждении Банка России и, в силу вышесказанного, является полностью подлежащим контролю со стороны уполномоченных государственных органов. Все участники данного процесса имеют дело, без сомнения, с бюджетными средствами вплоть до конечной стадии — оплаты платежных документов, представленных бюджетным учреждением в территориальный орган федерального казначейства,

Кроме планового финансирования, существуют такие формы осуществления государственных расходов, как субсидии, субвенции и дотации. Их определение дано в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Что касается дотаций, то данные средства могут существовать только в доходах либо расходах бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, то есть всегда являются бюджетными средствами. Поскольку не определяется целевой характер предоставления данных средств, необходимости сквозного контроля за их использованием не возникает. Дотация, будучи переданной, например, из федерального бюджета в бюджет субъекта Федерации, учитывается как собственный доход бюджета субъекта Федерации и далее используется в соответствии с целевым назначением, установленным нормативным актом о бюджете данного субъекта Федерации.

Субвенции и субсидии, во-первых, имеют целевой характер, и, во-вторых, могут быть переданы физическому или юридическому лицу. В силу прямого указания закона средства субвенций и субсидий, уже перечисленные на счет такого лица, все-таки остаются бюджетными. Это подтверждается как приведенной выше нормой Бюджетного кодекса Российской Федерации, так и целевым характером данных средств. Они не могут быть израсходованы на цели, иные, чем предусмотренные при их выделении. С точки зрения контроля, основное отличие субвенций и дотаций от планового финансирования по смете бюджетного учреждения заключается в порядке использования бюджетных средств. В связи с этим необходимо пояснить, что использование бюджетных средств по смете бюджетного учреждения контролируется не только с точки зрения целевого использования (на цели, предусмотренные бюджетной росписью и по соответствующему коду экономической классификации бюджетов Российской Федерации), но и с точки зрения процедуры использования (в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, при соблюдении условия предварительного учета бюджетных обязательств и т.п.).

Наиболее четко это изложено в письме Минфина России от 16.04.1996 N 3-А2-02 «О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета», в соответствии с которым под нецелевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.

При использовании субвенций и дотаций с точки зрения контроля значение имеет исключительно их целевое использование. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования и в случаях их неиспользования в установленные сроки подлежат возврату в бюджет.

Сама процедура реализации целей предоставления субсидий и субвенций бюджетным законодательством не регламентирована, то есть данные средства, оставаясь бюджетными, допускают достаточно большую степень свободы при обращении с ними. Тем не менее, как сказано выше, средства субвенций и субсидий являются бюджетными, и их получатель подлежит ответственности за целевое использование и возврат данных средств по нормам бюджетного законодательства.

Сложнее обстоит дело с такими формами выполнения государственных расходов, как бюджетный кредит. Статья 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетным учреждением, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений Кодекса и иных нормативных актов. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является обеспечение заемщиком исполнения своего обязательства по возврату.

Иными словами, закон прямо указывает, что предоставление бюджетного кредита регулируется нормами гражданского законодательства. В данном случае средства опять перечисляются на счет юридического или физического лица, а характер их использования определяется в договорном порядке. Таким образом, при предоставлении бюджетного кредита после списания со счета по учету средств бюджета и зачисления на счет получателя кредита денежные средства перестают быть бюджетными, и ответственность получателя определяется договором и гражданским законодательством. Это подтверждается также и тем, что в этом случае закон требует обязательного обеспечения кредита, так как иной возможности гарантировать возврат средств кредита у государства нет. Необходимо заметить, что полномочия по контролю за целевым использованием кредита со стороны государственных органов и соответствующие штрафные санкции могут быть предусмотрены договором, но механизм их реализации является гражданско-правовым.

В то же время исходя из действующей практики ответ на вопрос о природе средств бюджетного кредита неоднозначен. Так, бытует мнение, что бюджетные средства остаются бюджетными и при оформлении бюджетного кредита, так как речь идет всего лишь о передаче данных средств в управление. Подход объясним с точки зрения логики, но в данном случае из закона следует иное. Отношения по предоставлению кредита регулируются нормами главы 42 «Заем и кредит» Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В силу указания ст. 819 о применении к отношениям по кредитному договору правил договора займа рассмотрим ст. 807 ГК РФ. В ней установлено, что по договору займа одна сторона передает в собственность другой стороне деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а последняя обязуется возвратить такую же сумму денег или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Иными словами, происходит переход собственности, и денежные средства (в случае бюджетного кредита) из собственности казны Российской Федерации переходят в собственность заемщика.

Бюджет денежных средств

Определение

Бюджет денежных средств (англ. Cash Budget) – это финансовый документ, в процессе подготовки которого оцениваются и сопоставляются входящие и исходящие денежные потоки, а также рассчитывается баланс денежных средств на конец бюджетного периода. Это осуществляется с целью определения профицита или дефицита денежных средств в бюджетном периоде, и для выявления кассовых разрывов. Другими словами, разработка бюджета денежных средств является неотъемлемым элементом финансового планирования.

Например, если в будущем ожидается возникновения кассового разрыва, менеджеры могут разработать комплекс мероприятий для его устранения (изменить кредитную политик или привлечь краткосрочное финансирование). При профиците бюджета излишек денежных средств, напротив, может быть направлен на погашение кредитов или для приобретения краткосрочных финансовых инвестиций.

Назначение и структура бюджета денежных средств

Назначение

Бюджет денежных средств представляет собой подробное постатейное описание источников поступления и использования денежных средств в бюджетном периоде. Он составляется для определения того, будет ли операционная, финансовая и инвестиционная деятельность генерировать достаточный денежный поток для удовлетворения прогнозируемой потребности в денежных средствах.

Связь с другими бюджетами

Входящие данные, необходимые для разработки, поступают из других бюджетов, например, бюджета продаж, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет прямых материальных затрат и т.д. В свою очередь, данные бюджета денежных средств используются при подготовке финансового бюджета, в котором детализируются денежные потоки, связанные с инвестициями, долговыми обязательствами, расходами на выплату процентов и доходы в виде процентов по инвестициям.

Пример структуры

Бюджет денежных средств состоит из двух логических частей:

  • источники денежных средств;
  • направления использования денежных средств.

Примерами источников являются: денежная выручка от реализации продукции, поступления от инкассации дебиторской задолженности, поступления от продажи необоротных активов, поступления от привлечения краткосрочного и долгосрочного финансирования, доходы от инвестиций и т.д.

Основными направлениями использования обычно являются: прямые сырье и материалы, прямые затраты на оплату труда, производственные накладные расходы, административные и сбытовые расходы, расходы на приобретение необоротных активов, возврат краткосрочного и долгосрочного финансирования, расходы на выплату процентов, выплата дивидендов и т.д.

Форма бюджета денежных средств должна включать баланс на начало и конец периода, а также в ней должен быть указан чистый приток (отток) денежных средств за бюджетный период, как показано в примере ниже.

Пример

Продажи ОАО «Стилтрейд ЛЛС» в первом квартале планируются на следующем уровне.

Ожидается, что 50% дебиторской задолженности погашается в месяце, в котором была осуществлена продажа, 40% в следующем месяца, а 10% через месяц. При этом продажи в кредит в ноябре составили 2 800 тыс. у.е., а в декабре 3 200 тыс. у.е.

Прямые затраты на сырь и материалы запланированы на уровне 20% от выручки от реализации, прямые затраты на оплату труда 15%, производственные накладные расходы 25%, административные расходы 10%, расходы на сбыт 5%.

Выплата процентов по кредитам ожидается на уровне 55 тыс. у.е. в месяц, в феврале запланирована выплата дивидендов на сумму в 1 450 тыс. у.е., а остаток денежных средств на 1 января составляет 125 тыс. у.е.

Таким образом, бюджет денежных средств ОАО «Стилтрейд ЛЛС» на первый квартал будет выглядеть следующим образом.

Денежные потоки за январь

Баланс на начало периода = 125 тыс. у.е.

Наличные продажи = 600 тыс. у.е.

Инкассация дебиторской задолженности за январь = (3 500 — 600) × 50% = 1 450 тыс. у.е.

Инкассация дебиторской задолженности за декабрь = 3 200 × 40% = 1 280 тыс. у.е.

Инкассация дебиторской задолженности за ноябрь = 2 800 × 10% = 280 тыс. у.е.

Прямые сырье и материалы = 3 500 × 25% = 875 тыс. у.е.

Прямые затраты на оплату труда = 3 500 × 30% = 1 050 тыс. у.е.

Производственные накладные расходы = 3 500 × 15% = 525 тыс. у.е.

Административные расходы = 3 500 × 10% = 350 тыс. у.е.

Расходы на сбыт = 3 500 × 5% = 175 тыс. у.е.

Расходы на выплату процентов = 55 тыс. у.е.

Чистый приток (отток) денежных средств = 600 + 1 450 + 1 280 + 280 — 875 — 1 050 — 525 — 350 — 175 — 55 = 580 тыс. у.е.

Баланс на конец периода = 125 + 580 = 705 тыс. у.е.

Денежные потоки за февраль

Баланс на начало периода = 705 тыс. у.е.

Наличные продажи = 500 тыс. у.е.

Инкассация дебиторской задолженности за февраль = (3 200 — 500) × 50% = 1 350 тыс. у.е.

Инкассация дебиторской задолженности за январь = (3 500 — 600) × 40% = 1 160 тыс. у.е.

Инкассация дебиторской задолженности за декабрь = 3 200 × 10% = 320 тыс. у.е.

Прямые сырье и материалы = 3 200 × 25% = 800 тыс. у.е.

Прямые затраты на оплату труда = 3 200 × 30% = 960 тыс. у.е.

Производственные накладные расходы = 3 200 × 15% = 480 тыс. у.е.

Административные расходы = 3 200 × 10% = 320 тыс. у.е.

Расходы на сбыт = 3 200 × 5% = 160 тыс. у.е.

Расходы на выплату процентов = 55 тыс. у.е.

Выплата дивидендов = 1 450 тыс. у.е.

Чистый приток (отток) денежных средств = 500 + 1 350 + 1 160 + 320 — 800 — 960 — 480 — 320 — 160 — 55 — 1 450 = 895 тыс. у.е.

Баланс на конец периода = 705 — 895 = -190 тыс. у.е.

Денежные потоки за март

Баланс на начало периода = -190 тыс. у.е.

Наличные продажи = 800 тыс. у.е.

Инкассация дебиторской задолженности за март = (3 900 — 800) × 50% = 1 550 тыс. у.е.

Инкассация дебиторской задолженности за февраль = (3 200 — 500) × 40% = 1 080 тыс. у.е.

Инкассация дебиторской задолженности за январь = (3 500 — 600) × 10% = 290 тыс. у.е.

Прямые сырье и материалы = 3 900 × 25% = 975 тыс. у.е.

Прямые затраты на оплату труда = 3 900 × 30% = 1 170 тыс. у.е.

Производственные накладные расходы = 3 900 × 15% = 585 тыс. у.е.

Административные расходы = 3 900 × 10% = 390 тыс. у.е.

Расходы на сбыт = 3 900 × 5% = 195 тыс. у.е.

Расходы на выплату процентов = 55 тыс. у.е.

Чистый приток (отток) денежных средств = 800 + 1 550 + 1 080 + 290 — 975 – 1 170 — 585 — 390 — 195 — 55 = 350 тыс. у.е.

Баланс на конец периода = -190 — 350 = 160 тыс. у.е.

Как можно видеть, выплата дивидендов в феврале приведет к возникновению кассового разрыва, для покрытия которого менеджмент компании должен будет привлечь дополнительное внешнее финансирование.

Глоссарий

Администратор доходов бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющий(ее): — контроль за правильностью исчисления, — полнотой и своевременностью уплаты, — начисление, — учет, — взыскание, — принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджет

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций государства (федеральный и региональный уровень) и местного самоуправления (местный уровень). 2. Представляет собой главный финансовый документ страны (региона, муниципалитета, поселения), утверждаемый органом законодательной власти соответствующего уровня управления.

Бюджет государственного внебюджетного фонда

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Бюджет консолидированный

Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов). Консолидированным может быть бюджет на местном уровне (свод бюджета муниципального образования и бюджетов входящих в него поселений), региональном (свод бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований), федеральном (свод всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Бюджет муниципального образования

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. 2. Основной финансовый документ муниципального образования, поселения на текущий финансовый год, принимаемый высшим законодательным органом местного самоуправления.

Бюджетная классификация

Группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов.

Бюджетная роспись

Документ, который составляется и ведется: — ГРБС – в целях исполнения бюджета в части расходов; — Главным администратором источников финансирования дефицита бюджета — в целях исполнения бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная система Российской Федерации

Совокупность всех бюджетов в РФ: федерального, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная смета

Документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетная смета представлена в разрезе кодов бюджетной классификации расходов.

Бюджетное обязательство

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные ассигнования

Предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Бюджетные инвестиции

Средства бюджета, направленные на приобретение, модернизацию государственного (муниципального) имущества.

Бюджетный процесс

Деятельность по подготовке проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджет субъекта Российской Федерации

1. Фонд денежных средств субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ может быть: — собственно бюджет региона – фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ; — консолидированный – включает в себя бюджет региона и бюджеты муниципальных образований, входящих в состав данного региона. 2. Основной финансовый документ региона на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Бюджет федеральный

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения государства. 2. Основной финансовый документ страны на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Ведомственная структура расходов бюджета

Распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ.

Внешний долг

Долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в иностранной валюте.

Внутренний долг

Долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте РФ (рублях).

Главный администратор доходов бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, имеющий(ее) в своем ведении администраторов доходов бюджета.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, напрямую получающий(ее) средства из бюджета и наделенный правом распределять их между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Государственная или муниципальная гарантия

Вид долгового обязательства государства (муниципального образования). Предполагает обязанность государства (муниципального образования) уплатить кредитору (бенефициару) определенную денежную сумму за должника (принципала) за счет средств соответствующего бюджета при наступлении гарантийного случая.

Государственная программа

Система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственное (муниципальное) задание

Документ, содержащий требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственные (муниципальные) услуги (работы)

Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями.

Государственный (муниципальный) долг

Обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, принятые на себя субъектом РФ (муниципальным образованием).

Дефицит бюджета

Превышение расходов бюджета над его доходами.

Дотации

Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования.

Доходы бюджета

Поступающие от населения, организаций, учреждений в бюджет денежные средства в виде: — налогов; — неналоговых поступлений (пошлины, доходы от продажи имущества, штрафы и т.п.); — безвозмездных поступлений; — доходов от предпринимательской деятельности бюджетных организаций. Кредиты, доходы от выпуска ценных бумаг, полученные государством (органами местного самоуправления), не включаются в состав доходов.

Единый счет бюджета

Счет (совокупность счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета

Средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита (кредиты банков, кредиты от других уровней бюджетов, кредиты финансовых международных организаций, ценные бумаги, иные источники).

Казенное учреждение

Государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Лимиты бюджетных обязательств

Объем прав (в денежном выражении) по принятию и исполнению казенным учреждением бюджетных обязательств в текущем финансовом году и плановом периоде.

Межбюджетные отношения

Взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты

Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету.

Непрограммные расходы

Расходные обязательства, не включенные в государственные программы.

Обоснование бюджетных ассигнований

Документ, содержащий информацию о бюджетных средствах в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).

Отчетный финансовый год

Год, предшествующий текущему финансовому году.

Очередной финансовый год

Год, следующий за текущим финансовым годом.

Плановый период

Два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Получатель бюджетных средств (ПБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или находящееся в ведении ГРБС казенное учреждение, имеющий(ее) право на исполнение своих функций за счет средств соответствующего бюджета.

Профицит бюджета

Превышение доходов бюджета над его расходами.

Публично-правовое образование

— Российская Федерация (федеральное государство) в целом; — Субъекты РФ — республики, края, области, города федерального подчинения, автономные области, автономные округа; — Муниципальные образования.

Публичные обязательства

Обязательства публично-правового образования, вытекающие из нормативных актов (законов, постановлений, распоряжений и др.), перед населением, организациями, другими публично-правовыми образованиями.

Распорядитель бюджетных средств (РБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или казенное учреждение, наделенный(ое) правом распределять полученные средства бюджета между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Расходное обязательство

Обязанность публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному уровню бюджета, международной организации средства из соответствующего бюджета.

Расходы бюджета

Выплачиваемые из бюджета денежные средства.

Сводная бюджетная роспись

Документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Текущий финансовый год

Год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Участники бюджетного процесса

Субъекты, осуществляющие деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Финансовый орган

На федеральном уровне – Министерство финансов Российской Федерации. На уровне субъекта РФ – органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (министерства финансов, департаменты финансов, управления финансов и др.). На местном уровне – органы (должностные лица) местных администраций, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (департаменты финансов, управления финансов, финансовые отделы и др.).

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Комягин Дмитрий Львович

Заместитель начальника отдела развития федерального казначейства Минфина России. Специалист в области финансового права.

Родился 30 марта 1969 г. в Москве. Окончил Московскую государственную юридическую академию (МГЮА).

В настоящее время подавляющее большинство санкций, взыскиваемых органами государственного финансового контроля, налагается за «нецелевое использование бюджетных средств». Это понятие введено Бюджетным кодексом Российской Федерации и означает направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Данные условия определяются утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием. Нецелевое использование бюджетных средств может повлечь за собой не только наложение на организацию соответствующих штрафных санкций, но и административную или уголовную ответственность виновных должностных лиц.

Хотя определение того, что подразумевается под «бюджетными средствами», в действующем законодательстве отсутствует, четкая, установленная законом дефиниция данного термина была бы весьма полезна для разрешения значительного количества споров, возникающих при осуществлении государственными органами своих контрольных функций. В частности, вот уже несколько лет непрерывные разногласия вызывает вопрос о том, когда эти функции начинаются и в какой момент заканчиваются. Ответить на него однозначно реалии действующей финансово — экономической системы не позволяют. Непонятно, когда, например, средства бюджетной ссуды перестают быть «бюджетными» — на стадии выделения их Минфином России получателю бюджетной ссуды либо уже на стадии осуществления получателем своих обязательств посредством передачи части средств бюджетной ссуды контрагентам по договорам. При выполнении закупок для государственных нужд процедура осуществления поставок также может быть многостадийной, включая каскад договоров, заключаемых со ссылкой на государственный контракт.

Точно так же неоднозначен ответ на вопрос о том, когда возникают «бюджетные средства»: с момента зачисления их на счет по учету доходов федерального бюджета либо еще на стадии выполнения своей обязанности плательщиком налога или сбора. А если речь идет о неналоговых доходах, то, может быть, с момента платы за аренду имущества, находящегося в государственной собственности, либо платы за выдаваемые паспорта или с момента зачисления уплаченных средств в доход федерального бюджета?

Прежде всего, бюджетные средства — это денежные средства, находящиеся в собственности федерального бюджета, т.е. средства, размещенные на счетах соответствующего бюджета.

С гражданско — правовой точки зрения право собственности на безналичные (находящиеся на банковских счетах) денежные средства трактуется юристами по-разному. Некоторые утверждают, что в период «нахождения» денег на счете объект права собственности владельца счета (до внесения вклада — наличные деньги) трансформируется в объект имущественного права. Это право основано на обязательстве по договору банковского счета. Владелец счета при этом является не собственником денег, а обладателем имущественного права и соответственно может требовать от банка выдать денежную сумму или совершить расчетную операцию. Есть и иное, более распространенное мнение, согласно которому владелец счета сохраняет право собственности на деньги, помещенные в банк. В период «нахождения» денег на счете их юридическая природа не меняется, деньги существуют временно в безналичной форме.

В ситуации, когда на счете по учету расходов бюджета находятся средства, «зарезервированные» за получателями средств федерального бюджета на основании закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а в роли банка выступает федеральное казначейство, гражданско — правовые нормы действовать не могут, так как правоотношения по доведению бюджетных ассигнований по своей сути являются публичными отношениями власти и подчинения и регулируются нормами соответствующего законодательства. Системообразующим нормативно — правовым актом бюджетного законодательства в настоящее время является Бюджетный кодекс РФ, в ст. 1 которого установлено, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно Бюджетному кодексу пока денежные средства существуют в системе счетов федерального казначейства, они безусловно являются бюджетными средствами и регулирование их использования осуществляется в соответствии с нормами бюджетного законодательства.

Обычное бюджетное финансирование (речь идет о таких формах расходов бюджетов, как, например, ассигнования на содержание бюджетных учреждений, трансферты населению) представляет собой движение средств по системе лицевых счетов в органах федерального казначейства, открытых на счете по учету средств федерального бюджета в учреждении Банка России, и в силу вышесказанного является полностью подконтрольным уполномоченным государственным органам. Все участники данного процесса имеют дело несомненно с бюджетными средствами вплоть до конечной стадии — оплаты платежных документов, представленных бюджетным учреждением в территориальный орган федерального казначейства.

Помимо планового финансирования существуют такие формы осуществления государственных расходов, как субсидии, субвенции и дотации.

Их определения даны в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ:
— дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
— субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
— субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации могут существовать только в доходах либо расходах бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, т.е. всегда являются бюджетными средствами. При этом необходимости сквозного контроля за их использованием не возникает, поскольку не определяется целевой характер предоставления данных средств. Дотация, будучи переданной, например, из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, учитывается как его собственный бюджетный доход и далее используется в соответствии с целевым назначением, установленным нормативным актом о бюджете данного субъекта РФ.

Субвенции и субсидии, во-первых, имеют целевой характер и, во-вторых, могут быть переданы физическому или юридическому лицу.

В силу прямого указания закона средства субвенций и субсидий, уже перечисленные на счет таких лиц, все-таки остаются бюджетными.

Это подтверждается как приведенной выше нормой Бюджетного кодекса РФ, так и целевым характером данных средств. Они не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные при их выделении. С точки зрения контроля основное отличие субвенций и субсидий от планового финансирования по смете бюджетного учреждения заключается в порядке использования бюджетных средств. В связи с этим необходимо пояснить, что использование бюджетных средств по смете бюджетного учреждения контролируется не только в целевом аспекте (на цели, предусмотренные бюджетной росписью и по соответствующему коду экономической классификации бюджетов Российской Федерации), но и в аспекте процедурном (в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, при соблюдении условия предварительного учета бюджетных обязательств и т.п.).

Наиболее четко это изложено в письме Минфина России от 16 апреля 1996 г. N 3-А2-02 «О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета», в соответствии с которым под нецелевым использованием указанных средств следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.

При предоставлении субвенций и субсидий контролируют в основном их целевое использование. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам — предпринимателям допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования и неиспользования в установленные сроки подлежат возврату в бюджет.

Сама процедура реализации целей, для которых предоставляются субсидии и субвенции, бюджетным законодательством не регламентирована, т.е. данные средства, оставаясь бюджетными, допускают достаточно большую степень свободы при обращении с ними. Тем не менее, как сказано выше, средства субвенций и субсидий являются бюджетными и их получатель несет ответственность за целевое использование и возврат данных средств по нормам бюджетного законодательства.

Сложнее обстоит дело с такими формами выполнения государственных расходов, как бюджетный кредит. В ст. 76 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетным учреждением, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений Кодекса и иных нормативных актов. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является обеспечение заемщиком исполнения своего обязательства по возврату.

Итак, закон прямо указывает, что предоставление бюджетного кредита регулируется нормами гражданского законодательства. Средства в данном случае опять перечисляются на счет юридического или физического лица, а характер их использования определяется в договорном порядке.

Таким образом, при предоставлении бюджетного кредита после списания его со счета по учету средств бюджета и зачисления на счет получателя денежные средства перестают быть бюджетными и ответственность получателя определяется договором и гражданским законодательством.

Это подтверждается также и тем, что в этом случае закон требует обязательного обеспечения кредита, так как у государства нет иной возможности гарантировать возврат кредитных средств. Необходимо заметить, что контроль за целевым использованием кредита со стороны государственных органов и соответствующие штрафные санкции могут быть предусмотрены договором, но механизм их реализации является гражданско — правовым.

В то же время ответ на вопрос о природе средств бюджетного кредита исходя из действующей практики неоднозначен. Например, позиция Минфина России состоит в том, что бюджетные средства остаются таковыми и при оформлении бюджетного кредита, так как речь идет всего лишь о передаче данных средств в управление. Подход достаточно логичный, но в данном случае из закона вытекает иное. Отношения по предоставлению кредита регулируются нормами гл. 42 «Заем и кредит» ГК РФ. В силу указания ст. 819 о применении к отношениям по кредитному договору правил договора займа рассмотрим ст. 807 ГК РФ. Здесь установлено, что по договору займа одна сторона передает в собственность другой стороне деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а последняя обязуется возвратить такую же сумму денег или равное количество других полученных ею вещей того же рода и качества. Иными словами, происходит переход собственности и, следовательно, денежные средства в случае бюджетного кредита из собственности казны Российской Федерации переходят в собственность заемщика.

Право, теория и понятие права

Основные понятия бюджетного права в настоящее время определены в
бюджетном законодательстве РФ. Ниже в виде таблицы представлены
легальные определения таких понятий и терминов.

Понятие

‘•°’: Определение

Бюджет

— форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. При этом бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность эко­номических отношений, возникающих в процессе создания, рас­пределения и использования государственного централизованно­го фонда денежных средств

Кон солидиро ванн ы й бюджет

— свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответст­вующей территории

Государственный внебюджетный фонд

— форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ

Доходы бюджета

— денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной вла­сти субъектов РФ и органов местного самоуправления

Расходы бюджета

— денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

Дефицит бюджета

— превышение расходов бюджета над его доходами

Профицит бюджета

— превышение доходов бюджета над его расходами

Дотации

— бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уров­ня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

Субвенция

— бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уров­ня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвоз­мездной и безвозвратной основах на осуществление определен­ных целевых расходов

Субсидия

— бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уров­ня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

Бюджетная система Российской Федерации

— основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность феде­рального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Бюджетный процесс

— регламентируемая нормами права деятельность органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления и участ­ников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных вне­бюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением

Понятие

Определение

Бюджетная роспись

— документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефици­та бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассиг­нований между получателями бюджетных средств и составляе­мый в соответствии с бюджетной классификацией РФ

Бюджетные ассигнования

— бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств

Минимальные государственные социальные стандарты

— государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государ­ством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ

Минимальная бюджетная обеспеченность

— минимально допустимая стоимость государственных или муни­ципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых ор­ганами государственной власти или органами местного само­управления в расчете на душу населения за счет средств соответ­ствующих бюджетов

Государственный или муниципальный долг

— обязательства, возникающие из государственных или муници­пальных займов (заимствований), принятых на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц

Внешний долг

— обязательства, возникающие в иностранной валюте

Внутренний долг

— обязательства, возникающие в валюте РФ

Бюджетный кредит

— форма финансирования бюджетных расходов, которая преду­сматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах

Целевой иностранный кредит (заимствование)

— форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований РФ, которая преду­сматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностран­ные кредиты включают связанные кредиты правительств ино­странных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций

Связанные кредиты пра­вительств иностранных государств, банков и фирм

— форма привлечения средств на возвратной и возмездной осно­вах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств прави­тельств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций

— форма привлечения средств на возвратной и возмездной осно­вах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций

Понятие

Определение

Бюджетная ссуда

— бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года

Государственный или муниципальный заем (заимствование)

— передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа

Читать еще:  Подарить деньги сотруднику
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector